С чего начать изучение Вед? Как изучить Веды?
С чего начать изучение Вед? Традиционный метод изучения Вед подразумевает поиск духовного учителя и обучение у него. Этот процесс называется «Шру», что означает «слушать» или «служить». Самым прямым и эффективным путем изучить Веды будет поиск духовного учителя и служение ему. Если духовный учитель будет доволен учеником – он будет передавать ему истинное знание.
Чтобы узнать истину, вручи себя духовному учителю. Вопрошай его смиренно и служи ему. Осознавшие себя души могут дать тебе знание, ибо они узрели истину.
Бхагавад-Гита. 4.34
Основной метод – это поиск духовного учителя и послушание ему. Но мы живём в такое время, в котором духовные учителя неизвестны, либо очень заняты, либо их немного, либо они недоступны. Что же делать тогда, ведь постигать знания хочется, а иных методов Веды не предоставляют?
С чего начать изучать веды:
- поиск духовного учителя
- чтение ведической литературы
- лекции и материалы по ведической философии
- Шрила Прабхупада
- практика йоги:
- бхакти
- дхьяна
- карма
- аштанга
- изучение священных текстов, шастр
- Бхагавад-Гита
- Шримад-Бхагаватам
- Чайтанья-чаритамрита
- чтение литературы, согласующейся с ведическим знанием:
- Рами Блект
Тут на помощь приходят книги и лекции, записанные в интернете. Они находятся в открытом доступе и даже очень сокровенное знание можно найти просто внимательно слушая, что говорят духовные учителя, просто смотря видео на ютубе. Это тоже будет слушание, но там не будет личных отношений учителя и ученика, поэтому такой метод, хоть и допустимый, все же не является основополагающим в обретении компетенции. Приобрести знание, при должном слушании, можно, но настоящее преображение и раскрытие духовного потенциала, человек получает, когда служит духовному учителю. Таким образом, хороший ученик имеет право стать хорошим учителем, обладателем знаний. Вне обучения у духовного учителя, самому стать учителем невозможно и попросту опасно, так как стандарты очень высокие.
Цели ведического знания
Важно понимать, что ведическое знание не является однослойным и оно может удовлетворить потребности широкого круга людей. Ведическое знание направлено и на достижение материального процветания и на духовный путь. Выбор одного из этих путей стоит за самим человеком. Но сама ведическая философия утверждает, что счастья невозможно добиться материальными путями, так как мы все вечные души и нашим естественным и наиболее явным ощущением счастья является именно духовное счастье, возникающее от осознания себя вечной душой. Среди целей ведического знания есть чатурартха: кама, артха, дхарма, мокша. Но это касается раздела карма-канды, то есть раздела, посвященного благочестивой деятельности с целью обрести различные формы наслаждения: славы, богатства, красоты, почёта, власти, могущества, поклонения и т.д.
Высшей же целью ведического знание является постижение Абсолютной истины. Абсолютная истина есть Верховный Господь Кришна. Веданта-сутра определяет Абсолютную истину как то, откуда исходит всё. В одной из четырех Вед написано, что все миры исходят из Вишну. Вишну является экспансией Кришны, таким образом, высшей истиной является Кришна. Стремление постичь Абсолютную истину будет непосредственно связано с постижением Кришны.
Но ведическая философия также даёт возможность человеку просто находиться на благочестивом уровне, продолжая наслаждаться материальным миром в рамках установленных предписаниями. Этот уровень дозволительный, хотя и считается несколько низким, так как сознательный отказ от стремления освободиться из этого мира выдает в человеке, с ведической точки зрения, отсутствие разума и невежество. Естественная тенденция живого существа в материальном мире – деградировать, это объясняется тем, что отказ от стремления освободиться из плена иллюзорного мира является следствием слабого разума. Слабый разум, обыкновенно, подается колебаниям ума, что даёт вожделению возможность довлеть над волей сознания. Рано или поздно, вожделение подтолкнет к такому поступку, который определяется как грех, что неизбежно приведет живое существо в ад. Так происходит деградация, при отсутствии попыток освободиться из материального мира с помощью духовного самоосознания.
Изучение вед: мотив
Прежде чем приниматься за изучение Вед, важно понять, какой внутренний мотив направляет вас в сторону изучения ведического знания. В большинстве, это любопытство, так как люди не знают, в чем заключается суть ведического знания, но, при этом, оно выглядит достаточно привлекательно, большинство людей приходят к изучению Вед просто из любопытства. Это нормальное стремление, особенно, если об этом знании, нет чёткого представления. Интересно, как раз потому, что не понятно.
Но если есть иные цели, то это, в основном:
- стремление обрести могущество, почёт или власть, через аскезы, знания или жертвоприношения
- стремление разбогатеть (артха-артхӣ)
- стремление постичь Абсолютную истину
- стремление очистить своё сознание
- стремление приобрести хорошую карму и избавиться от плохой, то есть стремление избавиться от страданий
- или просто стремление разнообразить жизнь чем-нибудь необычным, получить новый опыт
Стремление избавиться от страданий, разбогатеть, постичь Абсолютную истину и любопытство определяются как стремления благочестивых людей к духовному самоосознанию через те или иные внешние мотивы.
О лучший из Бхарат, четыре вида праведников встают на путь преданного служения Мне: страждущие, ищущие богатства, любознательные и те, кто стремится постичь Абсолютную Истину.
Бхагавад-Гита. 7.16
Преследуя эти цели, человеку стоит без всяких сомнений обратиться к духовному знанию, найти духовного учителя, слушать духовные наставления, читать духовную литературу и священные тексты. Таким образом достигнув самой высшей цели. Плоды от достижения такой цели сохраняются с душой навсегда и их невозможно потерять.
Остальные же цели направлены на собственное, независимое наслаждение в отдельности от духовного пути. Очищение кармы предназначено для того, чтобы наслаждаться в будущем, а стремление к почету, могуществу или славе – к тому, чтобы наслаждаться в настоящем. Такие цели прямо направляют к разделу карма-канда, описывающих аскезы, жертвоприношения, благотворительность, а также практике аштанга-йоги: яму-нияму, асану, пранаяму и так далее. Туда же входит и дхьяна – медитация.
Таким образом, ведическое знание может удовлетворить все разумные человеческие стремления. Изучение Вед в любом случае описывается как благоприятная деятельность, при том, что это само собой возвышает сознание до уровня добродетели. А именно на уровне добродетели, саттва-гуны, становится доступно счастье, разумное понимание жизни и осознание ценности духовного пути. Таким образом, изучение Вед не принуждает оставить всё и уходить в монастырь, но оставляет некое пространство для выбора и спокойного возвышения сознания. С другой стороны, изучение Вед также может заключаться и в том, что человек оставит все свои мирские дела, поселиться у учителя и полностью отдастся духовному пути. Веды дают возможность самым разным людям удовлетворить их разумные потребности: в развитии, реализации, очищении сознания или достижении высшей цели. Поэтому просто нет причин откладывать начало изучение Вед.
С чего начать изучение Вед?
Начать изучение Вед стоит с поиска духовного учителя. Если это не представляется возможным, следует самостоятельно изучать ведическую литературу и слушать лекции, которые находятся в общем доступе, при этом не отказываясь от стремления обрести духовного учителя. Начинать изучение ведической литературы стоит с книг, которые написаны специально для широких масс, в которых не задеваются слишком сложные темы и множество терминов, подходящим автором будет Рами Блект. Но лучшим вариантом будет чтение книг Шрилы Прабхупады, а также его комментариев к шастрам. Также полезно будет слушать лекции, касающиеся ведических тем. Когда появиться более или менее сознательное понимание философии можно начинать изучать Бхагавад-Гиту. До момента обретения базовых понятий, чтение Бхагавад-Гиты будет очень условно понятным. То есть, случай, когда человек прочитывает Бхагавад-Гиту полностью и у него в голове ничего не отложилось – это обычный случай. Можно начать изучение Вед сразу с Бхагавад-Гиты, но следует понимать, что осознание придет только к 3-4 прочтению. Однако, этого того стоит.
Если не получается изучать Веды, их смысл не раскрывается и это становится просто набором букв и слов, в которых трудно уловить смысл, а даже если удается, то он никак не меняет человека, что нужно делать?
Такое случается в начале изучения и когда человек прекращает серьезно следовать предписаниям Вед, представляя на свое усмотрение чему он будет следовать, а от чего откажется. Также такое может возникать от слишком большого напряжения и усердия в следовании предписаниям, стоит ведь знать сколько человек способен правил соблюдать в долгосрочной перспективе и следовать этому пониманию, постепенно раскрывая в себе понимание Вед как целостной картины мира
Спасибо за ответ!
Здравствуйте! Вы написали следующее: «Начинать изучение ведической литературы стоит с книг, которые написаны специально для широких масс, в которых не задеваются слишком сложные темы и множество терминов, подходящим автором будет Рами Блект. Но лучшим вариантом будет чтение книг Шрилы Прабхупады, а также его комментариев к шастрам».
Вопрос. А с каких книг Вы посоветуете начать, название их?
Здравствуйте. У Рами Блекта – Тройная мудрость, Три энергии. У Шрилы Прабхупады любая книга, проще всего будет начать с «Совершенные вопросы, совершенные ответы» или «Шри Ишопанишад». Можно найти полный список книг Шрилы Прабхупады и выбрать что душе угодно, они все написаны с равной ясностью и глубиной.