Во что верить человеку? Каждый ли человек верит?
Человеческая жизнь основана на вере, каждый человек во что-то верит. Вера может быть направлена на различные цели, идеи и сферы жизни. Именно она формирует жизнь человека, направляя его убежденность на необходимость достижения тех или иных целей, поддержания определенных ценностей и следования определенным правилам. Чем дальше заходит человеческое общество, тем больше становится различных убеждений относительно того, во что верить человеку? В потоке информации и мнений, которые легко меняются в зависимости от обстоятельств, многие люди ощущают потерянность, отсутствие твердой убежденности и возможности выбрать одну главную цель. Человеку, который желает прожить сознательную жизнь, следует выбрать во что верить самостоятельно и реализовывать эту веру на практике. Но для такого выбора следует осознавать варианты того, во что верить и как это может повлиять на жизнь.
Во что верить человеку?
Существует множество объектов веры. Чаще всего, в современном мире, ими выступают:
- уровень жизни
- образование
- наслаждения
- впечатления
- отношения
- достижения
- слава
- власть
- безопасность
- идеи
Так или иначе, жизнь человека построена вокруг попытки максимально комфортно и безопасно обустроить свою жизнь так, чтобы наслаждаться ею. То, во что верит человек указывает на убежденность в том, каким путем можно добиться лучшей жизни. Вера формирует жизнь человеку побуждая действовать, думать, говорить и вести себя согласно убежденности. Это формирует стремления, образ жизни, круг общения, способ построения отношений и так далее. В основе жизни человек лежит вера, вопрос лишь в том, во что верит человек и во что следует верить человеку? Следует сразу сказать, что достичь реального результата возможно, когда в человеке присутствует только одна вера. Невозможно достичь двух глобальных целей, потому что локус внимания человека может быть направлен глубоко только на одну цель. Если человека заботят две цели, то он не сможет достаточно погрузиться в понимание одной из них, а значит не сможет сфокусировать свою жизнь вокруг неё. Это создает расколотость, метание между двумя огнями, а значит и пустую трату сил, которая приводит к безрезультатности обоих направлений.
Идущие этим путем решительны и целеустремленны, и у них одна цель. О потомок Куру, многоветвист разум тех, кто нерешителен.
Бхагавад-Гита. 2.41
Безопасность
Человеком движут желания и страхи связанные с материальной жизнью. Рисуя в голове картины ужасного будущего, человек начинает верить в то, что безопасность есть источник и условие счастья. Однако, если бы это было так, то каждому следовало бы завидовать тем, кто сидит в утробе матери или в тюрьме. Счастливым человек может быть в небезопасности, когда эта небезопасность находится на пути реализации его внутренней природы и воспринимается как вызов, испытание, путь, пройдя который человек достигает своих желаемых целей. Безопасность является в умах людей условием счастья только потому что существует сильных страх будущего, чаще всего необоснованный. Именно из этого страха люди ограждают себя от многих возможностей и создают самосбывающееся пророчество согласно которому жить опасна, и оно сбывается потому что люди не пробуют жить, сохраняя свою уверенность в том, что любая попытка выйти за пределы известного обречена на провал. Отсутствие безопасности связано с желанием закрыться в надежном и предсказуемом мире, который гарантированно даст человеку будущее. Но либо такой мир оказывается очень шатким, либо такой мир забирает свободу и жизнь. Поэтому верить в безопасность означает обменять себя и свою свободу из страха будущего на непримечательную, ограниченную жизнь. Счастливым человек может быть только когда он идёт по своему пути, реализует свою природу в деятельности и отношениях. Страх непредсказуемости – лишь отсутствие веры в себя и представление о мире как о враждебной среде, в которой легче погибнуть, чем достичь чего-либо значимого.
Уровень жизни
Уровень жизни также не является разумным выбором – человек устроен так, что любой достигнутый им уровень жизни воспринимается как недостаточный, и что бы он не получит – ему всегда будет мало. Убежденность в том, что уровень жизни даст счастье означает, что человек определяет себя с позиции совокупности своих вещей: «я это моя машина», «я это моя одежда», «я это еда, которую я ем», «я это отпуск, в который я поеду». Проблема уровня жизни в том, что он постоянно требует большего и при этом больший уровень жизни требует больших усилий и жертв в других сферах жизни. Такой путь порождает не только дисбаланс и истощенность, но и глубинную неудовлетворенность, которая перекрывается различными вспомогательными средствами: алкоголем, наркотиками, экстримом, азартными играми и легкодоступным сексом. Все это ставит в зависимость и опасность не только здоровье, но и нравственное состояние человека и приводит в конечном итоге к страданиям.
Впечатления и наслаждения
Убежденность в том, что наслаждения и впечатления самое важное – свидетельство погони за счастьем, требования от жизни постоянного потока приятного и избегания неприятного. В таком случае сознание человека обострено вокруг двух критериев: «приятно/неприятно» и каждое событие, деятельность, отношения, люди или что-либо ещё оценивается именно этими двумя критериями. Если эти критерии не устраивают человека – он от них отказывается. Жизнь течет по пути наименьшего сопротивления, без борьбы, отстаивания себя, своей индивидуальности и поиска наилучшего. Человек как бы подстраивается под жизнь так, чтобы получать наслаждения как можно скорее, принимает определенную позу и надевает соответствующую маску. Но всегда присутствует мысль: «а вдруг может быть лучше?» и эта мысль закономерно губит все то, что имеет человек, побуждая его снова стремится к «лучшему». Да, можно сказать, что такое стремление действительно приводит человека к хорошим результатом, но его бесконечная жажда новых и лучших впечатлений создает гедонистическую адаптацию, которая с одной стороны повышает требования к наслаждениям, а с другой создает в обыденной жизни ощущение неполноценности. Так, даже имея все, что ему дорого и привычно, человек все равно будет неудовлетворен, а значит и несчастлив.
Слава, власть, деньги
Слава, власть, деньги и социальное положение являются следствием все того же желания обезопасить себя из страха и достичь наслаждений из желания. Когда убежденность заставляет верить человека в то, что слава, власть, деньги и социальное положение могут дать ему счастье – он всеми силами стремится достигнуть их и как с уровнем жизни, жертвует собой и остальными сферами жизни ради успеха в одной. Сложность и отличие от уровня жизни заключается в том, что всё это является непостоянным и извращающим человека.
Слава — товар невыгодный. Стоит дорого, сохраняется плохо.
Оноре де Бальзак
Богатству иных людей не стоит завидовать: они приобрели его такой ценой, которая нам не по карману – они пожертвовали ради него покоем, здоровьем, честью, совестью. Это слишком дорого – сделка принесла бы нам лишь убыток.
Жан де Лабрюйер
Многие способны выдержать удары судьбы, но, если вы хотите в самом деле испытать характер человека, дайте ему власть.
Авраам Линкольн
Можно сказать, что власть, деньги и слава портят человека, можно сказать, что они лишь показывают кто он есть на самом деле. Когда человек имеет все: ему становится чужда мораль, так как он возвышает себя над другими на основании своего превосходства, а значит и не становится озабочен вопросом о том, что есть правильно, а что неправильно. Для него становится важно лишь могу и не могу. Власть, слава и деньги опьяняют человека, лишая его всяких достоинств и побуждая все сильнее бороться за эти вещи, погружая сознание в бесконечную погоню за тем, что делает жизнь только хуже. С другой стороны, жизнь таких людей становится окутана страхом потерять все это. Богатые люди отстраивают себе крепостные стены и железные ворота вокруг домов, что лишь указывает на невероятный страх потерять все. Властные люди окружают себя не талантом, а покорностью и посредственностью, боясь потерять власть больше, нежели воплотить посредством неё что-то достойное. Слава возвеличивает в человека в собственных глазах, делая это единственным поводом для самоуважения. Нет славы – нет уважения, а значит он становится зависим от славы. Для достойного человека слава, власть и богатство скорее обременительны, они мешают быть самим собой, внушают страхи и желания, которые не относятся к личности человека, но являются следствием обладанием властью, славой и богатством.
Образование
Вера в образование распространенное явление. Каждый слышал фразы связанные с важностью получения образования. Но люди говорят с такой же убежденностью о том, что образование нужно, с какой легкостью говорят, что оно бесполезно. В сознании людей существует явление коридорности, которое побуждает идти максимально понятными, простыми и предсказуемыми путями, опасаясь того, что что-то может пойти не так. И для таких людей образование представляет собой единственный вариант, так как является продолжением огромного жизненного коридора: садик-школа-университет-работа-пенсия, где человеку нет места для свободы, проявления индивидуальности, реализации и интереса в жизни. Все подчиняется покорному стремлению сделать жизнь предсказуемее, понятнее в своей прямолинейности. Индивидуальное, свободное Я обменивается на возможность быть проведенным за ручку обществом, отказываясь от всякого стремления реализовать себя самостоятельно. В большинстве своем это так, только редкие люди используют образование как действенный способ получить компетенцию в нужной области, а не воспринимают его как закономерный этап развития жизни, которая прописана от и до.
Верить в другого человека и отношения
Убежденность в том, что верить человеку нужно в отношения возникает из отсутствия самобытности у мужчин и естественное следствие характера женщин. Для женщин естественно верить в отношения и потому нельзя сказать, что предмет такой веры является плохим. Но для мужчин попытка найти себя в другом человеке означает отсутствие способности черпать счастье в самом себе, в своей собственной жизни и целях. Это переориентирует сознание не на формирование себя, своего пути, жизненной цели, а на попытку сделать комфортной жизнь другого человека в отношениях путем подстраивания, формирования себя вокруг другого. Таким образом, вера в отношения для мужчин становится причиной потери себя и жертвования своих целей и идеалов, ради представлений о «нужности», которые чаще всего не нужны партнеру. Человек, верящий в отношения, всегда будет стремиться сближаться, растворяться в партнере, а значит не только отдавать близость, но и требовать её, создавая неестественную атмосферу напряжения и обид, когда по тем или иным причинам близости не достигается. Такая вера лишает свободы и естественности, взаимного притяжения, возникает болезненная привязанность и представление о том, что жизнь партнера должна быть ограничена мной, а моя жизнь должна ограничена жизнью партнера. Да, некоторым людям нужны только единственные отношения, но построение такого формата общения строится не на требовательности и ожиданий, а на взаимном привлечении, которое становится результатом отсутствия негативных ощущений от ожиданий и требований. Вера в отношения становится причиной излишней напряженности, мелочности и детализации, которая лишает свободы и естественности, а значит и любви в целом.
Идеи
Поглощенность разнообразными идеями, например политическими, социальными или философскими, приводит человека к разнице между тем что есть и между тем, что должно быть. В свете такой дихотомии весь мир представляется неправильным, отчасти враждебным, а значит взаимодействие с ним носит характер войны. В таком отношении к миру трудно отказаться от видения плохого, того, что не соответствует очень важному мнению конкретного человека, и увидеть хорошее. Политические идеи являются инструментом контроля массы, социальные идеи есть следствие разделенности общества, философские идеи чаще всего умозрительные и не дающие четкого обоснования того, что делать следует, а что делать не следует. Все эти идеи носят глобальный характер, то, на что человек повлиять никак не может. И таким образом, человек живет в мире неправильном, поменять который он не в силах. Это не создает благоприятных условий для взаимодействия с миром и людьми в целом. Достаточно представить очень идейного человека, который постоянно провозглашает её, чтобы понять, как это выглядит со стороны и насколько это далеко от настоящей убежденности в себе и своем видении мира. «Пустой горшок громче звенит».
Конечно, человеку не должно отказываться от идеи, отношений, денег, образования и прочего, но они не должны становится основополагающими элементами жизни, вокруг которых создается жизненная формация. Это элементы жизни, которые не могут быть главными для человека, ведь искать человеку свою веру, то есть осознание того, что приведет меня к счастью и правильной жизни, следует искать внутри себя. Все внешние предметы веры следует отбросить в пользу веры в свой путь, осознание себя как сознающего начала, который обладает свободой воли, а не является следствием влияния общества и других людей. Внешне человеку следует действовать активно, невзирая на трудности, сомнения, страхи и привязанности, но не следует верить человеку в том, что находится временно, изменчиво и находится вовне. Разнообразные идеи, как тенденции меняются в обществе время от времени, нам это особенно очевидно. Отношения то возникают, то распадаются, порой вне зависимости от желания человека. Богатство, слава и власть преходящи и уходящи, опять же не всегда по желанию и заслуге. Образование может в какой-то момент стать ненужным, а квалификация и компетенция утерянной. Человек остается наедине с самим собой каждый момент своей жизни, но отказывается принимать этот факт, ища себя вовне. Поэтому в первую очередь следует стать счастливым вне зависимости от всех этих внешних условий, найти счастье в самом себе и уже с таким настроем добиваться любых целей. Но тогда во что верить человеку?
Во что следует верить человеку?
Следует найти веру, которая не зависит от времени, места и обстоятельств. Которая не подвержена изменениям извне и останется с человеком навсегда. Такая вера должна придавать сил не только в хорошие времена, когда все есть, но в особенности укреплять человека, когда все идёт не по желаемому сценарию. Только две веры соответствуют этому: это вера в себя, в свой жизненный путь и реализацию своей природы, и вера в Бога.
Вера в себя по сути направляет человека на путь предназначения, исполнения своего призвания, реализации своих талантов в добродетельном ключе, который идёт на благо как самому человеку, так и обществу. Реализуя свою природу, человек становится счастлив, счастливый же человек не нуждается ни в доказательствах, ни во внешних подкреплениях правильности своего пути, а значит будет идти по нему даже тогда, когда возникают трудности, препятствия и сложности. Уверенность в путь предназначения утверждает самобытность, но не отрывает человека от мира, так как предназначение связано не только с деятельностью, но и с отношением к другим людям. Черпая удовлетворенность и веру в самом себе, человек становится невозмутимым, стойким, легко проявляется свое естество повсюду, что позволяет и лучше познать себя, и не создавать иллюзии относительно себя другим людям, а это способствует выстраиванию отношений.
Вера в Бога указывает на познание себя не с позиции собственности, отношений, тела и даже природы, а с позиции души, сознающего начала, которым человек являлся и до своего рождения и будет после своей смерти. Вечное сознающее начало находится в постоянных отношениях с Богом и его высочайшее предназначение заключается в служении Богу с целью удовлетворить Его своей преданностью и любовью. Вера в Бога в высшем проявлении указывает на единственное желание служить Богу, которое полностью удовлетворяет живое существо. В основе своей человек есть душа, потребность души – быть в отношениях с Богом. Подобно рыбе, которую поместили на сушу, душа не может быть счастлива в отрыве от Бога. Насколько бы не был роскошный дворец в который положили рыбу – до тех по, пока она не в воде, она будет несчастлива. Человек лишь пытается заполнить эту неудовлетворенность внешними атрибутами, но это всегда остается невозможным. Только служа Бога и выстраивая с Ним взаимоотношения человек способен обрести полное счастье и удовлетворенность, избавиться от всех недостатков и полностью погрузиться в деятельность, которая приносит ему все желаемое.
При этом все важно понимать, что ни вера в предназначение, ни вера в Бога не обязывают человека бросить все и отказаться от мира. Напротив, человеку должно задействовать свою веру в деятельности и отношениях, но внутренний мотив всегда должен оставаться сфокусированным либо на предназначении и принципах, которое его сопровождает, либо на Боге и служении Ему. Человек должен действовать сознавая ради чего он совершает деятельность, посвящая себя этой причине каждый момент. Среди этих двух путей более возвышенным является путь служения Богу, так как опирается на сознающее вечное начало, а не временное проявление природы. Служение Богу означает совершать каждое действие в согласии с волей Бога, ради Бога. Иначе говоря, любое действие непротиворечащее священным текстам можно посвятить Богу в старании Его удовлетворить.
Чем бы ты ни занимался, что бы ты ни ел, какие бы ни приносил дары, что бы ни отдавал и какую бы аскезу ни совершал, делай это, о сын Кунти, как подношение Мне.
Бхагавад-Гита. 9.27
Вера в Бога и предназначение остаются с человеком всегда и становятся со временем лишь сильнее. Они не способны разочаровать или направить на неправильный путь, стать причиной нравственной деградации и страданий. И хотя оба этих пути трудны и требуют усилия и самопожертвования, следует спросить себя, что хорошего в этом мире не требует труда и жертв? Мать выращивает дитя принося себя в жертву, земледелец возделывает землю, совершает колоссальный труд. Так и человеку следует признать, что лучший путь всегда трудный. По трудным путям мало кто идёт, именно поэтому на них можно найти что-то действительно ценное, сокрытое от других. Если бы счастье лежало на легком пути – все были бы счастливы, однако мы знаем, что это не так.
Во что верить человеку? В свою природу и Бога. Нет трудности в том, чтобы посвятить свою предназначение Богу, совмещая таким образом обе лучшие веры. Посвятить свою природу Богу означает действовать в согласии с волей Бога, так как природа указывает на то, каким и для чего Бог создал человека. Природа суть указание желания Бога на то, чем следует заниматься человеку, назначенная роль подкрепленная талантами и предрасположенностями. Такая вера никогда не оставит и не омрачит жизнь человека, делая темные времена лишь предвкушением света в тяжелой работе, а светлые времена триумфом собственного пути к Богу.