Три порока, ведущие в ад: вожделение, гнев и жадность.
Три порока, ведущие в ад
Существуют определенные пути человеческой жизни, которые приводят человека к печальному исходу. Эти дороги кажется очень заманчивыми только на первый взгляд, но если вступить на них, человек попадает в большую опасность. Эти дороги – дороги в ад. Так эти три пути порока описывают священные тексты:
В ад ведут трое ворот: вожделение, гнев и жадность. Каждый здравомыслящий человек должен отречься от этих пороков, ибо они губят душу.
Бхагавад-Гита 16.21
Следует понимать, что материальное существование человека, обречено на пребывание во тьме невежества, если человек не стремиться избавиться от порока. Такой путь предвещает огромные страдания в жизни. У человека нет иных инструментов, которыми он может избавиться от страданий, кроме тех, которые ему боль и причиняют. Дороги по которым идет человек часто ведут его в темную пропасть невежества. И если человеку не удается избежать порока он, зачастую, попадает в адские условия жизни ещё при жизни.
Избежать этих дорог не так просто, но намного проще чем идти по ним. Часто мы пытаемся использовать те же способы жизни и взаимоотношения с миром, которые создали нам проблемы. В действительности, мы очень часто не замечаем того, что поддаемся каким-то импульсам, которые подталкивают нас на скользкую дорожку. Это происходит абсолютно естественно и незаметно для наших чувств. Вроде мы хотели блага, но благими намерениями…
Три дороги в ад
Жадность, вожделение и гнев – это три самых основополагающих порока существования человека, которые он чаще всего не замечает. Эти пороки поглощают человека и искажают его разум, заставляя его определять свой путь по своим потребностям, а не целям. Такой путь изменчив и часто ведет в пучину бедствий. Потребность в защите, размножении, еде и сне в человеке заложены базово природой, но чаще всего такие инстинкты определяют жизнь отдельных людей, спуская их на уровень животного.
Чтобы это стало очевидно, достаточно просто рассмотреть потребности человека. Например, защиту. Защита, в повседневном понимании, это желание иметь место где человек может безопасно жить, есть, размножаться и отдыхать. Чтобы обрести дом, человеку необходимы средства и он их зарабатывает. Но он делает это из чувства страха остаться без дома, а не из социального или религиозного долга. В таком положении, человек подобен собаке, которая готова выполнять приказы, просто чтобы сохранить свое место в будке.
Желание размножаться это одновременно и положительное желание продолжить род, сохраняя человечество и отрицательное побуждение насладиться половыми связями. И мир устроен так, что чаще люди стремятся ко второму, забывая о первом. Желание насладиться телом другого настолько часто порабощает разум, что примеры этого мы можем видеть повседневно. Царями, которые не контролировали себя, нередко правили наложницы, а молодых людей часто эксплуатируют девушки, используя рычагом давления именно половые отношения. Ум, разум и тело человека, стремящегося насладиться телом другого, всегда будут устремлены в одну точку и мир для него будет делиться на то, что поможет ему этого добиться и то, что будет ему в этом мешать.
Сон это осознанное желание «тупого» отдыха, без каких-либо перспектив. Конечно, сон необходим. “Тот кто спит слишком мало или слишком много, не может идти по пути йоги”. Но стремление наслаждаться сном пробуждает в человеке отторжение труда. Труд, направленный на благо других, есть воплощение дхармы – религиозно-социального порядка, направленный на всеобщее благо. Однако, избегание труда, то есть сон, порождает общество в котором люди стремятся заработать быстро и легко. На таком обществе, как на трупе, легко плодятся грибы – мошенники, обирающие легковерных людей до нитки. Прямым следствием сна является избегание долга и вследствие деградация целого поколения.
Наслаждение едой одна из самых изысканных частей существования человека. По большей части, один из главных финансовых страхов человека является потеря возможности принимать свою привычную пищу, а главное финансовое стремление – это питаться более изысканной пищей. Бытует мнение что мы едим для того чтобы жить, но в наше время, оно не бытует в обществе. Что плохого в более изысканной пище? В том, что она становится изысканной ненадолго и человек желает уже чего-то получше. Римские вакханалии показывали пример жадности потребления, когда у людей не оставалось места в желудке для еды, но они хотели поесть ещё, их катали по бревнам, еды бурным потоком выходила из рта, освобождая место новой. Чем не свинское поведение?
Жадность
Жадность – это желание иметь больше необходимого. Для каждого человека выделена определенная доля, которой он должен довольствоваться, радея о благе других и своем долге, а не о повышенном уровне жизни.
Все живое и неживое во вселенной находится во власти Господа и принадлежит Ему. Поэтому каждый должен пользоваться только тем, что ему необходимо и выделено ему как его доля, и не посягать ни на что другое, хорошо понимая, кому все принадлежит. Придерживаясь такого образа действий, человек может надеяться прожить сотни лет, ибо такая деятельность не связывает его законами кармы. Иного пути для человека нет.
Шри Ишопанишад. 1-2.
Особо примечательно в этом тексте: «Иного пути для человека нет», означающее что иные пути предназначены для животных, а не людей. Только обладающий разумом, может называться человеком. И разумный человек не пойдет по пути все возрастающих потребностей. Такой путь ведет к обману, страху и ненависти. Богатые люди не просто так обносят свои жилища крепостными стенами, а на окнах ставят решётки. Им явно недостает спокойствия.
Жадность, в таком понимании, это желание потреблять что-то сверх меры и получать выгоду там, где её получать не надо. Иногда человек, занимающий определенное положение может пользоваться им, чтобы получить прибыль. Это есть жадность. Полученные таким путем богатства всегда находятся под угрозой, если не со стороны государства и вором, то со стороны конкурентов.
Жадность погружает человека в определенный вид деятельности, из которого он хочет получить много наслаждений. Порок нерегулированных наслаждений проявляется не только в вожделении, ведь вожделении можно удовлетворить на время, а жадность будет побуждать наслаждаться без перерыва. В этом жадность опаснее. Опасна она и тем, что никогда не будет удовлетворена, ведь получив что-то человеческий ум жаждет больше.
Вот и лето прошло,
Словно и не бывало.
На пригреве тепло.
Только этого мало.Всё, что сбыться могло,
Мне, как лист пятипалый,
Прямо в руки легло.
Только этого мало.Понапрасну ни зло,
Ни добро не пропало,
Всё горело светло.
Только этого мало.Жизнь брала под крыло,
Берегла и спасала.
Мне и вправду везло.
Только этого мало.Листьев не обожгло,
Арсений Тарковский.
Веток не обломало…
День промыт, как стекло
Только этого мало.
Гнев
Гнев возникает у человека когда что-то идет не так. В отношений людей гнев возникает как следствие нарушение парадигмы человека, точки взгляда: либо нарушены права самого человека, либо кто-то не исполнил обязанности по отношению к нему. Однако, когда он сам задевает права других или не исполняет свои обязанности, то гнев в его сторону встречается как нарушение его прав на спокойную жизнь и так начинается ссора. Эта ситуация противоположна мнению о том что «Истинно разумный человек просыпается когда остальные засыпают, а засыпает, когда остальные просыпаются». Эта фраза означает, что разумный человек всегда стремится исполнить свой долг, тогда как другие стараются его избежать, а когда приходит пора пожинать плоды, он не борется за них, тогда как обычные люди просыпаются именно в этот момент.
В отношении событий, гнев возникает, когда привычный и приятный порядок вещей нарушается, иначе говоря, когда наслаждению приходит конец. У человека может сломаться машина и он больше не может её эксплуатировать, у него возникает гнев. Какой-то должник не вернул деньги вовремя – у человека начинается гнев. Хотя гнев сам по себе нормальная реакция на некоторые события и вполне предсказуемая, однако она может сильно усугубить положение, ведь во время гнева, у человека отключается разум. Так он может начать бить машину, хотя в ней может просто не хватать бензина, а должник может вернуть деньги на следующий день. Но гнев не слышит доводов разума и усугубляет положение там, где можно решить все просто.
Гнев, по большей части, возникает из желания наслаждаться жизнью. Гнев возникает именно когда происходит событие препятствующее наслаждению или появляется человек, из-за которого наслаждаться уже невозможно. Обычно именно эти две цели становятся целями гнева. Также гнев очень часто возникает от несоответствия личных ожиданий человек от кого-либо или человека с реальностью. В результате столкновения ожиданий и реальности, которые не соответствуют друг-другу, возникает гнев.
Избегать этого порока очень важно для любого человека, который стремится к гармонии с миром и самим собой. А избегать этого порока означает отказ от стремления навязывать другим людям свои идеи, ценности и точку зрения путём насилия, то есть ультимативной формой диалога. Если человек желает чтобы другие люди разделяли его ценности, то человеку следует на собственном примере показать что его идеи действительно ведут к благу и имеют ценность для других людей. Не избегая порока гнева, человек будет просто показывать худшую сторону своей идеи и, тем самым, оттолкнет других людей от себя и своей мысли.
В действительности, гнев может быть праведным – это желание отстоять принципы или защитить кого-то, но в этом гневе нет желания наслаждаться, он чист от порока и ставит собой цель установить определенный порядок, который считает принципиально правильным. Порочный же гнев возникает из вожделения и ставит собой цель наслаждаться этим миром больше.
Вожделение
Будда сказал: «Если бы в мире, был бы ещё один такой же соблазнительный порок как вожделение – у человека не было бы шансов встать на духовный путь».
Вожделение является главным врагом для человека, стремящегося к самопостижению, второго, такого же губительного порока для человека, очень трудно найти.
И очень важно его понимать. ведь речь идет не только о половых связях, как привычно считается, но и о желаниях вообще. Желания наслаждаться той или иной формой жизни, привязывает человека к определенному виду деятельности. Желание порабощает его с помощью этой деятельностью и человек теряет разум, из-за влияние этого порока. В таком случае, человек забывает о стремлении быть счастливым и стремится просто удовлетворять свои чувства. Из чувства привязанности, он не способен прекратить страдать и такая деятельность все больше его порабощает. Об этом написано и в Бхагавад-Гите.
А то знание, которое привязывает человека к какому-то определенному виду деятельности, заставляя считать его всем и вся, скрывает от человека истину и отличается необыкновенной скудностью, называют знанием в гуне невежества.»
«Тот, кто привязан к деятельности, которую он выполняет, а также к ее результатам, движимый желанием насладиться плодами своего труда, кто жаден, завистлив, нечист, подвержен радостям и печалям, о таком человеке говорят, что он действует в гуне страсти.
Красноречивее всего, всю суть вожделения может проиллюстрировать история, которую царь Яяти рассказал своей жене Деваяни.
История царя Яяти
Шукадева Госвами сказал: О Махараджа Парикшит, царь Яяти был очень привязан к женщинам. Однако, разочаровавшись в сексуальных удовольствиях и убедившись в их пагубности, он со временем отказался от них и поведал своей любимой жене такую историю.
Моя любимая жена, дочь Шукрачарьи, жил в этом мире некто, очень напоминающий меня. Сейчас я поведаю тебе историю его жизни. Слыша о таком семьянине, те, кто отошел от семейных дел, неизменно погружаются в скорбь. Однажды козел, бродивший по лесу в поисках пищи, приятной его чувствам, случайно набрел на колодец. В колодце он увидел беспомощную козу, которая упала туда из-за совершенных ею поступков. Придумав, как спасти козу, похотливый козел стал рыть рогами землю у края колодца, чтобы коза могла без труда выбраться наружу. Выбравшись из колодца и увидев статного козла, коза, чьи бедра были очень красивы, захотела стать его женой. Когда она так и поступила, многие другие козы тоже захотели выйти за козла замуж, поскольку он отличался превосходным телосложением, носил красивые усы и бороду и был искушен в любовных утехах и в испускании семени.
Как человек, одержимый духами, впадает в безумие, так и лучший из козлов, привлеченный множеством коз, предался с ними любовным наслаждениям и забыл о своей главной обязанности — постижении себя.
Когда коза, спасенная из колодца, увидела, что ее возлюбленный муж совокупляется с другой козой, она не смогла смириться с этим. Огорченная изменой мужа, коза решила, что жестокосердный козел вовсе не питал к ней дружеских чувств и стал ее другом лишь на время. Поскольку козел был похотлив, коза ушла от него и вернулась к своему прежнему хозяину. Раскаиваясь в содеянном, козел, который был во всем послушен своей жене, пошел за ней следом, всячески пытаясь задобрить козу, но так и не сумел умилостивить ее. Коза направилась в жилище брахмана, хозяина другой козы, и тот в гневе отрезал козлу его длинную мошонку. Однако позднее по просьбе козла брахман снова присоединил ее силой мистической йоги. Моя дорогая жена, когда козлу приставили мошонку, он вновь предался наслаждениям с козой, спасенной им из колодца, но, хотя он занимался этим в течение многих лет, он до сих пор так и не насытился.
Моя дорогая прекраснобровая жена, я ничем не отличаюсь от этого козла, ибо разум мой настолько слаб, что я пленился твоей красотой и забыл о своей истинной цели — постижении себя. Похотливый человек не способен обрести умиротворение, даже если у него достаточно риса, ячменя и других злаков, золота, скота и женщин. Ничто в этом мире не может удовлетворить его. Как масло, льющееся в огонь, не гасит, а лишь разжигает его, так и непрерывные наслаждения не могут никого избавить от плотских желаний. Тот, кто не завистлив и никому не желает зла, достиг уравновешенности. Для него весь мир наполнен счастьем. Тем, кто испытывает чрезмерную привязанность к материальным наслаждениям, очень трудно отказаться от чувственных удовольствий. Даже немощный старик не может избавиться от желания услаждать свои чувства. Поэтому тот, кто стремится к истинному счастью, должен гнать прочь эти неисполнимые желания, которые являются причиной всех наших бед.
Шримад-Бхагаватам
Вожделение опасно для разумного человека не только тратой драгоценной энергии, но и потерей разума, привязанностью и ослаблением воли. Тем кто не способен сопротивляться вожделению, невероятно трудно идти по духовному пути, ведь часто духовный путь это отказ от чего-то неблагоприятного.
Путь в ад – три порока
Три дороги в ад приводят человека к печальным последствиям, в том случае если человек неразумен, невоздержан и не владеет собой. Несмотря на то, что эти дороги привлекают людей наслаждениями, по сути они ведут их прямо к страданиям. Как бы ловко человек не пытался избежать пагубного влияния любой дороги в ад, рано или поздно она сокрушит его жизнь. Разумный человек отказывается от этих опасных путей и идёт по пути самоосознания, обретая контроль над своим умом. Таким образом, человек может прожить достойную, честную и счастливую жизнь, избегая порока. Чтобы избежать этой дороги, необходим контроль над собой и чистое сердце, которое будет стремится к высшим целям, свободным от вожделения, гнева и жадности.