Желание всех учить и поучать. Хорошо или плохо?

В контексте понимания отношений между двумя людьми обучение – это процесс передачи навыков, знаний, умений и опыта от обладающего большим опытом и познаниями в определенной сфере к менее знающему человеку. Такой вид отношений находит место во многих областях жизни, где требуется высококвалифицированное обучение. Но что делать, когда желание всех учить проявляется постоянно и даже с людьми, которые в этом не нуждаются? Откуда такое желание исходит, как от него избавиться, к чему оно может привести и почему его важно глубоко проанализировать?

Но что делать, когда желание всех учить проявляется постоянно и даже с людьми, которые в этом не нуждаются? Откуда такое желание исходит, как от него избавиться, к чему оно может привести и почему его важно глубоко проанализировать?

В специализированных учреждениях обучают людей, и это не относится к аспекту межличностных отношений. Это больше институциональная сфера общества – институт образования, тогда как мы сейчас рассматриваем именно желание учить всех в межличностных отношениях. Не столь даже важно чему учить, сколько какие это вызывает чувства и какой из этого исходит результат. И хотя нескольким сферам жизни придется уделить особое внимание, нужно разобраться в базовой причине такого желания.

В этой статье я постараюсь описать основные причины такого желания, их последствия, как это контролировать и вообще хорошо это или плохо. Начнём с объяснения механизма этого феномена.

Существует всего несколько источников такого желания: определенный психотип, приобретения знания, многообразное желание превосходить собеседника или оказывать на него влияние, особенность личности, определенный архетип или роль в межличностных отношениях, стремление передать/навязать своё мировоззрение другому человеку через поучения. Это основные причины. Существуют и менее очевидные, но в ходе чтения этой статьи мы заденем и их.

Причина первая. Психотип

Существует несколько психотипов. Для решения нашей проблемы важно знать только один, а их всего четыре основных. Психотип, который очень сильно нуждается и наиболее способен в обучении других, – это психотип учителя, знатока, наставника, мастера.

Подробнее о психотипах вы можете прочитать в статье по этой ссылке.

Такой психотип склонен обучать других людей не в следствие стремления что-то получить от них. Исходящее изнутри желание помогать с помощью своих знаний и навыков другим – это врожденное качество таких людей. В межличностных отношениях эти люди стремятся именно передавать знания и поддерживать человека, давать советы и объяснять различные вещи. По большей части – это главная их роль не только в общении, но и в обществе в целом.

Если желание всех учить в этой роли доставляет человеку проблемы и являет собой источник несчастий, страданий и прочего дискомфорта, это может означать несколько вещей:

– недостаток квалификации, опыта и знаний

Человек в таком случае просто не обладает всей полнотой знания для передачи его другому человеку. Оставляя множество пробелов в знаниях, не производя должного впечатления, не отвечая на большинство вопросов и не будучи способным вести свободную структурированную речь об обсуждаемом предмете без подготовки, такие люди часто встречают непонимание как обсуждаемого предмета, так и их самих. Проблема в том, что полнота знания позволяет не только использовать знания, но и передавать их в необходимой форме, которая подходит конкретному человеку. Опытный наставник в каком-то деле может через очень небольшой срок сказать о потенциале ученика и о том, как его нужно учить. Но неопытный на это не способен.

Такая проблема решается очень просто и естественно. С одной стороны, необходимо увеличивать свои познания, опыт и навыки. С другой стороны — совершенствовать способности к ведению межличностных отношений. То есть помимо знаний в какой-то области следует обладать грамотной речью и способностью спокойно вести диалог, обходить острые углы, отвечать на сложные и опасные вопросы и так далее. Это всё приходит с опытом, поэтому эта проблема — наименьшая из всех. В таком случае необходимо учиться учить.

– гордость и тщеславие

Человек с психотипом учителя должен понимать, что, посвятив свою жизнь изучению определенного предмета, он так или иначе превосходит не вовлеченных в эту сферу людей. Такое понимание должно придавать человеку терпение, сострадание и усердие в обучении других. Однако очень и очень многие люди, обладающие таким психотипом, склонны к чрезвычайно опасному пороку, который на корню убивает всякий процесс обучения – гордыне.

Сам процесс обучения – это передача знаний от большего к меньшему. Конечно при успешном процессе в сторону учителя направляется и признание, и почёт, и симпатии, и благосклонность. Это все очень опасно для сердца человека, так как психотип учителя (или брахмана), очень сильно подвержен ощущению превосходства на почве знаний. Такая гордыня рано или поздно затмевает разум человека и внушает ему убежденность в собственной абсолютной экспертности. Триумфальная гордость ведёт к головокружительному падению.

Так и случается. Процесс обучения прерывается из-за ссоры или недопонимания. И если адекватный учитель способен как-то минимизировать ссоры или их последствия, то тот, кто внушил своё абсолютное превосходство, будет только провоцировать ссоры, конфликты и разрушать отношения, тем самым не только прекращая процесс обучения, но и принося и себе и ученику множество страданий. Такой негативный опыт очень часто встречается среди людей, обладающих этим психотипом. Это в какой-то мере даже стало архетипической проблемой – ссора учителя и ученика.

– непонимание индивидуальности

Убежденность в правильности собственного взгляда сама по себе не является негативной стороной человека. Разве можно упрекать себя в доверии к своему мнению? Однако это обращается в неположительный аспект, когда речь идёт о желании убедить кого-то в этом.

В таком случае процесс обучения больше напоминает не передачу знаний, а передачу своего взгляда на мир. Причем чаще всего это приобретает полунасильственный характер. «Если не как я/мы – то неправильно». Хорошо, конечно, иметь в себе понимание своей правоты, доказанной на реальном опыте, но делать из других людей самого себя – явное заблуждение.

Тут речь идёт как о мотивах, так и о вопросе уникальности каждого человека. Хотя больше речь идёт о втором. Мотивы в таком случае незамысловаты – с одной стороны недостаток реального жизненного опыта, из которого исходит косность и излишний дуализм, основанный на отношении ко всем по типу: «Как я – правильно, не как я – неправильно». Такая идеологическая ксенофобия.

В то же время, понимание индивидуализма лежит в сфере понимания человеческой природы. А такое понимание приходит с опытом в обучении и изучении человека в целом. Тогда как отсутствие признания уникальности каждого человека (хотя и с определенными оговорками) означает отсутствие такого опыта.

«Из вишневой косточки не вырастет могучий дуб»

– отсутствие терпения

Иногда человеком в процессе обучения овладевает страсть и энтузиазм. Это нормальное явление, пока оно поддается контролю. Суть процесса обучения заключается в постепенном процессе передачи знаний, опыта, понимания и умений. Именно постепенной. Шаг за шагом.

Однако очень часто в этом процессе человеком завладевает страсть — энтузиазм, энергичность. Чаще всего она возникает от первоначальных успехов, которые увеличивают ожидания учителя. Завышенные ожидания заставляют человека увеличить темп обучения, что ведет к неминуемому провалу. Успех человека воспринимается не как успешное и взвешенное сочетание нагрузки и отдыха, а именно как способность пойти ещё дальше. Чаще всего такой подход приводит к перегоранию и потере интереса к обучению.

Желание учить других людей должно сопутствовать с качеством терпения. В процессе обучения лучше что-то недоговорить, чем перегрузить смысловой нагрузкой ученика. Первое приведет, возможно, к лучшим последствиям, так как побудит к поискам. Второе же, напротив, внушит усталость и потерю увлеченности.

– непонимание природы другого человека

Желание всех учить очень часто приводит к попыткам обучить буквально всех подряд, хотя в большинстве случаев обучаться способны далеко не все. И отсутствие понимания природы других людей приводит как к неправильному подходу, так и к очень огромным затратам сил на заведомо безуспешное обучение. Учиться-то способны все, но у каждого будет разный предел обучения. Это зависит от направления человеческого разума. Некоторые ищут знаний, некоторые фокусов, некоторые возможности получить деньги, славу и почёт. Разные люди – разные мотивы. Это в порядке вещей.

– невнимательность и излишнее сострадание

Оба эти качества являются препятствиями в повседневной жизни человека, которые приносят ему множество проблем. Но наибольший вред они приносят в процессе обучения.

Главная опасность в этом случае — непонимание тенденции изменения человеческой личности в процессе обучения. Например, ученик приобрел какую-то дурную идею, которая въелась ему в голову. Как невнимательность, так и излишнее сострадание не дадут наставнику воспрепятствовать этой идее. Когда же эта идея укоренится в сознании обучающегося, она станет действительной проблемой, даже выходящей за рамки обучения. Всегда существуют ложные или неправильные концепции, убеждения в которых приводит человека к неудачам. Задача учителя также заключается в том, чтобы уберечь человека от таких идей.

Это далеко не все примеры того, с чем может столкнутся человек с психотипом учителя в процессе обучения. Это наиболее яркие и частые случаи, приводящие к негативным результатам в процессе обучения. Учить для таких людей – естественная потребность. А если придать такому человеку знаний и опыта, это станет и благом для окружающих.

Вторая причина. Приобретения знаний и смена парадигмы.

Это более приземленная причина, откуда берётся желание всех учить. Человек, который получил новые знания, с одной стороны поддается огромному впечатлению, которое надо выплеснуть, а с другой стороны, в силу своей неопытности, воспринимает себя как обладателя больших знаний (см. эффект Даннинга-Крюгера). Именно неопытность не даёт оценить человеку весь масштаб определенной сферы изучения, что очень часто создаёт неприятные ситуации, когда абсолютно некомпетентные люди начинают продвигать свои идеи и взгляды на какую-то вещь. Ещё неприятнее, когда им начинают верить.

Некое откровение от открытия новых знаний внушает человеку сильные впечатления. А за этим проявляется убежденность в собственной экспертности, которая вынуждает человека делиться знаниями в старшей роли. То есть роли учителя. Любой разумный человек, представляющий эту ситуацию, может очевидно понять, что из этого ничего не получится именно из-за отсутствия квалификации и слишком больших впечатлений, которые переполняют человека слишком большим энтузиазмом. Конечно обладание новыми знаниями внушает человеку и определенную гордость, так что любые замечания в его стороны встречаются очень остро. Это опасное состояние, которое как препятствует дальнейшему обучению, так и разрушает отношения.

Делиться новыми знаниями можно и даже желательно, но только в равных ролях, без превосходительного тона.

Третья причина. Стремление превосходить и использовать собеседника в личных целях.

Это уже вопрос не процесса обучения, а вопрос природы личности человека. В основном, проблемы с самооценкой приводят к желанию использовать знания как рычаг власти или способ превосходить других людей. Манипуляторная природа личности человека вызывает желание превращать знания в источник власти и контроля над другими людьми.

Проблемы с самооценкой внушают острое чувство превосходства по факту обладания знанием. Также знания применяются с позиции превосходства: «Я вот такой, а ты такой. Значит я лучше». Очень напоминает многие учения, построенные на признаке расового, идеологического или религиозного превосходства одних людьми над другими.

Манипуляторная природа личности заставляет человека использовать человека через эти знания. Это означает, что человек одновременно стремится к таким знаниям, которые позволят ему использовать других людей определенным образом, например, получать от них деньги или вызвать у них симпатию, так и построить такие отношения, в которых эти знания будут рычагом власти.

Их обоих объединяет одно. Роль учителя в этих случаях является закономерным продолжением использования знания в своих целях. Роль учителя дает как превосходство, так и рычаги власти. Но если в здоровом процессе обучения это дает уважение и дисциплину, то в подобных случаях это как раз ведёт к проблемам.

Четвертая причина. Особенности личности и архетипа.

Это вопрос уже не к психотипу учителя, а к тем людям, которые всеми силами пытаются помочь другим. Сострадание движет ими: видя что у всех людей есть проблемы или неурядицы, которые приносят им страдания, они хотят им как-то помочь, зачастую не имея реальных инструментов для помощи или просто не желая серьезно тратить на это время, силы и ресурсы Но помочь же как-то надо.

И такой формой помощи будут бесконечные советы и поучения, которые в реальности не помогают человеку. Очень часто такая форма сострадания к другим приводит к ситуации «догнать и причинить добро». То есть к насильственной помощи. Такая форма обучения не может быть сколько-нибудь эффективной, так как не учитывает ни желания другого человека, ни его реальные проблемы. По сути, это просто эгоизм, который пытается принести счастье человеку в такой мелочной благотворительности. Помогать людям стоит, когда они действительно просят о помощи.

Второй случай заключается в такой особенности личности, которая заставляет человека считать себя исключительно правым, так как либо не доверяет другим, либо не считает, что они способны справиться с какими-то задачами. То есть такой человек убежден в собственной компетентности, которая является как бы наилучшей. И от этого исходят бесконечные поучения, советы и нравоучения.

Оба случая объединяет чувство обиды на людей, которые не принимают помощь и отвечают на неё «грубо и неблагодарно». Это естественное следствие такого желания помочь и встречается очень часто.

Это основные причины, хотя и не все. Но все причины вряд ли можно перечислить, так как они зачастую носят индивидуальный характер и встречаются не так часто. А узнать такие причины можно исходя из описания вышеизложенных причин.

Желание всех учить и его последствия

Есть всего три последствия такого желания.

Успех, неудача или нейтральный расклад дел.

Успех – это реализация потенциала и принесение пользы другим людям. Такой расклад дел приносит не только пользу другим людям, но и, в первую очередь, самому человеку. Хотя успех и возможен только в случае как упорного труда, так и приобретения определенных качеств, которые способствуют этой деятельности, без такого желания невозможно долго идти через трудности, которые поджидают на этом пути. Плодов у такого успеха много, но при наличии природы учителя самым главным плодом будет счастье.

Нейтральный исход дел – мягкая альтернатива успеху, заключающаяся в том, что ни пользы, ни вреда такая деятельность не приносит, а все попытки учить кого-то обходятся либо безрезультатно, либо просто без внимания. Иногда это даже хорошо.

Неудача несёт за собой и ряд событий, которые приводят не только к ссорам, конфликтам, формированию негативного образа человека, но и само восприятие жизни складывается так, что человек искажает свои прошлые идеалы и становится циничнее, злобнее и, грубо говоря, ломается от неудач на этом пути. Накапливаются как обида, так и гнев, гордость, ощущение ненужности и прочее. Все это негативно сказывается на личности человека.

Желание всех учить – хорошо или плохо?

Желание всех учить без должного контроля над этим желанием становится большой проблемой для человека, даже обладающего подходящей природой и квалификацией. Иногда желание всех учить необходимо сдерживать уже в процессе самого обучения, но чаще всего его необходимо сдерживать по жизни. Процесс обучения начинается, естественно, с самой обычной демонстрации знаний, то есть человек просто общается, отвечает на вопросы и показывает своим примером, что разбирается в теме. Это придает авторитетности.

Но желание всех учить заставляет человека беспорядочно обучать всех подряд. Без контроля такое желание – это скорее плохо. Так как в таком случае, желание всех учить становиться моделью назойливого и надоедливого поведения, которое отталкивает людей.

Однако если научится контролировать это желание, сопоставить свои возможности с реальностью и быть готовым планомерно, встречая трудности, учить другого человека, который добровольно на это подписался – это скорее хорошо. Хорошо это потому что желание всех учить в таком случае дает человеку необходимый стимул к совершенствованию своих знаний как в теории, так и на практике таким образом, чтобы быть способным эти знания передать другим.

Важно также понимать что стоит на первом месте в отношениях и что превалирует – процесс обучения или сами отношения. Если процесс обучения стоит выше, то необходимо соблюдать больше правил и формальностей для поддержания этого процесса. Панибратство редко приводило в этом случае к успеху. Сохранение положения определенных ролей и соответствующее положение обоих людей, которые понимают для чего это нужно – очень важное условие успеха данного предприятия.

С другой стороны, следует ограничивать процесс обучения и смирять желание всех учить, если отношения стоят на первом месте.

Итог

У этого желания есть вполне объяснимые причины. Это может быть как гордость, так и природа самого человека. Причин множество. Но, в общем-то, при правильном подходе и контроле это желание обретает положительный ключ, если не ставит целью собой корысть и самолюбование. Иногда обучение для кого-то — это его предназначение, а потому говорить в общем об этом явлении трудно.

Для того, кто имеет подходящую природу, опыт, навыки и терпение – желание всех учить это благо.

Для большинства других – это беда, которая очень портит им жизнь. Избавиться от него можно несколькими путями. Например, можно спокойно признать свою некомпетентность в чем-то или оставить возможность людям самим решать свои проблемы, будучи открытым к возможности помочь. Можно и просто научиться контролировать это желание. Но, в действительности, большинству людей стоит просто оставить это желание, так как «поучать» уже стало нарицательно негативным понятием.

В конце-концов, глупого научить невозможно, а умный научится сам. Удачи.

Богдан Казаков
Богдан Казаков

Основной целью проекта является распространение знаний и духовности, а также повышение культурного и нравственного уровня общества. Подробная информация о помощи проекту на странице «Контакты»

Поддержите наше дело, чтобы мы продолжали сеять добро. Пожертвованные средства пойдут на развитие проекта. Оформите бесплатную карту Альфа-Банка и совершите по ней покупку, если нет возможности поддержать проект финансово.