Баланс между материальной и духовной жизнью человека

Для тех кто начинает духовный путь, а также для тех кто на нём значительно продвинулся актуален вопрос баланса между материальным и духовным. Вопрос баланса приобретает особенно важный аспект не только в повседневной жизни, но и в экстремумах: кризисах и триумфах. Баланс и его соблюдение – это вопрос, ответив на который становится возможно правильным образом установиться распорядок жизни, цели, образ действий и внутреннее позиционирование относительно различных объектов. Так как сами по себе ни духовный, ни материальный путь не являются легкими по своей сути, то и их совмещение должно придерживаться определенных правил для достижения успеха в обоих.

Баланс – чувства и душа

Баланс – это гармоничное распределение приоритетов. В случае с материальным и духовным, баланс приобретает значимость целого набора жизненных ориентиров и ценностей, которые будут ближе к одной из граней в зависимости от состояния баланса человека. Например, если человек более склонен заниматься материальной деятельностью, то его цели, средства, источники удовлетворения, манера жизни и прочее будут в большинстве материальными. Для духовного человека свойственна обратная картина.

Следует в-кратце пояснить, что представляют собой духовная и материальная грань.

Духовная сторона жизни касается приобретения и реализации духовного опыта, то есть опыта взаимодействия и восприятия своей духовной природы, а также процесса духовного взаимоотношения с другими людьми и Богом. Все духовные цели так или иначе направлены на достижение духовного счастья и отказа от восприятия материальных источников наслаждений. Один из примеров такого уровня описывается в Бхагавад-Гите:

Человек считается достигшим самореализации и именуется йогом, когда он полностью доволен своим положением, благодаря приобретенным знанию и пониманию. Такой человек достиг духовного уровня и полностью владеет собой. Он не видит различия между галькой, камнем и золотом.

Бхагавад-Гита. 6.8.

Материальный прогресс заключается в способности поддерживать свою жизнь на определенном уровне наслаждений. Достигается это путем материальной деятельности, основой которой является стремление наслаждаться объектами наслаждений: едой, половыми отношения, развлечениями и т.д. Материальная сторона жизни фокусирует человека исключительно на способности его тела и сознания приносить ему удовлетворение снаружи, благодаря внешним объектам и другим людям.

Итак, духовный путь заключается в интроспективном познании себя путём постижения своей духовной природы, а материальная сторона жизни направлена на удовлетворение своих органов чувств путём эксплуатации различных объектов и людей с целью получения наслаждения. Как становится очевидно, эти два пути разнонаправленны, так как попросту невозможно в достойной полноте познать наслаждение ни от одного из этих путей, если человек стремится получать удовлетворение от обоих. Духовные принципы и ограничения не позволят беспрепятственно наслаждаться материальным, а концентрация на способах получения всё нового и нового наслаждения в виде общения, развлечения, еды и т.д. Будет постоянно отвлекать от духовного пути. Совмещать цели этих путей невозможно, а значит практиковать их в чистом виде вместе не представляется чем-то реальным.

Баланс для материальной жизни

Для человека, чья жизнь представляется материальной духовная сторона жизни обычно служит инструментом для достижения своей цели. Начиная от вполне осязаемых вещей вроде успокоения совести за молитвы и медитации для борьбы со стрессом заканчивая проведение духовных обрядов, постов и аскез для достижения материальных целей. Использование инструментов около духовных вроде медитаций или приобретения знаний об очищении своего бытия – занятие вполне благое для тех, кто привержен материальному пути. Однако, использовать духовные практики как средство достижения своих материальных желаний – это, мягко говоря, достаточно потребительское отношение к столь возвышенному пути и знаниям.

С одной стороны такое косвенное отношение к духовности может рано или поздно вывести человека на духовный путь из-за чего и будет получено духовное благо, но вряд ли можно рассчитывать на получение и материального и духовного блага, если есть вкус исключительно к материальному. Беспочвенные обряды, ощущение пустоты и истощенности, неспособность практиковать и продвигаться, а также различные неудачи в материальной деятельности в силу недостатка сил – это встречается среди тех, кто больше привержен материальному, а духовное воспринимает как инструмент.

По этой причине не следует пытаться использовать ни духовный путь, ни тех с кем вы проходите этот путь для достижения материальных целей или удовлетворения желаний. Следует определенно отказаться от смешивания двух путей и тогда возможен успех хотя бы в материальном. Конечно, пытаться обрести счастье в материальном то же самое что пытаться найти чистую воду в пустом колодце раз за разом возвращаясь туда в надежде на изменения. Каждый человек невольно осознает что попытки наслаждаться оборачиваются необходимостью страдать как до наслаждений, так и после. Труд обреченный на провал в долгосрочной перспективе – это путь материальной деятельности.

Рекомендуем также эту статью:  Как снять стресс и напряжение с нервов и психики?

Моё мнение заключается в невозможности обретения конечного удовлетворения и счастья в материальной жизни, однако если на духовную жизнь просто нет сил или не хватает вкуса для погружения – то медитации и приобретение знаний будут оптимальным вариантом, по возможности следует отказаться от восприятия деятельности как источника наслаждений отказываясь от плодов своего труда, но это требует определенного уровня знаний. Поэтому – медитации и знания, если это легко получается – отрешенность, если и отрешенность получается, посвящайте свою деятельность и жизнь духовности, но это уже больше духовный путь.

Баланс для духовной жизни

Тут гораздо проще – материальная жизнь должна выстраиваться таким образом, чтобы она была фундаментов для духовной. Более или менее практикующий человек осознает, что отказ от поддержания тела, ума и разума в должном уровне – приводит к неспособности практиковать духовное знание, если речь не идёт о высокоуровневом практике. Баланс, в первую очередь, должен строиться таким образом, чтобы поддерживать тело, ум и разум в таком состоянии, которое беспрепятственно позволит заниматься духовной практикой. Если для прочного и надежного обуздания ума необходима медитация – ей следует заниматься. Если бодрость тела придает определенный тонус и ясность – то следует держать тело в форме. Но целью всего этого должна быть возможность заниматься духовным путём таким образом, чтобы ни разум, ни ум, ни тело не становились лишним препятствием на духовном пути.

Однако, это должно иметь определенные границы и не перекрывать саму духовную практику. Если у вас не хватает времени на поддержание в тонусе тела, ума и разума, то предпочтение стоит отдать духовной практике. Но не стоит вовсе отказываться от сна, еды, отдыха и прочего. С человеческой точки зрения – это грозит перегоранием и нестабильностью в практике. А постоянство важнее количества. Лучше делать каждый день нормальный уровень, чем постоянно падать от неспособности поддерживать все возрастающий темп.

Если человек ест слишком много или слишком мало, спим слишком много или слишком мало, ему невозможно стать йогом, о Арждуна. Тот, кто соблюдает режим еды, сна, отдыха и работы может облегчить все свои материальные страдания, занимаясь йогой.

Бхагавад-Гита. 6.16-17.

Таким образом, материальная сторона жизни должна строиться таким образом, чтобы поддерживать духовную жизнь в удобном положении. А для этого необходим материальный труд как для добычи пропитания себе и своей семье, так и поддержание своего материального тела, ума и разума. Не следует отказываться от исполнения материальных обязанностей без особых на то причин, просто потому что отказ от материальной деятельности может иметь под собой причину страха, лени, отвращения и так далее что не является признаком духовного совершенства.

Осознавший себя человек, выполняя свои обязанности, не стремится к какой-либо цели, но нет у него причин и не выполнять их. Он также не зависит от других живых существ.

Бхагавад-Гита. 2.18.

Те люди, которые исполняют свои обязанности в соответствии с Моими предписаниями, и которые следуют этому учению с верой, без зависти, освобождаются из оков кармической деятельности.

Бхагавад-Гита. 2.31.

Вообще, в Бхагавад-Гите очень много говориться о труде и том, как человеку стоит трудиться. Если говорить коротко, то трудиться следует ради Верховного Господа. Иначе говоря, если для поддержания нашей практики нам необходимо зарабатывать средства, то это не противоречит самой духовной практике, просто не следует воспринимать полученные средства как источник потенциального наслаждения. Такой труд рекомендуется священными писаниями как метод совмещения материальной деятельности и духовной жизни. Трудиться следует в соответствии с психофизической природой, которой присущи определенные качества и сферы деятельности в которых будет проявлен наибольший результат.

В отношении труда его необходимость просто обязательна для тех кто имеет семью и вынужден её поддерживать. Отказ от исполнения такого рода обязательств может быть только при принятии санньясы и отказа от материальной жизни вообще. Но в Кали-Югу принимать санньясу не рекомендуется, а точнее запрещается в силу неспособности человека поддерживать искренне столь возвышенный, но ограниченный путь. («Брахма-вайварта-пураны» Кришна-джанма-кханда, 185.180)

Рекомендуем также эту статью:  Представления о жизни – как формируют образ жизни человека?

Положение семейного человека в наше время одобряется духовными авторитетами, так как именно в положении семейного человека духовно упасть намного сложнее, чем с положения отреченного человека. Лучше быть благочестивым и прилежным в своей практике обычным человек, нежели посредственным и подающим дурной пример «святым». Однако, если человека искренне тянет к отреченной духовной жизни в ашраме и обществе духовных людей, то никто этому не будет препятствовать.

В отношении своих материальных дел, человеку, придерживающемуся духовному пути, следует относиться к плодам своего труда либо с отрешенностью, либо действовать ради Господа, осознавая себя Его слугой. Для духовной жизни такой образ действий наилучший из возможных методов занятия материальной деятельностью.

  • поддержание своего тела, ума и разума в правильном состоянии при котором они работают эффективно, не создавая лишние препятствия
  • отказ от восприятия плодов своего труда как источника наслаждений
  • исполнение своих обязанностей

Эти вещи полезны и для духовной жизни освобождая человека от лишних беспокойств порожденных собственным умом и телом, другими людьми, а также природой.

Конечно, для духовной жизни одной из самых полезных вещей является общение с духовными людьми с которыми находиться общий язык и духовная практика. Отсутствие баланса в духовной практике, как уже было сказано, приводит к нестабильности, по этой причине следует осознавать свои силы и выполнять возможное количество практики, но постоянно, постепенно развивая свою способность к такому рода практике.

Полезным правилом будет взять привычку выполнять какой-то минимальный уровень духовной практики, который с одной стороны был бы по силам и был бы возможен к ежедневному исполнению, а с другой становился источником прогресса и увеличения способности к практике. Твердо утвердившись на одном уровне, это примерно 5-6 месяцев, можно немного увеличить нагрузку, осознавая что постоянство важнее количества. Поддерживать равновесие намного легче, чем постоянно вставать, а когда речь идёт о духовной практике – то стабильная практика полезнее в том, что она постоянно углубляется по мере своей непрерывности.

В конечном итоге, баланс материи в духовной жизни заключается в том, что материальная сторона жизни подчиняется духовной и становится её инструментом для поддержания и стабильности практики. Как бы там ни было, мы не великие аскеты, которые способны легко воспринимать голод, холод и иные вынужденные аскезы и опять же, лучше стабильно быть обычным духовным человеком, чем нестабильно стремиться к святости. Следует отказаться от фанатизма в своих стремлениях и тогда вкус к духовной жизни будет возникать по мере углубления практики. А там где вкус, там и естественное следование правилам, увеличение и улучшение практики, приобретение положительных качеств. С другой стороны, насильственная дисциплина рано или поздно лишит вкуса и ощущения глубины, делая духовную практику просто очередным делом в списке дел. Такого следует избегать. Последовательность позволит избежать ошибок, а отсутствие ошибок при постоянном продвижении на пути будет означать успех.


Равновесие материального и духовного

В конечном итоге, идеальный баланс между материальным и духовным вовсе не предусмотрен, так как в человеческом сознании всегда есть одна главная цель и если это материальная цель, то жизнь в любом случае будет склоняться к материальному, если же это духовная цель – то к духовному. То же самое касается и приоритетов.

Для материальной жизни правильный баланс будет заключаться в использовании инструментов которые предоставляет духовная традиция, такие как медитации, а также постижение знаний. Приобретение знаний на начальном этапе никак не противоречит материальным целям, жизнь просто становиться более возвышенной благодаря возможности работать на собой. Со знанием и медитацией, рано или поздно придет отречение от удовольствий в угоду ощущения чистой жизни, а из этого опыта становиться возможно встать на духовный путь. Для тех кто уже идёт по духовному пути, баланс будет заключаться в том, чтобы подчинить материальную жизнь духовной, исполнять обязанности и поддерживать тело, ум и разум в надлежащей обстановке, постоянно практиковать, быть последовательным и погружаться в духовную жизнь, действуя ради Бога.

Материальный баланс позволит гармонично прийти к духовному пути естественным образом благодаря ощущению счастья, а духовный баланс позволит избавиться от множества препятствий, которые мешают прогрессу. Оба пути требуют действительно усердного труда, но как известно счастье стяжается трудом.