Четыре основы религии

В священных текстах, религию олицетворяет бык, который стоит на четырех ногах – милосердии, аскетизме, правдивости и чистоте. В ходе деградации человечества, одна из основ религии разрушается, приводя в упадок не столько саму религию, сколько само человечество. Основы религии – это то, что позволяет человечеству благочестиво существовать в согласии друг с другом. Подрывая эти основы религии, человечество обрекает себя на безбожное, адское существование полное ненависти, гнева, зависти и прочих пороков.

В век Сатьи [правдивости] ты прочно стоял на своих четырех ногах благодаря четырем принципам: аскетизму, чистоте, милосердию и правдивости. Но теперь три твои ноги перебиты из-за неимоверно распространившегося безбожия, проявляющегося в виде гордыни, страсти к женщинам и опьянения.

Шримад-Бхагаватам. Песнь 1.17.24.

Основы религии. Религия – бык на четырех ногах

В век Сатьи — Золотой век, религия опиралась на четыре основы — аскетизм, чистоту, милосердие и правдивость. Эти четыре основы позволяли религии человечеству существовать в согласии с законами религии, тем самым без труда достигая общего процветания. Во все времена религия проповедовала истины, которые шли на благо всех и в какие-то моменты именно религия позволяла обществу выживать. Религия была главным источником благонравия и образованности. Однако, сейчас, в век Кали, положение религии описывается так:

Бык был белым, как белый лотос. Шудра избивавший его, вселял в него ужас, и бык был так напуган, что стоял на одной ноге, дрожа и испуская мочу. Хотя корова приносит пользу, потому что может дать основы религии, ее сделали несчастной и лишили теленка. Шудра бил её по ногам. В глазах у неё стояли слезы. Она была измучена, слаба и очень хотела поесть хоть немного травы в поле

Бык и корова – это сама религия. Шудр избивающий их – невежественные люди, которые ради возможности удовлетворения своих желаний преступают законы религии и толкают на это других. Безнравными действиями они подрывают основы религии, лишая не только себя возможности обрести духовное благо, но и лишая его остальных, диктуя обществу образ жизни скорее животных, нежели людей. Если человек венец природы – то кто как не он должен быть примером разума и благочестия. Однако, сейчас человек, выбравший путь безбожия, уже больше походит на животное, чем само животное, проявляя куда более ярко выраженные животные черты, будь то похоть, лень или обжорство.

Религия – это основа нравственности и духовного пути человека. Это регулирующий принцип общества, который запрещает делать то, что приносит страдания другим. Но в то же время люди, которые не знают что такое религия, смело рассуждают о ней.

В последующих стихах 17 главы есть два важных момента, которые подробнее раскрывают эти положения:

Сейчас ты [религия] стоишь на одной ноге, олицетворяющей правдивость, и ещё кое-как можешь передвигаться. Но олицетворение раздоров [Кали], процветающей благодаря обману, пытается перебить и эту ногу.

Сута Госвами сказал: В ответ на мольбу олицетворения Кали Махараджа Парикшит позволил ему жить там, где играют в азартные игры, пьют, занимаются проституцией и убивают животных. Олицетворение Кали попросил дать ему ещё что-нибудь, и в ответ на его мольбу царь разрешил ему жить там, где есть золото, ибо там, где есть золото, царят ложь, опьянение, похоть, зависть и враждебность.

Первый стих говорит о том, что в наш век осталась только одна основа – правдивость. Иситина заключенная в священных писаниях и словах духовных авторитетов – последний оплот религии, так как в наш век, только через этот путь человек способен осознать религию и следовать ей.

Второй стих описывает наше общество во всей красе, демонстрируя главные интересы нашего общества – азартные игры, алкоголь, секс и поедания мяса, а также деньги. Это всё, чем живёт общество в наше время. Если человек способен позволить себе эти вещи, то среди слабоумных людей он будет выдающимся. Люди с низким нравом падки на то, чтобы прислуживать таким людям, надеясь получить кусочем от этого «торта».

Милосердие

Милосердия – отказ от причинения другим насилия своей речью, мыслями или действием. Это также сострадание к страданиям всех живых существ, не только людей. Когда человек действует так, чтобы его жизнь принесла другим облегчение, а не сострадание – это есть проявления милосердия. Если человеку делают неприятные вещи, но он осознает, что это происходит в следствии боли в сердце обидчика, а не зла и по этой причине он отказывается от возмездия – это милосердие. Милосердие – это способность видеть боль в сердце других и сострадать им, не только не раня их, но и излечивать по мере возможностей.

Рекомендуем также эту статью:  Дхарма – путь человека в материальном мире

Милосердие — это сострадание, к друзьям и врагам, к малым и большим. Это сострадание ко всем. В основе нашей природы лежит душа, а потому телесное восприятие жизни, которое говорит: «это мой друг, а это мой враг» не разумно, так как обусловлено временными категориями. Человек, который вчера был врагом, может стать другом, а друг – врагом. Милосердие распространяется на всех живых существ, ибо религия учит быть другом всех живых существ, не только людей.

Когда милосердие не соблюдается, пропадают традиции гостеприимства, щедрости, взаимопомощи. Религия превращается в оправдание для убийства и притеснения других. Появляется деление по частным признакам: вероисповедания, национальности, уровня достатка и так далее. Отсутствие милосердия заставляет людей испытывать ненависть по принципу различия и притеснять не таких «как мы». Это фанатизм.

Бхактивинода Тхакур говорил, что все религии должны быть настроены друг к другу как братья, ведь каждая религия преследует общую цель – духовное благо. Однако в человеческих умах появляются такие большие проблемы, что религию атакуют не только атеисты, не только другие религии, но и представители этой же самой религии. И то что было призвано объединить людей, остановить войны, помочь всем, попав в руки жестоких, тщеславных и алчных людей, становится инструментом насилия и притеснения.

Принципу милосердия следовать совсем нетрудно. Достаточно перестать причинять другим страдания и помогать тем, кто страдает. Если наша жизнь строится на убийстве других, ради удовлетворения собственных чувств, на унижении и притеснении других, ради собственного благополучия, то чем мы лучше демонов?

Аскетизм

Аскетизм – это ограниченность потребления самым необходимым, способность переносить материальный недостаток и дискомфорт, способность сдерживать побуждения и потребности чувств, способность к аскезе. Аскетизм даёт человеку не только способность отказываться от наслаждений, но и желание так поступать, осознавая собственную возможность получать превосходящее счастье изнутри себя. Такое духовное счастье намного превосходит материальное, а потому аскетизм находит повсеместное распространение среди разумных людей.

Аскетизм как основа религии обозначает что общество не выходит за рамки разумного потребления, что оно способно спокойно переживать материальный недостаток. Каждый член общества, в таком случае, отказывается от идеи преступления, ради собственного обогащения. Это не только решает проблему преступности и коррупции, но также и мошенничества. Аскетизм даёт человеку ощущение того, что ответственность, которая возлагается на человеке вынуждает его куда больше заботиться о благе других, нежели о собственных желаниях. «Главный в доме – ешь последний».

Когда над человеком не преобладают чувства, он может исполнять свой долг перед семьей и обществом. Это честная и спокойная жизнь, она привлекательна для тех, кто хочет жить правильно. Аскетизмом можно обуздать ум, а обузданный ум – это одно из важнейших условий как для умиротворенной и счастливой жизни, так и для духовного прогресса.

Сознательное отречение от чувственных наслаждений дает возможность жить свободно. Когда человек без перерыва забивает рот вкусной едой, она кажется ему абсолютно безвкусной. Он не может ею наслаждаться, но и остановиться не в силах, так как чувства будут постоянно побуждать человека к наслаждению. Однако, отказ от наслаждений приводит к возможности наслаждаться. Так, однодневный пост даёт человеку возможность наслаждаться простой пищей куда больше, чем постоянное потребление изысканных блюд. Аскетизм дает человеку жизнь, освобождая его от судорожной погони за чрезмерными наслаждениями, тем самым избавляя его от необходимости работать на износ, ради своих желаний.

Самые яркие признаки отсутствия аскетичности в обществе – это преступления связанные с чувствами. И те, и те преступления диктуются неудовлетворенностью, что является признаком отсутствия аскетизма. Практически все преступления относятся именно к таким – ради удовлетворения чувств. Все чтобы удовлетворить чувства. В свою очередь, отказ от чрезмерных наслаждений и накопления чрезмерных богатств попросту лишает смысла разнообразные преступления, ведь человек, который обуздал чувства посредством аскетизма, вряд ли пойдет на такой порочный поступок. Религия — это самый разумный и эффективный закон, защищающий общество.

Правдивость

Правдивость – это отказ от лжи и обмана, не только окружающих, но и самого себя. Обман происходит из-за желания что-то скрыть или показаться не тем, кем человек является на самом деле. Скрывать можно свои недостатки или проступки, а выставлять на показ свои достоинства и достижения. Таким образом, обман – это идеальный инструмент для грешников казаться праведниками, оправдывать свои проступки словестными спекуляциями.

Обман заставляет человека строить иллюзорный мир, все больше и больше погрязая в обмане. Ведя дела в тайне от других, человек находиться в постоянном беспокойстве по поводу раскрытия и это порождает неестественное напряжение. Сама возможность обманывать даёт человеку возможность отказываться от исполнения своих обязанностей, тем самым не только создавая для человека не лучшие условия жизни и репутацию, но и продвигая все общество в этом направлении.

Рекомендуем также эту статью:  Лицемерие людей – как оно мешает выстраивать отношения?

Обман порождает новый обман, а это в свою очередь лишает доверия между людьми и порождает враждебность. Обманутый человек более склонен к разнообразного рода порокам, равно как и тот, кто обманул. Правдивость избавляет как одного человека, так и все общество от таких беспокойств, делая отношения между людьми прозрачными и доверительными, благодаря чему все общество, а люди способны честно действовать на благо друг-другу.

С бытовой точки зрения ложь кажется просто неприятной вещью, избавиться от которой было бы даже хорошо. Когда касается чего более глобального, то это уже вызывает возмущение и недовольство. Однако опаснее всего ложь, которая сбивает человека с духовного пути. Когда ложь отнимает знания или дает человеку ложные знания. Так и Кришна говорит, что совершенства нельзя достичь тем, чей разум украден иллюзией. Иллюзия — это ложные знания, знания о том, что мы не души, а тела. Что самое важное это деньги, наслаждения, почет или комфорт. Эти четыре причины ведут к обману в обществе, которое из-за этого становится хаотичным.

Чистота

Чистота – это отсутствие в человеке внешней и внутренней грязи. Внешний признак чистоты достаточно очевиден – это поддержание своего тела и пространства вокруг себя в чистоте и порядке. Внутренняя чистота заключается в отказе от оскверняющих сознание факторов, которые подталкивают человека к опрометчивым поступкам, а также волнуют ум, порождая сильные желания. Свобода от такой грязи дарует человеку умиротворенную жизнь и свободу в целом, тогда как наличие такой грязи порождает зависимость от окружающих, так как постоянное восприятие тех или иных факторов, будь то привлекательные картинки или несуразные речи других людей, постоянно будут подталкивать человека на глупые поступки.

Например, если мужчина каждый день будет созерцать объекты, которые вызывают в нем половое желание, то он просто превратиться в животное, цель в жизни у которого только одна. Это может быть выражено и явно и более тонко, но если конечный мотив деятельности человека, в таком случае, получить секс – то это свидетельство отсутствия чистоты и того, что человек погряз в собственном желании.

Окружение может очищать человека или загрязнять его. Когда вокруг постоянно маячат соблазны – это открывает человеку возможность поддаться искушению. Чистота избавляет человека от таких ситуаций, выстраивая жизнь таким образом, что ум человека занят в благостной деятельности, а не в порождении желаний. Представьте себе цивилизованного Человека, в высшем его проявлении. Трудно представить, что такой человек способен вести себя подобно животному, ради удовлетворения своих чувственных потребностей.

Цивилизация вообще ассоциируется со словом «чистота» и там где её нет трудно представить цивилизованное общество. Чистота является основой религии, которая запрещает одурманивать свой разум. Под действием одурманивающих веществ, происходит множество проблем, ведь такое одурманивание лишает человека выбора. Зависимость вообще и обозначает отсутствие способности выбирать и когда человек зависим от одурманивающих веществ, у него нет других выборов, кроме одурманивания. Только очистившись от них, человек может жить свободно.

Соблюдение принципов чистоты дает свободу, силы, счастье, светлое ощущение жизни. Так где грязно, очень трудно почувствовать эту атмосферу, а если понаблюдать, то лень, апатия, ссоры, то есть все проявления невежества происходят от недостатка чистоты в окружении. Когда вокруг чисто ничто не мешает заниматься делами. Но загрязнения в виде мусора или беспорядка создают такую раздражительную атмосферу.

Чистота в религии это соблюдение правил и предписаний, действия в соответствии со знаниями. Если внутри религии не соблюдают правила, принципы и законы, тогда религия просто становится придатком и оправданием для всего. «Шесть дней грешим, один день отмаливаем, значит можно претендовать на рай«.


Четыре основы религии

Четыре принципы, основы религии – это столпы на которых держится благоденствие как одного человека, так и общества в целом. Соблюдать эти четыре принципа не просто, но оно того стоит. Саттва-гуна, благость всегда требует усилий, но плодом её будет счастье. Эти основы религии — основа для правильной жизни, следуя им даже в минимальной форме, можно ощутить изменения в жизни. Отказаться от насилия причиняемое нашими действиями и словами, отказаться от лжи, ограничить удовлетворение своих чувств и поддерживать в чистоте свою жизнь — это требует усилий, но счастье это всегда вопрос труда.