Мудрость – понимание знания и жизни человека
Что такое мудрость?
Мудрость – это совокупность накопленного опыта, знаний, качеств и понимания, с помощью которых человек способен поступать и жить правильно. Под мудростью понимается не просто случайные накопленные знания, опыт, качества или понимание разных вещей, а именно жизненные знания, которые позволяют отличать истину от лжи, правильное от неправильного, верный путь от дурного. Такие знания дают возможность наперед предугадывать возможность развития событий, просто из-за осознания законов жизни и природы людей.
Мудрость это также качество, присущее человеку, обладающему пониманием себя и окружающего мира. Мудрость проявляется в способности принимать верные решения и жить в соответствии с одухотворенной логикой, тем самым достигая счастливого состояния бытия. Избегать различных страданий с помощью мудрости, человек способен определяя то, что принесет ему радость, и то, что принесёт ему страдания в долгосрочной перспективе, а не прямо здесь и сейчас. Уподобляясь таким образом садовнику, который долгое время заботясь о саде, в конечном итоге наслаждается плодами своего труда.
Итак, мудрость – это:
- знания
- понимание
- опыт
- качества
Проявление этих факторов в совокупности определяют мудрого человека, который не только говорит мудрые вещи, но и поступает мудро. Такому человеку действовать мудро – свойственно, то есть ему не приходиться ни напрягаться, ни притворяться, ни обманывать кого-бы то ни было. Он просто такой на самом деле.
Тот, кто сохраняет спокойствие даже среди страданий всех трех видов и не ликует в счастье, и кто свободен от привязанностей, страха и гнева, именуется мудрецов, ум которого уравновешен.
Бхагават-Гита. 2.56
Как обрести мудрость?
Сколько бы мудрых слов ты ни прочел, сколько бы ни произнес, какой тебе от них толк, коль ты не применяешь их на деле?
Сиддхартха Гаутама
Процесс постижения мудрости заключается в обучении, применении знаний, анализе, размышлений, общении, дисциплине. Только хороший ученик способен стать учителем. Только тот, кто стремился постичь мудрость, становится мудрецом. Человек, который игнорировал процесс постижения, может только на время притвориться мудрым человеком, но от этого он не получит ничего хорошего, кроме насмешек. На востоке говорят о таких людях, как об ослах, голос которых всех раздражает, но от этого они не перестают его издавать.
Приобрести мудрость способен только человек готовый учиться и стремящийся к этому. Постижение знаний лежит в основе мудрости, потому что только с помощью обладания знания, человек способен правильно интерпретировать полученный опыт и преобразовать его в привычки и качества, что сформирует характер мудрого человека. Отказ от знаний приведет к неспособности человека определять причины и следствия, правильные поступки, от неправильных. Не научит отказ от изучения также и необходимым для приобретения мудрости качеств и добродетелей.
— Чем умный отличается от мудрого? — спросили у Раневской.
— Умный знает, как выпутаться из трудного положения, а мудрый никогда в него не попадает.
Фаина Георгиевна Раневская
Самый просто путь обретения мудрости – это обучение уже преуспевшего на этом пути мудреца. Это самый быстрый, надежный и эффективный метод, который позволит пройти путь достаточно быстро. Главная сложность заключается в том, чтобы найти такого человека и сделать так, чтобы он согласился на обучение. Однако, посвятив себя такому пути, человек очень быстро обретает знания, опыт и благоразумие, которые скоро сами вручают ему мудрость.
Все эти качества необходимы не только для правильного поведения и понимания, но и для возможности восприятия мира таким образом, который позволит человеку по-настоящему занять положение мудреца. Без этих качеств, человеку никогда не удастся постичь мудрость.
Помимо приобретения знаний, человек должен приобретать разнообразные добродетели, качества и совершать действия, такие как:
- смирение
- терпение
- внимательность
- чистота
- постоянство
- самодисциплина
- владение чувствами
- простота
- бесстрашие
- мягкость
- способность прощать
- правдивость
- отсутствие привязанности
- невозмутимость
- отказ от тщеславия, высокомерия, алчности, насилия и излишних материальных благ
Культивирование таких качеств лежит в области работы над собой, развитие своего внутреннего «Я» и отказе от вредных привычек и качеств. Работа над собой – достаточно трудный процесс, во время которого человеку придется отказаться от значительной части того, что он считает собой. Это относиться как к определенной манере поведения, взглядам и привычкам, так и восприятии себя. Для постижения мудрости, следует смиренно, подобно ученику быть готовым впитывать знания и следовать им, не отклоняясь от них. Такой путь называют дисциплиной, и он даёт возможность менять себя.
Для приобретения мудрости человеку понадобиться достаточно много времени и усилий. Очень часто мудрость обретается ближе к старости, так как только к этому времени она приходит. Однако, если приложить достаточно усилий к развитию мудрости, то она придет в процессе пути, незаметно будет становиться все более проявленной. Так, в конце-концов, человек и сам не замечая своей мудрости, станет мудрецом. Ежедневные изменения очень трудно заметить, подобно тому, как сам ребёнок не замечает свой рост. Прогресс есть всегда, если идти по правильному пути, главное – не останавливаться.
Общение с другими людьми, для обретения мудрости, подобно тренировке
Человеку, стремящемуся познать мудрость, не стоит отказываться от пребывания в обществе. Напротив, стоит превратить процесс пребывания в обществе в процесс тренировки своего внутреннего пути, оттачивания положительных качеств и отказ от негативных привычек. Контролю себя стоит уделить особенное внимание, ведь только проявляя желательные качества волевым усилием и пониманием человек способен приобрести необходимые кондиции для продвижения. Общаясь с другими людьми и наблюдая за тем, что способно вывести из равновесия, можно намного глубже понять себя и узнать в себе новые грани работы над собой и понимания человеческой природы.
Разнообразные качества проявляются в процессе общения с другими людьми сами собой, против воли людей. Так, гневный будет очень ранимый и легко испытывать раздражение и ярость, тогда как терпеливый будет способен контролировать как себя, так и собеседника, мягко и терпеливо направляя беседу в определенное русло. Качества определяют природу людей и позволяют действовать с ними определенным образом. Порочные качества принято считать слабыми, так как они контролируют человека, позорят его и забирают плоды его труда. Добродетели же считают высшими качествами, которые позволяют контролировать самого себя, приумножать знания и плоды труда, избегая страдания и развивая счастья в самом себе.
Общаться с другими людьми стоит не ради наслаждений, а ради познания себя и понимания природы, как своей, так и собеседника. Ведь сказано было: «познавший каплю, способен познать океан». Изучение какой-то грани личности собеседника даст способность больше узнать о себе, тогда как отказ от общения с людьми приведет к невосприятию собственных качеств и тоннельному зрению.
Что следует считать мудрость, а что глупостью?
Образ действий, при котором человек остается наиболее счастлив, умиротворен; приносит пользу другим; отказывается от принесения вреда, ради собственных желаний и амбиций; служит примером и поддержкой другим – следует считать мудрым.
Образ мыслей, при котором человек не считает себя ни возвышенным, ни низшим, а чётко понимает своё положение; ни мыслью, ни намерением не причиняя вред другим; отказывается от удовлетворения ненасытных желаний; всегда сохраняет невозмутимость и полную удовлетворенность; в мыслях постоянно сохраняет приверженность к истине – следует считать мудрым.
Жизнь, при которой человек заботиться о благе других, не нанося вред себе самому и другим; отказывается от излишних материальных благ; является примером добродетели и отсутствия злобы; всей своей сущность стремится к реализации высших законов – следует читать мудрой.
Знания, которые разделяют материю и дух, признавая бренность первого и вечность второго; сподвигают на духовный путь и путь самоосознания; логическим методом приводят к пониманию равенства живых существ; способствуют культивированию добродетелей и отказу от зла; освобождают человека от страданий и желаний – следует считать мудрыми.
Опыт, который приближает правильно понят и осознан; приближает к совершенству; освобождает от желаний и негативных состояний; внушает сострадание к другим; призывает к терпению и правильному восприятию; позволяет контролировать чувства; указывает на необходимость жить в согласии с мудростью и самим собой – следует считать мудрым.
Качества, которые позволяют человеку контролировать себя; совершать благо; сохранять спокойствие; избегать дурного влияния, оставаясь чистым внутри; следовать принципам; идти путём дисциплины; контролировать желания; вести правильный образ жизни; приблизиться к Абсолютной истине и способствуют освобождения от влияния материального мира – следует считать мудрыми.
Мудрость значительно отличается от глупости, как в своих проявлениях, так и своих плодах. Отсутствие мудрости вынуждает людей ввязываться в авантюры, для получения возможности удовлетворить свои бесконечные желания. Но это всегда оставляет человека ни с чем. Плодом мудрости – является внутреннее, беспричинное счастье, которое мудрец черпает внутри себя. Единственным плодом глупости, является страдание, которое глупец получает извне из-за различных событий и обстоятельств в его жизни.
Нужна ли становится мудрым каждому?
Мудрость приводит к определенному образу жизни, в процессе которой, человек отказывается от удовлетворения своих чувственных желаний. Пока человек не погасит в себе пламя желаний – у него не получиться стать мудрецом.
Мудрецы утверждают, что пламя желаний можно погасив либо полностью прекратив подливать туда масло, либо залить маслом огонь так, чтобы огонь потух. Масло – это наслаждения, а огонь – это наши желания. Пока горит этот огонь внутри сердца, жить в сообразии с мудростью будет практически невозможно, так как не будет ни контроля над собой, ни умиротворенности.
Избавить от желаний – означает прекратить получать наслаждения, и созерцать объект желаний. Находясь дома, вы можете не очень сильно кушать, так как дома находиться, в основном, простая пища, которая полезна и необходима организму, но совершенно не удовлетворяет чувства. Однако, выйдя на прогулку в людное место, на глаза попадаются большие постеры с сочной, яркой и вредной пищей. Так возникает желание, которое олицетворяет огонь в сердце. Будучи не потушенным он устраивает пожар, но будучи удовлетворенным лишь на время успокаивается, после чего вновь требует подкрепления. Избавиться от желаний – означает прекратить думать, стремиться и созерцать объект желаний. Это требует дисциплины и самоконтроля. Но любое желание, связанное с чувствами, способно потухнуть через время.
Залить маслом огонь – означает погрузиться в исполнения своих желаний, осознав, что удовлетворение чувств не способно принести счастье. Попробовав привлекательный с виду торт, но почувствовав отвратительный вкус – сразу же теряется желание есть его вновь. По этой причине, человеку, неспособному избавиться от своих желаний ни с помощью знания, ни с помощью дисциплины и волевых усилий, следует понять на практике невозможность удовлетворения чувств и получения от них счастья. Желания приносят человеку только страдание, вынуждая его либо быть неудовлетворенным, либо невероятно тяжело трудиться, ради достижения эфемерной цели, которая будет вновь и вновь отдаляться от человека, подобно морковке перед носом осла, безустанно тащащем повозку вперёд. Это Сизифов труд.
Таким образом, человек, который не способен или не желает остановить свои желания и принести их в жертву духовному пути, не может обрести мудрость, так как она противоречит пути, который наиболее приоритетен для него. Вместо этого, ему следует действовать исходя из своей природы, ответственно относиться к своим обязанностям и исполнять долг. Когда чувства, по прошествию времени успокоятся, перед честным, усердным человеком мудрость раскроется сама собой, давая возможность ему начать постигать мудрость.
Мудрость нужна не каждому, потому что, на самом деле, не каждый желает её постичь. Без жертв обретение её невозможно. А так как в жертву необходимо принести желания, привязанности, взгляды, идеи и мировоззрение, то таков путь лишь раздвоит и застопорит человека. В таком случае, ему следует просто честно исполнять свои обязанности и своим действием приносить благо другим, постепенно отказываясь как от вредных привычек, так и от дурного поведения.
Итак, мудрость – это качество, которое происходит из опыта, знаний, других качеств и понимания. Мудрость открывает перед человеком возможность счастливо жить, находя удовлетворение и счастье в самом себе. Постижение мудрости – это процесс постижения знаний, культивирования положительных, благих качеств и избавление от низких, порочных, а также обретение и правильное понимание опыта, обретенного в ходе жизни. Однако, не каждому в действительности нужна мудрость, так как она требует больших жертв.
Готовность принести такие жертвы указывает на готовность к становлению на путь постижения мудрости.
Основной целью проекта является распространение знаний и духовности, а также повышение культурного и нравственного уровня общества. Подробная информация о помощи проекту на странице «Контакты»
Поддержите наше дело, чтобы мы продолжали сеять добро. Пожертвованные средства пойдут на развитие проекта. Оформите бесплатную карту Альфа-Банка и совершите по ней покупку, если нет возможности поддержать проект финансово.
Здравствуйте!
Меня зовут Анна. Хочу сказать спасибо за то, что освещаете такую важную тему как мудрость. Так как сегодня многие не задумываются об этом качестве. Согласна со словами из вашей статьи где вы говорите, что: «Приобрести мудрость способен только человек готовый учиться и стремящийся к этому». На самом деле это так и есть, без усилий не возможно приобрести мудрость.
Недавно исследовала эту тему и понравились мысли из одной статьи, там говорилось: «Мудрость указывает на обширность знаний и глубину понимания, которые помогают рассуждать здраво и ясно. Мудрый человек бережет знания, накапливает их как сокровище (Пр 10:14). Человеческая мудрость никогда не бывает абсолютной, она всегда относительна. Человек приобретает определенную меру мудрости собственными усилиями, но ему в любом случае приходится задействовать разум, которым Бог (вложивший даже в животных инстинктивную мудрость [Иов 35:11; Пр 30:24—28]) наделил людей при сотворении».
Была рада поделиться своими исследованиями.
Хотелось бы продолжить комментарий Анны, которая опирается на мудрые высказывания того, кто является источником мудрости, конечно же, это Бог. Хотя мы не можем общаться с ним лично, но Бог позаботился о том, чтобы мы могли черпать знания и мудрость для жизни из его Слова. Хочу обратить внимание на ход размышления по поводу мудрости из книги Иов, на которую обращает внимание Анна: «Но мудрость — где её найти? И где источник проницательности? Ни один человек не знает, насколько она ценна, Не найти её среди живых…Не купить её за чистое золото, Не отвесить за неё серебро…О кораллах и горном хрустале нечего и говорить, Ведь мудрость ценнее жемчуга…Откуда же берётся мудрость И где источник проницательности?…Один Бог знает к ней путь, Лишь ему известно, где она обитает…И он сказал человеку: «Почтительный страх перед [Господом] — это мудрость, И сторониться зла — в этом проницательность…». (Иов 28 глава). Хочется отметить, что Библия это не только книга для глубоко верующих людей, если к ней относиться как к самому надёжному источнику руководства для жизни человека, то она помогает вести осмысленную и небесцельную жизнь. Это подтверждается уже на протяжении многих столетий.
Желание — это мотивация жизни многих людей, без желания человек превращается в овоща, умирая от депрессивных состояний внутри. Наша жизнь это развитие через осознание своих желаний и правильного пути к их достижению. Мудрость состоит в том, чтобы правильно определить их. Без мотивов ничего не существовало бы, они нами движут. То же желание стать лучше через духовное самосовершенствование, осчастливив себя и окружающих, разве делает человека глупцом?
Вы ответственны за информацию, которую подаёте людям, не вводите их в заблуждение. Это не сделает вас мудрее, а избегание страданий через избегание желаний тем более. Мудрость — это принятие своё жизненного пути, будущих подъемов и спусков, понимание того, что ты не всесилен и будешь допускать ошибки, главное — готовность делать выводы, а не прятаться в кустах от жизни, что советуется в этой статье.
Если вы не мудрый человек, не пишите о мудрости. Без осознания ответственности вы можете только навредить людям, которые не имеют чётких представлений об этой жизни.
Удалите от греха подальше этот раздел про желания.
Желание – плод материального сознания, которое побуждает живое существо вовлекаться в материалистичную деятельность, целью которой является удовлетворение чувств. Попытка удовлетворить чувства всегда приводит к деградации, ведь конечной целью является наслаждение, а наслаждение закрепляет за живым существом убежденность в том, что он – это тело. Смысла в деятельности, которая не связана с духовным путём в жизни нет. Все должно быть посвящено осознанию себя, а любая иная деятельность лишь попытка обустроиться в материальной темнице. Закрепление за собой представления о том, что деятельность и желание – основа жизни, указывает на изначальное невежество. Изначальное невежество означает принимать себя за продукт материи и будучи обусловленным материальной энергией каждый человек совершает эту ошибку. Все нужно посвящать Богу, а не собственным амбициям, желаниям, мечтам, стремлениям или принципам, в попытке продемонстрировать себе, что жизненный путь это увлекательная дорогая приключений. Вовлеченность ума в процесс осмысления жизни всегда приводит к неустойчивым результатам. Основа жизни – служение Богу, деятельность посвященная Ему – высшая деятельность, признание Его причиной всех причин и Абсолютной истиной – высшая мудрость.
Вы не сможете указать, где в статье указан отказ от деятельности, как способ духовного совершенствования, тем более что в одной из приведенных цитат ясно сказано: «Сколько бы мудрых слов ты ни прочел, сколько бы ни произнес, какой тебе от них толк, коль ты не применяешь их на деле?». Ни одного слова про «скрыться в кустах» нет, а если бы автор следовал своей философии, то ни этого сайта, ни это статьи, ни даже этого ответа не существовало. Не ищете несуществующих доводов и аргументов.
Сегодня была выложена новая статья по схожей тематике, можете оценить: https://supremasea.ru/vnutrennij-pokoj.html