Варна — как определить и понять свою варну?
Варна – врожденный психотип человека
Варна — это определенный психотип человека, в соответствии с которым ему будет больше подходить та или иная деятельность, качества, образ жизни, форма отношений и то или иное стремление. Варна очень важна для понимания, если человек хочет занять своё место в жизни и чувствовать себя комфортно, занимаясь своим делом, идя по тому пути, который предназначен для него.
Всего существует 4 типа варны:
- Варна Брахманов — ученые и учителя.
- Варна Кшатриев — воины и правители.
- Варна Вайшьев — предприниматели и торговцы.
- Варна Шудров — рабочие и слуги.
Об этом вы можете прочитать подробнее в статье по ссылке.
Эта система имеет иерархию: вверху находится варна брахманов, затем варна кшатриев, после них идет варна вайшьев, а последними идет варна шудр.
Варна или психотип человека — это врожденная природа, проявляющаяся в совокупности качеств, стремлений, желаний и моделей поведения человека. Такая природа предопределена ещё до рождения и будет присуща до конца жизни. Понимание варны даёт возможность найти своё предназначение, избавиться от навязанных желаний и страхов, а также понять, какие роли и какая деятельность больше всего подходят вам. Варна практически никогда не меняется в ходе жизни. Это делает знание и понимание собственной варны особенно значимым, ведь это фундаментальное знание, которое не изменится ни завтра, ни через год, ни через десятилетия.
Качества, стремления и желания, присущие конкретной варне, проявляются с детства и до самых последних моментов жизни, поэтому для понимания своей варны важно будет проанализировать всю свою жизнь:
- кем вы хотели стать в детстве?
- какие качества вы наиболее четко и ярко проявляли?
- какую роль занимали среди ровесников?
- во что играли и чем были увлечены?
- чем занимались и увлекались?
- как строили отношения?
Также важно задать себе несколько важных вопросов связанных с настоящим временем:
- какой труд приносит удовольствие?
- каким занятием вы можете долго и увлеченно заниматься?
- чем вы хотели бы зарабатывать?
- какой образ жизни вам больше подходит?
- как бы вы себя реализовывали, имея неограниченные ресурсы?
Вопрос определения варны – это процесс поиска себя в разных ситуациях, в своём внешнем поведении и внутренних реакциях, в том, как события влияют на вас и какие выводы вы делаете из различных ситуаций. Понимание себя – это не единоразовое получение информации, а процесс глубинного понимания. Это означает, что не стоит спешить с выводами и приписывать свою природу к той или иной варне, чётко осознавая, что ценности и «нужная» модель поведения может быть навязанной – это просто дезинформирует вас, если вы решите в один момент очертить границы своей личности в одно значение.
Смешанные варны
Варна человека может быть смешанной, такой она чаще всего и является. То есть в человеке могут присутствовать признаки двух варн. Одна варна будет доминирующей, вторая будет оказывать меньшее влияние. Человек будет склонен действовать в соответствии с доминирующей варной. Однако, если человек относится к жизни пассивно или над ним преобладают дурные привычки и качества, он будет вынужден жить в согласии с низшей варной.
Примером смешанной варны будет кшатрий-шудр, который с одной стороны будет проявлять признаки воина, а с другой признаки слуги. Если доминирует кшатрий, то ответственность, целеустремленность и преданность идеалам будут смешиваться с апатией, ленью, склонностью к алкоголю и агрессивностью в поведении.
Если доминирует шудр, то скромность, высокая трудоспособность, неспособность взять за себя и других ответственность будет сочетаться с вспыльчивостью, самомнением, высокой физической активностью, требовательностью ко всем и тиранией.
Таким образом, при смешанных варнах будут проявляться качества сразу двух варн. С одной стороны это делает личность более многогранной, с другой – это создает разнонаправленные стремления, которые создают множественные внутренние конфликты. Например, стремление у брахмана-кшатрия могут быть несовместимыми: стремление к превосходству и смирению, власти и милосердию, мягкости и жесткости, агрессивность с миролюбием. Это будет вызывать разнонаправленность действий, мотивов и поведения, заставляя человека попросту разрываться между двумя искренними желаниями. В таком случае, следует заниматься деятельностью высшей варны, стараясь не подавлять, а перенаправлять энергию низшей варны, на высшую. Тот же брахман-кшатрий может мотивироваться ощущением превосходства духовной жизнью над материальной и, утвердившись в полном понимании превосходства божественного над мирским, продвигаться духовно.
Чистая варна, в силу более яркого и беспримесного проявления качеств и стремлений, будет более успешна в деятельности, к которой она свойственна. Чистый вайшья будет превосходить вайшью-шудра в торговле, а брахман будет превосходить по количеству знаний и пониманию брахмана-вайшью. Если плодовые деревья судят по количеству урожая, то варну судят по тому, насколько хорошо человек исполняет предписанную его варне деятельность. Смешанные варны препятствуют утверждению в единой деятельности, поэтому лучше не стремиться ни реализовывать сразу две варны, ни поддерживать баланс, так как деятельность двух варн, их мотивы, амбиции и умонастроение всегда крайне различны. Культивировать следует деятельность, качества и мотивы высшей варны.
Почему возникает смешанная варна?
Смешанная варна возникает в силу влияния воспитания, общения и отношения к человеку на протяжении всей жизни. Также смешанная варна происходит из-за неправильного зачатия. Итак, в результате каких факторов может возникнуть смешанная варна?
- Для того, что прибавить к варне человека шудра – достаточно бить его в детстве. Страх, неуверенность и неспособность постоять за себя и окружающих будут преследовать его всю жизнь, так как были внушены в детстве. Так проявляется природа шудры – стремление прислуживать тому, кто обладает большей силой и властью, а также страх перед наказанием, осознание своей беспомощности.
- Излишняя концентрация на деньгах в семье или их значительный недостаток, а также внушение ценностей, основанных на денежном достатке – являются фундаментом для примеси вайшьи, сила которой будет зависеть от интенсивности этих событий. Страх недостатка, внушенный либо бедностью, либо родительскими наставлениями, побудят во всем искать прибыль, как источник безопасности и защищенности.
- Чрезмерное уважение к желаниям и потребностям, отсутствие ограничений, запретов, но при этом наличие твердого мужского авторитета – создает примесь кшатрия. С одной стороны такой ребенок приучается к тому, что препятствий на пути его воли не должно быть и если при этом правильно направить их, то ребенок быстро добьется успеха. С другой стороны, мужской авторитет должен проявляться настолько твердо, чтобы одного взгляда хватило, чтобы понять недовольство, наказание и запрет. Если мужской авторитет будет слаб, но будет проявляться чрезмерное уважение – такому ребенку будет привычно бороться за власть и утверждать свой авторитет. И часто из этого вырастает манипулятор.
- Природа брахмана может быть воспитана исключительно в семье с сильным мужским авторитетом, который оказывает влияние на ребёнка путем знаний, веры, принципов, безупречного поведения, делая это тактично, умело, опытно и без насилия. Вдохновленный положительным и искренним примером мудрости и чистоты – такой ребёнок также будет проявлять склонности брахмана.
- Неправильное зачатие приводит к возникновению смешанной варны. Для появления чистой варны необходимо проведение гарбхадхана-самскары, то есть определенного ритуала для наличия чистого сознания и мотивов у родителей. Также важно, чтобы ребенок зачинался не из похоти, а из желания воспитать благородного человека, способного исполнить свой долг. В результате такого зачатия происходит ребенок с чистой варной и благим характером.
Смешанная варна естественным образом возникает, если ребёнок продолжительное время общается в обществе, в которой доминирует умонастроение, свойственное определенной варне. Так, если ребёнок много времени проводит среди детей, которым присуща природа вайшьи – у ребёнка с определенной вероятностью может возникнуть примесь вайшьи. Если же ребёнок постоянно общается с кшатриями – кшатрия. Подделать специально это нельзя, не стоит насильно загонять ребёнка в желательное общество, принимайте его таким, какой он есть. Настоятельно не рекомендуется проецировать собственные амбиции на своих детей, это основной источник разочарований, ссор, скандалов и отдаления ребёнка от родителей.
Общей рекомендацией, в случае смешения варн, будет стремление реализовывать варну, стоящую по иерархии выше. С точки зрения ведической философии, эволюция сознания лежит в плоскости того, насколько близко человек находится к возможности обрести непосредственное счастье изнутри самого себя, приобретая добродетели и исполняя свой долг наиболее совершенным образом. Брахман наиболее приближен к этим параметрам, далее идёт кшатрий, за ним вайшья и потом шудр.
Как определить варну?
Брахманов, кшатриев, вайшьев и шудр можно узнать по их качествам, проявляющимся в деятельности, соответствующей трем гунам материальной природы, о покоритель врагов.
Бхагавад-Гита. 18.41
Основной метод определения варны – это анализ проявляемых в деятельности и общении качествах. Именно из качеств, а не из происхождения следует определять принадлежность человека к тому или иному психотипу. Так, в Шримад-Бхагаватам (7.11.35), говорится, что определять варну человека стоит по качествам, которые он проявляет, вне зависимости от его происхождения. Священные тексты также утверждают, что определять варну основываясь исключительно на происхождении человека – признак невежества.
Таким образом, варна определяется качествами, которые человек проявляет в своей жизни: общении, деятельности, поступках. В зависимости от совокупности наиболее проявленных качеств определяется варна. Смешанная варна определяется таким же образом, качества доминирующей варны будут проявлены ярче, а качества варны-примеси – меньше и тусклее, но они будут давать о себе знать.
Методом определения варны также служит подбор деятельности и роли, которая наиболее подходит внутренне. Именно роли, которые человек занимает естественно, с готовностью и неосознанно, также влияют на определение варны. Например, желая помочь, брахман будет проявлять роль учителя, кшатрий – защитника, вайшья – благотворителя, а шудр – помощника.
Качества различных варн
Чтобы определить варну, нужно сопоставить фундаментальные качества, которые проявляют варны с теми качествами, которые проявляет человек. Также необходимо обратить внимание на занятие, к которому склонен индивидуум, стремясь как к самой деятельности, так и к её плодам.
Итак, какие качества и занятия присущи разным варнам?
Умиротворенность, самообладание, аскетичность, чистота, терпение, честность, знание, мудрость и религиозность — таковы природные качества брахманов, проявляющиеся в их деятельности.
Бхагавад-Гита. 18. 42-44.
Героизм, сила, решимость, находчивость, отвага, щедрость и умение вести за собой — все это природные качества кшатриев, необходимые им для исполнения своего долга.
Земледелие, защита коров и торговля — таковы занятия, соответствующие природе вайшьев, шудры же предназначены для того, чтобы заниматься физическим трудом и служить другим.
Таким образом, стремление заниматься деятельностью, которая соответствует качествам определенного психотипа — будет также подтверждением определения варны человека. Вопрос тут не в прибыли, могуществе или удобстве, а именно во внутреннем комфорте и искреннем стремлении совершать такую деятельность, ради самой деятельности. Настоящий воин сражается ради сражения, а настоящий исследователь проводит исследования ради знаний. Кому-то приятнее служить другим, помогая и обеспечивая комфорт, кому-то зарабатывать деньги различными путями, кому-то руководить, управлять и преодолевать, а кому-то постигать знания и передавать их другим.
Качества различных варн описываются не только в Бхагавад-Гите, но и в Шримад-Бхагаватам:
Признаки брахмана — это владение своим умом, владение чувствами, аскетичность, чистота, удовлетворенность, незлопамятность, бесхитростность, знание, милосердие, правдивость и полная преданность Верховной Личности Бога.
Воинская доблесть, непобедимость, выдержка, сила, щедрость, воздержанность, умение прощать, преданность брахманам, неистощимая жизнерадостность и правдивость — таковы признаки кшатрия.
Преданность полубогам, духовному учителю и Верховному Господу, Вишну, стремление совершенствоваться в выполнении религиозных обязанностей, обеспечении материального благополучия и удовлетворении чувств [дхарме, артхе и каме], вера в слова духовного учителя и священных писаний, а также умение и неизменное желание зарабатывать деньги — таковы признаки вайшьи.
Почитание представителей высших сословий [брахманов, кшатриев и вайшьев], безукоризненная чистоплотность, отсутствие лицемерия, преданность своему господину, совершение жертвоприношений без произнесения мантр, отсутствие склонности к воровству, правдивость и стремление всячески защищать коров и брахманов — таковы признаки шудры.
Шримад-Бхагаватам. 7.11.21-24
Суммируя указания Шримад-Бхагаватам и Бхагавад-Гиты, можно выделить основные качества и занятия, которые проявляются разными варнами:
- Брахманы
- Качества: чистота, сострадание, правдивость, аскетичность, самообладание, удовлетворенность, милосердие, мягкость, терпение, знание и мудрость.
- Занятия: обретение и передача знаний, обучение других, изучение священных текстов, совершенствование в духовной деятельности.
- Кшатрии
- Качества: храбрость, щедрость, энергичность, отвага, героизм, сила, решимость, находчивость, выдержка, воздержанность, чувство достоинства, умение прощать, преданность брахманам, жизнерадостность, правдивость.
- Занятия: воинское ремесло и всё, что связано с войной.
В мирное время: подготовка, тренировка, обретение силы и квалификации, организация и управление другими, лидерство, решение проблем, защита общества от вреда, отстаивание справедливости и порядка.
Качества вайшьи и шудров были описаны в священных текстах не так значимо, но можно с определенной уверенностью определить их качества и их занятия логическим и аналитическим методом.
- Вайшьи
- Качества: мягкость, активность, общительность, предприимчивость, трудолюбие, коммуникабельность, стремление к прибыли и обогащению, дружелюбие.
- Занятия: торговля, бизнес. Всё, что приносит прибыль, не требуя тяжелого ручного труда. Ремесло связанное с производством роскоши.
- Шудры
- Качества: трудолюбие, скромность, исполнительность, доброжелательность, простота, выносливость, почтительность.
- Занятия: ручной и исполнительский труд. Иногда творчество, ремесло и актёрский труд.
Как же определить варну и какие есть трудности?
Определение варны – это процесс выявления и наблюдения качеств, которые проявляются в ваших поступках, речах, мыслях, действиях и так далее. Это процесс, требующий внимания, искренности, терпения и времени больше, чем скоропостижных выводов, и вот почему.
В силу определенного влияния общества, родителей, друзей и партнеров, человек достаточно часто оказывается в ситуации, когда он занимает несвойственное ему положение и получает через такое занятие средство к существованию. Это влияние уже сформировало определенное мировоззрение и видение себя, а это означает, что самоидентификация своего характера носит уже более-менее свершившийся характер. Для реального обретения себя и осознания своей истинной природы придется пройти путь очищения от такого влияния.
Во-первых – этот путь может быть достаточно болезненным, так как привычный человеку мир с его преимуществами и недостатками может попросту рухнуть. Что очень болезненно, особенно, при наличии сильных привязанностей.
Во-вторых – это просто тяжелая дорога, требующая глубокой проработки и обретения навыка и возможности слышать и слушать себя, наладить с собой контакт, доверять и любить себя. Это также требует усилий.
В-третьих – это придется делать не отказываясь от своих обязанностей. Если вы приняли ответственность за других на себя, то поиск себя не может быть причиной отказа от исполнения обязательств. Вам придется приобретать знания параллельно исполняя обязанности. Намного легче это делать, если вам не нужно трудиться ради пропитания других людей, однако, если у вас есть семья, которая зависит от вас – духовный путь не может быть оправданием для того, чтобы эту семью оставить. Кроме тех случаев, когда имеет место быть полный отказ от материальной жизни, а это подразумевает невозможность заведения семьи и вообще материальных наслаждений.
В случае с обязанностями относительно других людей, переход к деятельности, которая соответствует вашей природе, должен происходить при поддержке вашей семьи, а не вопреки. Так как это сам по себе сложный процесс, лучше заранее урегулировать вопрос смены деятельности с членами семьи, если это необходимо.
Для правильной, гармоничной и счастливой жизни очень важно определить то, чем следует заниматься, а от чего стоит отказаться. Исполнение деятельности, которая соответствует природе, приводит к совершенству, а отказ от исполнения такой деятельности – к деградации.
Гораздо лучше выполнять собственные обязанности, пусть даже несовершенным образом, чем безукоризненно выполнять чужие. Лучше встретить смерть, исполняя свой долг, чем пытаться исполнять чужой, потому что идти путем, предназначенным для других, опасно.
Бхагавад-Гита. 3.35
Качества лучше всего проявляются в общении с другими и построении отношений, а также в самые кризисные моменты жизни. В такие моменты человек вынужден задействовать в самом ярком проявлении все свои качества и сразу становится очевидна психофизическая природа конкретной личности.
Проявление варны в различных обстоятельствах
В момент трудностей:
- брахман будет обращаться к знаниям, духовному пути и Богу
- кшатрий к собственным силам, воле или к поддержке брахманов
- вайшья к связям и деньгам
- шудр к труду
Брахманам свойственна удовлетворенность, отрешенность от материальных благ, стремление к истине, милосердие, естественная склонность к совершенствованию своего бытия, любознательность, интеллектуальные и аналитические способности, а также высокие навыки в приобретении и передачи знаний.
Кшатрию свойственна решимость, отвага, стойкость, выносливость, щедрость, великодушие, честь, стремление к славе и могуществу, стремление к лидерству и дух соперничества, а также сильная самодисциплина, волевой характер и стремление защищать слабых.
Вайшье свойственна способность и стремление зарабатывать, мягкое сердце, большая активность в деятельности, привязанность к детям, стремление заводить различного рода связи, общительность, открытость, быстрота ума и способность адаптироваться, способность выдерживать стресс и трудности в продолжительном времени. А также стремление к красоте и чистоте, опрятности.
Шудрам свойственна исполнительность, трудолюбие, надежность, простота, внимательность к обязанностям, услужливость, терпение в труде, выносливость, отсутствие стремления занимать лидерские позиции или бороться за превосходство. А также высокий навык ручного труда, способность к творчеству и склонность помогать другим.
Брахманы стремятся получать, понимать и передавать знания, кшатрии — руководить, вайшьи — зарабатывать, а шудры — трудиться. Это естественные проявления качеств в разных сферах деятельности.
Брахманы опираются на мудрость и интеллект, кшатрии — на характер, вайшьи — на интуицию и понимание, а шудры — на свои способности.
В детстве брахманы чаще всего одиночки с узким кругом общения, кшатрии занимают позиции лидера, вайшьи заводят большое количество друзей среди всех, а шудры являются большинством и занимают различные положения.
Брахман будет поступать, руководствуясь понятиями «правильно-неправильно».
Кшатрий будет действовать, стремясь обрести превосходство, успех, могущество.
Вайшья будет стремиться к приобретению материальных благ и обустройству жизни себя и своих детей.
Шудр будет пытаться строить стабильную, комфортную жизнь с простыми радостями.
Варна – образ жизни
Варна определяет:
- общий образ жизни
- способ общения и манеру поведения
- род деятельности и занятие
- качества и стремления
- способ контактировать с миром
- цели
- таланты и предрасположенности
- окружение человека
Варна понимается в сочетании практики с теорией, если вы знаете определенные границы различных видов деятельности, то вы способны определить ваш психотип, занимаясь определенной деятельностью. Но без активного опыта постижения себя как в деятельности, так и во внутренней жизни невозможно до конца понять себя.
Естественный признак понимания себя — это облегчение, легкость, ощущение света внутри, радость и стремление заниматься своей деятельностью бескорыстно. Стремление жить определенным образом в соответствии с вашей варной. То есть понимание себя дает вам понимание своего место, что порождает в сердце большое облегчение и чувство большого приобретения.
Образ жизни также воплощает природное стремление определенного психотипа к определенному стремлению человека. Таким образом, образ жизни будет, вытекать из потребности человека реализовать свои стремления, свой потенциал, свой внутренний порыв. Каждая варна имеет своё стремление, которое предопределяет жизнь человека.
Брахманы стремятся к улучшению мира, обучению и поддержке людей, приобретению знаний. Исходя из этого, они будут выбирать определенный образ жизни, который наиболее удобен для воплощения своих идеалов.
Кшатрии, в свою очередь, стремятся к превосходству и доминированию, к тому, чтобы занимать первые места. Они стремятся к почёту, славе, влиянию, власти, к признанию их как лидеров. Эти стремления тоже диктуют определенный образ жизни, полувоенный, так сказать.
Вайшьи будут стремиться в первую очередь зарабатывать деньги и накапливать материальные богатства. Это для них естественное желание, исходящее от их психотипа. Варна, в таком случае, будет источником предприимчивости и сильного стремления зарабатывать. А для чего – это уже второй вопрос.
Шудры стремятся к отдыху, развлечениям, простым радостям жизни. Их стремление к сильному богатству, превосходству или знанию имеет непостоянную природу, отчего они не преуспевают на этом пути. Им просто некомфортно и неинтересно брать слишком много из чужих областей жизни. Тогда как другая варна, напротив, видит цель жизни в тех стремлениях.
Понимание варны
Однако, часто люди ошибочно отождествляют себя с тем или иным психотипом, как под влиянием воспитания, так и под влиянием окружения и обстоятельств. Профессия и окружение человека не определяют его психотип, но психотип проявляется в подборе определенного окружения и определенной профессии.
Понимание своей варны приведет человека к способности исполнить своё предназначение, свою дхарму. Честно исполняя свой долг и предназначение, человек способен получить как внутреннее благо и умиротворенность, так и внешние плоды труда. Понимание своей варны – это длительный процесс исследования и результат успеха в нём – это облегчение, счастье и радость от возможности заниматься деятельностью, которой хочется заниматься. Понимание себя требует большого труда. Cчастье в обмен на труд – честная сделка. Удачи.
Я просто ошарашена!!!…. Благодарю за статью!!!!! Что-то так трудно это определить. Но осознаю архиважность этой энергетически непростой задачи- ПОНЯТЬ СВОЮ ИСТИННУЮ ПРИРОДУ!!!!! БЛАГОДАРЮ ОТ ВСЕЙ ДУШИ!
Здравствуйте. Истиная природа души это вечность, знание и блаженство. А Варны это наше предназначение как людей. Т. Е обусловленость. Но истеная природа души это то, что я описал выше и дхарма (санатана дхарма) что в переводе означает вечная дхарма которая заключается в служению Богу. Т. К мы являемся его частичками
Статья действительно неплохо написана. Слышал информацию, что кастовая система в Кали-Югу не работает… В этом есть смысл — все смешалось, все же с позиции предназначения есть моменты которые нужно для себя определить, к чему есть более склонности. Не совсем согласен с обозначением сверху-вниз как бы в статье немного прослеживается, что к примеру стремление шудр — прислуживать другим, понятно, что все касты в идеальном (или близком к этому, прогрессивном )обществе — это горизонтальный уровень, каждый выполняет свое предназначение
Спасибо за хорошую оценку статьи. Варну можно рассматривать с двух аспектов: индивидуального и социального. С точки зрения социального аспекта у большинства людей нет варны, они так называемые яваны, то есть низшие люди. Потому что, чтобы с этой точки зрения причислить человека к любой из варн он должен соответствовать набору требований: иметь родословную, пройти обряд инициации, получить соответствующее образование, воспитание и так далее. То есть, брахман этот тот у кого отец, дед, прадед и вся родословная брахманы, он получил соответствующее образование от брахманов и несет обязанности брахмана. В современном обществе такого уже не существует, и потому действительно Кали-Юга оказала негативное влияние на человеческое общество. Поэтому сказать что кто-то является брахманом, кшатрием, вайшьей или шудром с точки зрения священных текстов или строго ведического определения нельзя. Этого общества уже нет. А значит нельзя присвоить кому-то привилегии и форсированно накладывать обязанности.
Есть и индивидуальный аспект, то есть сама природа человека. Суть её заключается в том, что человек имеет набор предрасположенностей, которая и отражает его стремления заниматься определенным видом деятельности и иметь определенные жизненные ценности и приоритеты. И с этой точки зрения такое понятие как варна – фундаментально. То есть всегда будут и были воины и лидеры, ученные и священники, торговцы и ремесленники, рабочие и служащие. Это сама основа общества. Социальный аспект варны утерян, но индивидуальный аспект будет проявляться всегда. Брахманы всегда будут стремиться к знанию, кшатрии к власти, вайшьи к богатству, а шудры к наслаждению.
Иерархичность варн – это не тема для обсуждений или размышлений, священные тексты чётко указывают на иерархичность системы варн. Она именно устроена что сверху-вниз:
…шудры же предназначены для того, чтобы заниматься физическим трудом и служить другим.
Бхагавад-Гита. 18.44
…шудра просто должен найти себе господина из более высокого сословия и служить ему.
Шримад-Бхагаватам. 7.11.15
Из живых существ наилучшими считаются одушевленные, между одушевленными —
разумные, между разумными — люди, между людьми — брахманы.
Ману-смрити. 1.96
Однако, все это надо рассмотреть через индивидуальный аспект варны. Он заключается не в том, что человек обязан делать, иначе он будет наказан, а в том, что он должен делать, чтобы быть счастливым и реализованным. Природа шудр – служить другим, так он устроен. То есть шудру комфортно и естественно находиться в состоянии подчиненного, быть исполнителем. Если на него наложить ответственность – он не справиться с ней, ни психически, ни морально. Если человек с природой шудра будет служить другому – он будет счастлив, если он будет пытаться встать на чужой путь – он будет несчастлив. В этом суть варны.
Ведические тексты определяют шудра как того, кто продает свои услуги другому за деньги. То есть, если человек трудиться на другого – он шудр. Вайшья торгует, разводит скот или занимается финансовыми вопросами. Иногда к вайшьям причисляют самостоятельных ремесленников. Кшатрий воюет, надзирает за обществом и управляет, а брахман занимается изучением священных писаний. Никто кроме шудра не торгует своими услугами. А если начинает торговать – становится шудром.
Я скорее шудра. И это даже какое-то разочарование. Не хочется с этим смиряться.. как быть если в детстве всегда подавляли и били родители. Но вроде друзья были и с эти все нормально. Но ч то понимаю что воин с меня никакой, я в ступор часто вхожу. Не знаю как спать с тем что ты слуга((
По расчетам я шудра, но: мое слово должно быть последним,решаю сама и вообщем то быстро все проблемы, работала главным бухгалтером (слуга.но социально то не обижена),люблю учиться,люблю заниматься творчеством,а работа в саду с лопатой-это вообще мое. Вот только торговлю и обман не приемлю. Что-то всего намешано.как разобраться? Пошла на учёбу,может там просветят.
Характер определяют не только варны, но и культура, воспитание, жизненный опыт, некоторые индивидуальные особенности личности. Варны указывают на деятельность и проявле6ние наиболее важные и отличительных стремлений и качеств, которые позволяют легко определить свое предназначение. Возможно присутствует примесь другой варны, так называемая варна-санкара
Могут ли в человеке присутствовать все четыре варны? Замечаю в себе, что от всех варн есть понемногу и иногда встречаю таких же людей. Получается я могу заниматься чем угодно или это ошибочное мнение?
Варны проявляются через качества и стремления, но стремления и качества могут быть не следствием природы, а следствием опыта, воспитания, впечатлений, работы над собой и выводов, которые человек сделал в тех или иных ситуациях. Брахманический по природе, человек может быть взращен в условиях, которые предрасполагают его к кшатрийским наклонностям, например в опасном районе, при этом воспитание может быть в семье вайшьи, а условия опасности может создать в нем шудру. Такому человек будет тяжело отделить свои природные наклонности от приобретенных. Верным признаком будет чувство облегчение, как будто не нужно больше притворяться. Когда человек находится себя внутри него возникает расслабленность и спокойствие. Нужно смотреть какие качества человек проявляет вне зависимости от обстоятельств, какие он хочет проявить и какие ему проявлять наиболее приятно и естественно. Приобретенные наклонности могут побуждать поступать так или иначе, но природа все равно будет склонять к естественному поведению, нужно лишь направить эту природу в правильное русло.
По поводу четырех варн – это практически невозможно. Чаще все встречается две варны: основная и примесь – варна-санкара. Редко встречается одна варна, но даже три варны это практически невозможно, что уж говорить о четырех. В основном за природу принимают глубоко отпечатанные черты, от которых все же можно избавиться и не возвращаться к ним
От работы зависит варна человека?
Варна не зависит от того, чем занимается, ведь она является врожденной и не является со временем. Варна несет два смысла: природный и социальный. Природный означает, что человек имеет с рождения определенный характер и следование ему будет наилучших выходом. В этом случае наша природа определяется теми качествами, которые мы проявляем:
Социальный – означает, что сверяться с варной можно только строго с полноценным представлением о том, кем мы являемся с ведической точки зрения. Брахманом считается тот, кто родился в семье брахмана, воспитан как брахман и получил надлежащие образование, пройдя через необходимые ритуалы. Его отец – брахман, его сын будет брахманом. В нашем обществе такого не встречается, так как ведическое общество давно прекратило свое существование. Мы должны стремиться жить в согласии с природой, которая является указателем на то, какое положение мы должны занимать в этом мире. Посвятив Кришне свою природу – мы исполняем высшее предназначение, занимая свои способности в преданном служении.
Можно сказать, что напротив, варны склоняет человека к определенному виду работы. Брахман всегда будет тяготеть к исследовательской работе, кшатрий – к управлению, вайшья – предпринимательству, шудра – к исполнительной работе.
Женщинам тоже присущи варны?
Да
На современный лад:
Брахманы-политики, интеллигенция
Кшатрии-военнослужащие,спортсмены
Вайшьи-бизнесмены, предприниматели
Шудры-рабочий класс, артисты
Почти верно. Брахманы это также духовенство, а кшатрии также как и брахманы политики и руководители
Тогда наверное так:
Брахманы-педагоги, интеллигенция, священники
Кшатрии-политики, управленцы, военнослужащие,спортсмены
Вайшьи-бизнесмены, предприниматели
Шудры-рабочий класс, артисты
Верно
Отличные статьи про варны! Только бы вычитать их… Видимо, кто-то наспех записывал со слуха, много ошибок.