Отрешенность от мира — чувство и состояние естественного бытия

Отрешенность от мира — чувство и состояние естественного бытия

Отрешенность – отказ от плодов своего труда

Отрешенность с одной стороны является одним из самых необходимых качеств на духовном пути человека, с другой стороны это же качество можно получить исключительно на этом пути. Отрешенностью называют способность человека отказываться от плодов своего труда, а также от стремления к ним, при этом не отказываясь от самой деятельности. Примером отрешенности служит образ жизни, при котором человек живёт ради своего дела или долга, в то время как все плоды деятельности приходят к нему сами собой, хотя он к ним и не стремиться. Такой человек занимается деятельностью, но не стремиться к её плодам, с одной стороны не привязывая себя к конечному результату, с другой оставаясь свободным от психоэмоциональной зависимости к данному труду.

Плод труда человека – это, в конечном итоге, наслаждение. Если человек трудиться ради денег, то он стремиться их куда-то потратить или получить наслаждение от самого факта их наличия. Конечный плод материальной деятельности – наслаждение. Если человек стремиться стать известным, то он стремиться наслаждаться либо самой известностью, либо тем, что приходит вместе с ней.

Отрешенность полезна тем, что позволяет человеку оставаться свободным, занимаясь разнообразной деятельность. Так как позволяет не погружаться в неё своими чувствами, надеждами и ожиданиями. В этом случае, человек становиться подобен лотосу, который не смотря на то, что на ночь погружается в грязную воду, на утро вновь восходит чистым. Погружаясь в материальную деятельность, человек очень часто начинает жить в мире желаний, ожиданий, стремлений и амбиций, которые порождают определенную картину мира, которая должна получиться по итогу. Очень часто, конечный результат деятельности и построенная картина не совпадают, что негативно отражается на эмоциональном состоянии человека.

Отрешенность относиться не только к деятельности, но и к отношениям. Когда мы ведём себя определенным образом, для того, чтобы получиться наслаждение от других людей, мы ведём себя корыстно. Такой образ действий нельзя называть ни благородным, ни бескорыстным. Однако, так поступают почти все люди. Если не действуя так намеренно, то хотя бы подразумевая что за хорошее поведение другой человек остается ему должен. Это вовлеченное состояние ожиданий порождает множество конфликтов среди людей. Отрешенное состояние отношений заключается в том, что человек стремиться принести другому счастье без причины, без стремления к собственному наслаждению.

Однажды стая голодных ястребов напала на другого, более слабого ястреба, который нёс свою добычу. Когда жизнь его оказалась в опасности, он бросил свою добычу и так испытал настоящее счастье.

— Шримад Бхагаватам. 11.9.2.

Отказ от плодов труда позволяет человеку действовать невзирая на приятное и неприятное, горе и радость, трудное и легкое, человек действует свободно в любых обстоятельствах, так как любое неудобство диктуется именно умом, который всегда избегает страданий и стремиться к наслаждениям. А если человек в конечном итоге отказывается от наслаждений как итога своего труда, то он становится волен принимать страданий. И отрешенность в этом случае позволяет принимать их наравне с наслаждениями. При отрешенности, человек буквально теряет поводы страдать, так как в нём нет беспокойств, желаний или ожиданий, однако становится открыт для счастья, так как перестаёт за ним гнаться.

Для исполнения долга или предназначения, отрешенность необходима человеку, так как помогает ему обрести постоянство. Исходя из постоянства человек способен выдержать влияние не только перемен в деятельности, но и перемены в собственном внутреннем мире, которые очень часто сбивают человека с его пути. Стремясь к плодам своего труда, человек также неспособен исполнить долг, так как такое желание зачастую непостоянно и при значительных трудностях, человек, чьим мотивом было наслаждение с невероятной легкостью отказывается от своего долга.

Виды отрешенности. Отрешенность в трёх гунах.

Отрешенность бывает трёх видов и соответствует трём гунам материальной природы.

Человек никогда не должен отказываться от выполнения предписанных обязанностей. Если, введенный в заблуждение, он перестает выполнять их, то это называется отрешенностью в гуне невежества.

Тот, кто отказывается выполнять свой долг из-за того, что это слишком обременительно, или из страха, отрекается от него под влиянием гуны страсти. Поступая так, он никогда не обретет подлинного плода отрешенности.

О Aрджуна, когда же человек выполняет предписанные обязанности из чувства долга и освобождается от привязанности к плодам своего труда, его отрешенность относится к гуне благости.

Мудрый и отрешенный человек, находящийся в гуне благости, действует не ведая сомнений, без неприязни к неблагоприятной и привязанности к благоприятной деятельности.

Воистину, воплощенное живое существо никогда не сможет совсем отказаться от деятельности. Однако того, кто отрекся от плодов своего труда, называют по-настоящему отрешенным.

Бхагавад-Гита. 18. 7-11.

Отрешенность в гуне саттвы

Отрешенность в гуне саттвы — это исполнение своего долга без привязанности к его плодам. Такая отрешенность позволяет человеку постоянно и твердо исполнять свой долг, имея твердую убежденность в него, с другой стороны не завися от преходящих событий, вещей или людей. Такая отрешенность рождается из понимания, знания и самоосознания. Если человек логическим путём способен прийти к пониманию того, что способно принести счастье, а что страдание, он с большой легкостью способен отказаться от плодов своего труда, зная, что его образ жизни, качества и вкус к жизни, который возникает при исполнении долга, способен принести значительно большее счастье, чем материальные вещи или другие люди.

Рекомендуем также эту статью:  Гармония - суть и принцип развития внутренней жизни и пути человека

Отрешенность в гуне раджаса

Отрешение в гуне раджаса – это отрешенность от всего, что не касается источников наслаждений и способов их приобретения. Если человек видит возможность реализовать свои потребности в определенной области – он будет стремиться исключительно к ней, тогда как остальные сферы жизни для него будут малозначимыми. Такой образ жизни порождает множество страхов, беспокойств, взлетов и падений, что не позволяет человеку утвердиться в состоянии естественного бытия, постоянно держа человека в напряжении. Человек в таком состоянии имеет приоритет в одном материальном направлении, а всё остальное для него вторично. От саттвы такая отрешенность выражается ярко выраженным стремлением к плодам, так как подразумевается, что деятельность, которой занимается человек, рано или поздно обязана дать ему желаемое.

Отрешенность в гуне тамаса

Отрешенность в гуне тамаса — это отказ от любой деятельности. Это состояние апатии, лени, инерции, скуки, депрессии и прочих состояний, в которых человек не склонен действовать вообще. Это также погруженность в иллюзии, связанные с зависимостями, которые не позволяет человеку действовать. В этих состояниях человек не стремиться ни к самой деятельности, ни к её плодам, что приводит его к деградации на всех уровнях, так как полный отказ от деятельности считается признаком невежества для человека, который продолжает жить материальной жизнью.

Как достичь отрешенности?

Отрешенности можно достичь тремя путями: нижним, верхним и срединным.

Нижний путь — это обретение отрешенности после великого отчаяния или смятения. То есть это путь через испытание, страдания, преграды. Это также ощущение обреченности, то есть отрешенность приходит в понимании безвыходности ситуации. Такие состояния наступают после тяжелых жизненных испытаний, болезней, разочарований, трудностей. Также такое чувство часто испытывают люди в момент боевых столкновений. И после таких ситуаций, сознание человека меняется и он обретает львиную долю отрешения.

Однако, проблема заключается в том, что не всегда люди из трудных ситуаций выходят приобретая такой опыт. Иногда люди попросту ломаются, опускают руки, впадают в отчаянное положение. И это ведь та самая отрешенность в гуне невежества.

То есть через нижний путь, можно обрести либо саттвичную отрешенность, либо отрешенность тамаса.

Верхний путь подразумевает обретение отрешенности в следствии стремления к чему-либо. Так, например, изучив важное знание, человек, узревший истину, начинает смотреть на мир по-другому, воспринимать его иначе и становится умиротвореннее, отрешеннее. Или понял какую-либо вещь на собственном опыте, человек также понимает её истинную суть и в этой области также обретает отрешение.

Но, бывает и так, что человек стремясь к чему-то обретает отрешение в гуне раджаса и я сейчас покажу это на простом примере:

Человек прочитал книгу, узнал какое-то приятное знание. Отрешенность в гуне саттвы заставит его спокойно изучать это знание, анализировать его и поняв, применять его в нужные моменты, а также делится с тем, кто его поймет. Отрешение в гуне раджаса заставит человека вскочить с места и рассказывать об этом другим, при том что, этот человек даже не до конца понимает это знание. Он стремится к этому, желая насладиться как собственным превосходством, так и положением старшего, учителя. Но в конечном итоге, такое страстное стремление претерпевает провал и человек разочаровывается не только в себе, знании и деле, но и в целом мире.

Срединный путь описать почти невозможно, потому что он происходит естественным образом, в процессе духовной практики. Так или иначе, занимаясь ею, человек приобретает по крупицам отрешенность и со временем она только увеличивается. Ежедневное занятие духовной практикой по капле наполняет человека отрешенностью, в конечном итоге наполнив его до состояния океана.

Чем помогает в жизни?

В повседневной жизни она позволяет быть более умиротворенным, спокойным, терпеливым, а также не вырывать из других счастье, иначе говоря искать его в себе. В общении с людьми отрешенность придает естественность человеку, расслабленность, искренность, честность, мягкость, доброту, вежливость. И это все будет без напряжения и естественно. В делах отрешение позволяет действовать невзирая на усталость, на постоянные движения ума. Позволяет не чувствовать беспокойств, сильных, изматывающих желаний, стремлений к наслаждению.

Это позволяет просто заниматься своим делом, не будучи движимым желанием наслаждаться плодами труда, а просто спокойно исполнять свой долг, Особенно это важно, когда человек имеет дело со знаниями и тем, что их передает, ведь искажение знаний из желания из эксплуатировать встречается часто и является следствием отрешенности в гуне раджаса, иначе говоря желание насладиться и присвоить себе плоды долга.

Отрешение, в конечном итоге, необходимо как для счастливой жизни и гармоничных отношений с людьми, так и для исполнения своих целей. Важно только понимать, что отрешение находится не снаружи, а внутри. Удачи.

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован.