Ведическое знание

Пурушартха: Кама, Артха, Дхарма, Мокша. Четыре цели жизни

Пурушартха, чатуратха, кама, артха, дхарма, мокша

Пурушартха или чатурартха – это четыре цели материальной жизни. Кама – это наслаждения, артха – процветание, богатство, дхарма – следование религиозным законам, исполнение долга, мокша – освобождение.

Кама, артха, дхарма и мокша являются целями достигаемые с помощью личных усилий, раннее приобретенной кармы, а также различных обрядов, ритуалов, аскез и жертвоприношений. Раздел посвященный достижению этих четырех целей жизни называется карма-канда, в котором описываются три вида благочестивой деятельности, которая позволяет достичь всех этих целей.

Пурушартха – методы достижения

Пурушартха достигается благочестивой деятельность входит: аскезы, жертвоприношения и благотворительность. Совершением благочестивой деятельности достигается пурушартха.

Аскезы заключаются в добровольном самоограничении, например посты, обеты, ограничения во сне, пище, речи, движении. В ведические времена аскезы совершались суровые, такие, которые современный человек не смог бы повторить, но в Бхагавад-Гите описываются наиболее приемлемая форма самоограничения:

Aскезой для тела является поклонение Верховному Господу, брахманам, духовному учителю и старшим, например отцу и матери, а также чистота, прямота, целомудрие и ненасилие.
Aскеза речи состоит в том, чтобы говорить людям слова правдивые, приятные, направленные на благо и не вызывающие у людей беспокойств, а также регулярно изучать ведические писания.
Удовлетворенность, простота, сдержанность, самообладание и очищение сознания называются аскезой ума.

Бхагавад-Гита. 17.14-16

Аскезы даруют могущество с помощью которого достижение любой цели жизни становится возможным. Человек обретает сильный и устойчивый разум, крепкую волю, а препятствия перед ним растворяются. Считается, что плоды аскез вручаются человеку полубогами, которые воплощают мир в разных его проявлениях, а потому совершив аскезу, человек не встретит серьезных преград на пути достижения цели.

Жертвоприношения в Кали-югу не производятся. Жертвоприношения требуют повторения ритмичных продолжительных гимнов, одна ошибка в которых может испортить все жертвоприношение. Для ритмичного повторения длинных гимнов требуются квалифицированные брахманы обладающие совершенной памятью. В Кали-югу квалификация брахманов низкая, а потому в ходе жертвоприношения всегда будут допускаться ошибки. В нынешний век единственной формой жертвоприношения считается санкиртана-ягья – повторение святых имен Бога в форме Махамантры.

Благотворительность предписывает поддерживать жизнь страдающих и совершать пожертвования достойным людям. Веды предписывают, что получать пожертвования из всех четырех варн имеют право только брахманы. В ведических текстах можно часто встретить описание пожертвований в строго определенное время и в определенном месте, например в солнечное затмение на Курукшетре. Считается, что правильно совершенное пожертвование очищает человека и дарует ему такое пропорциональное количество хорошей кармы, которая будет проявляться в способности получать многократно умноженные богатства. Пожертвование следует подносить достойному человеку, в правильном месте и с правильным умонастроением. Его следует совершать от чистого сердца, без желания получить что-то взамен, из чувства долга и доброжелательности. Только такое пожертвование принесет настоящее благо.

Жертвоприношения приносят наслаждения, благотворительность – процветание, а аскезы – могущество, которое можно направить на исполнение долга.

Пурушартха: Кама, Артха, Дхарма, Мокша

Достигнув одной из целей следует поступать так, чтобы достигнутая цель тут же не обернулась причиной деградации. Для этого существуют различные предписания ограничивающие и вменяющие деятельность человека. Безгранично наслаждаться живое существо имеет только на райских планетах, достижение которых также вопрос карма-канды, благочестивой деятельности, или исполнения долга, дхармы.

Кама – уровень наслаждений

Кама – это уровень разнообразных наслаждений, главными из которых являются сексуальные наслаждения. Камашастры, такие как Ананга-Ранга, описывают цивилизованный уровень наслаждений, который допустим для ведического человека. Цивилизованный уровень наслаждения не приводит к деградации, а потому он крайне важен для соблюдения:

Предполагается, что все вступающие в любовные игры, как юноша, так равно и девушка, знают правила йоговской ниямы, прививающей с детских лет такие привычки, как очищение тела путем омовений и принятия здоровой и чистой пищи; и кроме внешнего очищения (бахья) у любовников должно быть полное усвоение абъяхтары, или внутреннего очищения, то есть воспитание в себе хороших чувств — дружелюбия, доброжелательности, непричинения другому моральной или физической боли и так далее; воспитания в себе привычки довольствоваться тем, что приходит само собой, без особых усилий, то есть сантоши

Ананга-Ранга. Трактат Первый.

Также там описывается, что желающим наслаждения следует укреплять свое тело физическими упражнениями, асанами, дыхательными практиками, пранаямой, медитацией, дхьяной, а также обрести способность отвлекать чувства от объектов наслаждения и обретать глубокую концентрацию. Цивилизованное наслаждение предназначено для живущих семейной жизнью, дабы укрепить семейные узы. Любое сексуальное наслаждение лежащие за пределами жизнь мужа и жены считается греховным, а значит приводящем к деградации и пороку.

С целью усиления уровня наслаждения не только в сексуальной жизни, предписывается заниматься искусствами, так как они обостряются органы чувств, позволяя воспринимать мир более тонко. Следует очищать ум от ментальных загрязнений, что даёт возможность испытывать наслаждение более внимательно и не поддаваясь побуждениям ума, приводящим к неудовлетворенности.

Наслаждение образованного и достойного человека не переходят в порочные действия, поступки и слова. В ведические времена считалось что секс вне брака – это удел опустившихся до уровня животных людей, которые готовы сношаться с кем угодно, где угодно и когда угодно. Самое высокое наслаждение достигается именно от влечения на уровне тела, ума и разума, что достигается только путем доверия, близости, понимания и длительных отношений построенных на основе двух нравственных характеров. Все остальное подобно попытки достать сок из пережеванного тростника – просто безвкусно. Человеческая форма жизни не предназначена для неконтролируемых и непрерывных наслаждений. Человек не имеет возможности продолжительно заниматься сексом, есть, спать или общаться, однако на такое способны животные. Суть наслаждения не в продолжительности, а в интенсивности и способности подходить к наслаждениям свободно, цивилизованно и не становясь в зависимость от них.

Артха – материальное процветание

Артха – это уровень всестороннего материального процветания. Артха, в основном, проявляется в богатствах и методах их достижения, однако без семьи, здоровья и друзей артха не считается полноценной. Поэтому современный карьеризм, при котором человек полностью вовлекается в деятельность подрывая все остальные сферы жизни не считается достойным. Это проявление гуны раджаса, что неизбежно приводит к изменениям, ведь невозможно работать на износ до конца жизни, а если и возможно, то это будет непродолжительная жизнь. Имеет ли такая жизнь смысл и достоинство?

Рекомендуем также эту статью:  Сети иллюзии: как избавиться от иллюзии?

Достижение артхи подразделяется на две сферы: карму и личные усилия. Только кармой или только личными усилиями полноценно достичь артхи трудно. Карма проявляется как совокупность прошлых совершенных поступков. Если человек поступал праведно – его будет сопровождать большая удача. Если же человек совершал порочные, греховные или недопустимые поступки – на пути обретения артхи всегда будут стоять различные непреодолимые препятствия. При этом хорошая карма даёт такие природные качества и способности, которые способствуют обретению процветания, а плохая карма обременяет негативными качествами и наклонностями. Поэтому как ради настоящего процветания, так и ради будущего, следует совершать добродетельные поступки.

Личные усилия заключаются в получении образования и навыков. Усердное обучение, тренировки и дисциплина, способность контролировать свои поступки и направление усилий в правильное русло способны дать человеку процветание. Артхашастра описывает, что для молодого человека день разделяется на разные формы обучения. Днем юноше следует обучаться своему делу и духовной науке, а вечером слушать предания, истории, священные тексты и повторять изученное. Так происходит до совершеннолетия, после чего юноша начинает заниматься деятельностью. Считается, что обучение происходит от слушание, а способность слушать от авторитетности наставника, поэтому юноше родители подбирают опытных учителей, которые передают науки соответствующие природе юноши.

От слушания ведь появляется понимание, от понимания приложение к практике, от приложения к практике полное самосознание. В этом сила науки.

Артхашастра

Обученный, способный, образованный в материальных и духовных науках человек имеет возможность применять полученные знания и навыки на практике. В этом заключаются личные усилия. Ведь мало кто контролирует свое рождение или то, кем он будет. Поэтому для благоприятного рождения следует отказаться от дурных поступков, пусть даже они и могут привести к временному благополучию.

Артха даёт возможность исполнения долга и правильного наслаждения, являясь фундаментом для материальной жизни. Наличие артхи в ведическом обществе считалось не признаком достояния, а признаком нравственности, так как только благонравный человек мог обрести большое процветание. При этом большое процветание обязывало к оказанию помощи окружающим в виде благотворительности  и совершению жертвоприношений. Щедрость позволяла человек оставаться независимым от собственных богатств сочетая достоинство вместе с большим процветанием.

Дхарма – исполнение долга

Дхармой в ведическом обществе считалось исполнение долга и следование правовым и религиозным законам. Дхарму можно обозначить как свод морально-нравственных принципов, которые побуждали человека к добродетели и исполнению своих обязанностей. Пурушартха отражала дхарму как деятельность совершаемую из чувства долга, которая приносит высшее благо. Дхарма проявляет свое влияние как оберегающая, вознаграждающая и эволюционная сила. Считается, что если человек исполняет свою дхарму честно – его защищает сама дхарма, а дхарма является одним из высших материальных законов.

Вознаграждающая сила заключается в том, что исполняя свою дхарму человек легко обретает высшие блага. Например, исполнение долга воина освобождает от всех грехов и человек получает возможность обрести жизнь на райских планетах. Исполнение долга брахмана приводит к обретению жизни на ещё более высоких райских планетах. Дхарма приводит к обретению такого процветания и наслаждения, которые недоступны в человеческом теле.

Как эволюционная сила дхарма позволяет человеку подниматься на все более высокую стадию развития. Дхарма собаки – защищать хозяина, исполнив свою дхарму она становится человеком. Дхарма шудры служить господину, исполнив дхарму шудр становится господином. Вайшья становится кшатрием, кшатрий – брахманов. Брахман в свою очередь – это наиболее подходящая степень развития для достижения духовного мира или освобождения. Поэтому исполнять дхарму следует как ради достижения наслаждения и процветания, так и ради достижения конечного освобождения. Совершать такую деятельность однако стоит не ожидая награды, из чувства долга.

Ибо человек, следуя дхарме, объявленной в священном откровении и священном предании, достигает в этом мире славы, после смерти – наивысшего блаженства.

Ману-смрити. 2.9

В ведическом обществе наиболее образованные и нравственные люди ценили возможность исполнить свою дхарму выше наслаждения или процветания. Не только потому что исполнение дхармы так или иначе вознаграждалось, но потому что возвышенные личности обычно свободны от материальных, корыстных побуждений. В то же время их помыслы направлены на обретение истинного блага как для себя, так и для окружающих. А потому исполнение дхармы было естественным продолжением их возвышенного характера.

Мокша – освобождение

Мокша – освобождение из сансары, круговорота рождения и смертей. Настоящее освобождение случается тогда, когда душа достигает духовного мира, тем самым возвращаясь в свою изначальную обитель. В материальном мире душа обусловлена тремя гунами, невежеством, ложным эго, разумом и умом. Влияние настолько могущественных сил может быть преодолено лишь превосходящей силой. Только с помощью духовных знаний достигается освобождение.

Высшим духовным существом является Бог, обрести освобождение по Его милости является единственным путем освобождения. Милость можно заслужить в ходе преданного служения, бескорыстного и происходящего из искреннего желания удовлетворить Верховного Господа. В процессе преданного служения возникает устойчивое памятование Верховного Господа, сознание очищается и одухотворяется, человек избавляется от материального влияния ложного эго, разума и ума, так как они становятся духовными. Живое существо выходит из под влияние трех гун и так становится освобожденным, достигая духовного мира.

Пурушартха: Кама, артха, дхарма, мокша

Пурушартха может иллюстрироваться как целостный процесс сбора сахарного тростника. Каму, артху, дхарму и мокшу можно сравнить с выращиванием сахарного тростника.

Кама – это попытка сорвать тростник и насладиться его соком. Артха – это выращивание и сбор тростника. Дхарма – это подношение тростнику царю. А мокша – это когда царь, видя преданность подносящего освобождает его от работы и делает личным слугой, позволяя ему жить во дворце. Но освобождение доступно только при наличии искренней преданности, а не желания получить награду. Пурушартха отображает материальный мир: от самой первой попытки насладиться им, до конечного освобождения путем принесения возможности наслаждаться в жертву. Таким образом достигается духовный мир – через отрешенность от материальных побуждений.

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован.