Дхарма – путь человека в материальном мире. Что это такое?

Дхарма – путь человека в материальном мире. Что это такое?

Дхарма: значение в ведической философии

Дхарма является ключевым понятием в ведической философии. С этим понятием связано не только определение того, что является предписанным, разрешенным и запрещенным для всех, но и то, что необходимо делать каждому человеку индивидуально, опираясь на его склад характера. Дхарма определяет тот путь, которому следует идти человеку, как ради того, чтобы достигнуть счастья, совершенства и высшей цели, так и чтобы избежать опасностей, грехов и разнообразных отклонений.

Дхарма означает:

  • деятельность
  • долг
  • предназначение
  • религия
  • правило

Совокупность этих значений, отображает дхарму как морально-нравственный закон, который присущ каждому человеку, и как обозначение жизненного пути, который проявляется в индивидуальном предназначении. Объединяя эти два понятия, становится понятно, что дхарма – это обозначение правильного образа жизни и жизненного пути для человека, следуя которому человек может достичь и счастья, и совершенства и всех своих самых главных целей.

Дхарма подобна правильной дороге для человека и для того, чтобы следовать ей – важно понимать все её аспекты, а не только общее обозначение. Одна сторона дхармы заключается в естественном следовании своей природа, другая заключается в следовании общих морально-нравственных правил.

Дхарма – правило и закон

Дхарма – это морально-нравственный закон. Из закона дхармы и возникает определение “правильно” и “неправильно“. Согласно дхарме, человек должен жить в соответствии со своей природой, не совершать грехов и быть праведным, постепенно прогрессируя на духовном пути.

Следование дхарме приводит к:

  • приобретению хорошей кармы и избавлению от плохой
  • возможности достигнуть чатурартхи: наслаждения, процветания, исполнения долга и освобождения
  • привлечение положительных явлений: удача, счастье, чистота, знание
  • исполнение дхармы оберегает человека от опасностей
    • дхарма ракшати ракшитах
  • эволюцию сознаний и возможности следовать духовному пути

Следуя дхарме, человек совершает благочестивые поступки, накапливая хорошую карму. И хотя хорошая карма не способна сама по себе уничтожить плохую, она способна смягчить её. Согласно законам дхармы, если человек спас кого-то от смерти, то в воздаяние ему за это будет даровано спасение от насильственной смерти. Насильственная смерть часто приходит в результате плохой кармы. Спасение от насильственной смерти может подразумевать, что человек, ранее спасший кого-либо, будет серьезно ранен, но его быстро спасут.

Чатурартха или пурушартха не является истинной целью дхармы и духовного пути. Но следование пути дхармы естественным образом дарует достижение всех целей чатурартхи.

Дхарма в духовных знаниях дает:

  • понимания этих знаний
  • встречу с духовным учителем
  • стремление постичь духовные знания и возможность следовать правилам и предписаниям
  • избавление от раги (вкуса к материальным наслаждениям)
  • избавление от нежелательных качеств, которые препятствую началу духовного пути

Таким образом, человек естественным образом может постичь духовные знания, если честно придерживается правилам дхармы. Общими правилами дхармы являются:

  • Ахимса – отказ от причинения страданий другим живым существам.
  • Сатья – честность, отказ от лжи.
  • Астея – неприсвоение чужого: как имущества, так и занятия.
  • Апариграха – нестяжательство, отказ от привязанностей.
  • Брахмачарья – воздержанность, отказ от потакания желаниям.
  • Шауча – чистота тела, ума и разума.
  • Сантоша – удовлетворенность: судьбой, имуществом, положением.
  • Тапасья – аскетизм, дисциплина, способность жертвовать собой.
  • Свадхьяя – изучение духовных писаний, самопознание
  • Ишвара Пранидхана – доверие Богу, судьбе, провиденью

В общем смысле, морально-нравственные правила дхармы означают следование праведности и духовному пути, отказе от порочного и эгоистичного образа действий, а также познания себя и следованию своей природе.

Дхарма и Адхарма

Дхарма – это праведный путь, предназначенный для разумных людей, стремящихся избавиться от страданий. Когда человек отказывается от дхармы, наступает адхарма – неправедность или порочность. Адхарма возникает как следствие отказа от следованию правил, принципов и моральных норм. Для человека предписан определенный жизненный цикл, а также определенное место в обществе. Если человек нарушает цикл или занимает чужое место – наступает адхарма. В этом случае, человек духовно деградирует и приближается по уровню сознанию к существу, грех которого он воплощает.

Дхарма – путь человека в материальном мире. Что это такое?

Например, склонность к агрессивности и гневу, а также употреблению мяса сделает из человека хищника, склонность к сну – медведя, склонность к активным половым связям – обезьяну, а к перееданию – свинью. Постоянное употребление алкогольных напитков приводит человека к жизни собаки или кошки. Деградация является следствием отказа от дхармы и стремление к пороку – адхарме. Порок порождается и неконтролируемого стремления наслаждаться, по этой причине, разумному человеку стоит особенно внимательно относиться к свои желаниям и способам их удовлетворения.

Эволюция сознания, напротив, строиться на исполнении дхармы и отказе от низменных, греховных побуждений. Исполняя дхарму, человек получается возможность либо насладиться жизнью на райских планетах, либо продолжать эволюционировать до такого уровня, на котором становится доступна шуддха-саттва – состояние чистой добродетели, которое естественным образом даёт и счастье, и материальное благополучие, и духовный прогресс.

Дхарма – долг

В данном понимании, дхарма – это долг человека, который предопределен ещё до его рождения. Выполнение такого долга – первостепенная задача человека. Исполнение такого долга приводит человека к счастью во всех аспектах его жизни. Те, кто следует своей дхарме – достигают совершенства во всех сферах жизни, и в материальной, и в духовной.

Понятие дхармы исходит из основ ведической философии. В свою очередь идея ведической философии о предназначении человека состояла из идеи разделения его материальной и духовной жизни. В конечном счете, однако, призывая человека отказаться от материальной жизни в сторону духовной. Так, ведическая мысль создает материальную религию – карма-канду, которая имеет целью создать человеку благоприятные условия для жизни в будущем, путем совершения определенных ритуальных и обрядовых действий. Духовная жизнь является высшим этапом развитии человека и заключается в служении, взаимодействии и поклонению Богу.

Высшая цель ведической философии – служение Кришне, как Создателю, Повелителю и Абсолютной Истине, на которой покоиться весь мир.

Я пребываю в сердце каждого живого существа, и от Меня исходят память, знание и забвение. Цель всех Вед – постичь Меня. Я – истинный составитель «Веданты» и знаток всех Вед.

Бхагавад-Гита. 15.15

Кришна является абсолютным авторитетом в ведической философии, так как является её создателем. В Бхагавад-Гите, Кришна говорит о дхарме следующее:

Честно исполняй свой долг, ибо такой образ действий лучше, чем бездействие. Не трудясь, человек не сможет удовлетворить даже самые насущные потребности своего тела.

Занимаясь деятельностью, соответствующей его природе, каждый человек может достичь совершенства

В следующих стихах, Он поясняет что любой человек, исполняя свои обязанности, может достигнуть совершенства, если поклоняется Верховному Господу. Он также объясняет:

Лучше исполнять свои обязанности несовершенным образом, чем совершенно выполнять чужие. Выполняя приписанные обязанности, отвечающие его природе, человек никогда не навлекает на себя греха.

Бхагавад-Гита. 3.35

Исполнение дхармы, исходя из этих стихов, – это исполнение предназначения. Как индивидуального, так и исполнение предназначение связанного с его психотипом, варной. Например, ярким примером исполнения долга – это сражение для воина. Воин может всю жизнь готовиться к одному сражению и погибнуть в нём, но его дхарма будет исполнена.

Однако, там также говорится о том, что любая деятельность имеет свой изъян. А потому отказываться от какой-либо деятельности, если она не является греховной, под предлогом его несовершенства нельзя. Однако, такая деятельность, должна соответствовать природе человека, его дхарме.

В комментариях Шрила Прабхупада поясняет что: убийство на войне, хитрость во время торговли, служение плохому господину, который дает неправильные приказы – такие изъяны встречаются в деятельности человека, который, при всём этом, не должен отказываться от подобного рода деятельности.

Чтобы не нарушить дхарму, нужно учиться видеть грань между дозволенной деятельностью и недозволенной деятельностью. Для этого необходимы знания, которые содержаться в священных текстах.

Совершенства человек достигает от исполнения своих обязанностей. Совершенство дарует человеку возможность обрести все необходимые ему блага: изобилие, счастье, любовь, богатство и все остальное. Совершенство у всех разное: одному необходимо быть невероятно сильным и смелым, другому необходимо стать самым мудрым и так далее.

У каждого своё совершенство. И обязанности, от которых идет совершенство, тоже у всех разные. Есть определенные виды психофизической природы человека, которые дают ему набор обязанностей. Эти обязанности у каждого человека разные и выполняются в соответствии с временем, местом и обстоятельством.

Правители разных стран правят по разному, исполняя свои обязательства в соответствии с необходимостью. Также и любой человек должен знать что ему делать, как это делать и когда ему это делать. Обязанности – это образ жизни, который должен вести человек. Понимая свои обязанности и выполняя их своевременно, человек способен выполнять их в полной мере.

Это также ряд вещей, который ему необходимо совершать: мать должна заботиться о ребенке, ухаживать за мужем, а торговец должен следить за ценами, покупать и продавать, рекламировать товар. У каждого человека существует немало дел, которые он должен выполнять. От этого происходит все разнообразие труда в человеческом обществе.

В Чайтанья-чаритамрите также говорится что обязанность любого –заботиться о благе всех живых существ богатством, разумом, речью и действием (Ади-лила. 9.42).

Ненасилие, правдивость, честность, желание счастья и благополучия другим и свобода от похоти, гнева и жадности входят в обязанности всех членов общества.

Шримад-Бхагаватам 11.17.21

Однако, конечная цель всех священных текстов сводится к высшей обязанности всех живых существ – преданному служению Верховному Господу. Говорится что Верховный Господь – обладатель всех богатств, наслаждений, счастья, знания, достоинств и прочих благ, а потому стремящиеся к получению этих материальных и духовных благ – должны стремится к служению Ему. В Индии богатые бизнесмены посвящают выходные служению в храмах: моют полы, посуду, еду разносят, чтобы получить возможность преданно послужить Господу. Дхарма – это обязанность.

Варнашрама дхарма

Варнашрама-дхарма – учение о укладе общества, в котором каждый занимает положение соответствующее его природным наклонностям.

Всего существует четыре природы человека: брахманы, кшатрии, вайшьи и шудры. Об этом говорится в Бхагавад-Гите и Шримад-Бхагаватам:

Брахманов, кшатриев, вайшьев и шудр можно узнать по их качествам, проявляющимся в деятельности, которая соответствует трем гунам материальной природы, о покоритель врагов.

Умиротворенность, самообладание, аскетичность, чистота, терпение, честность, знание, мудрость и религиозность – таковы природные качества брахманов, проявляющиеся в их деятельности.

Героизм, сила, решимость, находчивость, отвага, щедрость и умение вести за собой – все это природные качества кшатриев, необходимые им для исполнения своего долга.

Земледелие, защита коров и торговля – таковы занятия, соответствующие природе вайшьев, а предназначение шудр – заниматься физическим трудом и служить другим.

Бхагавад-гита 18.41-44

Дхарма брахмана

Брахман – это человек, чье предназначение тесно связано с знаниями и пониманием законов этого мира. Правильное понимание законов мира позволяет брахману правильно исполнять свой долг. Не зная законов или игнорируя их, брахман рискует впасть в иллюзию и не только самому пасть, но и подтолкнуть на это других.

Дхарма брахмана с духовной точки зрения заключается в:

  • Постичь духовную науку из авторитетных источников
  • Распространять знание, уничтожая невежество
  • Принимать учеников, передавая им знание непосредственно
  • Придерживаться всех принципов, давая правильный пример другим

Духовная обязанность брахмана будет связана с постижением знания, нахождением Абсолютной Истины и распространением этого знания. Знание может распространяться широко или передаваться непосредственно от учителя к ученику. Все зависит от времени, места и обстоятельств.

С точки зрения повседневного общества, брахманы занимаются интеллектуальным трудом, стратегическим управлением, анализом, наукой, преподаванием, медициной. Ученные в разных отраслях, писатели, министры, учителя, врачи и всё что связано с интеллектуальным трудом. В обществе, брахманы крайне редко становятся первыми лицами, лидерами. Вместо этого, они естественным образом занимают положение возле таких лиц и оказывают на них большое влияние представляя собой неформальный и мягкий авторитет, который несмотря на отсутствие реальной власти имеет множество инструментов. “Серый кардинал”.

Брахману следует довериться своим естественным стремлениям: тяге к знанию, истине, честности, бескорыстию. При этом особое внимание необходимо уделить развитию смирения, так как положение знающего часто приводит к гордости, за которой следует вседозволенность или ощущение исключительности.

Основное, в чем должен развиваться брахман, это духовная наука. Даже занимая высокое положение в обществе, но не следуя духовному пути – брахман нарушает свою дхарму.

Дхарма кшатрия

Кшатрий дословно переводится с санскрита как избавляющий от опасностей. Кшатрий является воином и вся его деятельность строиться вокруг противостоянию различным опасностям. В основном, кшатрии защищают общество от преступников или вторжений, выполняя роль военных или правоохранительных органов. Иногда опасность представляют пожары, иногда наводнения, защита общество от стихийных бедствий также возлагается на кшатриев.

Дхарма кшатрия – защищать других представителей общества и законы этого общества. Жизнь воина всегда сопряжена с большим риском, но это компенсируется тем, что от природы кшатрии наделены большим героизмом, храбрость, способностью подавлять страх и силой. Успешное исполнение дхармы приводит кшатрия к эволюции – они либо становится выше рангом, либо становится брахманом. Увлеченный деятельностью кшатрий из солдата превращается в офицера, а из офицера в генерала. Не привлеченный такой деятельностью или не желая связываться с постоянным риском или насилием, кшатрий, честно исполняющий свой долг, превращается в брахмана.

Вся дхарма кшатрия строиться вокруг страданий окружающих. Если их много – у кшатрия есть возможность исполнить свой долг. В Бхагавад-Гите(2.32) Кришна говорит: “Счастливы те кшатрии, к которым возможность сражаться приходит сама собой“. Победа в сражении дарует кшатрий почёт, славу, богатство и честь. А поражение, в котором кшатрий сражался честно, дарует ему рай. Даже умирая в бою кшатрий обретает повышение своего статуса, что уже говорить о победе. Таким образом, для кшатрия главный приоритет – это понять правила войны, морально-нравственные предписания и сражаться, отказавшись как от страха смерти, так и от апатии и ленности ума. Потворствовать насилию или игнорировать его для кшатрия грех. Но чтобы быть способным противостоять несправедливости кшатрию следует обрести силу, как физическую, так и духовную.

Рекомендуем также эту статью:  Авидья – изначальное невежество живого существа

Способность исполнять долг кшатрия определяется его положением: чем большее положении кшатрий занимает, тем большее влияние он сможет оказаться. Поэтому направление развития для кшатрия – это как отстаивание справедливости, так и увеличение власти для исполнения своего долга. Кшатрий от природы стремится к высоким первым положениям и даже не важно положение это руководителя компании, чемпиона или президента. С духовной точки зрения, кшатрию, как и всем, следует понять свою духовную природу и на этом основании избавиться от всяких страхов.

Дхарма вайшьи

Вайшья в системе варнашрама-дхармы – это торговец, земледелец, скотовод. На современный язык: капиталист. Наращивая и инвестируя капитал, вайшья становится ещё богаче. Естественная склонность вайшьи зарабатывать деньги не имеет ничего предосудительного, если эти деньги вайшья не использует для удовлетворения своих греховных желаний.

Дхарма вайшьи – увеличивая свое материальное благосостояние, покровительствовать брахманам, тем кто целиком посвятил себя духовной жизни. Давая возможность духовным людям целиком посвятить себя служению Господу, вайшья получает великое благо, так как тот, кто служит слуге Бога, получает больше, чем сам слуга Господа. Конечно, вайшья должен следовать морально-нравственным принципам, быть чистым во всех отношениях, как и все, но в деятельности вайшьи есть недостаток: обман в ходе торговли или деятельности. По возможности, этого следует избегать. Но как кшатрию практически невозможно избежать насилия, так и вайшье трудно избежать обмана.

Духовная жизнь вайшье заключается в непосредственной практике духовного пути, посещении святых мест, общении с духовными людьми. Для вайшьи важно развивать щедрость и доброжелательность ко всем. Как брахман распространяя знания является проводником знаний, так и вайшья занимающийся благотворительностью может являться проводником материального благосостояния.

Дхарма шудры. Шудр – служащий

В системе варнашрама дхармы, шудра – это слуга, рабочий. Дхарма шудры – служить другим, заниматься физическим трудом. В современном мире также заниматься творчеством и ремеслами. В социальной сфере, шудры – это те, кто оказывает различные услуги: массажисты, наемные работники, парикмахеры и т.д.

Несмотря на невысокое социальное положение и слабый потенциал для развития материального благополучия, у шудров есть одно серьезное преимущество на духовном пути – они естественным образом обладают почтением к старшим и верой в авторитеты. В совокупности с отсутствием серьезных материальных амбиций, сложной философской системы или стремлением к обогащению, это даёт очень легкую возможность полностью предаться духовному учителю без каких-либо сомнений. А именно предание себя духовному учителю и определяет успешность на духовному пути.


В большинстве, мало кто совершает деятельность которая подходит его природе. Психофизическая природа является фиксированной с рождения. Можно, конечно, привить человеку какую-то любовь к знаниям, интерес. Но он не сравниться с врожденным талантом проводить часы, с самого детства, за книгами и исследовать все. Да и привитая любовь, не может быть такой сильной как естественные склонности.

Если их подавлять или пытаться “переучить” ребенка, тогда можно очень сильно испортить судьбу человеку. Есть мастера которые занимаясь любимым ремеслом получают большие деньги, самоучки. Просто на энтузиазме развили в себе такие способности и стали экспертами именно от врожденного таланта.

Дхарма – уклад жизни.

Согласно ведическим знания, которые мы сейчас рассматриваем, затрагивая тему Дхармы, существует 4 уклада жизни.

Брахмачарья – ученик

Брахмачарьи – молодые ученики. Они учатся в специальных образовательных учреждениях – гуркулах, где в них вкладывают не только знание, но и делают большой упор на развитии нравственности, талантов, способностей и достоинств. Брахмачарьи воздерживаются от половых связей, служат учителю и получают знания.

Обучение было бесплатным и длилось по разному – от 10 до 20 лет. Однако по окончанию обучения следовало отдать гуру крупное пожертвование – какое семья ученика могла себе позволить. Самый младший возраст для принятия в гуркулу 5-7 лет, в 25 лет, максимум, обучение заканчивается и ученик должен решить – остаться на правах ученика-монаха или начать грихастху – семейную жизнь.

Грихастха – глава семейства

Грихастха – семейная жизнь. После обучения ученик решивший начать семейную жизнь возвращается домой, где ему подбирают подходящую невесту. После пышных церемоний свадьбы, молодой семьянин начинает семейную жизнь и заработок денег, в соответствии с прирожденной природой – торговцы начинали торговать, заниматься ремеслами, воины поступали в армию или на государственную службу, священники начинали исполнять обязанности жрецов или учителей.

Воспитывать детей, заниматься благотворительностью и экономической деятельностью, посещать святые места, культивировать в себе чистое сознание – вот обязанности грихастхи. Грихастха продолжается около 30-40 лет. По достижению 45-60 лет глава семейства уходил в отреченный образ жизни. Мать передавалась под опеку старшего сына, который становился владельцем всего имущества и главой семейства.

Ванапрасха – отшельник

Ванапрасха – отреченный образ жизни. Отреченный образ жизни означает поселение в ашраме, скитания или проживание в лесу или горах. В горах или в лесу человек предавался аскезам, очищая свой разум от материальных желаний и обуздывая свой ум.

В случае проживания в лесу, человек питается кореньями и плодами, которые сами ему попадаются. Если человек скитается, он живет жизнью садху, святого, и живёт на подаяние, которое ему дают грихастхи. В случае проживания в монастыре, человек занимается преданным служением и готовится стать санньяси.

Санньяси – проповедник

Санньяси – странствующий проповедник. Санньяси становятся молодые брахмачарьи, которые пожелали остаться в гуркуле, грихастхи, разочаровавшиеся в семейной жизни и ванапрастхи. Санньяса означает что человек остаток жизни посвящает проповеди или иному служению Верховному Господу. Такой человек отказывается от имущества и с минимальным набором необходимых предметов, отправляет проповедовать и разносить знания, посвящая остаток жизни преданному служению.

Дхарма – религия

Понятие дхарма-религия может обозначать два типа религии: карма-йогу и санатана-дхарму.

Карма-йога

Карма-йога – это религиозность направленная на достижение 4 целей жизни: кама(наслаждение), артха(благополучие), дхарма(выполнение долга) и мокшу(освобождение). С такой точки зрения религия является лишь регулирующим принципом в наслаждении и средством для достижения материальных наслаждений и изобилия.

Выполнение обрядов таких как свадьбы, погребения, вознесение молитв, жертвоприношения, похороны и так далее. Следование широкому кругу предписаний и правил, а также поклонение божествам. Все это направленно в большей степени на материальную сторону жизни – для получения чего-либо: достойных сыновей, богатства, здоровья, успеха в заработке и так далее.

Это материалистическая религия, которую мы можем наблюдать повсюду. Самая главная мысль этой религии: “Бог – всемогущ, а значит он может меня наказать или наградить, так что лучше я буду ему служить”. Это корыстное служение, хотя оно и превосходит отсутствие служения, ему далеко до чистого преданного служения.

Главным двигателем такой религии являются страх и желания. Страх наказания и желания награды. В этом случае, Бог это всего лишь очередной господин, который может очень болезненно наказать за непослушание. Такой взгляд встречается повсюду и является следствием общечеловеческого невежества, которое всё подминает под избавление от страданий и обретение наслаждений.

Санатана-дхарма

Санатана-дхармой является вечной религией, которая заключается в преданном служении Богу. Вечной религией она является потому, что субъектом служения является не человек, а душа, которая несет эту службу из жизни в жизнь. Душа является также вечной и неизменной. Тело же человека является подверженным изменению и имеет свой срок. По этой причине, все что связанно с телом человека и материальными объектами не может быть вечной религией, санатана-дхармой. Служение Богу – это взаимодействие самого Бога и души человека, духовной энергии. Обе стороны такого взаимодействия имеют вечную природу, исходя из этого и природа их взаимодействия обретает вечный, непреходящий характер.

Иначе говоря, такой вид религии не имеет отношения к временному телу человеку, но взаимодействует непосредственно с душой. Так как душа является вечной и бессмертной, то плоды такого служения также вечны и бессмертны, так как относятся непосредственно к душе.

Санатана-дхарма – это метод бхакти-йоги, преданного служения. Санатана-дхарма исключительно духовный вид деятельности, хотя и не отрицающий экономической, политической и социальной активности, но все это следует подчинить высшей цели – Кришне.

Подчинение всей деятельности Верховному Господу, полное предание и подчинение Ему, а также отказ от материи, как цели существования, является Саната-дхармой – вечной религией, религией живой души, которая служит её Создателю – Бхагавану.

Дхарма – предназначение

У каждого человека есть ряд событий, которые в его жизни должны произойти. Причинной этому могут послужить как предыдущие поступки человека, которые обозначаются как карма, которая создает определенную линию жизни человека с неотвратимыми событиями, так и необходимость совершить определенную роль, получая миссию. Причины последнему отыскать достаточно трудно в прошлом, но по ходу исполнения своего предназначения человек обретает целостное понимание всего что связано с ним.

Предназначение или миссия человека может быть очень масштабной, а может быть и совсем маленькой, хотя иногда без маленьких событий, практически не заметных в причинно-следственной связи, не произошло бы и больших. Примером предназначения может служить определенная задача в жизни человека, не выполняя которую человек чувствует острую неудовлетворенность и недовольство жизнью. С другой стороны, исполняя своё предназначение человек ощущает всю полноту жизни и теряет вкус к различным аспектам жизни, который традиционно, с точки зрения ведической философии, считаются низкими видами деятельности, которые приводят к деградации. Так у человека пропадает вкус к низшему и появляется вкус к исполнению своей дхармы, в которой он находит для себя всё необходимое для жизни.

В этом свете дхарма выступает как судьба – человек должен выполнить что-то – это его предназначение и долг. В случае отказа от долга – он ошибется, что приведет его к худшему исходу. Об этом говорит Кришна великому воину Арджуне, которому было необходимо принять сражение, но который был охвачен состраданием к своим родственникам, друзьям и наставникам, против которых придётся сражаться:

Не странно ли, что и мы сейчас замышляем тягчайший грех? Движимые желанием насладиться радостями царствования, мы готовы убить своих близких. Пусть лучше сыновья Дхритараштры с оружием в руках убьют меня на поле боя, безоружного и не сопротивляющегося.

Санджая сказал: Промолвив это на поле боя, Арджуна отбросил в сторону лук и стрелы и сел в колеснице, охваченный скорбью.

Тогда Кришна напомнил ему о его долге воина:

Санджая сказал: Увидев, что Aрджуна охвачен состраданием и скорбью, а глаза его полны слез, Мадхусудана, Кришна, произнес такие слова:

Верховный Господь сказал: О Aрджуна, как могла эта скверна одолеть тебя? Такое поведение недостойно того, кто знает истинную цель жизни. Оно приведет человека не в рай, а к бесславию. О сын Притхи, не поддавайся унизительному малодушию. Оно не подобает тебе. Вырви из сердца эту постыдную слабость и воспрянь, о герой, карающий врагов.

Судьба и выбор

Фраза: “Такое приведет человека не в рай, а к бесславию” очень много значит в контексте духовной жизни и понимания настоящего отречения и предания себя Господу. Дхарма Арджуны была в сражении, Господь наставлял его:

Воспрянь же, Aрджуна! Приготовься к сражению и стяжай себе славу. Покори врага и насладись властью над цветущим царством. Все они уже приговорены Мною к смерти, и ты, о Савьясачи, можешь быть лишь орудием в этой битве.

Судьба означает быть инструментом в руках Господа. Если инструмент отказывается работать – его считают сломанным и либо пытаются починить или выбрасывают. Если человека пытаются “починить” его ждут тяжелые жернова испытаний, до тех пор, пока он не признает свою судьбу и не примет её.

Эти жернова у каждого свои, Иисус ведь сказал “У каждого свой крест” – это значит что у каждого своя судьба и своя тяжесть испытаний. Второй вариант, когда инструмент признают настолько нерабочим, что выкидывают. В таком случае, человек приходит к неутешительному исходу жизни в виде добровольного отречения от неё – самоубийства.

Что случается с воином, которые работает носильщиком? Помимо жизни, которая не соответствует его природе, он получает острейшее чувство неудовлетворенности, депрессии и полное разочарование в жизни, которое стремится чем-то забить. Чаще всего алкоголем. Таким путём, достойные люди, отказавшиеся от исполнения долга приходят не в рай, а к бесславию.

Дхарма-путь

Защищай свою дхарму – и твоя дхарма защитит тебя.

Ведическая мудрость

Если мы все это объединим, то получим что Дхарма – это индивидуальный путь человека, который он должен пройти, чтобы понять себя, чтобы выполнить свое предназначение и для того чтобы принести пользу всему обществу. Если человек искренне хочет развиваться, он должен понимать что очищается золото только через пламя. А алмазы возникают только под давлением. Закаленная сталь ломает обычную. Трудности закаляют.

Есть много метафор, но смысл один – будет тяжело и чем сильнее стремление исполнять свою дхарму, тем больше будет успехов, но тем больше придется страдать для того чтобы достигнуть нужной консистенции, которая будет являться образом идеального себя.

Ради счастья стоит потрудиться, ведь это самый честный обмен – счастье на труд. Честнее сделки просто не существует.

2 Replies to “Дхарма – путь человека в материальном мире. Что это такое?”

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован.