Отрешенность: состояние естественного бытия
Здоровая отрешенность необходимое качество для любого человека, который сталкивается с каждодневными обязательствами, противоречиями, непониманием и трудностями. Отрекаясь от ожиданий и представлений о том, что есть приятно и неприятно, человек оберегает сознание от множества мелких событий, которые побуждают ум колебаться. Из колебаний рождается слабость и сомнения, а из них неспособность активно и правильно действовать. Отрешенность необходима, но в чем она заключается и как её достичь?
Что означает отрешенность? Что такое отрешенность?
Отрешенность – это внутренний отказ от плодов своего труда и мотивов их достижения
Следует понимать, что отказ от плодов труда означает отсутствие сверхзадачи их достижения, а не отказ от них в прямом смысле. Труд совершается ради вознаграждения и, зачастую, без него не имеет смысла. Но когда все мотивы и побуждения связаны исключительно с вознаграждением, мы теряем суть процесса и самого действия. В таком случае, ожидания преобладают над деятельностью. Из этого исходит отсутствие концентрации, а также неспособность легко переносить различные неудобства.
Что может являться плодом труда?
- деньги
- отношения
- секс, семья, брак
- хорошее отношение со стороны других
- признание
- отдых и развлечения
- слава и известность
- наслаждение
Если конечной целью нашей деятельности и наиболее важным мотивом является плод труда, мы обречены испытывать страдание от деятельности и не будем способны по-настоящему обрести состояние отрешенности. Следует смотреть и давать отчёт в том, ради чего мы занимаемся делом или строим отношения. Понимая потребности и мотивы, мы чаще всего может их либо реализовать более прямым и экологичным способом или отказаться, если это болезненные потребности.
Отрешенность с одной стороны является одним из самых необходимых качеств на духовном пути человека, с другой стороны это же качество можно получить исключительно развиваясь духовно. Отрешенностью называют способность человека отказываться от плодов своего труда, а также от стремления к ним, при этом не отказываясь от самой деятельности. Примером отрешенности служит образ жизни, при котором человек живёт ради своего дела или долга. В то время как все плоды деятельности приходят сами собой, хотя он к ним не стремиться. Такой человек занимается деятельностью, но не стремиться к её плодам, с одной стороны не привязывая себя к конечному результату, с другой оставаясь свободным от психоэмоциональной зависимости к данному труду.
Конечный плод труда
Плод труда человека – это, в конечном итоге, наслаждение. Если человек трудиться ради денег, то он стремиться их куда-то потратить или получить наслаждение от самого факта их наличия. Конечный плод материальной деятельности – наслаждение. Если человек стремиться стать известным, то он стремиться наслаждаться либо самой известностью, либо тем, что приходит вместе с ней.
Отрешенность от мира полезна возможностью оставаться свободным, занимаясь разнообразной деятельностью. Она позволяет не погружаться в неё чувствами, надеждами, верой и ожиданиями. В этом случае, человек становиться подобен лотосу, который не смотря на то, что на ночь погружается в грязную воду, на утро вновь восходит чистым. Погружаясь в материальную деятельность, человек часто начинает жить в мире желаний, ожиданий, стремлений и амбиций, которые порождают определенную картину мира, ожидаемую в итоге. Конечный результат деятельности и построенная картина не совпадают, что негативно отражается на эмоциональном состоянии человека. Но даже если ожидание и действительность совпадают, они будут приносить удовлетворение ровно до мысли: «могло быть ещё лучше«.
Отрешенность относиться не только к деятельности, но и к отношениям. Когда мы ведём себя определенным образом, для того, чтобы получить наслаждение от других, мы ведём себя корыстно. Такой образ действий нельзя называть ни благородным, ни бескорыстным. Так поступают почти все. Если не действуют так намеренно, то хотя бы подразумевают что за хорошее поведение другой человек остается ему должен. Это вовлеченное состояние ожиданий порождает множество конфликтов среди людей. Отрешенное состояние отношений заключается в том, что человек стремиться принести другому счастье без причины, без стремления к собственному наслаждению.
Однажды стая голодных ястребов напала на другого, более слабого ястреба, который нёс свою добычу. Когда жизнь его оказалась в опасности, он бросил свою добычу и так испытал настоящее счастье.
Шримад Бхагаватам. 11.9.2
Отказ от плодов труда позволяет действовать невзирая на приятное и неприятное, горе и радость, трудное и легкое. Человек действует свободно в любых обстоятельствах, так как любое неудобство диктуется умом, который всегда избегает страданий и стремиться к наслаждениям. А если человек в конечном итоге отказывается от наслаждений, как итога своего труда, то он становится волен принимать страдания. В этом случае, отрешенность от мира позволяет принимать их наравне с наслаждениями. При отрешенности, человек буквально теряет поводы страдать, так как в нём нет беспокойств, желаний или ожиданий, однако становится открыт для счастья, так как перестаёт за ним гнаться.
Для исполнения долга или предназначения, отрешенность необходима, так как помогает обрести постоянство. Исходя из постоянства человек способен выдержать влияние не только перемен в деятельности, но и перемены в собственном внутреннем мире, которые очень часто сбивают человека с его пути. Стремясь к плодам своего труда, человек также неспособен исполнить долг, так как такое желание зачастую непостоянно и при значительных трудностях, человек, чьим мотивом было наслаждение с невероятной легкостью отказывается от своего долга.
Виды отрешенности: отрешенность в трёх гунах
Отрешенность бывает трёх видов и соответствует трём гунам материальной природы.
Человек никогда не должен отказываться от выполнения предписанных обязанностей. Если, введенный в заблуждение, он перестает выполнять их, то это называется отрешенностью в гуне невежества.
Бхагавад-Гита. 18. 7-11
Тот, кто отказывается выполнять свой долг из-за того, что это слишком обременительно, или из страха, отрекается от него под влиянием гуны страсти. Поступая так, он никогда не обретет подлинного плода отрешенности.
О Aрджуна, когда же человек выполняет предписанные обязанности из чувства долга и освобождается от привязанности к плодам своего труда, его отрешенность относится к гуне благости.
Мудрый и отрешенный человек, находящийся в гуне благости, действует не ведая сомнений, без неприязни к неблагоприятной и привязанности к благоприятной деятельности.
Воистину, воплощенное живое существо никогда не сможет совсем отказаться от деятельности. Однако того, кто отрекся от плодов своего труда, называют по-настоящему отрешенным.
Отрешенность в гуне саттвы
Отрешенность в гуне саттвы — это исполнение своего долга без привязанности к его плодам. Такая отрешенность позволяет человеку постоянно и твердо исполнять свой долг, имея твердую убежденность в него, с другой стороны не завися от преходящих событий, вещей или людей. Такая отрешенность рождается из понимания, знания и самоосознания. Если человек логическим путём способен прийти к пониманию того, что способно принести счастье, а что страдание, он с большой легкостью способен отказаться от плодов своего труда, зная, что его образ жизни, качества и вкус к жизни, который возникает при исполнении долга, способен принести значительно большее счастье, чем материальные вещи или другие люди.
Отрешенность в гуне раджаса
Отрешение в гуне раджаса – это отрешенность от всего, что не касается источников наслаждений и способов их приобретения. Если человек видит возможность реализовать свои потребности в определенной области – он будет стремиться исключительно к ней, тогда как остальные сферы жизни для него будут малозначимыми. Такой образ жизни порождает множество страхов, беспокойств, взлетов и падений, что не позволяет человеку утвердиться в состоянии естественного бытия, постоянно держа человека в напряжении. Человек в таком состоянии имеет приоритет в одном материальном направлении, а всё остальное для него вторично. От саттвы такая отрешенность выражается ярко выраженным стремлением к плодам, так как подразумевается, что деятельность, которой занимается человек, рано или поздно обязана дать ему желаемое.
Отрешенность в гуне тамаса
Отрешенность в гуне тамаса — это отказ от любой деятельности. Это состояние апатии, лени, инерции, скуки, депрессии и прочих состояний, в которых человек не склонен действовать вообще. Это также погруженность в иллюзии, связанные с зависимостями, которые не позволяет человеку действовать. В этих состояниях человек не стремиться ни к самой деятельности, ни к её плодам, что приводит к деградации на всех уровнях. Полный отказ от деятельности считается признаком невежества для человека, который продолжает жить материальной жизнью. Отказ от деятельности могут позволит только те, кто целиком посвятил себя духовной практике и отказался от всех видов наслаждений.
Как достичь отрешенности?
Отрешенности можно достичь тремя путями: нижним, верхним и срединным.
Нижний путь — это обретение отрешенности после великого отчаяния или смятения. Это путь через испытание, страдания, преграды. Ощущение обреченности, то есть отрешенность, приходит в безвыходной ситуации. Такие состояния наступают после тяжелых жизненных испытаний, болезней, разочарований, трудностей. Чувство отрешенности возникает как следствие достижение эмоционального дна, осознания того, что зависимость и ожидания приводят лишь к страданиям. Человек освобождается посредством страданий, испытывая на собственном опыте безнадежность ожиданий и попыток выстроить идеальную картину мира. В нём пробуждается понимание ценности внутреннего мира, себя, даже несмотря не ужасное эмоциональное состояние. После такого чувства отчужденности, возникает внутренняя свобода.
Проблема заключается в том, что не всегда люди приобретают такой опыт и состояние в трудных ситуациях. Когда человек заглушает боль посредством алкоголя, развлечений и прочих отвлечающих факторов – его сознание не трансформируется, а просто находится в забвении. Отвлечение от проблем не позволяет их решить, а только усугубляет. В один момент, человек просто опускает руки и ломается. Это отрешенность в гуне невежества.
То есть через нижний путь, можно обрести либо саттвичную отрешенность, либо отрешенность тамаса.
Верхний путь подразумевает обретение отрешенности в следствии стремления к чему-либо. Получив важное знание, человек, узревший истину, начинает смотреть на мир по-другому, воспринимать его иначе и становится умиротворенным. Познав что-то на собственном опыте, человек приобретает полное понимание вещи и её истинного значения. Понимание фокуса лишает заинтересованности. Точно также понимание многих вещей лишает их притягательности и внешнего лоска. Осознав значение многих вещей, человек теряет к ним интерес, обретает отрешенность от мира и этим самым утверждается в понимании себя.
Но, бывает и так, что человек стремясь к чему-то обретает отрешение в гуне раджаса и я сейчас покажу это на простом примере:
Из желания стать лучше, человек начал заниматься боевыми искусствами. Первое время он испытывал удовольствие от процесса и не отмечал изменений в себе. Но после определенного времени, он стал замечать, что его способности и физическая подготовка становятся причиной признания и превосходства. После этого, его мотив может измениться и он обретает отрешенность в гуне раджаса, занимаясь единоборствами исключительно ради наслаждения от степени подготовки. Демонстрация результата тренировок превращается в бахвальство, а сами тренировки могут превратиться в отягчающие обстоятельства на фоне получения наслаждения от признания. Поэтому следует отрешаться от любой похвалы и признания, только так мы сохраняем незыблемую самобытность внутри себя.
Срединный путь описать почти невозможно, потому что он происходит естественным образом, в процессе духовной практики. Так или иначе, занимаясь ею, человек приобретает по крупицам отрешенность и со временем она только увеличивается. Ежедневное занятие духовной практикой по капле наполняет человека отрешенностью, в конечном итоге наполнив его до состояния океана.
Чем отрешенность от мира помогает в жизни?
В повседневной жизни отрешенность позволяет быть более умиротворенным, спокойным, терпеливым, а также не вырывать из других счастье, иначе говоря искать его в себе. В общении с людьми отрешенность придает естественность человеку, расслабленность, искренность, честность, мягкость, доброту, вежливость. И это все будет без напряжения и естественно. В делах отрешение позволяет действовать невзирая на усталость, на постоянные движения ума. Позволяет не чувствовать беспокойств, сильных, изматывающих желаний, стремлений к наслаждению.
Это позволяет просто заниматься своим делом, не будучи движимым желанием наслаждаться плодами труда, а просто спокойно исполнять свой долг. Особенно это важно, когда человек имеет дело с знаниями и тем, что их передает. Ведь искажение знаний из желания из эксплуатировать встречается часто и является следствием отрешенности в гуне раджаса, иначе говоря желание насладиться и присвоить себе плоды долга.
Отрешение, в конечном итоге, необходимо как для счастливой жизни и гармоничных отношений с людьми, так и для исполнения своих целей. Важно только понимать, что отрешение находится не снаружи, а внутри.
Основной целью проекта является распространение знаний и духовности, а также повышение культурного и нравственного уровня общества. Подробная информация о помощи проекту на странице «Контакты»
Поддержите наше дело, чтобы мы продолжали сеять добро. Пожертвованные средства пойдут на развитие проекта. Оформите бесплатную карту Альфа-Банка и совершите по ней покупку, если нет возможности поддержать проект финансово.
Как можно отличить на практике материальную и духовную отрешенность?
На практике духовная и материальная отрешенность отличаются двумя вещами: вкусом и наличием духовного видения.
Вкус означает, что в процессе практики, человек теряет вкус к материальным наслаждениям и приобретает тягу к духовному. То есть ему попросту становится безразлично победа и поражение, радость и горе, холод и жара. Он теряет все симпатии и антипатии, потому что источник его счастья внутри уже лишает его потребности искать счастье где-то ещё. Поэтому на практике, духовное совершенство будет проявляться как привязанность через вкус, высшее счастье.
Тема виденья глазами знания часто встречается в Бхагавад-Гите, особенно во второй половине 13-ой главы. Это большая тема, поэтому коротко. Приводятся такие примеры:
Человека, который овладел истинным знанием и, применяя его на практике, обрел полное удовлетворение, считают осознавшим свое «Я» и называют йогом, или мистиком. Такой человек находится на духовном уровне и всегда остается невозмутимым. Он не видит различия между булыжником, галькой и золотом.
Бхагавад-Гита. 6.8
Смиренные мудрецы, обладающие истинным знанием, одинаково смотрят на ученого и благовоспитанного брахмана, корову, слона, собаку и собакоеда [неприкасаемого].
Бхагавад-Гита. 5.18
Когда цветистый язык Вед перестанет волновать твой ум и когда ты, постигнув свое истинное «Я», будешь постоянно пребывать в духовном трансе, ты обретешь божественное сознание.
Бхагавад-Гита. 2.53
В Шримад-Бхагаватам ещё больше примеров.
Виденье глазами знания означает что человек осознал свою духовную природу и теперь смотрит на других через это понимание.
Итак, с одной стороны практикующему уже не нужны материальные стимулы для счастья, а потому он к ним отрешен, а с другой стороны он видит все в свете истины. Это подобно потере интереса к фокусу, когда ты знаешь как он делается.
Материальная отрешенность это контроль с платформы разума. Медитации, самоконтроль, дисциплина, то есть способность отречься от чувств, не давать им оказывать влияние на себя. Материальная отрешенность – это отрешенность, возникающая как следствие устойчивого контроля ума. Если направлять на духовную практику – это станет одним из источников успеха. Но суть материальных совершенств в том, что их можно направить и на собственное наслаждение. И когда ты умеешь управлять собой возникает очень большой соблазн использовать это, потому что реализовывать свой потенциал становится очень просто. Никаких преград.
Ещё раз, чем они отличаются на практике. Духовная отрешенность: вкус и истинное видение. Материальная отрешенность – полный самоконтроль. Духовная отрешенность остается с тобой навсегда, материальная отрешенность пропадает, когда ты прекращаешь её поддерживать
Материальная отрешенность должна быть направлена на духовный путь и исполнение своего предназначения, в противном случае это станет причиной деградации.
Сражайся во имя сражения и не думай о счастье и горе, потерях и приобретениях, победе и поражении. Действуя так, ты никогда не навлечёшь на себя греха
Бхагавад-Гита. 2.38
Здравствуйте! Но ещё важно помнить, что не нужно на себя много брать. Большая часть решается сверху.