Максимализм и перфекционизм: лучшее – враг хорошего

Максимализм и перфекционизм: лучшее – враг хорошего

Максимализм

Максимализм выражается в желании получить что-то идеальное и, желательно, сразу. Мы находим отголоски этого явления, в большей или меньшей сфере, во всех областях жизни. Родители хотят идеального поведения от ребенка, учителя ожидают идеального процесса обучения, начальники желают идеального сотрудника. Всё это без какого-либо вклада в такие явления.

“Если у нас нет другой мечты, кроме мечты об идеальной жизни, мы обречены на разочарование, поскольку такие мечты просто не могут осуществиться в реальном мире.”
Тал Бен-Шахар

Максимализм желает всего идеального “здесь и сейчас“, несмотря на отсутствие подходящих условий. И даже если максималист получит желаемое, у него получится найти недостатки и в полученном. Таким образом порождается порочный круг: “Если не идеально – то не нужно“. А порочность круга заключается в отсутствии такого “идеального”

В браке мы хотим лучшего партнера, и поэтому отказываемся от хороших кандидатов. Это явление особенно ярко распространяется на духовную жизнь человека: идеальный наставник, идеальное общество, идеальный путь. Конечно, идеальный путь – это не путь который принесет наибольшее духовное благо, а путь, который будет усеян цветами, почетом и радостями. Однако, такое встречается крайне редко.

Максимализм и перфекционизм

Максимализм отчасти похож на перфекционист тем, что является причиной избегания деятельности. “Если я не выполню идеально – я не буду этого делать”. В итоге сама деятельность отсутствует. Представь насколько этот фактор ужасен, если он проникает во все сферы жизни, очень трудно: идеальные друзья, родственники, работа. Такого не найти, зато можно безуспешно искать, сохраняя желания обретения идеальной жизненной среды.

“Гораздо лучше выполнять собственные обязанности, пусть даже несовершенным образом, чем безукоризненно выполнять чужие. Лучше погибнуть, исполняя свой долг, чем пытаться исполнять чужой, ибо этот путь чрезвычайно опасен. ”
Бхагавад-Гита. 3.35.

Если максималист не находит совершенного уровня, в той или иной области, он либо полностью избегает этой области, либо подстраивается под неё, желая воспринимать все как “удачные условия”. Иначе, он просто не может. Избегание неуспеха или полутонов, заставляет максималиста проявлять мнимую отрешенность, оправдывая все отсутствием смысла в любой деятельности.

Черное и белое

Максимализм всегда делит всё на “зло” и “добро”. Белое и черное, хорошее и плохое, демонов и ангелов. Что-то либо хорошо, либо плохо. Это взгляд далекий от действительности, так как порожден иллюзорным восприятием и ложным эго.

В действительности, зло и добро всегда находится внутри созерцающего какие-либо обстоятельства. Для матери добром будет чрезмерная опека за ребенком, но это вызывает бунт в самом ребенке. Свобода и самоопределение для ребенка – это добро, а для родителей зло. Если взорвали мой дом – это зло, а если взорвался город на другой стороне мира, то я это никак не воспринимаю. Добро и зло находятся не в мире, а внутри человека – там, где человек мыслит категориями “я” и “моё”.

Принятие несовершенства

Наша жизнь не так долговечна, чтобы искать идеальных вариантов. Отчасти, потому что найти их крайне трудно, отчасти потому что найдя их, мы придумаем что-то новое. Такое стремление к идеалу всегда приведет к разочарованию, стоит проявиться даже маленькому недостатку, который присутствует везде.

Допустив собственное несовершенство и несовершенство других, мы получим возможность действовать и избегать разочарований. Иначе, мы будем вынуждены находится в постоянном поиске своего места. Однако, лучше один раз попробовать ту или иную деятельность, чем перебирать в мыслях все “за” и “против”, а после отказываться от всего задуманного.

Совершенство представляет собой знание о собственном несовершенстве.
Августин

В конечном итоге, желание получить идеальное “здесь и сейчас” обрекает человека на отсутствие даже простых вещеё. Лучшее – враг хорошего, и стремясь к лучшему – мы теряем хорошее. И это было бы нормально, будь у нас это самое “лучшее”, но, в конечном счете, мы не достигаем и его.

Идеальных условий для деятельности, духовной практики, семейной жизни или бизнеса получить нам очень трудно. Всегда будет что-то препятствующее нам. На духовном пути это особенно заметно и ощущаемо. Если у человека нет ничего – ему придется находится в постоянном умонастроении недостатка и вся духовная практика сведется к постоянным просьбам об исполнении желаний. Если у человека всего в достатке, тогда доступные наслаждения помешают ему создать совершенные условия для духовной жизни.

Чем опасен максимализм?

Он опасен, в первую очередь, несколькими вещами:
1. Отсутствием прогресса
2. Непостоянством
3. Неудовлетворенностью
4. Фанатизмом

1. Отсутствие прогресса обусловлено отсутствием конкретной деятельности. Это происходит из-за постоянных поисков “лучшего” и анализа, который проявляется в мысли: “сейчас ещё не время” или “это плохие условия”. В итоге, человек просто не имеет возможности начать действовать, боясь неудачи из-за внешних обстоятельств.

2. Непостоянство выражено в постоянном изменении взгляда на мир человека. Старый взгляд меняется новым, но найдя недостаток в новом, он тоже подвергается изменению. В итоге, такая непоследовательность, ведет человека к топтанию на месте и ощущению отсутствия прогресса и смысла.

3. Неудовлетворенность выражается в мысли: “Где-то есть моё идеальное место, но не здесь”. Занятый поиском, человек считает, то, что он имеет – недостаточно и несовершенно, тогда он испытывает острое чувство неудовлетворенности. Причем эта неудовлетворенность преследует его до тех пор, пока он не опустит руки и скажет: “Зачем оно мне надо?”. Капитуляция забирает возможность обретения чего-то лучшего и через время неудовлетворенность возвращается.

4. Фанатизм проявлен в излишней вере в новообретенную точку зрения. Если человек убежден в необходимости совершенной точки зрения, то скорее всего он примет свою точку зрения за совершенную мысль. “Я считаю это единственно верным”. Потому что максималисту невозможно считать свой путь неверным. Это порождает фанатизм, и желание насаждать свою веру. Ему нужно постоянно отстаивать перед кем-то своё мировоззрение, так как оно объективно несовершенно и противоречиво. Но в глазах такого человека – он является самым зрелым и мудрым.

Добавить комментарий

Ваш e-mail не будет опубликован.