Как использовать знания правильно?
Наше время является пиком насыщенности информации, которая проникает в каждую область жизни человека. Если раньше мы имели достаточно ограниченный доступ к различным источникам знания, то сейчас мы можем получить невероятный объем информации не выходя из дома. Книги сейчас как никогда доступны, не только потому что сейчас развивается торговля книгами и книгопечатание, но и потому что доступ к ним может быть получен и в электронном варианте. Такой поток информации ставит порой человека в тупик. Ведь знаний так много, что сложно становится понять как использовать знания на практике.
Знания несомненно важная вещь, которая не только позволяет одному человеку достичь успеха, но и позволяет развиваться всему обществу. Ценность информации растет с каждым днем, но, к сожалению, количество информации растет быстрее. И мы часто можем стать заложниками безумного потока разных фактов, исследований, теорий, которые сбивают с толку и перетягивают наше внимание от одного интересного факта, к другому. В эту борьбу включена реклама и идеология. Так что с каждым годом человеку становится сложнее определить своё место в этом потоке знаний и не только понять как найти знания, но и как правильно использовать знания.
Проблема информации и использования знаний
Мы уже понимаем, что современная структура источников знаний ставит перед нами несколько сложностей, а именно:
- слишком большой объем информации
- быстрый ритм жизни
- культура максимализма
- образ успешного успеха
- отсутствие последовательности
Слишком большой объем информации и быстрый ритм жизни формируют отношение к знаниям, как к некой жвачке-панацеи, прожевав быстро которую можно избавить себя от всех проблем. А если и нельзя, то можно найти новую. И так образ жизни человека и его отношение к знанию часто сформированы вокруг необходимости найти максимально простой, универсальный, доступный и эффективный способен решения всех проблем, который бы не требовал долгого освоения.
Такое отношение формируется как результат культуры максимализма и успеха, когда молодые люди воспринимают культуру, которая доносит им только чрезвычайно успешные образы, как единственно верную модель поведения. В итоге, многие молодые люди смотрят на чужой успех и жаждут получить его здесь и сейчас, желательно без усилий. Спрос на знания для достижения быстрого и легкого успеха создает предложение в виде различных торговцев информацией, которые просто используют возможности для собственного обогащения, не давая при этом ничего полезного.
С одной стороны, быстрый ритм жизни, где человеку не дано принять сознательного решения относительно того, кем ему должно быть. В 17-18 лет, когда молодые люди определяются с профессией, они в действительности не могут знать, чем им следует заниматься. Но общество устроено так, что они должны принять быстрое решение. И это решение больше похоже на тычок в небо. Редко кому везет не только попасть, но и сохранить интерес и вовлеченность, даже если профессия подходит.
Итак, формируется ситуация при котором знания с одной стороны являются ключевым фактором успеха и достижения цели, а с другой ритм жизни и культура побуждают человека к непоследовательному отношению к знаниям. Это проявляется в виде бесконечных поисков своего места, попытки которых сопровождаются не усилием и дисциплиной, а принципов: «мне не понравилось и сложно, наверное это не моё». Такая идея непоследовательности рождается из необходимости добиться быстрого и легкого успеха. Но на деле, быстрый, легкий и успех – это три взаимоисключающих параметра. Разумеется их можно совместить, но это будет сопряжено с различными нарушения закона как юридического, так и морального.
Использовать знания следует правильно
Осознав проблему использования знаний нам следует в первую очередь выработать правильную культуру восприятия знаний. Нам следует понимать, что правильно воспринятое знание – это то, что останется с нами на всю жизнь и сформирует наш характер на очень продолжительное время. При этом знания формируют характер глубоко и незаметно. Человек становится тем, что он воспринимает каждый день, а потому особенно важно не только каждый день воспринимать правильные знания, но и относиться к этому внимательно и усердно. Из этого следует понимать также и то, что правильное отношение к знаниям означает отказ от того, что знаниям противоречит. К примеру, знание спортсмена – это знание о взаимодействии с телом для его наибольшей эффективности. Это может быть знание о правильном питании. Если спортсмен знает, как правильно питаться и соблюдает это – он обладает знаниями. Но если он это игнорирует – это значит что он не использует знания, а значит и не обладает ими в должной степени.
Первый элемент культуры восприятия знаний – это последовательное применение их и соблюдение правил. Второй – это отказ от невежества, как антипода знаний. Следует разъяснить общие правила использования знаний:
- Знания должны быть полноценны
- Эффективное применение знаний приходит только после практики
- Знания должны переходить в привычку
- Невозможно применять множество знаний одновременно
- Нельзя недооценивать или переоценивать теорию
Знания должны быть полноценны
Осознавая проблемы восприятия знаний в современном обществе, нам следует первым делом понять, что эффективность применения и владения знаниями зависит от их полноценности. Часто можно встретить ситуацию, когда возникает серьезное желание как можно скорее применить знания на практике. Но это желание сопровождается неполноценными знаниями. Как итог может возникнуть разочарование или нежелание дальше изучать что-либо, так как больше ожидания не оправдались.
Нам следует понять, что прежде чем применять знания на практике их следует не только опробовать в неком тренировочном варианте, но и полноценно изучить. Иначе не избежать неудачи, которая бы оттолкнула наше сознание от дальнейшего изучения. К примеру, мы изучаем физические тренировки. И если мы не до конца понимаем как следует тренироваться и игнорируем, например, разминку и технику безопасности, то тренировки скорее всего закончатся не просто отсутствием результата, но и травмами. Чтобы избежать этого, следует использовать знания постепенно и изучать их как можно более полноценно.
То есть, если мы и хотим употребить наши знания в практику, то следует делать это в тренировочном варианте и выбирать наиболее простые варианты. Собираться выращивать растение, которое требует серьезного подхода к заботе о нём, не имея опыта в этом деле – обречь себя заранее на провал. Следует начинать с простого, тем не менее даже к этому простому делу следует подходить с вниманием, усердием, последовательностью и терпением. Но также и с энтузиазмом, понимая что даже если у нас что-то не получиться, то это лишь прибавит нам опыта и покажет собственным ошибки.
Эффективно использовать знания
Эффективно использовать знания становится возможно только после практики. Возьмем к примеру практику медитации. Многие люди начинают заниматься медитацией, ожидая чудотворного и перманентного эффекта. Но на деле оказывается, что этот навык требует не только освоения и тренировки, но и поддержания. Если прекратить тренировать ум, он быстро возвращается в исходное состояние. Таким образом, нам следует понимать, что настоящего эффекта мы не сможем добиться в первое время. Отсутствие такого понимания – частая причина того, что люди бросают важные знания до того, как возникают первые плоды. Поэтому к делу следует подходить с терпением, а не ждать что результат возникнет сиюминутно.
С другой стороны, мы должны сохранять активность и стремиться как можно правильнее все выполнять. Бывает и такое, что практикующий медитацию не получает результата из-за неправильной техники. Не исправляя это, он сталкивается с тем, что результатов так и не возникает. Это неправильное терпение: всегда нужно стремиться делать все правильнее и точнее. В этом суть мастерства, которое и дает желанные плоды. Эффективное применение знаний возможно только после практики. До этого, знания будут проявляться где-то неуклюже и не уверенно, а где-то они будут наполнены самоуверенностью, которая разобьется при первой неудачи.
Знания должны переходит в привычку
Когда мы часто применяем знания – их применение становится естественным и автоматическим. Мы уже не будем замечать то, что долго отрабатывали, ведь для нас это станет естественным. Это касается и работы над собой. Каждый раз, когда мы совершаем волевое усилие, для изменения своего характера это становится привычкой. И вскоре мы уже не будем замечать, как мы избавляемся от наших дурных привычек, и приобретаем полезные. К примеру, каждый раз подавляя гнев сознательно, мы приобретаем способность контролировать наше раздражение. Со временем это становится естественным поведением, а вскоре и самого гнева не возникает. Так как гнев распространяется не от раздражения, а от его проявления. Он во всем подобен пожару – если остановить его раньше, он не нанесет серьезного урона. Но остановить гнев когда он уже полностью проявлен в ярость практически невозможно.
Применение знаний становится естественным когда мы правильно и продолжительно практикуем их, при этом не совершая ошибок. То есть для привычного знания нам нужно отказаться от невежества. Если мы обладаем знанием о том, что читать полезно – это становится привычкой, когда мы проявляем это знание на практике. Но если мы несколько дней не будем читать, имея в сознании мысль о том, что читать не так уж и полезно – это уничтожит привычку чтения.
Особенно важно переводить знания в разряд привычки по причине того, что человеческое сознание не может держать слишком много объектов в локусе внимания.
Локус внимания использования знаний
Когда мы практикуем одно знание – это просто. Но когда в нашем сознании десятки различных методов, идей, правил, принципов, которые порой противоречат друг-другу – всё это становится бесполезным мусором. Человеку следует практиковать лишь несколько методов и принципов до тех пор, пока они не войдут в привычку и не отпечатаются на характере как нечто неискоренимое. Если же человек будет пытаться развивать слишком много знаний параллельно, то это не только помешает формированию привычки, но и не даст информации правильно укорениться в памяти. Есть мнение, согласно которому полезно изучать несколько предметов сразу, но это уместно лишь тогда, когда количество таких предметов ограничено адекватным числом. Читать 4-5 книги параллельно на разные темы и читать 20 книг на совершенно разные темы – это два разных подхода.
Нам следует сосредоточить внимание на важных знаниях и превращать их привычки. Привычка означает естественное применение знаний, а также свободное владение ими. Некоторые знания подобны навыкам и требуют постоянного поддержания и практики. Другие же знания один раз будучи усвоенными полностью уже не нуждаются в дополнительном подкреплении. Имея в виду знания больше походящие на навыки, мы также не можем поддерживать слишком широкий круг таких знаний. А потому нам должно ограничиться самым важным не только для достижения мастерства, но и для адекватного настроения относительно знаний. Некоторые люди чрезмерно погружаются в изучение чего-либо, лишь для того, чтобы потому это с отвращением от усталости отбросить. Всего узнать невозможно, но достаточно лишь знать нужное.
Правильное отношение к теории
Переоценка или недооценка теории приводит к проблемам. Недооценка теории становится причиной не только ошибок, но и неправильного развития. Особенно важно это в связи с тем, что знания входят в привычку и если мы неправильно их применяем – переучить себя будет в два раза сложнее.
Переоценка теории заключается в отказе человека преобразоваться знания в конкретные действия. Это становится похоже на зыбучие пески – чем больше человек изучает, тем сильнее он погружается в вымышленный мир, оторванный от реальности. Это встречается во многих областях и проявляется в том, что человек с одной стороны обладает ощущением собственной компетентности, с другой стороны он ничего не достигает на практике. Если говорить грубо, то это иностранец с ломанным акцентом, который учит носителей языка как правильно говорить.
Переоценка теории опаснее чем недооценка, потому что практика неизбежно приведет к необходимости изучать знания, а отсутствие такой практики, но обретение знаний часто даёт не мастерство, привычки или преобразование характера, а лишь ложное ощущение компетентности. Это ощущение опасно тем, что формирует во всех отношениях неправильное восприятие знаний как своих собственных, так и других людей. Это, в свою очередь, приводит к все большему отдалению от реального результата, когда даже очевидные ошибки увидеть становится невозможно, а принимать советы не позволяет ощущение компетентности.
Как использовать знания?
Для того, чтобы правильно использовать знания следует, во-первых, понимать проблемы, с которыми можно столкнуться начав или уже практикуя знания, а во-вторых необходимо следовать правилам.
Также уместно будет сказать, что не все знания могут быть употреблены в практику, а некоторые требуют особого отношения. Например, знание политики среднему человеку бесполезны, а отчасти и вредны, так как забивают сознание и лишь вызывают недовольство, которое никогда не найдет применения. Знания экономики можно применить в сфере финансовой грамотности, а знания психологии в первую очередь следует применять по отношению к самому себе, а не другим. То есть нужно понимать не только правильную культуру восприятия знаний и правила их использования, но и некоторую специфику области применения. Уместным будет указать и на то, что нужно избирательно подходить к выбору знаний. Некоторые знания бывают бесполезны или вредны. Другие же знание чрезвычайно полезны, но иногда не всегда возможно для изучения здесь и сейчас. Поэтому следует знать не только как использовать знание, но и задаться вопросом: нужно ли их вообще применять? Только серьезный, вдумчивый и искренний ответ создаст правильное отношение к этим знаниям.
Основной целью проекта является распространение знаний и духовности, а также повышение культурного и нравственного уровня общества. Подробная информация о помощи проекту на странице «Контакты»
Поддержите наше дело, чтобы мы продолжали сеять добро. Пожертвованные средства пойдут на развитие проекта. Оформите бесплатную карту Альфа-Банка и совершите по ней покупку, если нет возможности поддержать проект финансово.