Дхарма – вечный путь живого существа. Дхарма – что это такое?

Дхарма – вечный путь живого существа. Дхарма – что это такое?

Дхарма и её значение

Если вы знакомы с ведической философией, то должны были слышать слово “дхарма“. Дхарма является ключевым понятием для ведической философии и понимание дхармы способно действительно раскрыть человеку смысл как ведической философии, так и жизни человека. Если не знакомы, то на нашем сайте есть статья, в которой поясняются основные понятия ведической философии. Статья будет по этой ссылке.

Наиболее точный по смыслу перевод слова “дхарма” означает – религия, деятельность, долг, путь, предназначение. Все эти значения по смыслу не кажутся особенно близкими, но при детальном изучении, оказывается что дхарма является вполне чётким обозначением определенного образа деятельности, которая отражает индивидуальную природу человека. То есть, Дхарма – это такой образ действий, который присущ человеку, обладающему определенной природой. Например, дхарма воина – сражение. Это будет для него предназначением, деятельностью, путём, долгом и, в каком-то смысле, религией.

Но для конкретного понимания не только того, что означает дхарма в общем понимании, но и того как она отражается в реалиях индивидуальности множества людей, следует разобрать все аспекты дхармы, которые так или иначе могут влиять на образ действий человека. Дхарма с одной стороны является обязанностью человека, с другой естественной стороной его деятельности, то есть той областью жизни, где человек действует максимально комфортно и чувствует себя естественно.

Дхарма – обязанность и долг.

В данном понимании, дхарма – это долг человека, который предопределен ещё до его рождения. Выполнение такого долга – первостепенная задача человека. Исполнение такого долга приводит человека к счастью во всех аспектах его жизни. Те, кто следует своей дхарме – достигают совершенства во всех сферах жизни, и в материальной, и в духовной.

Понятие дхармы исходит из основ ведической философии. В свою очередь идея ведической философии о предназначении человека состояла из идеи разделения его материальной и духовной жизни. В конечном счете, однако, призывая человека отказаться от материальной жизни в сторону духовной. Так, ведическая мысль создает материальную религию – карма-канду, которая имеет целью создать человеку благоприятные условия для жизни в будущем, путем совершения определенных ритуальных и обрядовых действ. Духовная же жизнь является высшим этапом развитии человека и заключается в служении, взаимодействии и поклонению Богу. Высшая цель ведическое философии – служение Кришне, как Создателю, Повелителю и Абсолютной Истине, на которой покоиться весь мир.

Кришна является абсолютным авторитетом в ведической философии, так как является её создателем. В Бхагавад-Гите Кришна говорит о дхарме следующее:

Честно исполняй свой долг, ибо такой образ действий лучше, чем бездействие. Не трудясь, человек не сможет удовлетворить даже самые насущные потребности своего тела.

Занимаясь деятельностью, соответствующей его природе, каждый человек может достичь совершенства…

В следующих стихах, Он поясняет что любой человек, исполняя свои обязанности, может достигнуть совершенства, если поклоняется Верховному Господу. Он также объясняет:

Лучше исполнять свои обязанности несовершенным образом, чем совершенно выполнять чужие. Выполняя приписанные обязанности, отвечающие его природе, человек никогда не навлекает на себя греха.

Бхагавад-Гита. 3.35

Исполнение дхармы, исходя из этих стихов, – это исполнение предназначение. Как индивидуального, так и исполнение предназначение связанного с его психотипом, варной. Например, ярким примером исполнения долга – это сражение для воина. Вообще, исходя из философии, откуда пошло слово “дхарма”, поле боя для воина – это самое важное место в его жизни, потому что там, он имеет возможность исполнить свой долг, дхарму.

Однако, там также говорится о том, что любая деятельность имеет свой изъян. А потому отказываться от какой-либо деятельности, если она не является греховной, под предлогом его несовершенства нельзя. Однако, такая деятельность, должна соответствовать природе человека, его дхарме.

В комментариях Шрила Прабхупада поясняет что: убийство на войне, хитрость во время торговли, служение плохому господину, который дает неправильные приказы – такие изъяны встречаются в деятельности человека, который, при всём этом, не должен отказываться от подобного рода деятельности.

Повторяюсь: убийство на войне, а не в миру, хитрость во время торговли, а не в повседневной жизни и так далее. Нужно учиться видеть грань между дозволенной деятельностью и недозволенной деятельностью. Для этого необходимы знания.

Совершенства человек достигает от исполнения своих обязанностей. Совершенство дарует человеку возможность обрести все необходимые ему блага: изобилие, счастье, любовь, богатство и все остальное. Совершенство у всех разное: одному необходимо быть невероятно сильным и смелым, другому необходимо стать самым мудрым и так далее.

У каждого своё совершенство. И обязанности, от которых идет совершенство, тоже у всех разные. Есть определенные виды психофизической природы человека, которые дают ему набор обязанностей. Эти обязанности у каждого человека разные и выполняются в соответствии с временем, местом и обстоятельством.

Правители разных стран правят по разному, исполняя свои обязательства в соответствии с необходимостью. Также и любой человек должен знать что ему делать, как это делать и когда ему это делать. Обязанности – это образ жизни, который должен вести человек. Понимая свои обязанности и выполняя их своевременно, человек способен выполнять их в полной мере.

Это также ряд вещей, который ему необходимо совершать: мать должна заботиться о ребенке, ухаживать за мужем, а торговец должен следить за ценами, покупать и продавать, рекламировать товар. У каждого человека существует немало дел, которые он должен выполнять. От этого происходит все разнообразие труда в человеческом обществе.

В Чайтанья-чаритамрите также говорится что обязанность любого – заботиться о благе всех живых существ богатством, разумом, речью и действием (Ади-лила. 9.42).

Ненасилие, правдивость, честность, желание счастья и благополучия другим и свобода от похоти, гнева и жадности входят в обязанности всех членов общества.

Шримад-Бхагаватам 11.17.21

Однако, конечная цель всех священных текстов сводится к высшей обязанности всех живых существ – преданному служению Верховному Господу. Говорится что Верховный Господь – обладатель всех богатств, наслаждений, счастья, знания, достоинств и прочих благ, а потому стремящиеся к получению этих материальных и духовных благ – должны стремится к служению Ему. В Индии богатые бизнесмены посвящают выходные служению в храмах: моют полы, посуду, еду разносят, чтобы получить возможность преданно послужить Господу. Дхарма – это обязанность.

Дхарма – деятельность.

Теперь конкретно о индивидуальной деятельности. Всего существует 4 природы человека и соответствующие им виды деятельности. Об этом говорится в Бхагавад-Гите и Шримад-Бхагаватам:

Брахманов, кшатриев, вайшьев и шудр можно узнать по их качествам, проявляющимся в деятельности, которая соответствует трем гунам материальной природы, о покоритель врагов.

Умиротворенность, самообладание, аскетичность, чистота, терпение, честность, знание, мудрость и религиозность – таковы природные качества брахманов, проявляющиеся в их деятельности.

Героизм, сила, решимость, находчивость, отвага, щедрость и умение вести за собой – все это природные качества кшатриев, необходимые им для исполнения своего долга.

Земледелие, защита коров и торговля – таковы занятия, соответствующие природе вайшьев, а предназначение шудр – заниматься физическим трудом и служить другим.

Бхагавад-гита 18.41-44

Дхарма брахмана. Брахман – знающий.

Дхарма брахмана: совершать религиозные обряды, учить людей проповедью, советами, историями и собственным примером правильной жизни. Обучать людей непосредственно – брать в ученики. Заниматься исследованиями, как научными, так и философскими. Брахманы выполняют роль преподавателей, министров, жрецов, священников, ученых, исследователей. Интеллектуальный труд. Развивать знания и смирение.

Дхарма кшатрия. Кшатрий – воин.

Дхарма кшатрия – защищать, обеспечивать всем необходимым, заботиться и править над своим народом, поддерживать брахманов и с почтением относится к их советам. Сражаться, руководить, вести за собой, возглавлять и организовывать людей, участвовать в соревнованиях и выигрывать их, совершенствовать физические способности, совершать аскезы, государственная служба. Управленческий, административный и организационный труд. Сражение и борьба.
Развивать храбрость и спокойствие.

Дхарма вайшьи. Вайшья – торговец

Дхарма вайшьи – торговать, выращивать животных, заниматься земледелием и ремеслами, заниматься благотворительностью, зарабатывать деньги и увеличивать материальным блага. Труд направленный на получение прибыли, коммерческое направление. Развивать щедрость и бескорыстие.

Дхарма шудры. Шудр – служащий

Дхарма шудры – служить другим, заниматься физическим трудом. В современном мире также заниматься творчеством и ремеслами. Развивать преданность и трудолюбие.

В большинстве, мало кто совершает деятельность которая подходит его природе. Психофизическая природа является фиксированной с рождения. Можно, конечно, привить человеку какую-то любовь к знаниям, интерес. Но он не сравниться с врожденным талантом проводить часы, с самого детства, за книгами и исследовать все. Да и привитая любовь, не может быть такой сильной как естественные склонности.

Если их подавлять или пытаться “переучить” ребенка, тогда можно очень сильно испортить судьбу человеку. Есть мастера которые занимаясь любимым ремеслом получают большие деньги, самоучки. Просто на энтузиазме развили в себе такие способности и стали экспертами именно от врожденного таланта.

Дхарма – уклад жизни.

Согласно ведическим знания, которые мы сейчас рассматриваем, затрагивая тему Дхармы, существует 4 уклада жизни.

Брахмачарья – ученик

Брахмачарьи – молодые ученики. Они учатся в специальных образовательных учреждениях – гуркулах, где в них вкладывают не только знание, но и делают большой упор на развитии нравственности, талантов, способностей и достоинств. Брахмачарьи воздерживаются от половых связей, служат учителю и получают знания.

Обучение было бесплатным и длилось по разному – от 10 до 20 лет. Однако по окончанию обучения следовало отдать гуру крупное пожертвование – какое семья ученика могла себе позволить. Самый младший возраст для принятия в гуркулу 5-7 лет, в 25 лет, максимум, обучение заканчивается и ученик должен решить – остаться на правах ученика-монаха или начать грихастху – семейную жизнь.

Грихастха – глава семейства

Грихастха – семейная жизнь. После обучения ученик решивший начать семейную жизнь возвращается домой, где ему подбирают подходящую невесту. После пышных церемоний свадьбы, молодой семьянин начинает семейную жизнь и заработок денег, в соответствии с прирожденной природой – торговцы начинали торговать, заниматься ремеслами, воины поступали в армию или на государственную службу, священники начинали исполнять обязанности жрецов или учителей.

Воспитывать детей, заниматься благотворительностью и экономической деятельностью, посещать святые места, культивировать в себе чистое сознание – вот обязанности грихастхи. Грихастха продолжается около 30-40 лет. По достижению 45-60 лет глава семейства уходил в отреченный образ жизни. Мать передавалась под опеку старшего сына, который становился владельцем всего имущества и главой семейства.

Ванапрасха – отшельник

Ванапрасха – отреченный образ жизни. Отреченный образ жизни означает поселение в ашраме, скитания или проживание в лесу или горах. В горах или в лесу человек предавался аскезам, очищая свой разум от материальных желаний и обуздывая свой ум.

В случае проживания в лесу, человек питается кореньями и плодами, которые сами ему попадаются. Если человек скитается, он живет жизнью садху, святого, и живёт на подаяние, которое ему дают грихастхи. В случае проживания в монастыре, человек занимается преданным служением и готовится стать санньяси.

Санньяси – проповедник

Санньяси – странствующий проповедник. Санньяси становятся молодые брахмачарьи, которые пожелали остаться в гуркуле, грихастхи, разочаровавшиеся в семейной жизни и ванапрастхи. Санньяса означает что человек остаток жизни посвящает проповеди или иному служению Верховному Господу. Такой человек отказывается от имущества и с минимальным набором необходимых предметов, отправляет проповедовать и разносить знания, посвящая остаток жизни преданному служению.

Дхарма – религия.

Понятие дхарма-религия может обозначать два типа религии: карма-йогу и санатана-дхарму.

Карма-йога

Карма-йога – это религиозность направленная на достижение 4 целей жизни: кама(наслаждение), артха(благополучие), дхарма(выполнение долга) и мокшу(освобождение). С такой точки зрения религия является лишь регулирующим принципом в наслаждении и средством для достижения материальных наслаждений и изобилия.

Выполнение обрядов таких как свадьбы, погребения, вознесение молитв, жертвоприношения, похороны и так далее. Следование широкому кругу предписаний и правил, а также поклонение божествам. Все это направленно в большей степени на материальную сторону жизни – для получения чего-либо: достойных сыновей, богатства, здоровья, успеха в заработке и так далее.

Это материалистическая религия, которую мы можем наблюдать повсюду. Самая главная мысль этой религии: “Бог – всемогущ, а значит он может меня наказать или наградить, так что лучше я буду ему служить”. Это корыстное служение, хотя оно и превосходит отсутствие служения, ему далеко до чистого преданного служения.

Главным двигателем такой религии являются страх и желания. Страх наказания и желания награды. В этом случае, Бог это всего лишь очередной господин, который может очень болезненно наказать за непослушание. Такой взгляд встречается повсюду и является следствием общечеловеческого невежества, которое всё подминает под избавление от страданий и обретение наслаждений.

Санатана-дхарма

Санатана-дхармой является вечной религией, которая заключается в преданном служении Богу. Вечной религией она является потому, что субъектом служения является не человек, а душа, которая несет эту службу из жизни в жизнь. Душа является также вечной и неизменной. Тело же человека является подверженным изменению и имеет свой срок. По этой причине, все что связанно с телом человека и материальными объектами не может быть вечной религией, санатана-дхармой. Служение Богу – это взаимодействие самого Бога и души человека, духовной энергии. Обе стороны такого взаимодействия имеют вечную природу, исходя из этого и природа их взаимодействия обретает вечный, непреходящий характер.

Иначе говоря, такой вид религии не имеет отношения к временному телу человеку, но взаимодействует непосредственно с душой. Так как душа является вечной и бессмертной, то плоды такого служения также вечны и бессмертны, так как относятся непосредственно к душе.

Санатана-дхарма – это метод бхакти-йоги, преданного служения. Санатана-дхарма исключительно духовный вид деятельности, хотя и не отрицающий экономической, политической и социальной активности, но все это следует подчинить высшей цели – Кришне.

Подчинение всей деятельности Верховному Господу, полное предание и подчинение Ему, а также отказ от материи, как цели существования, является Саната-дхармой – вечной религией, религией живой души, которая служит её Создателю – Бхагавану.

Дхарма – предназначение

У каждого человека есть ряд событий, которые в его жизни должны произойти. Причинной этому могут послужить как предыдущие поступки человека, которые обозначаются как карма, которая создает определенную линию жизни человека с неотвратимыми событиями, так и необходимость совершить определенную роль, получая миссию. Причины последнему отыскать достаточно трудно в прошлом, но по ходу исполнения своего предназначения человек обретает целостное понимание всего что связано с ним.

Предназначение или миссия человека может быть очень масштабной, а может быть и совсем маленькой, хотя иногда без маленьких событий, практически не заметных в причинно-следственной связи, не произошло бы и больших. Примером предназначения может служить определенная задача в жизни человека, не выполняя которую человек чувствует острую неудовлетворенность и недовольство жизнью. С другой стороны, исполняя своё предназначение человек ощущает всю полноту жизни и теряет вкус к различным аспектам жизни, который традиционно, с точки зрения ведической философии, считаются низкими видами деятельности, которые приводят к деградации. Так у человека пропадает вкус к низшему и появляется вкус к исполнению своей дхармы, в которой он находит для себя всё необходимое для жизни.

В этом свете дхарма выступает как судьба – человек должен выполнить что-то – это его предназначение и долг. В случае отказа от долга – он ошибется, что приведет его к худшему исходу. Об этом говорит Кришна великому воину Арджуне, которому было необходимо принять сражение, но который был охвачен состраданием к своим родственникам, друзьям и наставникам, против которых придётся сражаться:

Не странно ли, что и мы сейчас замышляем тягчайший грех? Движимые желанием насладиться радостями царствования, мы готовы убить своих близких. Пусть лучше сыновья Дхритараштры с оружием в руках убьют меня на поле боя, безоружного и не сопротивляющегося.

Санджая сказал: Промолвив это на поле боя, Арджуна отбросил в сторону лук и стрелы и сел в колеснице, охваченный скорбью.

Тогда Кришна напомнил ему о его долге воина:

Санджая сказал: Увидев, что Aрджуна охвачен состраданием и скорбью, а глаза его полны слез, Мадхусудана, Кришна, произнес такие слова:

Верховный Господь сказал: О Aрджуна, как могла эта скверна одолеть тебя? Такое поведение недостойно того, кто знает истинную цель жизни. Оно приведет человека не в рай, а к бесславию. О сын Притхи, не поддавайся унизительному малодушию. Оно не подобает тебе. Вырви из сердца эту постыдную слабость и воспрянь, о герой, карающий врагов.

Судьба и выбор

Фраза: “Такое приведет человека не в рай, а к бесславию” очень много значит в контексте духовной жизни и понимания настоящего отречения и предания себя Господу. Дхарма Арджуны была в сражении, Господь наставлял его:

Воспрянь же, Aрджуна! Приготовься к сражению и стяжай себе славу. Покори врага и насладись властью над цветущим царством. Все они уже приговорены Мною к смерти, и ты, о Савьясачи, можешь быть лишь орудием в этой битве.

Судьба означает быть инструментом в руках Господа. Если инструмент отказывается работать – его считают сломанным и либо пытаются починить или выбрасывают. Если человека пытаются “починить” его ждут тяжелые жернова испытаний, до тех пор, пока он не признает свою судьбу и не примет её.

Эти жернова у каждого свои, Иисус ведь сказал “У каждого свой крест” – это значит что у каждого своя судьба и своя тяжесть испытаний. Второй вариант, когда инструмент признают настолько нерабочим, что выкидывают. В таком случае, человек приходит к неутешительному исходу жизни в виде добровольного отречения от неё – самоубийства.

Что случается с воином, которые работает носильщиком? Помимо жизни, которая не соответствует его природе, он получает острейшее чувство неудовлетворенности, депрессии и полное разочарование в жизни, которое стремится чем-то забить. Чаще всего алкоголем. Таким путём, достойные люди, отказавшиеся от исполнения долга приходят не в рай, а к бесславию.

Дхарма-путь

Защищай свою дхарму – и твоя дхарма защитит тебя.

Ведическая мудрость

Если мы все это объединим, то получим что Дхарма – это индивидуальный путь человека, который он должен пройти, чтобы понять себя, чтобы выполнить свое предназначение и для того чтобы принести пользу всему обществу. Если человек искренне хочет развиваться, он должен понимать что очищается золото только через пламя. А алмазы возникают только под давлением. Закаленная сталь ломает обычную. Трудности закаляют.

Есть много метафор, но смысл один – будет тяжело и чем сильнее стремление исполнять свою дхарму, тем больше будет успехов, но тем больше придется страдать для того чтобы достигнуть нужной консистенции, которая будет являться образом идеального себя.

Ради счастья стоит потрудиться, ведь это самый честный обмен – счастье на труд. Честнее сделки просто не существует.

Добавить комментарий

Ваш e-mail не будет опубликован.