С чего начать духовное развитие?
Все больше людей задаются вопросом духовного пути, который в современном мире становится тенденцией моды, нежели обращением к истине. «Духовностью» стали называть физические упражнения, рисование, танцы, гадания, хождение по иглам и прочие развлечения, которым приятно приписать возвышенный статус. Если мы действительно хотим обрести духовную истину, нам важно понять: с чего начать духовное развитие?
С чего начать духовное развитие?
В этом тёмном мире считай истинным только духовное богатство, ибо оно никогда не обесценится.
Омар Хайям
Духовное развитие следует начать с поиска духовного учителя. Этому есть несколько причин, о которых следует поговорить позже.
Причины начала духовной жизни
Духовное развитие начинается спонтанно. Редко, кто в один момент думает: «хочу обрести духовность» и начинает следовать духовному пути. В ходе своей обыденной жизни, человек сталкивается с литературой, фильмами, лекциями, видео, впечатлениями, которые побуждают в нём интерес к духовному развитию и с этого начинается его духовная жизнь.
Наиболее распространенные причины начала духовного развития:
- любопытство побуждает изучать широкий спектр литературы
- находясь в жизненных трудностях, человек ищет различные решения и обращается к духовности
- в погоне за впечатлениями, люди сознательно пробуют что-то экзотическое: таким материалом может оказаться и духовная литература
- обратиться к духовности некоторых побуждает поиск повышения эффективности: когда встает вопрос о снятии стресса, поддержании энтузиазма, повышении концентрации и чистоте сознания – ответом часто является медитация, которая не является духовной сама по себе, но подводит к философии и духовным практикам
- начать духовное развитие личность может под влиянием стремления к совершенству
- человек с детства ощущает тягу к познанию высшего, задается вопросами и стремиться познать Абсолютную истину
Это основные ситуации начала духовного пути. Существует множество причин и случаев нахождения той или иной книги, человека или материала, которые побудили начать духовное развитие. Нам важно понять, с чего начать духовное развитие так, чтобы оно не только принесло плоды, но и не прекратилось?
Начало духовного пути происходит естественно и стихийно. Это, с одной стороны хорошо, так как все происходит сам по себе. С другой стороны, не получая базовых представлений о духовной жизни, человек рискует наткнуться на ряд проблем. Эти проблемы приводят к прекращению пути или изменению его восприятия. Либо путь продолжается, но насильно, либо видение духовного пути искажается и человек начинает спекулировать знаниями для создания не правильного, а комфортного пути.
Трудности становятся причиной таких искажений. Но их легко преодолеть, если иметь правильное понимание духовного пути. Наша задача – практиковать духовную жизнь:
Только так духовная практика приносит наилучшие результаты. Если мы отвлекаемся – наша духовная практика становится непостоянной. Нестабильность в духовной жизни лишает плодов и может привести к негативным последствиям. Например, к гордости – человек будет считать себя вправе совершать предосудительные поступки и смотреть на других свысока только потому, что когда-то переживал духовный опыт. Качественное понимание духовности приводит человека к смирению и кротости, осознанию собственного невежества. Через это понимание возможен духовный рост, тогда как горделивое отношение к собственной личности часто приводит к падению.
Почему лучше начать духовное развитие с поиска учителя?
Духовное развитие должно быть постепенным. В начале духовного пути возникает соблазн ускорить развитие путем увеличения нагрузки: больше читать, практиковать, раньше вставать, отказаться от всего дурного раз и навсегда. Это хороший энтузиазм, но практика показывает, что кардинальное изменение образа жизни не изменяет человека в долгосрочной перспективе. Как только воля истощается, прошлый образ жизни возвращается со скоростью падающего карточного домика. Этот первоначальный энтузиазм лучше пустить на постепенный прогресс, который будет сохранен в долгосрочной перспективе.
Нам важно добиться успеха не здесь и сейчас, а создать тенденцию к развитию и очищению, которую мы поддерживаем. В начале духовного пути, человек испытывает большой энтузиазм, который следует пустить на изучение, практику и отказ от вредных привычек в ограниченном формате, который можно было бы поддерживать на протяжении долгого времени. Для определения уровня такого напряжения необходим духовный учитель, без руководства которого духовное развитие часто приобретает хаотичный вид, с взлетами и падениями, вместо целенаправленного роста.

Мы не можем знать, что нас ждет на духовном пути. Это знает опытный учитель, который способен ответить на вопросы, дать знания и наставления, и определить необходимый уровень нагрузки. Важно и то, что духовный учитель способен сразу пресечь базовые ошибки, отклонения и спекуляции, которые легко вплетаются в понятие «духовной жизни».
В ходе развития, человек приобретает большое количество знаний, которые без духовного учителя превращаются в набор смешанной информации, почерпнутой из разных традиций, культур и течений. Попытка систематизировать эти знания может вызвать множество вопросов, а некоторые знания будут прямо противоречить друг-другу. Иные же знания будут направлять в противоположное направление, создавая смятение, колебания и сомнения. Духовный учитель укажет на те источники знаний, которые следует изучать на данном этапе развития духовного пути.
Как правильно начать духовное развитие без учителя
Если учителя нет возможности найти – тогда следует разобрать набор базовых ошибок, практики и литературу, которую следует изучать. Для духовного развития, я рекомендую изучать ведическую литературу: Бхагавад-Гиту, Шримад-Бхагаватам, Чайтанья-Чаритамриту. Однако эти тексты могут показаться сложными и лучше начать с книг, посвященных ведической традиции, но написанных современными авторами. Например: книги Рами Блекта идеально подойдут для начала.
Базовые ошибки делятся на ошибки в практике и представлениях.
Ошибки в практике в начале духовного пути
Ошибки в практике встречаются, когда человек:
- желает не практиковать, а лишь ощущать приятную причастность к духовной жизни никак в неё не вкладываясь
- изыскивает специфичные пути, которые, по его мнению, могли бы скорейшим образом привести к успеху во всех сферах
- практикует слишком много или слишком мало, прерывается в практике
- технические ошибки от недостатка опыта, на исправление которых нет знаний и навыков. Такие ошибки укореняются и входят в привычку, что усложняет их исправление в будущем
- не соблюдаются принципы: смирение, терпение, правдивость и так далее
Начать духовное развитие следует с практик: медитации, дыхательных упражнений, выполнять асаны, молитвы. Причем медитация предпочтительнее дыхательных упражнений и асан, а молитва предпочтительнее медитации.
Проблема представления о духовной жизни
Духовная жизнь предстает идеалистичным местом, приносящим лишь радость, облегчение и счастье. Духовный путь действительно приносит счастье, но этому предшествует правильная практика, искренность, энтузиазм и процесс очищения. Существуют периоды, которые, из-за неправильных ожиданий, могут разочаровать человека. Это периоды первичной потери интереса, очищения и перенапряжения.
Период первичной потери интереса проявляется, когда на смену первоначальной волны энтузиазма приходит привыкание, потеря ощущения уникальности опыта, свежести, новизны, а практика становится обыденностью. В начале, духовный путь пышет жизнью, а через некоторое время может показаться ветхим, тяжелым, обязывающим и многие оставляют его в этот период под разными предлогами. Так поступать не следует – этот период рано или поздно наступает у всех и является следствием: нерешенных вопросов, непонимания, усталости, неправильных представлений, несоблюдения принципов и спада энтузиазма. Энтузиазм исчезает сам по себе, если его не поддерживать дисциплиной. Этот период приходит от третьей недели до шестого месяца, в зависимости от интенсивности и непрерывности упражнений.
Периоды очищения представляют этап избавления от всяких привязанностей: к пище, развлечениям, образу жизни и т.д. Чрезмерная привязанность к чему-либо приводит к отклонениям, ведь человек, желая сохранить то, что противоречит духовному пути, будет спекулировать и придумывать различные оправдания для сохранения привычных элементов жизни. Энтузиазм многих людей заставляет их полагать, что они способны на большие жертвы и готовы на все ради духовного прогресса. Но когда приходит пора отказаться от мясной пищи и по-настоящему начать духовное развитие – запал пропадает и человек, выбирая между духовной жизнью и мясом, может предпочесть последнее. Этот период наступает, когда человек внутри готов продвигаться по духовному пути дальше.
Период перенапряжения встречается не только от усталости, но и от неправильного понимания того, куда следует направлять энергию в духовной жизни. При наличии материальных, корыстных мотивов, духовная жизнь будет приплетаться к материальной, становясь её инструментом. Это не позволяет правильно начать духовное развитие в долгосрочной перспективе, ведь все силы будут направлены не на поиск духовного блага, а на решение материальных проблем. То, как человек использует духовную жизнь в материальных целях бывает крайне не очевидно, но каждый может увидеть это в своем сердце, если захочет посмотреть.
Духовная жизнь, посвященная материальным планам, истощает человека. С одной стороны не давая вкуса и реального духовного прогресса, а с другой не принося результатов. Такие привязанности полезно рассматривать и определять их на фундаментальном уровне. Такое видение духовной жизни может прибавить мотивации заниматься духовным развитием и привести к обретению высшего вкуса. Этот вкус может, независимо от внешних причин, привлекать к духовной жизни. Однако, полагаться на это не стоит, и лучше изначально практиковать ради духовной и вечной, а не материальной и бренной жизни.
Как поддерживать духовный прогресс в начале
При отсутствии духовного учителя следует черпать знания из лекций, статей, книг и других источников информации. Это сформирует правильное представление о духовном пути и даст ответы на необходимые вопросы. Следует заранее быть готовым к тому, что возникнут проблемы и иметь решимость пройти через них. Дисциплина будет основой духовного прогресса, но задавливать энтузиазм перенапряжением не стоит.
Хорошим тоном является практика на низких оборотах, которая со временем набирает скорость. То есть, мы практикуем не максимум, а меньше, но ставим себе неснижаемый минимум. Например, повторять молитву 50 раз в день. Больше можно, меньше – нельзя. И так каждый день, пока не возникнет желание практиковать больше. Это желание должно укорениться, поэтому не стоит сразу бросаться увеличивать объем практики. Должно пройти какое-то время: 2-3 недели. Увеличиваем немного, например с 50 на 65 молитв в день и отслеживаем. Если чувствуем напряжением, можно снизить до 60, если чувствуем себя хорошо – оставляем и практикует до следующего желания погрузиться в духовную жизнь ещё сильнее.
Самый главный порок, который следует отслеживать – это гордость. Присутствие гордости делает невозможным обретение духовного учителя и избавления от иных пороков, так как гордость, присовокупляясь к другим недостаткам, побуждает их защищать. Например, своё вожделение человек может объяснять повышенным либидо, что в его представлении будет достоинством, жадность – финансовой грамотностью или бережливостью, лень – отрешенностью от материальной деятельности, гнев – осознанием собственной праведности на фоне неправильной жизни остальных.
При отсутствии гордости, пороки преодолеваются намного легче, так как человек начинает их стыдиться. Стыд позволяет получить осознание необходимости внутреннего преображения не извне, а изнутри, что и необходимо для настоящего духовного прогресса. Гордость становится защитным механизмом для Эго, которое как защищает пороки, когда на них указывают другие, так и оправдывает их перед совестью.
Что значит начать духовное развитие по-настоящему?
Начать духовное развитие – означает встать на высший путь обретения счастья и исполнения главного предназначения. Но следует вставать на этот путь правильно, с осознанием того, что чем ближе человек приближается к высшему идеалу, тем дальше он становится от материального счастья. Хотя само материальное счастье не противоречит духовному пути, преследовать корыстные мотивы на пути служения Богу означает подменять понятие «Бог» на «Я».
Духовный путь, на определенном этапе, прямо приводит к служению Богу. Непосредственное взаимодействие с Ним в ходе духовной жизни, приводит к осознанию изначальных отношений между душой и Богом. Если мы предадимся Богу сразу, то сэкономим время и силы, а также придём к Богу как пустая чаща, которую можно наполнить милостью. Но это возможно только при смиренном и преданном обращении к Богу, который обещал защищать каждого, кто придет под Его покровительство.
По-настоящему, духовный путь начинается в служении Богу. Оно заключается в посвящении Ему деятельности, мыслей, речи и образа жизни. Молиться и исполнять предназначение ради Бога, посвящая Ему свои таланты и следовать предписаниям священных текстов – означает совершать служение Богу. Такое служение является высшим предназначением. Исполнять такое предназначение означает исполнить все предписания, законы, долги и обязанности, ибо выше пути для человека нет.
Почему люди не меняются когда им читают проповедь везде
Потому что изменения должны идти изнутри, проповедь, знания, философия дают лишь направление и указывают путь, по которому человеку должно пройти