Духовные знания

Просветление – духовное совершенство сознания

постоянство на духовном пути, просветление

С популяризацией восточных техник, таких как медитации, дыхательные практики, йога, у многих людей возник интерес не только к практикам, но и к философии. Одним из самых популярных понятий, которое вызвало интерес у многих стало просветление. Это абстрактное, мистическое понятие привлекает людей отчасти из-за некой загадочности, отчасти из-за распространения образа «просветленного» человека, которого не касаются беды, заботы, беспокойства и страхи. Для изучения ведической философии, понимание того, чем является просветление важно не только для формирования правильного представления об этом понятии, но и для того, чтобы защититься от мисконцепции, которая может сбить человека с пути. Итак, важно разобрать что такое просветление и в чем его суть?

Просветление – что это такое?

Просветление – возвышенное состояние сознания, в котором человек испытывает полное счастье, вне зависимости от внешних обстоятельств.

Такое сознание очищено от изначального невежества и позволяет созерцать свою духовную суть, что является причиной безусловного счастья, свободы от беспокойств и невосприимчивости к различным страданиям. В таком сознании естественным образом проявляются такие качества как бесстрашие, терпение, самообладание, смирение, независимость, невосприимчивость к оскорблениям, милосердие, сострадание и многие другие. Вместе с тем из такого сознания уходят негативные, порочные качества, такие как гнев, вожделение, ненависть, зависть, жадность и т.д.

Просветление является точкой развития, которая дает непосредственный доступ к безграничному счастью, которое исходит из духовной сути человека. Достижение этой точки не может быть случайным или спонтанным и требует не просто практики, а последовательной практики.

Состояние просветления

Состояние просветления описывается как достижение полного и неизменного счастья от постижения своего истинного Я. Сознание обретает умиротворение, непоколебимого чувства спокойствия и безмятежности. Человек перестает разделять все на хорошее и плохое, на свое и чужое, все для него становится источником радости и счастья. Состояние просветления означает что человека покидает страх, сомнения, тревоги, печали и скорби. Человек, осознав свою истинную суть, больше не видит противоречий, он осознает свое место в мире, а также полностью понимает себя. Деятельность превращается не в повинность ради выживания, а в непрерывный поток, без всякого сопротивления.

Просветленное сознание не делит вещи или людей по каким-либо категориям, и для такого сознания становится равным золото и камень, богатый и бедный, глупый и умный. Видя себя с духовной точки зрения, человек начинает смотреть глазами знания на других, не на внешние оболочки, а именно на духовную суть.

Просветление достигается либо путем аштанга-йоги, либо путем ниргуны.

Аштанга-йога

Путь аштанга-йоги подразумевает освоение восьми ступеней йоги:

  • яма – запрет
  • нияма – предписание
  • асана – поза
  • пранаяма – дыхание
  • пратьяхара – отвлечение чувств
  • дхарана – концентрация
  • дхьяна – медитация
  • самадхи – просветление

Аштанга означает «восьмиступенчатая», то есть прежде чем достигнуть степени самадхи, просветления, человеку предстоит пройти 7 ступеней, восьмой же является искомая цель – просветление. Яма и Нияма являются десятью морально-нравственными принципами:

Яма

  • Ахимса – отказ от насилия
  • Сатья – отказ от лжи
  • Астейа – отказ от воровства, присвоения чужого
  • Апариграха – отказ от накопительства
  • Брахмачарья – отказ от потакания чувствам

Нияма

  • Шауча – внутренняя и внешняя чистота
  • Тапасья – аскетизм и дисциплина
  • Сантоша – удовлетворенность
  • Свадхьяя – самоанализ, изучение священных писаний
  • Ишвара Пранидхана – преданность Верховному Господу

Следование этим десяти принципам основа пути просветления. Далее необходима асана – контроль тела и пранаяма – контроль дыхания. Без контроля тела и дыхания невозможно продолжительно медитировать, а без продолжительной медитации невозможно достичь подлинной концентрации. Далее следует пратьяхара – отвлечение чувств от объектов созерцания. Пратьяхара означает, что человек должен прекратить созерцать то, что приносит наслаждение и страдание, очищая тем самым ум и не позволяя ему увлекать за собой внимание. За пратьяхарой следует дхарана – подлинная концентрация, означающая, что ум полностью сконцентрирован на внутренней сути, отвлечен от попыток наслаждаться материальным миром и подготовлен к медитации.

Эти шесть ступеней являются подготовкой к дхьяне, медитации, которая и является процессом приводящим к просветлению, самадхи. В ходе медитации, человек выкристаллизовывает свое сознание, концентрируя его на объекте медитации. Медитируя, человек очищает сознание настолько, что способен узреть свою истинную, духовную суть, достичь состояния духовного сознания, то есть самадхи, просветления.

Это авторитетный метод и разные направления ведической мысли по-разному описывают момент просветления. Иногда упоминается, что будучи привлечённым настолько чистым сознанием, Верховный Господь прикасается к практикующему, тем самым полностью очищая его от всякой скверны и невежества. Иногда говориться, что момент самадхи означает момент предельной концентрации, который позволяет узреть духовную реальность. Однажды узрев мир настоящим, человек уже никогда не сможет смотреть на него глазами обусловленного живого существа, тревожащегося за положение в этом бренном, изменчивом мире. Самадхи означает, что человек узрел не только свою собственную суть, но и сущность всего мира достигнув собственными силами момента концентрации и вынырнув из океана страданий материального мира и круговорота рождения и смерти.

Когда йог достигает этой ступени совершенства, именуемой трансом, или самадхи, его ум полностью отстраняется от материальной деятельности. Благодаря чистоте ума он обретает способность видеть свое истинное «Я», и оно становится для него источником радости и счастья. Обретя удовлетворение, йог своими духовными чувствами ощущает безграничное духовное блаженство. Постигнув истину, он уже никогда не забывает ее и считает, что нет ничего превыше ее. Такой человек не теряет самообладания, даже сталкиваясь с величайшими трудностями. Вот подлинная свобода от страданий, возникающих от соприкосновения с материальным миром.

Бхагавад-Гита. 6.20-23

Самадхи означает что человек узрел абсолютную истину и больше не вовлечен в участие в материальной жизни, как марионетка, которой управляет иллюзия, майя. Но для такого состояния необходима серьезная практика и не менее серьезная подготовка. Ведическая литература описывает, что даже великие мудрецы практикующие этот метод не всегда доходили до конца. Некоторым было достаточно услышать шум колокольчиков на ногах проходящей вдалеке девушки, чтобы ум потерял равновесие и сбился с процесса постижения истины. Не следует считать просветление чем-то обыденным и бытовым, чего можно достигнуть за несколько месяцев или несколько лет. Просветление – это абсолютное состояние сознание, достигнув которого, человек уже не возвращается назад.

Рекомендуем также эту статью:  Отказ от желаний – следует ли отказываться от собственных желаний?

Путь аштанга-йоги труднодоступен для современных людей, так как подразумевает, что во время практики должна присутствовать полная сосредоточенность на своей внутренней сути, без всякого отвлечения на внешние объекты. Представить возможность бросить все и каждодневно осваивать ступени аштанга йоги для среднего человека практически невозможно. Это связано с финансовой, моральной и культурной стороной. Средний человек из нашего общества не может себе позволить уехать от всех из-за финансов и привязанностей, а также потому что мы не так воспитаны, такой путь не учтен в нашей культуре, менталитете, воспитании. 

Теоретически мы можем представлять что отшельничество на самом деле исполнимо, хотя и трудно, но на деле это окажется для среднего человека чем-то невозможным, что закончится простым отказом от этой идеи после непродолжительной попытки.

Aрджуна сказал: О Мадхусудана, практика йоги, которую Ты описал, кажется мне непосильной, ибо ум мой беспокоен и неустойчив. Ум непоседлив, неистов, упрям и необычайно силен, о Кришна, и, мне кажется, укротить его труднее, чем остановить ветер.

Бхагавад-Гита. 6.33-34

Недостатком аштанга-йоги является и то, что она чрезмерно трудна даже для людей рожденных в подходящей культуре. В ведической литературе описывается, что даже для более совершенного жителя Двапара-юги, прошлой эпохи, в которую люди были более способны к духовной практике, метод аштанга-йоги чрезмерно сложен, что уж говорить о нас, если мы живем в Кали-югу. Житие в Кали-югу указывает на невероятную трудность в практике аштанга-йоги, фактически делая её невозможным методом достижения просветления. Поэтому для достижения просветления лучше рассмотреть метод ниргуны.

Путь просветления

Гуна с санскрита переводится как «веревка» или «качество». Ниргуна означает состояние сознания лишенное качеств или избавленное от пут. Причиной невозможности достичь просветления просто так является обусловленность сознания материальными качествами. Аштанга-йога направлена на то, чтобы просветление достигалось путем сознательного выхода из обусловленного состояния за счет концентрации и усилий. Будто с луковицы снимается слой за слоем, в попытке достигнуть некой сердцевины, то есть сознания. Метод ниргуны направлен на то, чтобы обусловленность просто исчезла путем одухотворения сознания. В этом случае луковица как бы становится тождественной сердцевине.

Сознание по своей сути духовно, так как сознание присутствует только там, где есть душа. Одухотворить сознание, означает одухотворить ту часть внутренней природы человека, которая является материальной. У человека есть умразум и ложное эго, которые и составляют тонкое тело. Это тонкое тело по сути и есть обусловленность, привязывающая к осознанию себя как тела. Одухотворить тонкое тело означает сделать его тождественным душе, сделать его не причиной обусловленности, а причиной освобождения, просветления.

Просветление методом ниргуны

Говорится, что раскаленное железо приобретает качества огня: оно сияет, обжигает и способно породить огонь. Также и сознание соприкасаясь с духовными объектами способно одухотвориться и приобрести не материальные качества, а духовные. 

Ниргуна означает отсутствие качеств, именно материальных качеств, которые становятся причиной порабощения сознания. Этот метод достаточно прост технически и доступен для каждого. Такая практика не обязывает радикально менять образ жизни, куда-то уезжать или резко становиться кем-то другим.

Рекомендуем также эту статью:  Путь мудреца – дорога единения с Истиной.

Первое, что следует понять – это сами качества от которых придется избавляться. Существует три гуны, три качества:

  • саттва-гуна – качество добродетели
  • раджа-гуна – качество страсти
  • тама-гуна – качество невежества

Саттва-гуна ближе всего отражает знание и истину, давая живому существу ощущение счастья, легкости и чистоты. Раджа-гуна побуждает живое существо наслаждаться материальной жизнью, подталкивая человека к активной деятельности ради её плодов. Тама-гуна означает безумие, полное поглощение иллюзией, отсутствие знания, апатию, лень, инерция сознания, бессилие. Первое что необходимо сделать – это достичь саттва-гуны, как наиболее приближенного качества к просветлению.

Духовное просветление

Духовное просветление возможно только с уровня саттва-гуны, который является не конечной целью, а необходимым условием, платформой для практики. Достигнув саттва-гуны, следует начать практиковать духовную жизнь, означающую взаимодействие с духовными объектами в сознании. Тут мы вспоминаем принцип перенятия качеств, как железо перенимает качества от огня, так и сознание соприкасаясь с духовными объектами способно перенять от них духовные качества, которые и вытеснят качества материальные. Единственный духовный объект, который доступен сознанию и обладает достаточным могуществом для перенятия качеств, является Бог. Бог по сути – это абсолютное проявление духовной энергии, её повелитель и источник, нет ничего духовнее чем Верховный Господь. Перенять духовные качества означает вовлечь своё сознание в осознание Бога, то есть постоянно памятовать о Нём, служить Ему, молиться, медитировать на Его образ и следовать Его наставлениям.

Духовная практика служения Богу, путем памятования о Нём и посвящения деятельности, неизбежно приведет к тому, что сознание станет трансцендентным: постепенно одухотворится и лишится материальных качеств, которые и обуславливают живое существо. Раджа-гуна и тама-гуна полностью исчезнут, как тьма исчезает при появлении света, а саттва-гуна превратиться в шуддха-саттву, чистую саттву, одухотворенную.

Таким образом сознание станет не причиной обусловленности, а причиной освобождения, просветления. Луковица станет тождественна сердцевине и будет лишь подспорьем в духовной жизни, а не препятствием. Познав же вкус духовной жизни, человек больше не захочет возвращаться к материальной.

Человеку любознательному, который усвоил эту науку, нечего больше узнавать. В конце концов, тот, кто отведал самого чудесного на вкус нектара, не захочет пить ничего другого.

Шримад-Бхагаватам. 11.29.32

Духовное просветление становится процессом, который с одной стороны не требует от человека ничего радикального, с другой стороны преобразует его изнутри, избавляя от страданий и даруя высшее счастье. Достигнув духовного просветления, становится возможно познать высший вкус, который и будет вовлекать сознание во все большее погружение в духовную жизнь, созерцание своего истинного Я и Абсолютной истины.

Суть просветления

Таким образом, суть просветления заключается не в мистических абстрактных практиках, которые сопровождаются сложной философией, больше похожей на попытку оправдать собственную беспорядочность. Суть просветления заключается в достижении такого уровня духовного потенциала, который раскроет духовное счастье. Причем раскроет таким образом, который привлечет сознание к тому, чтобы от него не отступать. С этой точки зрения, суть просветления это скорее образ жизни, исходящий из духовного счастья, нежели просто состояние бытия. Точнее это и состояние бытия тоже, но из этого состояние и исходит определенный образ жизни заключенный в том, что живое существо черпает счастье внутри себя и в деятельности, а не в наслаждениях и впечатлениях.

Некоторые люди ошибочно принимают ощущение счастья от правильной жизни за состояние просветления, о чём любят активно докладывать окружающим. Но этому не следует уделять внимание, так как подлинное просветление немногословно и не привлекает к себе внимания, находя счастье не в восхищении окружающих, а внутри своего сердца.

Духовное просветление воплощает собой отражение не мистического постижения мира, а простого отражения нашей истинной духовной сущности через познание себя и победы над обусловленностью. Каждое живое существо является душой, предназначением же души является служение Богу. Просветление – это состояния, когда между истинным Я и бытием нет ничего, таким образом, что именно истинное Я становится причиной формирования бытия. Бытия духовного, наполненного счастьем и подлинного блаженства.

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован.