Негативное развитие личности и характера: факторы и тенденции
Рост личности является закономерным результатом осознанного взаимодействия с миром. Человек приобретает осознание себя, окружающего мира, других людей. Эти знания и опыт дают возможность правильно действовать, принимать верные решения и не отклоняться со своего пути. Однако неправильное развитие личности или характера приводит, в конечном итоге, к нежелательным последствиям. Негативное развитие личности и характера становится причиной несознаваемых заблуждений, постоянно совершаемых ошибок и неправильных парадигм, которые выработаны в ходе нарушения методики развития. Ложные умозаключения приводят к постоянному совершению ошибок, что не даёт правильного плода развития – компетенции, которая позволяет ошибок избежать.
Что такое негативное развитие?
Негативное развитие – это такое развитие, в ходе которого возникают фундаментальные, но несознаваемые ошибки, упущения и отклонения.
Следствием этого является игнорирование базовых правил и методов развития, отказ от принятия правильных представлений и попытка сохранения комфортной независимости при ощущении собственной значимой компетенции.
Негативное развитие становится одной из главных причин долговременного сохранения ошибочных умозаключений, неправильной практики или представлений. Это касается не только развития знаний или внутренней жизни, но и вполне практичных навыков. В приобретении знания негативное развитие проявляется как ложное ощущение компетенции, которое не даёт возможности увидеть свои ошибки, вместо этого затрачивая внимание либо на восприятие собственных знаний или достижений, либо на ошибки других. То есть такой человек имеет чрезмерное ощущение собственной квалификации, значимости. Это не даёт ему возможности расти и развиваться за счёт того, что все остальные знания и люди, как источники знаний, кажутся малозначительными.
Негативное развитие знаний создает фразу «Я все знаю» или «Ничего нового я уже не узнаю» ключевой для познающего. И, так как человек – существо всегда несовершенное, это становится причиной невозможности приобретать знания в дальнейшем ни качественно, ни количественно. Такая ошибка просто отнимает интерес к познанию, так как ощущение компетентности внушает чувство совершенства, законченности при том, что проблемы и недостатки есть, но связываются они с внешними факторами.
Негативное развитие навыков проявляется как фундаментальные и устоявшиеся ошибки в выработке навыков, техники. Привычка совершать действие неправильно не только ухудшает потенциал развития, но и не дает совершенствовать навык дальше. Получается такая ситуация, при которой упорные тренировки приводят к ощущению мастерства, но фактическому отсутствию такового.
Чем вредно негативное развитие?
Негативное развитие опасно тем, что фундаментальные ошибки становятся образом действий, а неправильное обучение становится методом развития. В итоге такой человек крайне редко способен самостоятельно осознать свои недостатки, так как ощущение компетентности блокирует возможность такого осознания извне. А изнутри это сложно, так как все сознание занято когнитивным искажением собственного совершенства. Первая опасность заключается в том, что вероятность самостоятельного исправления фундаментальных ошибок крайне невысока.
Вторая опасность заключается в постоянном совершении ошибок из-за фундаментальных пробелов или ложных представлений о чем-либо. Это достаточно просто понять. Например, возьмем боксера, который тренируется только на боксерской груше. Он бьет быстро, сильно, может быть, даже технично, так как он выработал навык. Но если поставить его на ринг, то фундаментальная проблема будет заключаться в отсутствии защиты, маневров, реального опыта спаррингов и слабой работе ног. Ощущение мастерства здесь достигнуто за счет самостоятельной работы, проявлением мастерства в которой является активное избиение груши. Но реальность заключается в том, что груша не может дать отпора, а другой боксер может. Точно так же и в практике познания многие люди оперируют лишь приобретенными в определенной области знаниями, при этом, стараясь, распространить свою компетентность на все сферы жизни. Таким образом, отсутствие целостной системы знаний или целостного навыка приводит к ошибкам и слабым фактическим результатам.
Третья опасность носит социальный характер, так как ощущение собственной совершенной компетенции неизменно беспокоит человека, побуждая его стремиться передать свои знания или навыки другим. Проблема заключается в том, что отсутствие реальной компетенции при твердой убежденности в ней часто привлекает людей не очень разбирающихся в специфике определенной области навыков или знаний. Возникает ситуация, при которой некомпетентный человек обучает других людей. В лучшем случае такого учителя никто не будет слушать, в худшем – он побудит других точно так же получать сомнительные знания или неправильные навыки, а после передавать их другим.
В итоге получаем три опасности:
- Неспособность самостоятельно избавиться от фундаментальных проблем из-за ощущения ложной компетенции;
- Постоянное совершение ошибок из-за неполного знания и неправильной техники;
- Побуждение других к точно такому же образу действий через стремление научить чему-то других.
Таким образом, получается обратный результат от позитивного развития. Навыки и знания утверждаются на откровенно плохом уровне при том, что реального развития нет. По сути, из-за гордости люди теряют крайне важную способность развиваться, пускай и жертвуя гордостью. Тенденция негативного развития сводится к закреплению неправильных навыков или системы знаний при всевозрастающем ощущении ложного мастерства. Если человек убежденно заблуждается полгода – это один случай, если он же убежденно заблуждается двадцать лет – случай уже совершенно иной.
Факторы приобретения негативного развития
Основными факторами негативного развития являются:
- несистематизированное приобретение навыков или знаний;
- отсутствие правильных представлений об обучении и сфере деятельности;
- отказ от принятия компетенции от более опытных людей
Несистематическое приобретение знаний и навыков – это, пожалуй, самая распространенная причина ощущения ложной компетентности. Некоторые люди испытывают удовольствие от познания, чтения книг, лекций или занятия спортом, но делают это несистематически, непостоянно и не постепенно. Это проявляется как чтение абсолютно несвязанных источников информации, которые носят как разный характер, так и разный уровень познания. При этом знания не оформляются в стройную систему, которая не противоречит сама себе. Однако сам процесс познания часто становится причиной возникновения компетенции без реального её обладания. В итоге знания человека носят характер разобщенных и зачастую бесполезных, в силу неспособности их применять, фактов, которые хоть и кажутся впечатляющими на первый взгляд, но не носят ни характер понимания, ни практического применения.
Применимо к спорту: это все тот же пример с боксером, который черпает ощущение компетенции только из работы с грушей. В итоге он получает впечатляющую силу и скорость удара, а также отсутствие других важных компонентов, в том числе и ощущения дистанции, которая не даёт возможности нанести удар по движущейся цели.
Противовесом этому фактору является систематическое и направленное развитие. Пример того, как систематически приобретаются знания:
Очень многие из молодых людей, желая ознакомиться с психологией, принимаются за изучение больших сочинений по психологии. Такого рода изучение нужно считать малоцелесообразным. Большие сочинения предполагают такие подготовленные сведения, которых не может быть у молодых людей. Поэтому, прочитав много страниц, они фактически обогащаются очень немногими познаниями. В изучении больших сочинений в короткое время есть ещё одна сторона, которую можно считать вредной, именно она вырабатывает привычку к тому, чтобы серьезные и трудные книги прочитывались, в то время как они, по существу дела, должны изучаться.
Молодые люди должны всячески избегать несистематического изучения. Для систематического изучения психологии необходимо предварительно ознакомиться с «основами» психологии по какому-нибудь учебнику, и ознакомиться притом самым тщательным образом
Г. И. Челпанов. Предисловие к Учебнику психологии 1915 г.
В приобретении знаний необходимо начинать с изучения базовых понятий, точно так же, как в спорте необходимо сначала иметь должную физическую форму и базовые навыки, прежде чем овладевать серьезной техникой.
Отсутствие правильных представлений формует неэффективную парадигму на основании собственных предпочтений и отсутствия реального опыта. Представления об обучении дают возможность сформировать долговременный план приобретения знаний или навыка, игнорируя негативное развитие, а также придерживаться этого плана. Правильные представления как о процессе обучения, так и о самой деятельности – это фундамент правильного развития. Неправильное представления о знаниях заключается в том, что знания приобретаются с целью обрести какое-то материальное благо, тогда как на самом деле знания должны быть средством для нравственного совершенствования. Конечно, речь идёт не о знаниях наук или теорий, а о философских знаниях, опыте, мировоззрении и тех качествах, которые проявляются через эти знания.
Чтобы понять как неправильное представление формирует неэффективную парадигму, достаточно взять простой пример. Предположим, человек посмотрел боевик. Там главный герой неуязвим, абсолютно точен в стрельбе, непобедим в рукопашном бою, у него не заканчиваются патроны, и он никогда не устает. А в конце его ожидает приз в виде несметных богатств и красивых женщин. Формируется представление о том, что война – это очень простое и приятное дело. А также то, что таким героем может стать каждый. Это может побудить болезненное желание отправиться воевать, чтобы стать «героем» и получить приз. Попав на войну, такой человек обнаруживает, что в него тоже стреляют, что он промахивается, устает, боится, что он может умереть в отличие от героя боевика. Это неправильное представление, которое может привести к напрасной гибели.
В познании неправильные представления формируют множество нравственных дефектов, которые утверждаются в человеке, давая ему ощущение сверх уникальности его личности и проблемы, игнорируя все предписания и запреты, которые полагаются в данной ситуации. То есть отсутствие представлений не даёт возможности применить принципы на практике, заставляя человека постоянно отклоняться в силу разных мотивов и побуждений.
Два предыдущих фактора являются следствием отсутствия компетентного наставника в определенной области. Отсутствие понимания и опыта не дают понимания важности систематического изучения и правильных представлений. Отсутствие учителя делает обучение хаотичным и непостоянным. Методы, практики, направление развития сменяются, так как нет эффективных результатов или способности тяжело трудиться ради достижения цели. Тогда как при наличии учителя все достаточно просто – достаточно делать то, что нужно делать и не делать то, что не нужно делать. Самостоятельные тренировки без понимания принципов физиологии превращаются в случайный набор упражнений, и только тренер может направить человека на правильный и сбалансированный режим тренировок, замечая его индивидуальные особенности и проблемы. К морально-нравственному образованию это применимо в ещё большей степени.
Влияние неправильного развития на личность и характер носит крайне негативный характер. В повседневной жизни человек может быть адекватным, но стоит задеть область его «компетенции», как его желание что-либо доказать, спорить или просто продемонстрировать свое превосходство становится причиной социальной неловкости, так как ощущение компетенции может перевешивать осознание социальных норм. Такая проблема становится архетипичной – чувство мастерства становится ключевым, и целью общения становится его демонстрация. Под влиянием этого формируется личность, которая неуместно ведёт монологи о том, что собеседнику может быть крайне неинтересно.
Исправление негативного развития будет заключаться в том, чтобы трезво взглянуть на собственные проблемы и найти способ их решения. Чаще всего достаточно обратиться к компетентному человеку в какой-либо области. Но следует понимать, что сохранять чувство независимости и мастерства в такой ситуации нельзя, так как эффекта от обучения не будет. Желание исправить фундаментальные ошибки должно сопровождаться смирением и способностью признаться себе в собственных недостатках. Это и будет первым и самым важным шагом к позитивному преобразованию навыков, знаний, а также самого характера.