Основы ведической философии. Важные и основные понятия.

Основы ведической философии. Важные и основные понятия.

Основные понятия ведической философии.

Изучение ведической философии следует начинать с базовых понятий на которых строиться данное учение. В этой статье рассмотрим как самые ключевые понятия ведической философии, так и второстепенные. Также, опишем понятия, которые относятся к наивысшему уровню ведической философии – бхакти-йоге. Но все по порядку.

Некоторым понятиям уже посвящены отдельные статьи на нашем сайте. Найти их вы сможете кликнув по названию термина, если он подсвечен синим цветом. Такие понятия будут описаны кратко. Некоторые понятия заслуживают отдельного и детального изучения.

Дхарма – предназначение, долг, религия. Многогранное понятие, чаще всего воспринимается именно как предназначение.

Карма – последствия предыдущих поступков человека.

Варна – врожденный психотип человека.

Гуна – основные качества материальной природы: Тамас, Раджас, Саттва.

Йога – прямое значение: «Связь с Богом» – практика духовного самоосознания.

Гьяна – философское знание.

Кшетра – поле деятельности человека, совокупность всех составляющих человека.

Самсара – круговорот рождения и смерти, в котором живое существо меняет различные тела. Фактически, этот круговорот бесконечный и нескончаемый, до тех пор, пока живое существо не прервет его духовной практикой.

Яма-Нияма – первые два этапа духовной практики. Запрет (то, чего делать нельзя) и предписание (то, что делать необходимо).

Второстепенные понятия ведической философии

Аюрведа – ведическая медицина

Джйотиш – ведическая астрология

Дхьяна – практика медитации. Если углубиться, то это практика механической медитации на Абсолютную Истину. Заключается она в том, чтобы созерцать Её внутри себя достаточно продолжительное время, чтобы осознать её. Основывается такая практика на Параматме, которая находится внутри каждого живого существа и является отражением Абсолютной Истины.

Карма-канда

Карма-канда – материальная сторона ведической философии, заключающаяся в совершении трех благочестивых видов деятельности: аскеза, благотворительность и жертвоприношение. Совершаются они для достижения одной из четырех целей материальной стороны жизни: кама, артха, дхарма, мокша.

Кама – всестороннее наслаждение материальной жизнью.

Артха – процветание (богатство, слава, власть, красота и т.д.).

Дхарма – долг (возможность его исполнить, например, возможность воину победить на войне)

Мокша – освобождение. В общем значении – это разрыв круговорота рождения и смерти. Более глубокое значение заключается в прекращении всякого существования или растворении во Вселенной. Так или иначе, прекращение материальной жизни.

Школы йоги

Школы йоги – существует несколько основных школ йоги. Остальные так или иначе вытекают из них, являясь или их подражателями, или смесью с другой школой йоги. Нужно пояснить, что сами по себе являются самодостаточными и достаточно трудными в их постижении, а потому «новострои», объединяющие их в какую-то новую школу («дхарма-йога», «агни-йога», «крийя-йога» и т.д.) – это просто не очень удачные практики и просто фантазеры, которые берут только самые удобные и приятные вещи из каждой школы, на деле не способные глубоко постичь каждое направление.

Карма-йога – школа йоги, основанная на деятельности в этом мире. Исполнение долга и совершение благочестивой деятельности. В самом высшем значении – служение Абсолютной Истине своими способностями, средствами, временем, телом, умом, разумом и собственной жизнью.

Гьяна-йога – школа йоги, основанная на постижении знаний и аналитическом подходе к методу самоосознания и духовной практике. Основная деятельность внутри этой школы – изучение священных писаний и аналитический поиск истины. Звучит не так сложно, но объемы изучаемого материала действительно огромны. Зачастую, под словом «изучение» понимается не только чтение, но и понимание вместе с заучиванием наизусть многих текстов.

Дхьяна-йога – школа йоги, основанная на практике медитации. Наивысшим объектом медитации является Абсолютная Истина. Но также объектами могут быть сиддхи, отдельные личности, качества, события или простая медитация на «чистый ум». В основном, это механические медитации. Это означает что сложных и эзотерических моментов минимум – садись и занимайся Дхьяна-йогой.

Бхакти-йога – школа йоги, основанная на практике служения и поклонения Богу, а точнее его Личностному аспекту, который является наивысшим и главным объектом поклонения и служения. Бхакти-йога является самым авторитетным методом духовной практике в ведической философии и доступна для всех людей, в отличие от остальных йог, которые доступны только мужчина и только двум варнам (кшатрии и брахманы). Основной метод бхакти-йоги – киртан. Это воспевания святого имени Господа. Святое имя Господа заключено в Махамантре, которая и является главной мантрой ведической философии, так как воплощает личностный аспект Абсолютной Истины, Бога. Тогда как, например, мантра Ом – обращается к безличному аспекту Бога.

Раджа-йога – школа йоги, основанная на практиках, которые приводят человека к приобретению сиддх – мистических сил.

Сиддхи – мистические силы. Примеры: левитация, абсолютное красноречие, исключительная эмпатия и интуиция, способность предвидеть будущее и т.д. Вплоть до способности извергать огонь из глаз. Основных сиддх всего восемь.

Аштанга-йога и Самадхи

Аштанга-йога (Восьмиступенчатая йога) – школа йоги, основанная на практике достижения самадхи, через постепенную практику восьми ступеней. Конечная цель такой йоги – разрыв самсары(круговорота рождения и смерти).

Восемь ступеней:

Яма – запрет

Нияма – предписание

Асана(стойка)

Пранаяма(дыхание)

Пратьяхара(отрешенность)

Дхарана(концентрация)

Дхьяна(медитация)

Самадхи.

Самадхи – одна из высших целей йоги, которая заключается в достижении состояния духовного самоосознания. Такое состояние крайне труднодостижимо и не может быть получено случайно.

Ашрам – место обучения, дом учителя. Но чаще – один из четырех укладов жизни: брахмачарья(ученик), грихастха(семейная жизнь), ванапрастха(отход от дел), санньяси(монах).

Кшетра

Манас – ум, часть кшетры.

Буддхи – разум, часть кшетры.

Аханкара – ложное эго, часть кшетры.

Майя – иллюзорная энергия материального мира.

Таттва – важнейшая парадигма, фундаментальный принцип.

Надеюсь, вы уже замечаете как в некоторых терминах вы встречаете недавно прочитанные в этой статье слова и можете узнавать их без подсказки. Это свидетельствует о внимательности и приобретении знания ведической философии.

Важнейшие понятия ведической философии

Высшее предназначение ведической культуры – это поклонение и служение Абсолютной Истине, Богу. Бог и Абсолютная Истина в ведической традиции понятия тождественные и синонимичные. Наивысшей целью всех ведических знаний является служение Богу. Таким образом, наивысшей среди всех йог – является бхакти-йога – метод преданного служения. Этот вывод до нас доносят не только авторитеты ведического мира: Шрила Вьясадева, Шукадева Госвами, Нарада Муни, 12 Махаджан, но и подавляющее большинство пуран (Бхагавата пурана, Гаруда Пурана, Калки Пурана и остальные).

Бхагаван – личностный аспект Бога. Личностный аспект Бога отражает самую живую суть Бога, обладающую как качествами и именем, так и желаниями и предпочтениями.

Бхакти-йога – метод преданного служения Верховному Господу.

Основных методов преданного служения всего 8, но из них 3 наиболее важны и необходимы для продвижения к остальным:

Шраванам – слушание о славе, качествах и деяниях Господа, а также Его святого имени.

Киртан – воспевание и пересказ славы, качеств и деяний Господа, а также Его Святого имени.

Смаранам – воспоминания, размышление и памятования славы, качеств и деяний Господа, а также Его Святого имени.

Параматма – Сверхдуша. Сверхдуша – это частица сознания Господа, которая находится внутри человека. Сверхдуша дозволяет и запрещает человеку, а также является свидетелем его помыслов и действий.

Санкиртана – совершенное совершение киртана. Санкиртана также это метод совместного воспевания Святого имени. Является одним из самых действенных методов преданного служения.

Махамантра – наивысшая мантра, Святые имена Господа. Эта мантра является главной мантрой для киртаны – воспевания.

Махамантра:

Харе Кришна, Харе Кришна, Кришна Кришна, Харе Харе
Харе Рама, Харе Рама, Рама Рама, Харе Харе.

Джапа – практика повторения Махамантры. Также, повторение других Святых имен Господа.

Эпилог

Конечно, это далеко не все термины из ведической философии. Однако, остальные термины либо содержаться внутри других терминов (аюрведа–>доши, Нияма –>тапас), либо малозначимы для общего понимания и встречаются только в контексте изучения определенных вещей (это касается отдельных качеств, которых огромное множество), либо относятся к разделам Вед, которые никак не относятся к общим знаниям о ведической философии (виманы, тантра), либо относятся к ведической мифологии и ни необходимы для понимания философии в общем (асуры, девы, махарджа, муни).

В конечном итоге, этих терминов вполне достаточно для того, чтобы понимание основы ведической философии не вызывало у вас очень много вопросов относительно понятий и терминов. Также такое знание будет крайне полезно для практики и общего кругозора философии и позволит заполнить пробелы в философии, которая стоит в основе восточной философии.

One Reply to “Основы ведической философии. Важные и основные понятия.”

  1. теперь немногу лучше понимаю ведическую философию, хотя бы понимание есть

Добавить комментарий

Ваш e-mail не будет опубликован.