Знания

Брахман, Мудрец – предназначение, жизнь и обязанности.

предназначение брахман

Как известно, в ведической философии существует классическое распределение четырех психотипов в человеческом обществе: брахманы, кшатрии, вайшьи и шудры. Если вы не знаете что эти слова означают, можете прочитать вот эту статью, а если знаете, но не можете понять к какой себя причислить – вот эту. В этой статье мы поговорим о том, какое предназначение брахмана в современном мире и немного затронем тему деградации общества, которую необходимо понимать для того, чтобы понять, кто такой брахман.

Предназначение брахмана всегда связано с интеллектуальной и духовной деятельностью. Это фундаментальный принцип. Это не только наилучшая область деятельности для применения талантов брахмана, но единственная сфера, которая реально интересует человека с таким складом характера. Остальные вещи служат лишь способом поддерживать существование или получать средства для выполнения подходящей деятельности.

Брахман занимается интеллектуальной и духовной деятельностью

Деятельность брахмана включает в себя: изучение и обучение других интеллектуальным и духовным дисциплинам, совершенствования нрава общества собственным примером и наставлениями, сохранение духовных и совершенствование интеллектуальных знаний. Совершение такой деятельности требует не только предельной концентрации и определенного образа жизни, но и достойной компетенции в соответствующих областях. Склонность к приобретению знаний – природная черта брахманов, а потому им не составляет труда накапливать, обрабатывать и передавать знания другим, учитывая как этическую сторону передачи знаний, так и способности тому, кому знания передаются. Не-брахман обычно не так хорошо передает знания: кшатрий подобен тренеру, который просто отсеивает непригодных, если те не подходят под его формат обучения, а вайшью больше заботят деньги, нежели целостность и польза передаваемых знаний. Брахман природно обладает качествами правдивости и милосердия, а потому только он способен передавать знания в правильном формате.

Самое важное в брахмане – это стремление к духовному совершенству. Это означает, что для брахмана всегда важна цель жизни, высший идеал и знания брахмана должны быть направлены на то, чтобы обрести такой идеал. Наивысшим идеалом в ведической философии считается Верховный Господь, а потому брахманы чаще всего религиозны и верующие, обращая свой внутренний взор к Богу.

Интеллектуальная и духовная деятельность естественно привлекает брахмана, но в современном обществе практически нет таких институтов, где было бы возможно развить брахманические способности, а потому образование и духовная сфера деградируют.

В современном мире существует лишь несколько возможностей брахману реализовывать себя с детства: родиться в семьи по-настоящему образованного человека, который поймет предрасположенность ребенка, обрести духовный авторитет с раннего возраста или в следствии естественной склонности к религиозности и стремлению к знаниям самостоятельно приучать себя как к интеллектуальному, так и к нравственному совершенству.

В строгом смысле, брахманом нельзя назвать никого, кто выходил бы за пределы ведической цивилизации, так как брахман это не только качества и стремления, но ещё и квалификация, культура, воспитание.

Предназначение брахмана – обучать и подавать пример

Первое предназначение брахмана – это обучение людей. Причем обучение не материальным наукам, а духовным знаниям. Или такое обучение, которое привело бы к совершенствованию характера учеников. Можно обучать боевым искусствам сделав из ученика машину для убийств, которая не имеет никаких ограничений. А можно воспитывать чувству долга и умеренности, сделав из того же самого ученика достойного и сильного человека, который не будет употреблять свою силу неправомерно.

Обучение людей должно происходить вместе с принципами сострадания, милосердия, терпения, чувства долга, бескорыстия. Брахман не имеет взимать плату за обучения или просить чего-то, но в обязанности ученика входит благодарность учителю. Если брахман обучил чему-то, но не научил благодарности – такой учитель ничего не получит. Обучение должно строиться на принципах правильной передачи знаний, где брахман имеет бескорыстную цель передать знания правильно. Брахман не должен опускать до потворства слабостям учеников слишком сильно позволяя им оставаться на своём уровне, но вместе с тем он не должен превращаться в дрессировщика, который оставляет ученика после первой неудачи. Обучение это взаимный процесс, который требует как много времени, так и много сил. Однако, в отличии от материалистичного обучения, морально-нравственное обучение меняет человека полностью. Можно обучить человека драться и тогда получим потенциального преступника, а можно воспитать в нем положительные качества и тогда преступление умрет в зародыше, а может и вовсе будет предотвращено чужое преступление.

Как научить брахмана обучать других людей?

Обучать брахмана может только другой брахман, который имеет значительный опыт как в предмете обучения, так и в самом обучении. Брахман по природе психочувствителен, а потому каждую ситуацию, которая с ним происходит в жизни склонен анализировать и делать из неё выводы. Таким образом приобретая опыт и компетенцию из, казалось бы, повседневных вещей. Обучить брахмана не-брахман не может, возможно только поддержать его, мягко указывая на недостатки и неправильные поступки, не вызывая стыд или чувство вины.

Как пример брахмана влияет на общество?

Брахман воплощает собой идеал следования обетам, принципам и заповедям. Если брахман строго следует своим принципам, он естественным образом распространяет их на окружающих. Когда священник в церкви позволяет себе выпить прихожанин может подумать: “Ну батюшка пьет, почему мне нельзя?”. Поэтому брахман несет куда большую ответственность за свои поступки, чем это может показаться на первый взгляд. В Бхагавад-Гите говориться о том, что по стопам великих следует все, и чтобы не сделал великий человек это признается за истину. Брахман является духовным и нравственным индикатором общества, воплощая собой добродетель – он распространяет её на всех окружающих, воплощая порок – распространяет точно также.

Немного поговорим о том, как неправильный духовный пример подражания может привести к деградации общества. В Варанаси живут так называемые саддху, которые считают себя поклонниками Шивы. Шива великая и возвышенная личность. Однако брать пример с настолько возвышенных личностей запрещено, так как то что дозволено Шиве – недозволено обычному человеку.

“Саддху” курят гашиш, пьют алкоголь и едят мясо, делая из этого как бы духовную практику. Некоторые ещё и трупы людей поедают. Известный факт – Шива курит гашиш, однако это совершенно не обозначает, что любой может просто взять и начать курить гашиш почитая себя за святую личность. Если они следуют за Шивой в таком приятном деле, то почему бы им не попробовать завести семью, ведь Шива семьянин? Или попробовать выпить океан яда, ведь Шива сделал это? Почему такие лже-саддху живут на подаяния, если Шива самостоятельный и самодостаточный? И ещё, почему эти лже-саддху не поклоняются Вишну, если Шива – преданный Вишну?

Рекомендуем также эту статью:  Ненасилие – принцип и философия мирного сосуществования.

Они не имеют права имитировать Шиву, потому что Шива – могущественный полубог, а они простые люди, при этом погруженные в невежество.

Тот, кто не является могущественным ишварой (повелителем мироздания), не должен пытаться подражать поведению великих личностей даже в уме. Если же какой-нибудь глупец все же попробует подражать их поступкам, его ждет неминуемая гибель, как ждет она того, кто, не будучи Рудрой, попытается выпить океан яда.

Шримад-Бхагаватам. 10.33.30

Таким образом, Варанаси – священный город, обрамляющая Гангу, стала столицей наркоманов, куда съезжаются люди, чтобы покурить дурь. Пример, которые подают “брахманы” приводит к всеобщему пороку, так как одним из главных запретов в ведической культуре является запрет на наркотики. Ответственность за это лежит на каждом негодяя, которые притворяются брахманами.

Убийце души, кем бы он ни был, уготованы планеты, известные как миры безверия, погруженные в темноту и невежество.

Шри Ишопанишад. Мантра Третья.

Брахман – пример подражания

Итак, второй долг брахмана – подавать правильный пример, быть совершенным на уровне качеств, черт характера и поступков. Самое главное что должен делать брахман – это воплощать духовные принципы, говорить о них и не иметь разницы между делом и словом. Брахман не должен обучать тому, чему сам не владеет. Если брахман пьет, он не может обучать чистой жизни, так как алкоголь лишает чистоты и разума. Поэтому и в процессе обучения, и в воплощении идеалов брахман обязан как никто другой следовать морально-нравственным принципам.

Почему важно быть чистым изнутри для брахмана и соответствовать своим словам и не иметь различия между словом и делом? Помимо ответственности за уровень нравственности в обществе, брахману важно быть честным ещё и потому, что от этого зависит его способность обучать людей в назидательной манере. Я думаю, всем очевидно, что пьяница не сможет научить людей трезвости. Это работает почти мистически – когда мы видим человека, который лишён наших пороков, мы способны от общения с ним перенимать его способность противостоять вредным привычкам и качествам. Это могущество брахмана, и он должен относиться к нему внимательно.

Была история о том, как к одному брахману подошла женщина с ребёнком и посетовала на то, что ребенок слишком любит сладости и она никаким образом не может его уберечь от поедания конфет. Дети любят сладкое и могут съесть очень много сладких вещей. Брахман сказал, чтобы она пришла через две недели. Женщина вернулась через две недели, и брахман сказал мальчику: «Не ешь много сладкого» и отпустил их. Через неделю женщина возвращается и говорит: «Невероятно, это помогло. Но почему вы сразу не сказали этого и пришлось так долго ждать?». Брахман ответил: «Видете-ли, я очень люблю сладкое, и мне пришлось отказаться на две недели от него. Потому что иначе я бы не смог помочь вам».

А теперь вспомните поведение представителей традиционных брахманических сословий, и это будет небольшим мерилом того, что называют «прогнившее общество».

Предназначение брахмана

Итак, предназначение брахмана – быть примером и обучать людей. Всё это наделяет брахмана очень высокой ответственностью, фактически делая из него единственную возможную личность, которая может отвечать за нравственность в обществе. Кшатрии наказывают за нарушение закона, им особо нет дела до внутренней нравственности. Пока закон не нарушен, кшатрий не имеет права кого-либо покарать. Закон построенный на материалистичных, а не духовных ценностях всегда будет подводить народ к преступлениям, так как будет нарушать логичные и моральные принципы функционирования общества. И нравственности нет, и законность отсутствует. Истинный закон держится на понимании социальной ответственности и совести, а это возможно только при внутренней цивилизованности.

Брахман обязан в любое время, место и при любых обстоятельствах исполнять свой долг, кроме тех случаев где это очевидно повредит кому-то или поставит возможность исполнять долг под сомнение. Это не означает, что в ходе исполнения долга допускает нарушение принципов, скорее это означает что брахман имеет некую свободу в выборе учеников, слов и темы наставлений, что необходимо для успешного обучения.

Деятельность на благо мира

Третье предназначение брахмана – это деятельность на благо мира. Чаще всего это приобретает форму деятельности, сопряженной с поддержкой других: благотворительность, поддержка и направление других или духовная деятельность. Деятельность на благо мира для брахмана – это распространение духовного знания, которое бы помогло избавиться от страданий в мире. Материальный мир назван Дукхалайа – Обителью страданий и материальными путями это не решить. Брахмана не должно интересовать экономическое процветание – этим занимаются вайшьи и кшатрии, брахман должен заботиться о душах людей.

Брахман может поддерживать мир молитвами, обрядами, жертвоприношениями, распространением знаний и повышением уровня культуры и цивилизованности как общества в целом, так и конкретных людей в отдельности.


Брахман простыми словами

Брахман – это духовная и нравственная опора общества, который должен заботиться не внешних, временных материальных условиях, а о нравственности, религиозности и духовности людей. Даже интеллектуальная деятельность служит лишь инструментов для распространения знаний и правильных порядков. Поэтому людям очень важно не только правильно обращаться к брахманам, четко понимая какому примеру следовать, а какому нет, но и самим понимать степень своей ответственности за состояние общества в котором они живут. Горе улья – горе пчеле. А брахману следует посвятить свою жизнь служение Господу и исполнению духовных и нравственных обязанностей без чувства корысти или желания почета. Только тогда такая деятельность приведет к положительным изменениям.

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован.