Источник пороков и грехов. Как невежество рождает порочность?

Пороки являются недостатками человеческого сердца, которые привлекают к низкой, греховной жизни. Пороки сподвигают на грехи, порабощают и делают зависимым от чрезмерных эмоций, желаний и чувств, которые невозможно контролировать. Зависимость от пороков может разрушить жизнь человека. Они могут быть сиюминутно привлекательны, но в долгосрочной перспективе сказываются негативно на эмоциональном, психологическом и даже физическом здоровье. Из этого следует, что следует бороться и избавляться от всяческих пороков. Но для того, чтобы бороться с ними нужно знать источник пороков и то, как он плодит пороки в сердце.

Источник пороков

Источник пороков – это невежество. При этом следует внимательно и глубоко разобрать данный тезис. Невежество бывает разных видов, но при этом всякое невежество плодит пороки. Пороки в свою очередь становятся источником невежества. И этот круг зацикливается. Опасность невежества в том, что оно не только отрицает истинное знание, но и искажает его под свои потребности. Невежество есть отсутствие знания по сути, непонимание. В контексте добродетели, даже необразованный, на вид невежественный человек, может быть праведным, хоть и не обладать хорошим образованием или эрудицией. Почему? Потому что невежество важно не в своей форме, а в своей сути. Интеллигентный, внешне обладающий безупречными манерами, может таить в своем сердце ужасные пороки.

Это важно понимать, так как воспринимать знание в контексте внешнего знания, которое мы можем поглотить словно таблетку и измениться, означает отказывать себе в подлинных внутренних изменениях. В изменениях своего сердца. Подлинное очищение от невежества возможно только при полной очистке сердца. Можно сколько угодно полировать до блеска золото, но если в нем будут примеси – оно не станет чистым.

Вода обтачивает камень снаружи, оставляя его неизменным внутри, но именно то, что находится внутри нашего сердца и определяет то, кем мы являемся. Наша сущность незримо проявляется в нашей жизни постоянно, создавая нашу судьбу манерами, поступками, мыслями, словами. Все это является лишь нашим отражением, проекцией на жизнь. Изменив свое сердце глубоко внутри, мы естественным образом меняем всю жизнь. Поэтому восприятие невежества должно строиться на представлениях о чистоте сердца, а не строиться вокруг количества знаний, эрудиции, начитанности, логике и способности овладевать разными науками.

Невежество, по сути, не только отсутствие знания, но и его противоположность, отрицание знания. Отторжение истинного знания может быть вызвано культурой, воспитанием, менталитетом, социальным предубеждением, собственным нежеланием меняться или простым безразличием, основанном на отсутствии веры в знания. Невежество – есть отторжение истинного знания, убежденность в ложных идеалах, ценностях.

Невежество на разных уровнях

Невежество следует рассматривать на нескольких уровнях:

  • ума
  • разума
  • сознания

Невежество на уровне ума

Невежество на уровне ума – это чрезмерная тяга к наслаждениям и выживанию. Все ценности строятся вокруг защиты от того, что вызывает страх и достижения того, что вызывает желание. Это бесконечная погоня за чувственным счастьем, стремление приобретать материальные блага ради наслаждения жизнью. Совершенно очевидно каким образом пороки возникают из такого невежества.

К примеру, гнев возникает, когда человек ожидает наслаждения, достойного обращения, уважения, когда он ожидает чего-то приятного для себя, приятного с точки зрения чувственного наслаждения. Но когда он не получает ожидаемого, желаемого – он испытывает гнев. Невежество указывает на чрезмерную тягу наслаждаться чувственным наслаждением. Чем сильнее невежество – тем сильнее человек подвержен гневу, так как его ожидания цепляются за всех и вся. Не было бы тяги к наслаждениям – не было бы гнева. Достаточно представить, что отменяется ожидаемая, желанная встреча. Может ли возникнуть гнев? Разумеется. Тем сильнее будет гнев, чем сильнее человек ожидал эту встречу. Но если отменяется неприятная, тяжелая, нежеланная встреча – гнева не будет.

Невежество на уровне ума становится источником пороков на уровне чувств, желаний. Человек желает неправильных вещей или неправильным образом. Слепое наслаждение без здравого смысла, которое приносит скорее страдание, нежели радость. Привязавшись к наслаждениям, которые обходятся ему слишком большой ценой, человек лишается контроля над своей жизнью, поступками, словами и даже мыслями. Чувства направляют человека, как непослушные кони направляют колесницу и остается только наблюдать к чему это приведет. Истинное знание учит нас освобождению от давления чувств, самоконтролю, дисциплине, обузданию чувств. Невежество же будет в нас взращивать механические желания, ожидания, мечты и страхи. От всего этого наши чувства будут вовлекаться в деятельность ради их удовлетворения, и мы, фактически, лишимся всякого контроля. Без контроля над собой, человек не сможет достигать своих целей. Вместо этого он будет потакать желаниям изменчивых чувств.

Рекомендуем также эту статью:  Покровительство – в чем искать прибежище человеку?

Настоящее наслаждение от чувств может испытывать только свободный человек, который способен держать их в подчинении. В противном случае теряя внутреннюю самобытность, человек лишается и возможности выбирать варианты поведения в разных ситуациях. Это уже делает его зависимым, а с зависимостью приходит неспособность естественно и расслаблено испытывать эмоции. Напряженные чувства искажают сознание, затемняют и подчиняют его.

Итак, невежество на уровне ума – это неконтролируемая тяга к наслаждениям. Эта тяга, воплощенное вожделение из невежества, и воплощает источник пороков. Из вожделения возникает гнев, жадность, обжорство, похоть, грубость, ненависть, жестокость и так далее. Бороться с таким вожделением возможно путем контроля ума и чувств.

Есть два способа контролировать чувства. Механический контроль и посвящение чувств чему-либо. Механический контроль означает, что в процессе медитации, мы приучаем ум думать в определенном направлении, которое мы контролируем. Когда мы оканчиваем медитацию – наши чувства склонны подчиняться, потому что весь процесс медитации – это процесс подчинения чувств, их концентрации на определенном объекте.

Второй способ, посвящение чувств, означает, что мы обращаем наши чувства в деятельность, сублимируем их. Избыток желаний пропадает, если мы заняты реализацией задуманной цели, но если мы не движемся к ней, то избыток желаний будет мучить нас. Даже интеллектуальную, эмоциональную и физическую энергию следует посвящать деятельности, ради того, чтобы их избыток не стал причиной эмоционального перенапряжения. Умеренное напряжение, как энергии и чувств, так и своего собственного характера становится основой умиротворенности. Из спокойных чувств, которые заняты деятельностью, рождается способность их контролировать. Сильные чувства, которые наделены мощью, будут подобны строптивому коню, который от избытка сил просто сбрасывает даже опытного всадника с себя. Посвященные чему-то чувства будут направлены в правильное русло, а значит и, в какой-то мере, обессилены настолько, что мы сможем их контролировать.

Невежество на уровне разума

Источник порока на уровне разума означает, что человек живёт неправильными представлениями о жизни. Речь заходит уже не о ситуативных эмоциях и чувствах, а о неверной картине мира. Тем более это становится актуально, с понимаем того, что природа каждого человека имеет собственную, уникальную картину мира, которая искажается под влиянием культуры, воспитания, опыта, менталитета, образования и окружения. Индивидуальная картина мира накладывается на универсальные принципы правильной жизни, формируя совершенное представление о жизни. Совершенное представление о жизни – есть истинное знание для разума. Искаженное представление о жизни – есть невежество на уровне разума.

Искаженное понимание картины мира и неправильное представление о жизни создает противоречия в человеке, которые вызывают страдание и потребность торговаться с совестью. Противоречие в индивидуальной картине мира будет вызывать неудовлетворенность жизнью, деятельностью, отношениями и самим собой. Следствие обретения себя – обретение полной внутренней гармонии, как чувств, так и разума. До тех пор, пока человек не познал себя – он будет порочным от противоречий. Он может быть безупречным в поведении, но его порочность заключается в отказе от предназначенного ему пути. Отказ от исполнения долга, который дарован самим миром, Богом – это есть непринятия себя, нежелание идти по своему пути. Но идя по чужому пути, человек не только оставляет свой, но и занимает чужой, совершая двойной грех.

Из неудовлетворенности также растут пороки, ведь напряженные чувства есть источник порока. Вожделение будет возникать как желание заполнить внутреннюю нереализованность чем-то вещественным. Сексом, алкоголем, наркотиками, едой. Это будет простой самообман, в особенности это видно в гордости, когда человек убеждает себя в собственной правильности и ищет подтверждение этому в глазах других. Но такой напряженный, неестественный поиск уже указывает на отсутствие уверенности в своем пути, жизни. Подлинная уверенность, абсолютное превосходство, не нуждается в подтверждении, ни внутри себя, ни в глазах окружающих. Главное, чтобы сила, дарующая такое превосходство, была добродетельной, лишенной страсти и желаний.

Рекомендуем также эту статью:  Духовное сознание – эстетика божественного присутствия

Отсутствие удовлетворенности порождает смятение сознания, которое является открытой раной для инфекции пороков. Твердый и целостный разум, утвержденный на своем пути не склонен впадать в порок, ведь он находит полное удовлетворение в своей жизни, а значит и пороки ему попросту незачем. Зачем мужчине изменять своей жене, если он абсолютно удовлетворен и понимает, что причиной удовлетворенности становится его верность семье и самому себе? Подобно этому, тот, кто обрел себя не будет обольщаться на ложные ценности, видя подлинное значение добродетели, главное из которых – смирение, осознание своего положения.

Важно также понимать существование фундаментальных принципов жизни, которые предназначены для всех людей. Это морально-нравственные принципы, которые провозглашались во всех религиях и культурах. Умеренность, усердие, щедрость, сострадание, чистота, правдивость, справедливость, дисциплина, милосердие, самоконтроль, удовлетворенность, вера. Эти принципы фундаментальны, так как провозглашены Богом, из Которого исходит понятие о правильном и неправильном, о добродетели и грехе. Источник порока проявляется как незнание правильной жизни. Такое невежество становится причиной неосознанных пороков, которые могут, тем не менее присутствовать как убеждения, привычки, культурный слой. Человеку следует обрести знание о том, что является правильным, а что является неправильным. Руководствуясь этим знанием следует действовать в этом мире. Священные тексты являются источником подлинного знания.

Источник порока на уровне разума означает, что человек живет неправильно, как с точки зрения общечеловеческих ценностей, так и отрицая собственную сущность, предавая себя иному, чужому пути. Из этого, как уже было описано, возникает неправильное поведение – из-за незнания или перенапряжения чувств. Неправильное поведение уже есть порок. Неправильное представление о жизни становится источником пороков, грехов. Отсутствие знаний о том, как следует себя вести, а как не следует – есть источник пороков.

Невежество на уровне сознания

Это невежество можно назвать ложным эго или фундаментальным, первичным невежеством. Ложное эго заставляет человека принимать вечное за бренное, а бренное за вечное. Принимать себя не за вечную душу, которая является основой нашего существования, а за бренное тело, которое меняется каждый день. Ценить изменчивое и пренебрегать вечным – это невежество самого сознания, фундаментальное невежество. Мы принимаем душу за нечто эфемерное, практически несуществующее. Но не будь у нас души, не было бы и нас самих, так как мы и есть душа. Основа нашего существования, подлинное Я – это душа. Отсутствие понимания этого является не только источником всех пороков, но и главной причиной невежества на всех уровнях сознания.

Осознав себя в духовной связи с Богом, живое существо обретает духовное видение мира. Видя все в свете истины, человек просто не может быть порочным, так как порок становится ему чужд, противен его естеству. Чистое счастье одухотворенного бытия очищает сердце от всей грязи и позволяет существовать без притязаний на окружающую действительность, как условие своего счастья. Счастье уже есть и остается лишь существовать. Но духовное существование это не прозябание – это посвящение самого себя Богу, своей природы, талантов. С такой точки зрения, мы уже способны видеть свой путь и его конечную цель, то ради чего мы идём по этому пути. Ради Бога. Он – источник нашего существования, Тот, кто всегда был с нами с незапамятных времен и ни на секунду не оставлял нас. Даже в те моменты, когда мы ради временных проблем отворачивались от Него. Любовь Бога к нам вечна, чиста и духовная. Задача человека осознать свою любовь, восстановить духовную связь и обрести вечное блаженство в царстве любви Бога.

Источник пороков и грехов. Источник добродетели

Источник пороков – невежество. Источником добродетели является подлинное знание. Обладание знанием, которое реализовано на практике, способно даровать человеку абсолютное счастье, обретение себя в самом настоящем смысле и достичь высшей цели жизни. До тех пор, пока человек поглощен невежеством – он будет вынужден страдать от своих пороков, одурманенный ими тем сильнее, что они сначала приносят наслаждения, а затем являются причиной страданий. Вывод прост – источник порока это невежество. Избавиться от него – задача любого разумного человека, который желает достичь счастья и совершенства.