Плоды труда – как привязанность к результату влияет на труд?

Личными достижениями гордится каждый человек, ведь именно они являются путем к почету, уважению и становятся причиной материального благополучия. Таким образом за любым достижением стоят плоды труда, которые не только избавляют от беспокойств относительно будущего, но и исполняют разнообразные желания, возникающие в уме.

Ощущение реализованности от достижений становится причиной удовлетворенности, а за ним и счастья. Оттого сами по себе плоды труда становятся так притягательны, ведь они избавляют от страхов, исполняют желания и дарую удовлетворение. Все это приносит счастье. Но само по себе стремление использовать плоды труда пагубно сказывается на деятельности и характере человека, побуждая того менять свое отношение ко всему, выстраивая его с позиции как можно скорейшего достижения плодов труда.

Необходимо выяснить не только то, как сознание формирует привязанность к плодам труда, но и как плоды труда, будучи главным ориентиром, искажают как характер деятельности, так и характер личности, усугубляя отрицательные качества, а положительные превращая в отрицательные.

Что такое плоды труда? Как они порождают привязанность?

Плоды труда – это любой результат деятельности, который дает избавление от страданий или достижение наслаждения.

К примеру, человек получил заработную плату и он может потратить её на базовые потребности, избавляя себя от страха голода, холода, жажды и так далее. Другую часть денег он может потратить на удовлетворение чувственных желаний или того, что им поспособствует, например купить себе дорогой аксессуар или провести вечер в ресторане. С позиции чувственного восприятия, плоды труда предназначены исключительно ради этих двух целей: избавления от страданий и достижения наслаждений.

Плодами труда являются не только деньги, но и заслуги, признание, почёт, слава, хорошее отношение, достижения, то есть всё, что может избавить от беспокойства и подарить потенциальное наслаждение. Внутренние ощущения, возникающие в результате напряжения, можно определить как плоды труда. Например, ощущение превосходства или защищенности.

Все что способствует приятному и избавляет от неприятного, становится в сознании приоритетом. По сути, многие люди живут этими двумя критериями более проявлено или менее проявлено. Воспринимать все как плоды труда – значит заниматься делом исключительно ради результата, жить ради отдаленной цели, а не проживать её в моменте. Это порождает множество трудностей, основанных на чрезмерном стремлении к получению плодов труда.

Стремление обрести плоды труда вездесуще. Даже такие вещи как долг, благотворительность или молитва могут служить инструментом для получения плодов труда, хотя в своей основе они не должны иметь корыстных стремлений. Но такими путями преследуются куда более тонкие желания и беспокойства, которые всегда нацелены на удовлетворение собственных ощущений, а не самопожертвование.

Плоды труди и стремление к ним. Как привязанность к результату деформирует личность?

Когда на основе опыта, убеждений или некого заключения выводиться понимание того, что тот или иной предмет может удовлетворить потребность – возникает причинно-следственная связь: взаимодействие с этим объектом приносит удовлетворение. Этот объект начинает эксплуатироваться, а эксплуатация со времен становится все грубее и грубее.

Самый яркий пример – это отношения влюбленных. По началу причинно-следственной связи между своим счастливым состоянием и пребыванием рядом с возлюбленным нет, но когда она закрепляется, человек начинает стремиться не к человеку, а к состоянию переживания влюбленности, счастью.

Это основная проблема, которую плоды труда создают, когда подменяют наши изначально правильные представления, приводящие нас к счастью. Мы подменяем источник результатом. К примеру, источником денег является в той или иной форме труд. Но когда мы стремимся не трудиться, а получать деньги, то труд нам кажется лишь обременяющей обязанностью на пути к деньгам. Мы начинаем воспринимать любой процесс, который оттягивает получение желаемого результата негативно, а это значит что наше восприятие диктует нам негативное представление об источнике плодов труда.

Следует понимать, что за получением любого плода труда лежит труд и неважно идёт ли речь о получении денег, славы, признания или определенных настроений, в ходе различных практик. Мы можем трудиться, ожидая момента окончания работы и тем самым лишь отдаляя в нашем восприятии конец рабочего дня. А может погрузиться в работу, не замечая ничего вокруг и тем быстрее она для нас пройдет. Можем молиться, ожидая когда на нас снизойдет озарение и облегчение, но можем погружаться в молитву сильнее и сильнее, отрешаясь от мира и приближаясь к Богу. Тогда молитвенное состояние непременно наступит.

Рекомендуем также эту статью:  Труд и талант – что важнее для успеха?

Мы перестаем получать наслаждение от процесса не только труда, но и жизни, воспринимая все в рамках получения конечного результата. Это вызывает с одной стороны нежелание посвящать себя труду, а с другой желание как можно скорее получить желаемое. Такие представления порождают достаточно безответственное представление о жизни, в основе которой возможность как можно быстрее получить желаемое здесь и сейчас, и желательно без труда. Возвращаясь к примеру влюбленности, такое желание превращается во взаимные претензии, упреки, конфликты и требования, которые обоснованы выработанной причинно-следственной связью между пребыванием рядом с возлюбленным и образом идеального наслаждения, который является плодом труда в отношениях.

Деформация личности на основе корыстного стремления

Самое опасное, что может произойти с человеком, жизнь которого обусловлена стремлением обрести плоды труда – это подмена понятий. Она происходит на разных уровнях, но в основе её лежит отказ от парадигмы, в которой реальный труд и совершенствование предшествуют получению желаемого. В таком случае, сознание ищет разнообразные пути обрести плоды труда без самого труда. С этого искажения начинаются различные уловки сознания, которые направлены на то, чтобы сбить человека с пути, не давая ему возможности встать на путь, приводящий к успеху.

Это становится подобно сбору незрелого урожая или попытки собрать его, не сея. Человек либо от желания скорейшего сбора слишком торопится со сбором, либо желает получить что-то не прикладывая усилий вовсе.

В основе любого достойного успеха лежит труд. Труд позволяет достичь желаемого, например признания. Человек совершил достижение и получил желаемое. Но что если его сознание будет искажено? Признание будет потребностью неудовлетворенной, а достижения не свершаются в силу отсутствия труда.

Тогда человек прибегает к обману, лжи – он придумывает свои достижения, чтобы получить желаемое и начинает тратить тем больше сил на поддержание лжи, чем дальше она заходит. Это пребывание в иллюзии опасно для самого человека: ему незачем становится чего-то достигать, а приятное ощущение гордости за вымышленные деяния не позволяет трезво взглянуть на ситуацию.

Плодом силы является физическое превосходство, которое достигается за счет упорных тренировок и дисциплины. Но искаженное сознание будет перенаправлять это стремление на простую демонстрацию силы в отношении того, кто слабее. Зачем тренироваться, чтобы быть сильнее всех, если можно сразу быть сильнее слабых? Это взращивает агрессию к слабым, но боязнь сильных. Сила достигается только в сознании человека, но не на деле.

Или, например, желания достижений для молодых людей часто подменяется играми, которые дают легкодоступное ощущение триумфа, совершенствования, победы, на деле не оставляющей никакого следа в их жизни. Такие развлечения забирают силы, время и эмоциональный ресурс, который мог быть направлен на реальные достижения.

Искажение касается и добрых дел, которые должны совершаться в тайне. Для желающего признания добрые дела становятся поводом прославить себя и показать с выгодной стороны. Но проступки, ошибки и прегрешения перед другими будут тщательно скрываться.

Что лежит в основе желания обрести плоды труда?

Стремление к плодам труда означает, что в человеке существует представление о том, что наслаждение является абсолютным благом, а страдание абсолютным злом. Избегание страданий и погоня за счастьем составляет жизнь таких людей, не понимающих, что в основе счастья лежит не удовольствие. Такой материализм указывает на отсутствие духовного знания, которое даёт человеку знания о своей истинной сущности. Обретя духовной знание, человек раскрывает перед собой путь истинного счастья, в котором чувственное восприятие и ум перестают быть хозяином над его поведением и судьбой. Слон невероятное сильное животное, но попадает в ловушку охотников, когда гонится за дрессированной самкой. Так и мы, поглощенные желанием чувственно наслаждаться устраиваем вечную погоню за счастьем и раз за разом попадает в разнообразные ловушки, которые постоянно в изобилии присутствуют на этом пути.

Человеку следует отказаться от попытки обрести счастье в чём-либо и посвятить себя исполнению обязанностей, без ожидания плодов труда. Это порождает способность стойко и с готовностью претерпевать трудности, а радости жизни встречать с изумлением, фактически неготовностью к ним, что будет вызывать состояние постоянного счастья даже от самых небольших успехов. Как только счастье подкрепляется ожиданием – оно перестает иметь место в нашем сердце. Поэтому от стремления к счастью во всех областях жизни следует отказаться, с чувством долга и терпением исполнять все обязанности.

Рекомендуем также эту статью:  Основа отношений мужчины и женщины: главная причина отношений

Такое понимание невозможно без правильного понимания себя, которое лежит в основе подлинного восприятия мира в свете истины. Обрести такое понимание возможно только через обретения духовных знаний о природе души, Боге и служению Ему. Когда наше внимание со внешних объектов будет переключено на нашу истинную сущность – мы сможем обрести совершенное понимание и видением мира, а действуя в согласии с этим пониманием, которое станет самоочевидно правильным путём во всех случаях, мы обретем полное, чистое и устойчивое счастье. Такое счастье не покинет нас, до тех пор пока мы придерживаемся правильного взгляда и отказываемся от погони за счастьем, предпочитая исполнять свое предназначение, обязанности и служить Богу.

Отказываться от плодов труда или стремиться к ним?

Ты можешь выполнять предписанные тебе обязанности, но у тебя нет права наслаждаться плодами своего труда. Никогда не считай, что результаты твоих действий зависят от тебя, но при этом и не отказывайся от выполнения своих обязанностей.

Бхагавад-Гита. 2.47

Нам следует внутренне всегда отказываться от плодов труда, ведь в свете духовных знаний мы понимаем, что все принадлежит Богу, и мы, в том числе. Наши усилия обусловлены нашей жизнью, которую даровал нам Бог, как и таланты, силы, энергию, способности, знания, возможности. Мы не должны полагать, что что-то принадлежит нам. Однако внешне мы должны действовать так, чтобы поддерживать свою жизнь, а потому отказываться от зарплаты, еды, воды, сна или какой-либо иной оплаты за труды мы не можем. Но мы всегда должны держать свое внимание в стороне от этого, прекрасно понимая, что любое стремление обрести плоды труда оборачивается страданием.

Действовать в согласии с духовным знанием, означает служить Богу без оглядки на успех или неудачу, победу или поражение, почёт или позор. Главное в нашем служении – это удовлетворить Бога, а Его может удовлетворить только чистая преданность: состояние в котором никого, кроме Бога в сердце человека нет. Внешне мы можем сохранять тот же уклад жизни, заниматься обязанностями, быть семейным человеком, но до тех пор, пока это всё не становится препятствием нашего служения Богу. Жизнь всегда будет порождать трудности, но это повод лишь сильнее привязаться к Богу и полагаться на Его милость, отказываясь от веры во что-либо ещё.

Плоды труда и предназначение: как избавиться от стремления к плодам труда

О Дхананджая, оставь всю порочную деятельность, отдайся преданному служению и в таком умонастроении вручи себя Господу. Только скупцы стремятся к плодам своего труда.

Бхагавад-Гита. 2.49

В основе стремления к плодам труда лежит неудовлетворенность, которую можно уничтожить исполняя обязанности. Неудовлетворенность возникает по причинам: человек отказывается исполнять свое предназначение по неведению или нежеланию, и человек не находиться в связи с Богом. В таком случае его неудовлетворенность будет толкать его на совершение порочных деяний, которые лишь усугубляют его положение.

Следует искать удовлетворенность в исполнении предназначения, которое согласуется с природой. Посвящая предназначение, которое является наивысшей способностью, Богу, без ожидания вознаграждения, человек обретает полное удовлетворение и для него счастьем становятся не плоды труда, а возможность служить Богу. Такое служение становится источником высшего счастья, по сравнению с которым материальное, чувственное наслаждение становится совершенно невзрачным. Человек обретает удовлетворенность и сохраняет чистоту сознания в преданном служении Богу, так что его перестают волновать наслаждения и страдания. В сердце будет присутствовать чистое счастье, до тех пор, пока человек продолжает служить Богу.


Плоды труда – это любой результат деятельности, который дает избавление от страданий или достижение наслаждения. Наслаждения и страдания это проявление двойственности чувственного восприятия, которое в конечном итоге приводит к страданиям, неудовлетворенным желаниям и постоянным страхам. Человек стоит отказаться от плодов своего труда внутренне, посвящая свое сердце служению Богу, внешне же действовать в согласии с обстоятельствами и наставлениями священных текстов. Стоит отказаться от порочной деятельности и предаться Богу. Чем больше преданности в таком служении, тем чище будет ощущение счастья. Но настоящая преданность начинается там, где заканчивается ожидание награды и стремление обрести плоды труда.