Отрешенность от мира — чувство и состояние естественного бытия

Отрешенность от мира — чувство и состояние естественного бытия

Отрешенность очень часто упоминается как конечный итог духовной практики, как одно из совершенств человека, а также как одна из целей к которой должен стремится разумный человек. Отрешенность считается очень возвышенным качеством человека, потому что доступна не каждому и потому что позволяет человеку действовать на своем пути более свободно и уверенно, не упираясь в сомнения и преграды.

Стоит пояснить, что отрешенность — это не образ жизни, который называется отречением. Отрешенность является качеством характера наряду с самоконтролем, чистотой, удовлетворенностью и прочими качествами, которые приходят в процессе духовной практики. Сейчас хотелось бы написать именно о том, что является отрешенностью, а что ею не является, как её достичь, к чему она приводит, а также что приводит к ней.

Однажды стая голодных ястребов напала на другого, более слабого ястреба, который нёс свою добычу. Когда жизнь его оказалась в опасности, он бросил свою добычу и так испытал настоящее счастье.


— Шримад Бхагаватам. 11.9.2.

Что такое отрешенность?

Безусловно тяжело дать определение отрешенности, но в контексте духовного развития, отрешенностью называют способность действовать невзирая на двойственность материального мира. Иначе говоря, отрешенность позволяет действовать невзирая на приятное и неприятное, на то, к чему мы испытываем симпатию, и на то, к чему мы испытываем отвращение. А также позволяет действовать искренне, не исходя из желания личной выгоды.

Отрешенность является одним из качеств, которые необходимы для исполнения долга и предназначения. Ведь если мы исполняем долг или предназначение исходя их собственных желаний, то наша цель, наши методы, наши действия всегда будут подчинены непостоянным переменным. Так например, если человеком движет, в исполнении долга, желание обогатиться, то встретившись с преградой, трудность преодоления которой многократно превышает стремление к обогащению, человек попросту бросает свой долг не найдя в нём подходящего инструмента для исполнения собственных желаний.

Виды отрешенности. Отрешенность в трёх гунах.

Отрешенность бывает трёх видов и соответствует трём гунам материальной природы, как и большинство вещей в нашем мире. Так понятие отрешенности в той или иной гуне можно понять просто прочитав описание саттва-, раджа-, и тама-гуны:

Когда начинает преобладать гуна благости, все врата тела озаряются знанием. Когда возрастает влияние гуны страсти, о предводитель Бхараты, человек обнаруживает признаки сильной привязанности и погружается в зарабатывание денег, прилагает чрезмерные усилия для достижения своих целей и проявляет неуемное вожделение и ненасытную жажду наслаждений. Оказавшись под преобладающим влиянием гуны невежества, о потомок Куру, человек погружается во тьму, делается сонным, утрачивает разум и становится жертвой иллюзии.

Бхагавад-Гита.

На самом деле очень легко понять как проявляется та или иная гуна в отрешенности человека:

Отрешенность в гуне саттвы — это исполнение долга из глубокого понимания своего предназначения. Такое отрешение устойчиво и постоянно, и не преследует собой чрезмерные цели. Человек в таком отрешении находится в состоянии естественного сознания, в состоянии потока. В таком отрешении человек приобретает интуицию, стойкость, терпение, бесстрашие и мудрость.

Отрешение в гуне раджаса заставляет человека ставить себе цели направленные на получение материальных совершенств: семьи, славы, богатства, красоты, власти, могущества. Это стремление превосходить всех в чем-то или стать самым великим или совершить какой-то чрезмерно великий подвиг. Всё это делается с целью получение наслаждений и ведёт в конечном итоге в пропасть. Такое отрешение непостоянно и часто меняет своё направление и интенсивность, то вспыхивая, то угасая.

Отрешение в гуне тамаса — это состояние тленности, апатии, безверия, ощущение бессмысленности. Такое отрешение чаще всего встречается у самых необразованных людей, у которых просто не осталось надежды, а разочарования отняли всякие силы на положительный исход дела.

Как достичь отрешения?

Отрешения можно достичь тремя путями: нижним, верхним и срединным.

Нижний путь — это обретение отрешенности после великого отчаяния или смятения. То есть это путь через испытание, страдания, преграды. Это также ощущение обреченности, то есть отрешенность приходит в понимании безвыходности ситуации. Такие состояния наступают после тяжелых жизненных испытаний, болезней, разочарований, трудностей. Также такое чувство часто испытывают люди в момент боевых столкновений. И после таких ситуаций, сознание человека меняется и он обретает львиную долю отрешения.

Однако, проблема заключается в том, что не всегда люди из трудных ситуаций выходят приобретая такой опыт. Иногда люди попросту ломаются, опускают руки, впадают в отчаянное положение. И это ведь та самая отрешенность в гуне невежества.

То есть через нижний путь, можно обрести либо саттвичную отрешенность, либо отрешенность тамаса.

Верхний путь подразумевает обретение отрешенности в следствии стремления к чему-либо. Так, например, познав какое-то знание, человек, узревший истину, начинает смотреть на мир по-другому, воспринимать его иначе и становится умиротвореннее, отрешеннее. Или понял какую-либо вещь на собственном опыте, человек также понимает её истинную суть и в этой области также обретает отрешение.

Но, бывает и так, что человек стремясь к чему-то обретает отрешение в гуне раджаса и я сейчас покажу это на простом примере:

Человек прочитал книгу, узнал какое-то приятное знание. Отрешенность в гуне саттвы заставит его спокойно изучать это знание, анализировать его и поняв, применять его в нужные моменты, а также делится с тем, кто его поймет. Отрешение в гуне раджаса заставит человека вскочить с места и рассказывать об этом другим, при то что, этот человек даже не до конца понимает это знание. Он стремится к этому, желая насладиться как собственным превосходством, так и положением старшего, учителя. Но в конечном итоге, такое страстное стремление претерпевает провал и человек разочаровывается не только в себе и деле, но и в целом мире.

Срединный путь описать почти невозможно, потому что он происходит естественным образом, в процессе духовной практики. Так или иначе, занимаясь ею, человек приобретает по крупицам отрешенность и со временем она только увеличивается.

Для чего нужна отрешенность?

В повседневной жизни она позволяет быть более умиротворенным, спокойным, терпеливым, а также не вырывать из других счастье, иначе говоря искать его в себе. В общении с людьми отрешенность придает естественность человеку, расслабленность, искренность, честность, мягкость, доброту, вежливость. И это все будет без напряжения и естественно. В делах отрешение позволяет действовать невзирая на усталость, на постоянные движения ума. Позволяет не чувствовать беспокойств, сильных, изматывающих желаний, стремлений к наслаждению.

Это позволяет просто заниматься своим делом, не будучи движимым желанием наслаждаться плодами труда, а просто спокойно исполнять свой долг, Особенно это важно, когда человек имеет дело со знаниями и тем, что их передает, ведь искажение знаний из желания из эксплуатировать встречается часто и является следствием отрешенности в гуне раджаса, иначе говоря желание насладиться и присвоить себе плоды долга.

Отрешение, конечном итоге, необходимо как для счастливой жизни и гармоничных отношений с людьми, так и для исполнения своих целей. Важно только понимать, что отрешение находится не снаружи, а внутри.

Добавить комментарий

Ваш e-mail не будет опубликован.