Четыре основы религии: милосердие, аскетизм, правдивость, чистота.

Четыре основы религии: милосердие, аскетизм, правдивость, чистота.

Бык на четырех ногах – основы религии

Священные тексты так описывают основы религии в Кали-Югу:

В век Сатьи [правдивости] ты прочно стоял на своих четырех ногах благодаря четырем принципам: аскетизму, чистоте, милосердию и правдивости. Но теперь три твои ноги перебиты из-за неимоверно распространившегося безбожия, проявляющегося в виде гордыни, страсти к женщинам и опьянения.

Шримад-Бхагаватам. Песнь 1. Глава 17, 24 стих.

Основы религии

В век Сатьи – Золотой век, религия опиралась на четыре основы – аскетизм, чистоту, милосердие и правдивость. Эти четыре основы позволяли религии существовать правильно, ведя людей к всеобщему благу. Во все времена религия проповедовала истины, которые шли на благо всех и в какие-то моменты именно религия позволяла обществу выживать. Однако сейчас, в век Кали, положение религии описывается так:

“Бык был белым, как белый лотос. Шудра избивавший его, вселял в него ужас, и бык был так напуган, что стоял на одной ноге, дрожа и испуская мочу. Хотя корова приносит пользу, потому что может дать основы религии, ее сделали несчастной и лишили теленка. Шудра бил её по ногам. В глазах у неё стояли слезы. Она была измучена, слаба и очень хотела поесть хоть немного травы в поле”

Шудра избивающий быка, это невежественный люди, которые говорят что Бога нет, что мир строится на половом влечении, которые всячески притесняют религию и говорят о том, что она пережиток прошлого. Религия – это основа нравственности и духовного пути человека. Это регулирующий принцип общества, который запрещает делать то, что приносит страдания другим. Но в то же время люди, которые не знают что такое религия, смело рассуждают о ней.

В последующих стихах 17 главы есть два важных момента, которые подробнее раскрывают эти положения:

“Сейчас ты [религия] стоишь на одной ноге, олицетворяющей правдивость, и ещё кое-как можешь передвигаться. Но олицетворение раздоров [Кали], процветающей благодаря обману, пытается перебить и эту ногу.”

“Сута Госвами сказал: В ответ на мольбу олицетворения Кали Махараджа Парикшит позволил ему жить там, где играют в азартные игры, пьют, занимаются проституцией и убивают животных. Олицетворение Кали попросил дать ему ещё что-нибудь, и в ответ на его мольбу царь разрешил ему жить там, где есть золото, ибо там, где есть золото, царят ложь, опьянение, похоть, зависть и враждебность.”

Первый стих говорит о том, что в наш век осталась только одна основа – правдивость. Второй стих описывает наше общество во всей красе.

Милосердие

Правильная реакция на страдание других – боль. Когда сердце обливается кровью, когда чужие страдания терпеть невозможно, это милосердие. Милосердие – это сострадание, к друзьям и врагам, к малым и большим. Это сострадание ко всем. В основе нашей лежит душа, а потому телесное восприятие жизни, которое говорит: “это мой друг, а это мой враг”, неприемлемо. Милосердие распространяется на всех живых существ, ибо религия учит быть другом всех живых существ. Милосердие ведет к той любви, о которой все так грезят, к тому обществу где никто своими действиями не приносит страдания другим.

Когда милосердие не соблюдается, пропадают традиции гостеприимства, щедрости, взаимопомощи. Религия превращается в оправдание для убийства и притеснения другим. Это фанатизм. Бхактивинода Тхакур говорил, что все религии должны быть настроены друг к другу как братья. Однако в человеческих умах появляются такие большие проблемы, что религию атакуют не только атеисты, не только другие религии, но и представители этой же самой религии. И то что было призвано объединить людей, остановить войны, помочь всем, попав в руки жестоких людей, становится инструментом насилия.

Принципу милосердия следовать совсем нетрудно. Достаточно перестать причинять другим страдания и помогать тем, кто страдает. Если наша жизнь строится на убийстве других, ради удовлетворения собственных чувств, на унижении и притеснении других, ради собственного благополучия, то чем мы лучше демонов?

Аскетизм

Аскетизм, как основа религии, обозначает что общество не выходит за рамки разумного потребления. Аскетизм означает: “Главный в доме – ешь последний“. Когда над человеком не преобладают чувства, он может исполнять свой долг перед семьей и обществом. Это честная и спокойная жизнь, она привлекательна для тех, кто хочет жить правильно. Аскетизмом можно обуздать ум, который станет нам другом, а не врагом.

Сознательное отречение от чувственных наслаждений дает возможность жить. Когда человек без перерыва забивает рот вкусной едой, она кажется ему абсолютно безвкусной. Он не может ею наслаждаться, но и остановиться не в силах. Но если не поесть один день, то потом с огромным удовольствием можно есть простой хлеб с водой. Аскетизм дает человеку жизнь, освобождая его от судорожной погони за чрезмерным заработком.

Самые яркие признаки отсутствия аскетичности в обществе – это преступления связанные с чувствами и деньгами, на которые можно удовлетворить свои желания: изнасилования, ограбления, разбой, мошенничество, хулиганство и коррупция. Все чтобы удовлетворить чувства. Зачем человеку, который отказывается от накопления и роскошной жизни огромные суммы денег? Зачем человеку, который отказывается от половых связей насиловать кого-то? Незачем. Религия – это самый разумный и эффективный закон, защищающий общество.

Правдивость

Правда дает возможность спокойно жить. Если жить в доме, где все друг-друга обманывают, что-то делают скрытно, то скорее всего каждый будет запирать дверь в свою комнату, ставить пароли на компьютеры, прятать вещи и обманывать всех. При этом испытывая множество беспокойств, связанных с тем, чтобы их не уличили в обмане. Так и человек, который обманывает всех, вынужден постоянно беспокоится о том, чтобы его ложь звучала правдиво. Правда ведет к честной и спокойной жизни, когда нам не за что стыдится или краснеть, если нам что-то припомнят. А если мы и совершили проступок, правда означает сознаться в этом, получить какое-то наказание и быть в глазах других честным человеком.

С бытовой точки зрения ложь кажется просто неприятной вещью, избавиться от которой было бы даже хорошо. Когда касается чего более глобального, то это уже вызывает возмущение и недовольство. Однако опаснее всего ложь, которая сбивает человека с духовного пути. Когда ложь отнимает знания или дает человеку ложные знания. Так и Кришна говорит, что совершенства нельзя достичь тем, чей разум украден иллюзией. Иллюзия – это ложные знания, знания о том, что мы не души, а тела. Что самое важное это деньги, наслаждения, почет или комфорт. Эти четыре причины ведут к обману в обществе, которое из-за этого становится хаотичным.

Чистота

Чистота в человеке – это свобода от невежества, от грязи как ментальной, так и физической. Цивилизация вообще ассоциируется со словом “чистота” и там где её нет, трудно представить цивилизованное общество. Чистота является основой религии, запрещая одурманивать свой разум. Под действием одурманивающих веществ, происходит множество проблем, однако такое одурманивание лишает человека выбора. Зависимость вообще и обозначает отсутствие способности выбирать и когда человек зависим от одурманивающих веществ, у него нет других выборов, кроме одурманивания. Только очистившись от них, человек может жить свободно.

Соблюдение принципов чистоты дает свободу, силы, счастье, светлое ощущение жизни. Так где грязно, очень трудно почувствовать эту атмосферу, а если понаблюдать, то лень, апатия, ссоры, то есть все проявления невежества происходят от недостатка чистоты в окружении. Когда вокруг чисто ничто не мешает заниматься делами. Но загрязнения в виде мусора или беспорядка создают такую раздражительную атмосферу.

Чистота в религии это соблюдение правил и предписаний, действия в соответствии со знаниями. Если внутри религии не соблюдают правила, принципы и законы, тогда религия просто становится придатком и оправданием для всего. “Шесть дней грешим, один день отмаливаем, значит можно претендовать на рай“.


Соблюдать эти четыре принципа не просто, но оно того стоит. Саттва-гуна, благость всегда требует усилий, но плодом её будет счастье. Эти основы религии – основа для правильной жизни, следуя им даже в минимальной форме, можно ощутить изменения в жизни. Отказаться от насилия причиняемое нашими действиями и словами, отказаться от лжи, ограничить удовлетворение своих чувств и поддерживать в чистоте свою жизнь – это требует усилий, но счастье это всегда вопрос труда.

Добавить комментарий

Ваш e-mail не будет опубликован.