Роль счастья на духовном пути
Счастье и духовный путь понятия близкие друг к другу, так как подразумевается, что посредством духовного пути человек достигает наилучшего счастья. Духовный путь и путь самоосознания действительно приводят человека к счастью, но сама по себе погоня за счастьем чаще всего приводит к невозможности действительно прогрессировать на этом пути. Духовный путь имеет определенную цель и следует понимать роль счастья, чтобы с одной стороны не попасть в достаточно неочевидные ловушки сознания, а с другой стороны, чтобы духовный путь был источником такого рода счастья, которое бы придавало решимости, а не отвлекало от духовного пути.
Роль счастья
Главная цель жизни заключается в том, чтобы полностью избавиться от страданий и обрести счастье, но её нельзя достичь с помощью кармической деятельности.
Шримад-Бхагаватам. 4.25.4
Счастье является естественным результатом правильного следования духовному пути. Особенно ясно это осознается в начале, когда человек сталкивается с принципиально новым опытом переживаний духовных состояний. На фоне предыдущего опыта и общих впечатлений от жизни, духовное состояние сознания кажется чем-то намного превосходящим и дающим несоизмеримо большее счастье. Это привязывает человека к духовному пути, дает ему энтузиазм, решительность и веру. Вместе с тем чрезмерное стремление к счастью и удовлетворению искажает истинный смысл такого пути. Духовное совершенство приводит к наивысшему счастью, а значит разумнее стремиться не к счастью, а к духовному совершенству. Если же человек ставит целью духовного пути счастья он будет сталкиваться с рядом труднопреодолимых проблем.
Проблема определения счастья как цели духовного пути заключается в том, что интуитивно ориентируясь на ощущение, человек будет стремиться не к духовному совершенству, не к высшей цели, а к счастью. Счастье, в контексте духовного пути, достаточно легко достижимая цель. Оно приходит само по себе, в процессе. Но духовный путь также является испытанием, проходя через которое человек вынужден будет испытывать страдания. Чистое стремление к счастью и игнорирования той части пути, которая побуждает человека преодолеть его преходящую природу, создает в сознании искаженную картину мира, во главе которой стоит тонкий гедонизм – поставить собственное счастье выше своей природы, осознания самого себя и Бога.
Счастье является продуктом духовного совершенства, но не его целью. Именно посредством духовного совершенства человек достигает избавления от страданий и обретает счастье. Искаженное понимание цели самоосознания приводит к определенной парадигме, которая будет отводить человека от Истины. Ощущение будет стоять выше правды и это побудит совершать ошибки: неправильно интерпретировать священные писания и слова мудрецов. Самая большая опасность заключается в том, что на определенном этапе духовный путь сам по себе дает непреходящее счастье, которое достаточно устойчиво присутствует в сознании человека. И даже если занятия духовной практикой резко прекращаются, счастье может остаться. Для того, кто ориентирует на счастье, как на единственный ориентир успешности на духовном пути, подобное будет легитимным поводом отказаться от занятия духовной практикой, а следом отказаться и от предписаний священных текстов. Все это отдалит от духовного совершенства, ведь в сознании будет присутствовать счастье и уже не за чем двигаться дальше. В данном случае, счастье становится иллюзией успешности, фактором отказа от дальнейшего пути. Удовлетворенность порожденная таким счастьем умиротворяет человека настолько, что он отказывается от всяческой деятельности, ощущая себя довольным вне зависимости от обстоятельств. Это указывает также на то, что счастье как приоритет стоит выше Истины.
Это же применимо не только к духовному пути, но ко всем остальным областям жизни. К примеру, возьмем отношения между людьми. Правильно построенные отношения сами по себе являются источником счастья, но попытка эксплуатировать эти отношения ради получения счастья рано или поздно приведут к их разрыву. Перед разрывом разумеется будет период ссор и выяснения отношений, перетягиваний одеяла и обид, но все в конечном итоге закончиться печально.
Или, к примеру, занятие спортом. Если счастье от достижения или ощущения превосходства становится главной целью, это, в конечном итоге, приведет к тому, что однажды достигнув значительного результата, человеку уже попросту не за чем будет напрягать волю для продолжения занятий. Если целью является превосходство, то однажды достигнув превосходства и закрепив его в сознании, мотивация также пропадает, ведь стремиться куда-то ещё не за чем: «Я и так лучше всех».
Счастье как отвлекающий фактор
На духовном пути счастье может стать отвлекающим факторов не только в случае если человек достиг значительных успехов и уровень сознания позволяет ему наслаждаться достигнутым уровнем. В большей степени это представляет опасность именно в начале, когда парадигма относительно духовного пути только формируется. Не имея представления о своей истинной природе, духовного опыта и чётких представлений о правилах и предписаниях священных писаний, человек рискует попасть в ловушку. Эта ловушка заключается в том, что счастье, как показатель правильности, побуждает отказываться от всяческого напряжения и сохранении того, что мешает дальнейшему духовному пути, но к чему человек привязан. К примеру, человек может полагать, что он, уникальный, и на него не распространяются, или не так сильно распространяются, предписания священных текстов, а потому он сможет совмещать духовный путь и различные недопустимые вещи, как например алкоголь, поедание мяса или недозволенный секс.
Следуя такой логике, человек через некоторое время обнаруживает, что идти этим путем как-то трудно, нужно от чего-то отказываться, следовать правилам, напрягать волю. Занятия духовной практикой кажутся тяжелыми, сухими и обременительными, а в священных текстах ощущается лишь ветхость. Если пациент не следует предписаниям врача – он не вылечится. В данном случае, пациент, получив предписания, подумал, что они не подходят и он точно сможет выздороветь если кое-что изменить. Но следуя собственным представлениям лишь теряет вкус к духовной жизни. Роль счастья в данном случае является неким испытанием и показателем того, что следует учиться смирению и принимать авторитетные заявления священных писаний и святых не спекулируя ими. Многие люди, которые начинали с настроением: «Это мне нравится, а это мне не нравится» заканчивали тем, что возвращались на прежний уровень, надолго забывая о духовной жизни. И хотя духовный путь является глубоко индивидуальным, священные тексты дают наиболее общее понятие о том, что является правильным, а что правильным не является.
Поэтому, следуя указаниям шастр, ты должен понять, в чем состоит твой долг, что можно делать и чего нельзя. Изучив все предписания, нужно действовать так, чтобы постепенно достичь совершенства.
Бхагавад-Гита. 16.24
Роль счастья: подкрепляющий фактор
Однако счастья бояться не следует. Духовное счастье является мотивирующим и поддерживающим фактором, который также привлекает постигать этот путь. Взамен грубых наслаждений приходит чистое счастье, потому возникает естественное доверие и уверенность в том, что духовный прогресс является однозначным благом. Именно переживания счастья для многих становится источником решительности и стойкости, так как оно остается с человеком даже в самые тёмные времена, не позволяя ему сломиться. Находя счастье внутри себя человек убеждается в истинности знаний предоставляемых священными текстами и даже аскезы приносят человеку больше радости, чем вчерашние наслаждения.
Все же следует уяснить, что счастье, в правильном понимании, является лишь продуктом духовного пути, но не его главной целью. С другой стороны, переживание страданий может указывать и на то, что человек поступает неправильно, нарушая предписания. Но это не всегда так. Например, испытания, которые должно пройти всегда бывают тяжелыми и несут страдания, однако они не являются показателем того, что человек поступает неправильно. Бывает и так, что человек отклонился от духовного пути и судьба его возвращает именно силой страданий, заставляя человека проходить через неприятный опыт, дабы вернуть его на истинный путь. Такое возможно только при наличии искреннего желания идти по духовному пути. Если такого желания нет, то однажды сойдя с духовного пути, человеку ничто не будет мешать забыть о нём.
Я пребываю в сердце каждого живого существа, и от Меня исходят память, знание и забвение. Цель всех Вед – постичь Меня. Я – истинный составитель «Веданты» и знаток всех Вед.
Бхагавад-Гита. 15.15
Роль счастья иногда заключается в том, чтобы быть индикатором, когда это касается образа жизни. Правильный образ жизни неизбежно приводит к ощущению счастью, неправильный образ жизни это ощущение истощает. Правильный образ жизни является фундаментом духовного пути и поэтому обращение к собственному ощущению счастья может быть полезно в обнаружении собственных недостатков в прилежном следовании предписаниям. Делать счастье показателем правильности духовного пути глобально – все же является ошибкой.
Роль счастья отчасти заключается в том, чтобы утвердить человека на духовном пути, давая ему понимание того, что счастье приходит вместе с духовным совершенством само по себе. Попытка же наслаждаться счастьем или присвоить его будет всегда терпеть крах. Когда же сознание твердо утвердиться в осознании того, что счастье приходит само по себе, в процессе духовной практики, это станет основой постоянства, веры и решимости. Оно будет являться аргументом против всяческого отклонения и разумным доводом в пользу правильной жизни. Таким образом, роль счастья заключается и в том, чтобы сподвигнуть на правильный образ жизни и следование истине.
Достижение счастья
В боевых искусствах принято считать, что правильный удар будет иметь целью не точку, куда должен быть произведен удар, а точку, которая располагается чуть дальше. К примеру, если целиться оппоненту в лицо, то бить следует так, будет точкой является затылок, как бы пытаясь ударом пронзить лицо противника. Тогда удар становится сильнее. Точно также, несмотря на то, что целью человеческой жизни является счастье и избавлением от страданий, нам следует иметь цель чуть дальше, продумать всё на несколько ходов вперед. Мы можем стремиться к счастью, а можем подобно опытному бойцу поставить цель чуть дальше и задаться вопросом: «Что является источником счастья?». Самым главным источником счастья является Бог. Тот образ действий посредством которого мы способны получить счастье от этого источника есть естественные взаимоотношения между душой и Богом, которые отражают природу господина и слуги, в котором Бог занимает роль господина, а душа – слуги. На это указывают священные тексты и духовные авторитеты.
Счастье не должно становится отвлекающим фактором, так как не всегда человек может определить счастье приходящее от правильного образа жизни и следования предписаниям, от счастья которое приходит как наваждение. Если постоянно ориентироваться на счастье, как критерий правильности жизни, то счастье приходящее от наслаждений может стать указателем на верность избранного курса. Но за таким счастьем будет крыться страдание, которое предугадать практически невозможно.
Таким образом, следует понимать роль счастья, для того, чтобы с одной стороны правильно ориентироваться в следования предписаниям, с другой стороны имея некую здоровую отрешенность от этого ощущения. В Шримад-Бхагаватам рассказывается пример одного мудреца, который продолжительное время медитировал на Верховного Господа. Когда Господь явился ему, вместе с Ним в сердце мудреца появилось огромное счастье и он отвлекся от Господа на это счастье, после чего Господь ушёл, давая возможность мудрецу наслаждаться счастьем. Ощущение вскоре прекратилось, так как сам Бог был источником этого счастья. Поэтому даже если для нас роль счастья приоритетная, то нам следует понимать, что Бог является источником наивысшего счастья, и мы должны стремиться правильным образом жить в Его присутствии ради счастливой жизни.
Как найти духовного учителя? Я слушаю ваши лекции и хочу продолжить изучение, но мне нужен наставник, проводник.
Опыт многих людей показывает, что встреча с духовным учителем происходит почти всегда случайно. Но она происходит именно тогда, когда человеку это действительно нужно. То есть, если человек готов принять духовного учителя, то он может его встретить буквально на улице. Нужно лишь стать готовым к принятию духовного учителя, осознав зачем он нужен и иметь готовность следовать его наставлениям. Многие люди, которые представляли что поиск духовного учителя это процесс исключительно внешний, принимали за наставников не тех людей и, в итоге, разочаровывались. Поиск духовного учителя должен начаться прежде всего с внутренней работы над собой. Например, если человек не имеет смирения, посредством которого он будет послушным учеником, то даже если такой человек встретит учителя, то ничего не произойдет. Следует работать над собой, молиться и самое важное – это правильно понять роль духовного учителя в жизни человека. Иногда люди представляют что духовный учитель – это что-то вроде бесплатного психолога, который по мановению руки решит все проблемы, но это не так. Учитель нужен для духовного прогресса, чтобы углубляться в молитве, служению Богу и осознанию себя душой. Это то, ради чего ищут духовного учителя.
Разумеется есть места, где встретить духовного учителя значительно проще и быстрее – храмы, монастыри, ашрамы. Если где и есть наибольшая возможность встретить учителя – то в таких местах. Но без правильного настроя, опять же, ничего не произойдет. И главное, что нужно не спешить принимать духовного учителя первого попавшегося человека. Правильным тоном считается общаться с человеком примерно год, прежде чем целиком и полностью принять его духовным учителем. Это избавит от лже-учителей. Лучше не иметь учителя, чем иметь учителем такого обманщика.
Таким образом, сначала внутренняя работа, молитва, обращение к Богу с просьбой послать духовного учителя – все это должно стать правильным подспорьем для подлинной готовности к принятию духовного учителя. Когда такая готовность будет ощущаться в сердце, можно посещать святые места, там где обитают люди близкие к Богу.