Ведическое знание

Где заканчиваются границы сочувствия и сострадания

границы сочувствия

Всем известно, что помощь людям – это благое дело. И многие обретают в этом не только способ позитивно повлиять на внешний мир, но и возможность улучшить состояние своего внутреннего мира. Однако часто помощь другим из-за сочувствия оканчивается простым потребительским отношением со стороны тех, кому мы помогали. И это оказывает негативное влияние как на желание помогать другим, так и на собственное внутреннее состояние. Так где же заканчиваются границы сочувствия и начинаются границы самоуважения? Как не позволить превратить своё желание помочь другим в возможность воспользоваться собой?

В ведической философии существует четыре цели жизни, и касательно вопроса сочувствия и личных границ нас будут интересовать только три цели, так как они связаны с социумом. Кама, артха и дхарма. Необходимо понять чем можно жертвовать ради других, а чем жертвовать нельзя. И тогда мы поймем границу, пресечение которой будет означать нарушение принципа помощи другим, при которой мы все же остаемся в роли благодетеля, а не обязанного в любой момент прийти на помощь.

Кама – это уровень чувственных наслаждений. Это разнообразные наслаждения, начиная от грубых в виде секса и пищи, заканчивая наслаждением на уровне эстетики и различных тонких эмоциональных состояний. Жертвовать возможностью наслаждаться ради помощи другому – это нормальный уровень цивилизованного человека. Если у разумного человека встает выбор: помочь другу или провести время в компании прекрасных девиц, то для достойной личности выбор очевиден и не требует пояснений. Таким образом, жертвовать разнообразными чувственным наслаждениями для других – это самоочевидный уровень помощи другим. Важно также понимать, что жертвовать иногда приходится и очень тонкими психологическими моментами, такими как желание занять позицию старшего или желание поделиться знаниями. Иногда проявление милосердия заключается не в том, чтобы технически протолкнуть человека от проблемы к её решению, а в том, чтобы просто поддержать его на уровне, на котором он будет способен сам решить проблему. Жертвовать наслаждениями нужно ради помощи другим.

Артха – это совокупность того, что называются материальным благополучием. Здоровье, семья, богатство, земли, влияние, формальная образованность, положение в обществе. Жертвовать артхой из сочувствия считается необязательным, но благородным занятием. Это называется благотворительностью и считается одной из трех видов благочестивой деятельности, которые формируют хорошую карму. Помощь другим своим личным благосостоянием – это вопрос, поддающийся регулированию. Так, в ведических правилах благотворительности сказано, что жертвовать необходимо достойным людям, ради достойных целей, в правильном месте, делая это в дружелюбном и благорасположенном умонастроении. Пояснить это очень просто. Если в правильном умонастроении давать денег преступнику, то это ни для кого хорошим не закончится. Если же достойному человеку просто швырнуть деньги, это также не будет правильным. Жертвовать артхой из сочувствия означает жертвовать либо самим благосостоянием, либо тем, что может к нему привести. Цивилизованный и образованный человек имеет выбор совершать такую жертву или нет, так как ситуации бывают разные, и иногда лучше не помогать другому, иногда же вопрос о помощи даже не стоит. Этот уровень помощи уже регулируется и носит ситуативный характер. И очень важно сделать так, чтобы от нашей помощи другим не пострадали наши близкие. Неразумно помогать другим людям, когда собственные дети, родители или просто родственники голодают. Это неправильно с точки зрения исполнения долга члена семьи.

Мы затронули тему долга и сразу становится понятно, что границы сочувствия заканчиваются там, где начинается долг. Помогать кому-либо материальным благополучием нельзя, если это не позволяет исполнить долг кормильца семьи. С точки зрения ведической философии это морально неприемлемо.

Дхарма – это долг и обязанности. Именно на уровне обязательной деятельности, нашего долга и заканчивается то место, где мы имеем право кому-то помочь. Мы можем пожертвовать ради других наслаждением или процветанием, но жертвовать долгом нельзя. Долг – это деятельность, направленная на благо всех живых существ. И нарушить долг ради помощи другому означает спасение утопающего, вычерпывая воду из океана в свою лодку. Это недозволительная жертва, которая приведет к нашему собственному падению. На уровне дхармы не имеет значения ни общественное признание, ни устоявшиеся культурные или социальные нормы, ни личное отношение к кому-либо.

Возьмем для примера несколько ролей, которые социально очень значимы: судья, мать, воин и учитель.

Судья не может выносить приговоры преступникам из сострадания, сочувствия или личных симпатий. Если он так будет поступать – в обществе будет процветать преступность несмотря на то, что отдельные личности будут избегать страданий в виде заслуженного наказания. Настоящий судья не будет изменять приговор, несмотря ни на что – ни из выгоды, ни из сочувствия.

Рекомендуем также эту статью:  Сети иллюзии: как избавиться от иллюзии?

Мать не может оставить ребенка, чтобы помочь кому-то. Она не может его бросить и поддерживать кого-то эмоционально, давать советы или помогать переходить через дорогу. Первостепенная обязанность матери – это ребенок, и в ведической традиции маленький ребенок почитается за божество, которому служат родители. Нарушение долга матери будет означать, что за помощь отдельным малозначительным, в сравнении с ребенком, людям, мать поплатится тем, что сам ребенок будет не воспитан, не образован и просто нравственно несовершенен. У многих детей в наше время наблюдается острый дефицит внимания со стороны родителей. Это иногда доходит до склонности к преступлениям у мальчиков, которым отец не уделял должного внимания. У них формируется чувство незащищенности, и они ищут противоположное ему чувство безопасности в преступных кругах в попытке встать на вершину пищевой цепочки.

Воин не может бросить битву из-за того, что ему жалко своего противника. Долг воина – безоговорочное сражение, которое он должен принимать при любых раскладах, даже если это социально не одобряемо. Одна из ролей воина – защитник общества. Слово «кшатрий» переводится как «избавляющий от вреда». Если воин просто скажет, что ему жалко убивать преступника, который режет людей на улице, очевидно, он пренебрегает долгом. Пренебрежение долгом всегда вызывает увеличение страдания в мире. Ценой жизни одного человека будут убиты десятки из-за нарушения долга воина.

Учитель не обязан учить тому, что будет приятно его ученикам. На санскрите учитель обозначается словом «гуру», что переводится как «тяжелый». Очевидно, что тяжесть наставлений и нагрузки для нравственной стороны жизни подобна нагрузке для тела, которое оттого становится сильнее, что испытывает тяжесть, а не легкость. Предположим, что учитель нарушает долг в попытке обрести признание, почет, последователей или деньги. Такой учитель становится клоуном, который танцует перед публикой за признание и деньги, нарушая важнейшие принципы обучения, согласно которым обретать серьезные знания нельзя без нравственного воспитания. Если обучить негодяя боевым искусствам – он станет не просто негодяем, а опасным негодяем. А если же его обучить философии, он станет опасным и убедительным негодяем. Внешне мудрый и образованный человек без нравственного воспитания может убедить людей в ложных идеях, которые и станут основой нарушения правильного функционирования общества. В ведические времена учитель не брал плату за обучение и был полностью свободен в выборе и методах обучения. Он мог отказаться учить, наказать, прогнать, игнорировать ученика, если тот не учился должным образом. Но когда обучение становится зависимым от мнения ученика, учитель пытается подстроиться. В итоге возникают отклонения и нарушения принципов, которые опасны тем, что они одобрены авторитетом и потому неискоренимы.

Ведическим примером нарушения долга из сочувствия может являться неурочная беременность Дити. Дити, жена Кашьяпы, великого мудреца, испытывала сильное вожделения и хотела сыновей, потому обратилась к своему мужу с просьбой о зачатии. Время, в которое она обратилась к мужу, было самым неблагоприятным для зачатия, и её муж согласился зачать ей детей, но пообещал сделать это позже.

Майтрея сказал: Дити выслушала мужа, но, побуждаемая богом любви, не смогла справиться со своим вожделением. Словно потерявшая всякий стыд блудница, она вцепилась в одежды великого брахмана-мудреца.

Шримад-Бхагаватам. 3.14.30

После этого произошло зачатие, результатом которого стали два самых великих и ужасных демона: Хиранья и Хираньякашипу. Этих демонов не могли победить полубоги, а потом они в своё время захватывали власть над всем материальным миром и творили разнообразные бесчинства. Несчастьем всей вселенной на продолжительный промежуток времени стало сочувствие мудреца к его жене. Из сочувствия мудрец нарушил долг и удовлетворение своей жены превратилось в великие страдания для всех остальных. Конечно истинные причины этих событий скрыты от глаз, и их сложно объяснить, но для нас важно видеть живой пример того, что нарушение долга ради одного человека всегда оборачивается несчастьем для всех.

Границы сочувствия заканчиваются там, где начинается долг. Потому важно осознавать что мы делать обязаны, а что нам делать запрещено. Важно осознавать, исполнять и понимать свою дхарму и её истинное значение. Именно такой образ действий поможет не единицам, а всех живым существам. Дхарма ракшати ракшитам – защищай свою дхарму и она защитит тебя.

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован.