Характер: психофизическая природа. Брахман, кшатрий, вайшья, шудр

Характер: психофизическая природа. Брахман, кшатрий, вайшья, шудр

Характер – психофизическая природа

Психофизическая природа – определенная форма разума, полученная при рождении. Изменить её нельзя, так как она не заключается только в качествах, проявляющих характер. Она заключается также в стремлениях, желаниях и способностях. В образе мышления и действий, в манере поведений. Уникальность каждого человека не ставится под сомнения, однако среди людей всегда можно найти особенно похожих по духу людей. Схожие по духу и разуму люди более склонны уважать, понимать и сотрудничать друг с другом. Не только по причине схожести, но и по причине общности как цели, так и методов. Лебедь, рак и щука имели разные природы, потому их совокупное взаимодействие приводило к нулевому результату, однако в сказке про репку совокупный результат оказался более значимым, потому что все были настроены на общий лад.

Брахманов, кшатриев, вайшьев и шудр можно узнать по их качествам, проявляющимся в деятельности, которая соответствует трем гунам материальной природы, о покоритель врагов.

Бхагавад-Гита. 18.41.

Объединение людей по схожим психофизическим природам происходит естественно. С людьми, имеющим другие виды характера, они общаются с трудом, непониманием или не находя общих интересов. Имея разные направления в своей деятельности, разные стремления и взгляды на жизнь, такие люди редко образуют прочную связь. Для сравнения объединений людей можно привести в пример четыре общества: актеров, предпринимателей, спортсменов и монахов. У каждой общины будут свои интересы, которые будут находиться в разных плоскостях и они не будут пересекаться. Актеры занимаются игрой на сцене и их интересует всё что касается актерского мастерства, предпринимателей интересует прибыль, спортсменов – достижения и победа, а монахов – Истина и поклонение Богу.

Таким образом, следует выделить четыре группы характеров людей, из которых состоит человеческое общество:

Брахманы: учёные, священники, учителя

Умиротворенность, самообладание, аскетичность, чистота, терпение, честность, знание, мудрость и религиозность – таковы природные качества брахманов, проявляющиеся в их деятельности.

Бхагавад-Гита. 18.42.
характер психофизическая природа мудрец

Брамхан переводится с санскрита как “духовное начало”. Брахманическая природа разума – означает преобладание интеллектуальных и духовных наклонностей. Такие люди предпочитают заниматься деятельностью связанную со знанием, изучением, исследованием. Естественная тяга к знанию позволяет добиваться больших успехов в сфере науки, а также во всех областях где необходим энциклопедический объем информации.

Характер и природа разума таких людей не только интеллектуальная, но и нравственная. Сострадание, честность, милосердие – эти качества больше всего выделяются в людях, чьей природой будет природа брахмана. Совестливость не позволит обманывать, а потому врать такие люди не умеют. Это против их природы, присущей им от рождения. Причинять другим вред или пытаться идти по головам, также не входит в образ действия таких людей. Они лучше останутся в тени, чем причинят кому-то вред.

Они не склонны стремится к обретению богатства, власти или красоты, однако более склонны к желанию уважения к их интеллектуальным способностям. Часто это перерастает в желание стать объектом поклонения.

Занятием таких людей является область деятельности в которой особенно большая концентрация знаний. Такие люди лучше других получают знания и передают их. Не только потому что это их врожденная способность, но и потому что им, от природы, нравится этим заниматься. Бывает и так, что это перерастает в сильное желание догнать кого-нибудь и научить жизни или причинить добро. Из них получают лучшие ученные и учителя. Монахами и священниками такие люди становятся из искреннего желания служить Истине, а не из выгоды.

Характер брахманов

Характер таких людей мягкий, доброжелательный и чувствительный. Тонкая психика не позволяет заниматься деятельностью связанной с давлением и конкуренцией. Материальные богатства их не интересуют, по этому у них нет стимула заниматься обогащением. Однако в области знаний это несомненные лидеры. Их честность не позволяет им искажать истину, а принципиальность не позволяет отступить от неё. Если вступить в спор с таким человеком, высока вероятность того, что его убеждения заменят ваши. Такие примеры часто встречаются. Характер таких людей направлен на поиск истины и стремление жить в соответствии с ней.

В глобальном плане, для общества, они являются носителями идей, знаний и теми, кто передает знания другим людям. Наибольшее влияние на общество имеют именно эти люди, так как все политические, научные, общественные и философские идеи были придуманы именно такими людьми. В лучшем случае, эти люди оказывают положительное общество, не только передавая знания и оказывая моральную поддержку остальным, но и выступая личным примером. Слово “Ачарья” – значит тот, кто своим примером показывает как необходимо жить. В худшем случае, это носители революционных, экстремистских и прочих идеи, несущих разрушение и смерть.

Для этой группы людей важно не столько обладание таким психотипом, сколько соответствие ему. Если такой человек не ведет нравственную, чистую жизнь, не посвящает себя высшим идеям – он очень быстро деградирует и теряет свои способности, что превращает его в неприкасаемого: работать по призванию не может, а остальные работы ему даются с великим трудом и стрессом.

Характер как труда, так и подхода жизни у такого человека – морально-интеллектуальный.

Основная идея: совершенство и стремление к Истине.

Роли брахмана:

  • учитель
  • исследователь
  • ученный
  • наставник
  • просветитель
  • священник

Кшатрии: воины, правители,

Героизм, сила, решимость, находчивость, отвага, щедрость и умение вести за собой – все это природные качества кшатриев, необходимые им для исполнения своего долга.

Бхагавад-Гита. 18.43
Воин арт


Кшатрий состоит из двух санскритских слов или корней: “кшат” и “трайате”, что означает “вред” и “защищать” соответственно. Это значит что такой человек может как защищать общество, так и приносить ему вред. Ровно также это означает что такой человек защищает общество от вреда. По ходу повествования эти два примера станут очевидны.

Природа разума кшатрия – это природа воина. Чтобы представить себе такого человека, легче всего представить прирожденного военного: дисциплина, отвага, строгость, лидерство, героизм, сила и способность сражаться. Таким людям лучше остальных удается сражаться, соревноваться, руководить, управлять и нести ответственность. Разум таких людей тверд и стоек, что позволяет им не только ни впадать в шок при виде боевых действий, но и вести других в бой.

Такие люди интеллектуальные с практической точки зрения, им чужда теория, ведь они признают только практику. Это является как сильным, так и слабым местом воинов. Отвергая теорию, они теряют множество возможностей для роста, но в условиях непредсказуемости и неопределенности их находчивый разум работает совершенно. Невозможно теоретически рассуждать о противнике, который находится в нескольких метрах и готов уничтожить тебя. Это ещё одна причина, почему такие люди лучше проявляют себя в боевых областях – это может быть как и военное время, так и спортивные соревнования.

Воины психически и физически выносливы и сильны. Они могут терпеть лишения и преодолевать преграды лучше остальных, поэтому область их действия находится в самых стрессовых областях: спасатели, пожарные, военные, правители, руководители, спортсмены, летчики. Это те области, где у них нет естественной конкуренции, ведь только они могут нести большую ответственность и выполнять самые трудные задания. Наиболее яркий пример воина – это боец спецподразделения. Разум таких людей идеально подходит под такие виды деятельности.

Они стремятся к превосходству, могуществу, признанию и власти. И всегда они соперничают с такими же как они, потому что остальные быстро выходят из этой игры. Богатство для них – это способ получения и поддержание власти, а не цель. Часто, такие люди становятся аскетами, в желании обрести большое могущество.

Характер кшатриев

Они благородны, великодушны и щедры, следуют принципам в бою и в мирной жизни. Ударить лежачего, безоружного, слабого или больного для воина хуже поражения. Принципиальность для них имеет первостепенную роль. Однако, для воина важно следовать правильным принципам, иначе он может превратиться в фанатика или убийцу.

Это также наиболее частые герои эпопей: начиная от полубогов и демонов, – например Индра и Хираньякашипу, заканчивая историческими личностями, – например А. В. Суворов и Князь Святослав.

От рождения им присуще чувство долга. Это чувство позволяет им действовать без сомнений и часто жертвовать жизнью, ради спасения других. Служение Родине, обществу, армии или преданность своему лидеру – для них это второй смысл жизни, ради которого они без сомнения отдадут всё. Однако, в желании привести свой народ к процветанию и славе, было разожжено множество кровопролитных воин, которые обескровили множество поколений.

Характер у таких людей твердый, спокойный, решительный. Они честны и прямолинейны, хотя иногда они преувеличивают свои достоинства, в желании обрести признание. Они легко загораются идеями, но не создают их, а следуют им. Такие люди очень склонны защищать более слабых и брать под покровительство и защиту других людей. Воины не нарушают своих обещаний, которые они любят давать, и придерживаются его любой ценой. Слово “честь” – принадлежит именно этим людям.

Слабым местом таких людей является чувство превосходства, самолюбие, жестокость, агрессивность. Их характер очень вспыльчив и упрям. Отступать они не умеют, поэтому им тяжело в сфере торговли, ведь их ум, который представляет собой железный стержень, не настолько гибкий для постоянных изменений рынка. Кшатрии азартны и склонны соревноваться с другими. Им тяжело признают чужое превосходство, но если признали, что уважение к такому человеку будет очень сильным. Только победив воина, не унизив его, можно заслужить его уважение. Однако униженный воин, посвятит остаток жизни мести и такой враг является очень опасным.

Исторический пример, проявления общности воинов, – это история о 47 самураях, кодекс чести которых обязывал их отомстить за убийство их господина. И кодекс чести их также обязывал совершить самоубийство, так как это нарушение закона. В случае следованию кодексу, они в любом случае погибали, в случае его игнорирования – жили дальше. И они решили следовать кодексу и стали легендой о преданности идеалам.

Для общества, они несут административную функцию, а также защиту и поддержание порядка среди людей. Это носители традиций и идей, они более склонны следовать им, чем создавать или изменять их. В зависимости от уровня развитости, для общества это могут быть как защитники, так и бандиты. Возвращаясь к паре слов “вред-защита”, тут становится очевидно что воин может быть как самым лучшим защитником общества, так и самым большим вредителем, ведь только в его руках оружие, которое только он способен мастерски применить.

Характер труда и поведения: психический и физический.

Основная идея: Долг, защита общества и следование принципам, взятие на себя ответственности за процветание общества.

Роли кшатрия:

  • воин
  • спортсмен
  • руководитель
  • солдат
  • офицер
  • военачальник
  • правитель
  • защитник
  • лидер

Вайшьи: торговцы, предприниматели.

Земледелие, защита коров и торговля – таковы занятия, соответствующие природе вайшьев.

Бхагавад-Гита. 18.44
Характер: психофизическая природа. Брахман, кшатрий, вайшья, шудр

Слово вайшья переводится с санскрита как “народ” или “преданность”. Вайшья означает торговец, предприниматель или купец. В современном мире – это бизнесмены и самостоятельные торговцы, работающие на себя. Они могут продавать что угодно от овощей на рынке и акций на бирже, до знаний на многочисленных и дорогих тренингах.

Природа таких людей заключается в создании и распространении материальных благ. Их интеллект очень быстрый и гибкий, он позволяет им извлекать выгоду из большинства ситуаций. Они стремятся к обогащению, для разных целей: кому-то хочется заниматься благотворительностью, кому-то помочь родителям или детям, кому-то для собственных потребностей. Неизменным останется только желание зарабатывать деньги.

Рекомендуем также эту статью:  Умеренность – добродетель. Как умеренность помогает человеку?

Само по себе, желание зарабатывать деньги не плохое. Ведь из желания заработать деньги люди производят мебель, одежду, еду, проводят телекоммуникации, строят дороги и создают рабочие места. Разнообразие возможностей в нашем обществе создают именно вайшьи. Это может обернуться для общества пользой – например создание сети книжных магазинов, так и вредом – создание сетей алкогольной продукции. Так что говорить однозначно о позитивной или негативной стороне деятельности любой группы людей нельзя. У любой медали существует две стороны.

Характер вайшьи

Характер у торговца обычно мягкий, сострадательный, семейный, заботливый. Они больше других склонны помогать другим материально. И именно из этой группы людей происходят самые знаменитые и щедрые меценаты. Такие люди больше других любят свою семью, стремятся создать её и продолжить род. Для них это продолжение их самих и они желают отдать своим детям всё, что они заработали. Однако, часто они забывают о настоящем семьи, ради его будущего.

Торговцы внутри преданны своим идеалам, – например религиозный человек будет немного молиться и благодарить Бога за удачу, но глубоко посвятить себя духовному пути не решится. И это нормально, ведь идти против своей природы очень опасно.

Хорошие торговцы в своей деятельности честны, предприимчивы, активны. Они не подкручивают весы, или не предлагают некачественный товар, так как для них репутация важнее и дороже небольшой выгоды. Они могут и любят торговаться. Их способности и ум всегда будут вести их к заработку денег. Так, если торговец попадет на пост ученного, то он будет использовать оборудование лаборатории для сертификации частных фирм за немаленькие деньги, а не для исследований.

Они могут заниматься любой сферой деятельности где присутствуют деньги. Для них важнее сколько они смогут заработать занимаясь тем или иным видом деятельности. Они разбираются в области своего заработка, так как от этого напрямую зависит степень их дохода. Если такой человек работает в сфере услуг, то он скорее будет перепродавать услуги других людей своим клиентам, нежели сам заниматься данной работой.

Очень активный ум создают в уме таких людей не только способности и возможности для заработка, но и желания вместе с беспокойствами. Вайшьи больше других склонны наслаждаться роскошью, богатством и красотой, то есть всем тем, что можно купить. Но их будут постоянно беспокоить денежные вопросы. Не только со стороны заработка и накопления, но и со стороны защиты. Ум также создает страхи и привязанность в голове торговцев, что часто мешает их хладнокровно принимать стратегические и важные решения.

Главным источником счастья и страдания для вайшьи традиционно считаются деньги и семья. Так как к ним он наиболее привязан и боится потерять. Он очень привязан к своим детям и относится к ним с большой любовью. Но беспокойства, желание опекать ребенка и защищать его всегда будут создавать трудности в отношениях с детьми. Деньги и имущество же торговцу приходится защищать не только от грабителей и государства, но и порой от членов своей семьи.

О царь, в материальной мире члены семьи, хоть и зовутся женой и детьми, ведут себя в точности как тигры и шакалы. Как бы бдительно пастух ни стерег свое стадо, тигры и шакалы все равно крадут у него овец, и, как бы человек ни берег свои деньги, домочадцы всё равно отнимают их

Шримад-Бхагаватам. 5.14.3.

Слабостью в характере торговцев является жадность, страх и вожделение. Всё это не только способствует деградации личности, но и мешает исполнять свой долг перед обществом. Проявляется это в сильном завышении цен, некачественном товаре, установлении монополии в сговоре с другими участниками рынка или установлении низкой заработной платы.

Жадность мешает действовать и жить свободно, постоянно увеличивая желание заработать деньги и накопить богатства. Жадность нельзя удовлетворить. Страх проявляется в беспокойстве при мыслях о бедности, потере денег или близких, к которым такой человек привязан очень сильно. А вожделение появляется из-за сильного и активного ума и побуждает человека наслаждаться различными вещами от еды и алкоголя до женщин.

В обществе, вайшьи – это создатели материальных благ. Они по-своему преданны и уважают кшатриев, в лице государства, которое хоть и пытается получить долю прибыли, но защищает торговцев от бандитов и мошенников. Также они по-своему уважают и брахманов, почитая их знания, мудрость и характер. Хотя они несколько не понимают их альтруизма, именно отсутствие стремление к богатству позволяет торговцам доверять брахманам. Зная что те не хотят их денег, они чувствуют себя спокойно и более склонны жертвовать.

Основная идея: заниматься честной торговлей, выгодной для всего общества; избегать предпринимательской деятельности, которая вредит обществу, например алкоголь или бойни; заниматься благотворительностью.

Роли вайшьи:

  • торговец
  • предприниматель
  • земледелец
  • банкир

Шудр: рабочий, слуга, мастер

Предназначение шудр – заниматься физическим трудом и служить другим.

Бхагавад-Гита. 18.44.

Перед тем, как начать разбор следующего психофизического типа, хочется сказать важную вещь. Шудры делятся на “чистых” и “низших”. Чистые шудры – это мастера, ремесленники, крестьяне, электрики, токари и прочие крайне полезные для общества профессии. Низшие шудры – это профессии вредные для общества связанные с производством мясной, алкогольной, табачной продукции. Также к этой группе людей причисляются те, кто начал жить обманом. Это может быть как руководитель, которые начал брать взятки, так и торговец, который занимается вредной для общества деятельностью, желая быстро обогатиться, так и брахман, который проповедует знание, приводящие к деградации человеческого общества, зато позволяет обогащаться ему самому. Такие знания обычно проповедуют люди, которые сами эти знания придумали, для удовлетворения своих желаний.

То есть, с точки зрения общественного блага, таких людей не должно быть, потому что они ведут к разрушению своей группы. Один священник, который обличен в каком-то неприглядном деле, накладывает грязное пятно на всех остальных. Один сотрудник правоохранительных органов, превысивший свои полномочия, заставляет ненавидеть всю систему. Один торговец, продавший некачественный товар, формирует негативное мнение о всех торговцах.


Характер: психофизическая природа. Брахман, кшатрий, вайшья, шудр


Шудр переводится с санскрита как “подверженный сомнениям“. Природа разума этих людей направлена на занятие творчеством, физическим трудом или выполнением исполнительной деятельности. Их интеллект развит в сторону воображения, что позволяет им заниматься всеми видами творчества от вязания до танцев. В процессе обучения и освоения навыков, у них лучше получается заучивать и автоматизировать всё. Они более способны на монотонную физическую и умственную работу. Они наиболее многочисленны среди всего населения.

“Чистые” шудры – это, традиционно, мастера в своем деле. Они не занимаются исследовательской деятельностью, не руководят общим процессом производства, не занимаются торговлей. Они производят товары и услуги. Это может быть работа повара, массажиста или актера. Обычно им тяжело работать самим на себя, так как это подразумевает занятие торговлей, рекламой и организацией, чем обычно занимаются другие люди. Если они что-то и производят на продажу, то это обычно покупают знакомые и знакомые знакомых. Иногда, таким методом они становятся знаменитыми, но чаще всего это остается на одном уровне.

Характер шудра

Разум шудра направлен на материальные ценности: уровень жизни, отдых и развлечения стоят выше всего. Это самые простые люди, они не претендуют на что-то высокое, а честно занимаются трудом и достигают результатов за счёт упорного труда. Им комфортно находится под чьим-то руководством и чувствовать стабильность. Неопределенность очень плохо влияет на их работоспособность. Они знают как хорошо делать своё дело и если поставить на правильное место такого человека – он принесет много пользы.

Шудры от природы трудолюбивые, упорные в работе, выносливые, им не тяжело работать долго, они способны вынести тяжелые нагрузки, которые другие не способны выдержать даже физически. Они исполнительны и надежны, они не чураются работы. Это рабочие люди, простой народ. Их потребности небольшие, они не приносят беспокойства обществу, хотя более склоны к алкоголю.

Шудры – хорошие слуги

Как уже было сказано, они занимаются предоставлением услуг. Шудры – это хорошие слуги, они внимательны к своим обязанностям, но если наложить на них слишком много обязанностей, они не смогут всё контролировать. Они услужливы и бережно относятся к своим рабочим обязанностям – это делает из них хороших производителей услуг. Они профессионалы в ручной работе и лучше других понимают и чувствуют её тонкости.

хорошие слуги, они внимательны к своим обязанностям, но если наложить на них слишком много обязанностей, они не смогут всё контролировать. Они услужливы и бережно относятся к своим рабочим обязанностям – это делает из них хороших производителей услуг. Они профессионалы в ручной работе и лучше других понимают и чувствуют её тонкости.

Интересы шудров лежат в области грубых чувственных удовольствий. И им необходимо совсем немного: семья, праздники несколько раз в год, стабильная и спокойная жизнь, возможность отдохнуть, хорошо поесть и по развлекаться. Хороший рабочий, мастер, будет иметь средства на такую жизнь и будет жить вполне счастливо. Не испытывая нужду, человек открывает для себя возможность расширить свой кругозор.

Чистый шудр – это эталон честного и трудолюбивого человека, который занимается делом и живет довольно. Такой человек не ленив, разум его спокоен и дружелюбен, его не сложно заинтересовать знаниями, но углубляться он в них будет редко. Работать, в принципе, такой человек может где угодно, где есть чёткая инструкция и алгоритм действия. Сейчас много врачей, которые по определенной технике решают общие проблемы, не углубляясь в детали.

Самыми серьезными препятствиями для шудр будут: апатия, лень, страх бедности, слишком сильная привязанность к наслаждению и непризнание важности самоосознания. Также, возможно желание быстрых и легких денег, что часто приводит их к мошенникам. Такими людьми очень легко завладевает страх, что очень полезно на хорошей работе, но не очень хорошо в жизни. Им сложно защищать себя и отстаивать свои интересы, поэтому они объединяются в общины, в современном мире это профсоюзы.

В обществе, это подавляющие большинство людей, которые живут в обществе. Характер таких людей обычно пассивен, и для того чтобы побудить их к действию необходим лидер с подходящей идеей. Тогда случается бунт, примеров которых в истории множества. Однако придя к власти, шудры вскоре теряют её и она переходит к другим группам людей.

Общая идея: честно трудиться, принося пользу окружающим своим трудом

Роль шудры:

  • работник
  • слуга
  • ремесленник
  • мастер

Характер человека

Несмотря на разницу в природе разума, в направленности интеллекта и разных качествах, существуют общечеловеческие принципы, которым должен придерживаться каждый человека. Это честность, милосердие, аскетизм и чистота. Это забота о других живых существах:

Долг каждого живого существа — действовать на благо другим своей жизнью, имуществом, разумом и речью.

Чайтанья-Чаритамрита, Ади-Лила. 9. 42.

На сайте есть статья посвященная определению варны – ссылка.

Мы должны учитывать свою природу и характер в определении деятельности, которую мы выбираем. Знание своей природы помогает понять причину нашей неудовлетворённости и позволяет найти путь наименьшего сопротивления. Это знание помогает нам найти то место, где наше “хочу“, “могу” и “должен” пересекается. Это принесет пользу не только нам, но и всем кто столкнется с нашим трудом. Удачи.

One Reply to “Характер: психофизическая природа. Брахман, кшатрий, вайшья, шудр”

  1. Лень закаляет характер, если вспомнить, сколько требуется усилий, чтобы её побороть.

    Тристан Бернар

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован.