Тщеславие, гордость и высокомерие – в чем разница?
Изучая священные тексты можно неоднократно натолкнуться на такие качества как гордость, тщеславие и высокомерие, которые однозначно описываются как грехи. На первый взгляд может показаться, что с ними всё понятно и стоит немного задуматься, как станет очевидна разница между ними. Однако, разницу между ними не так просто рассмотреть, а ложное ощущение очевидности не позволяет глубоко вникнуть в смысл всех этих недостатков, а значит и бороться с ними значительно труднее, даже несмотря на наставление священных писаний. Именно поэтому важно разобраться чем они отличаются друг от друга.
Гордость, тщеславие, высокомерие
Гордость, высокомерие, тщеславие, гневливость, грубость и невежество — таковы качества людей, наделенных демонической природой, о сын Притхи.
Бхагавад-Гита. 16.4
Следует сразу определить все эти три качества как греховные. Иногда у людей возникает ощущение, что это могут быть достоинства, которые демонстрируют самоуважение. Но человеку должно называть вещи своими именами: гордость называть гордостью, а самоуважение – самоуважением. Человек гордый лишен самоуважения, так как его болезненная привязанность к собственному мнимому превосходству показывает, что в глубине души он как раз себя не уважает, и гордость является компенсацией, тем что позволяет оправдать отсутствие собственного уважения к себе.
В прежнем твоем письме упоминаешь не раз о самолюбии своем и будто уважаешь оное, красуешься им, как некоей утварью. Надобно его истреблять из себя всеми мерами, оно-то причиною есть всех наших зол и пороков. Мирские люди еще считают оное добродетелью и благородством – и это по неведению или от помрачения страстей; а нам надобно во всём противиться ему смирением и самоотвержением
Макарий Оптинский
Итак, гордость, тщеславие и высокомерие. Все эти качества объединяет чувство превосходства, но проявляется оно по-разному.
- Гордость – убежденность в превосходстве
- Тщеславие – стремление продемонстрировать превосходство
- Высокомерие – отношение к другим с позиции превосходства
Для того, чтобы избавиться от этих качеств, следует глубоко проанализировать каждое из них.
Гордость
Гордость – убежденность в превосходстве
Такая убежденность может касаться всего с чем человек связывает себя: страны, нации, города, семьи, собственных достижений, культуры и прочего. Например, человек может гордиться победой футбольной команды за которую он болеет, но если выиграет другая команда он гордиться этим не будет. Почему? Потому что гордость всегда касается только своего «Я». Футбольная команда за которую человек болеет относится к его «Я», а значит он будет гордиться ей в случае победы также, как если бы выиграл он сам.
Это же касается и всего с чем связано «Я» человека. Если представитель нации, к которой причисляет себя человек, совершил значимое достижение – он будет этим гордиться, внутри сердца полагая, что это и его достижение тоже. Почему? Потому что он убеждается в превосходстве своей нации, а значит и себя самого. Если член семьи, близкий друг или просто знакомый также совершит значимый поступок – гордость будет проявляться, хотя сам человек может не иметь к этому никакого отношения. По факту и гордиться нечем, но убежденность в собственном превосходстве рождается из причастности к чужому достижению. А дальше эта гордость будет проецироваться на других в виде тщеславия и высокомерия. Такой человек будет думать: «Я лучше других, а значит все должны это узнать» и «Я лучше других, а значит они должны относиться ко мне почтительно».
Теперь следует разобрать личную гордость, которая рождается из собственных достижений. Гордость в этом случае признак незрелости, так как показывает что человеку непривычно ощущение достижения в чем-либо. Когда юноша зарабатывает первые деньги – он этим невероятно горд, но когда зрелый мужчина получает очередную зарплату – для него это обыденность. Гордость за собственные достижения указывает на то, что достижений в жизни человека не так уж и много.
Почему человеку следует бороться с гордостью? С точки зрения духовности гордость является слепотой и отрицания воли Бога. Человек ставит свои заслуги выше божественной милости, благодаря которой все живые существа и существуют.
Все живое и неживое во вселенной находится во власти Господа и принадлежит Ему. Поэтому каждый должен пользоваться только тем, что ему необходимо и выделено ему как его доля, и не посягать ни на что другое, хорошо понимая, кому все принадлежит.
Шри Ишопанишад. Мантра первая.
Таким образом, человек отдаляет себя от Бога, признавая не милость Бога, а собственные усилия причиной собственного успеха. Потеряв связь с Богом и осознание своего духовного существования, человек теряет нравственную основу существования. Иначе говоря, он теряет моральные ориентиры, открывается греху. Это проявляется как отказ от следования предписаниям священных текстов и оправдание собственных прегрешений с помощью софистики. Мораль такого человека искажается, а потому он неизбежно становится порочным. В нём взращивается гнев, жадность, вожделение, зависть, ненависть, грубость, тщеславие и высокомерие. И чем сильнее он гордится собой, тем порочнее он становится.
Антиподом гордости является смирение. Смирение даёт возможность понять роль своего предназначения в собственной жизни и жизни других людей. Смирение даёт видение божественного повсюду, что лишь приближает к Богу, а значит и избавляет от грехов. Смиренный будет сомневаться в своем превосходстве, а значит будет трезв в отношении себя с одной стороны, с другой же стороны, не стремясь продемонстрировать своё превосходство другим. В этом он утверждается на своем пути, сохраняет здравомыслие и не теряет присутствия Бога, а значит становится лишь добродетельнее.
Таким образом, опасность гордости заключается в увеличении значимости своего «Я» и отрицание других «Я» в том числе и Бога. Отстраняясь от понимания себя как части мира и приобретая понимания себя как целого, центра, человек теряет связь с реальностью и падает жертвой заблуждения.
Тщеславие
Тщеславие – стремление продемонстрировать превосходство
Тщеславие порождается гордостью или неуверенностью в себе, что, при детальном рассмотрении, одно и то же. Неуверенность в себе побуждает человека преувеличенно демонстрировать достоинства и достижения для того, чтобы психологически оправдать пребывание среди людей, которых он считает лучше себя из-за неуверенности. Тщеславие есть поведение ребёнка, который пытается доказать что он взрослый, демонстрируя свои способности.
Несмотря на то, что тщеславие означает, что человек считает себя хуже других, проблема его заключается в том, что само тщеславие есть стремление продемонстрировать свое превосходство, то есть показать что моё «Я» лучше чужого «Я». Можно подумать что такое бахвальство и самолюбие относительно безопасны, ведь нет ничего плохого в том, чтобы покрасоваться перед другими, пусть эти фантазии и будут ложью. В этом и заключается проблема. Поглощенный тщеславием человек будет прибегать к лжи, оскорблениям, присвоении чужих достижений, принижении заслуг других людей. Он становится опьяненный своими речами и начинает в них активно верить. И вот он уже гордится мнимыми достижениями. Это порождает цикл. Гордый человек будет тщеславным, а тщеславие – порождать гордость.
Из тщеславной манеры доносить собственную значимость рождается ненависть и презрение. Ненависть к тем, кто не верит и презрение к тем, кто верит. Человека раздражает, что его попытки показаться лучше других не признают, а тех кто поверил он автоматически считает хуже себя, ведь он уже продемонстрировал своё превосходство. Из этого и рождается отношение с позиции превосходства, то есть высокомерие.
Вера в историю, поведанную тщеславием, рождает внутри человека презрение к окружающим, в особенности к тем, благодаря кому он достиг чего-то значимого. Убежденный своим тщеславием, он начинает полагать, что роль других в его достижениях на самом деле не так уж и велика, а может они и вовсе помещали достигнуть ему большего успеха. Кто вчера был благодетелем – сегодня становится никем, и это ещё в лучшем случае. Тщеславие не выносит обязательств по отношению к другим, ведь в таком случае просто невозможно полагать себя единственной причиной успеха. Чувство обязательства в человеке рождает беспокойство, желание что-то сделать.
Благородный человек стремится отблагодарить благодетеля, низкий же человек просто сведет на нет роль другого путём просторных и пустых рассуждений. Так следует отличать людей низких от благородных: достаточно сделать для человека что-то хорошее.
Такое самолюбие неизбежно будет порождать ссоры между людьми, ведь пораженный тщеславием будет доказывать окружающим и своим благодетелям, что их роль на самом деле минимальна. Неблагодарность, в долгосрочной перспективе, отталкивает любого благодетеля и оказывается так, что человек окружен людьми, которые готовы верить в его россказни, но при этом ни на что негодны. Так человек падает в окружение низких людей, которые затаскивают его на дно. Ведь низкий человек вместо попыток изменить что-то в своей жизни и как-то выбраться со дна будет лишь затаскивать других, так как одному быть низким среди достойных не так уж комфортно, поэтому следует сделать низкими других. Тщеславие приводит человека в болото, откуда ему не выбраться до тех пор, пока он от этого тщеславия не избавится. Но это сделать будет практически невозможно.
Петля тщеславия заключается в том, что любой внешний позыв к отказу от тщеславия будет восприниматься как оскорбление, а значит реакция будет соответствующей. Разглядеть в себе недостаток будет просто невозможно, так как убежденность в собственном превосходстве глубоко прорастает в сердце.
Противоположностью тщеславия является скромность, когда человек отказывается показывать своё превосходство, достижения или успехи. Скромность приводит к смирению и является добродетелью. Скромность является показателем зрелости и уверенности, так как человеку просто не надо ничего доказывать. Настоящий мастер боевых искусств не стремится доказать свою способность нанести кому-то урон, этим обычно бахвалятся новички. Скромный понимает, что он достигает чего-то не только благодаря своим усилиям, но и благодаря поддержке других. Это рождает в сердце благодарность по отношению ко всем, кто причастен к его успеху, в том числе и по отношению к Богу. Благодарность к достойным людям позволяет человеку постоянно окружать себя ими, что позволяет достигнуть ещё большего.
Высокомерие
Высокомерие – отношение к другим с позиции превосходства
Человек находит в своём «Я» качество в котором он превосходит остальных и использует его для собственного возвеличивания ровно настолько же, сколько и для унижения других. Предположим, человек гордится своей нацией, значит он будет относиться к другим нациям с позиции превосходства, то есть испытывая смесь презрения, жалости и ненависти. Если человек богат и горд – он высокомерен по отношению к бедным, но будет завидовать тем, кто богаче. Если человек силён и горд – он будет презирать слабых и завидовать тем, кто сильнее. Всё это работает и с красотой, образованностью, происхождением, местом проживания и так далее. Зависть во всех случаях будет носить характер принижения чужих заслуг.
Опасность высокомерия в том, что человек убежден в своём превосходстве и будет проецировать его на других людей. То есть он будет неприкрыто презирать других, оправдывая это тем, что он, дескать, лучше. Но в ответ он будет также получать презрение, насмешки и оскорбления. И это отношение лишь укрепит его самовлюбленность и убежденность в правильности взглядов. То есть, высокомерный ненавидит других и получает в ответ ненависть, что порождает ещё больше ненависти. Это замкнутый круг.
Высокомерие отталкивает от человека тех, кто может его чему-то научить, дать полезный совет или помочь. С другой стороны он будет отказываться помогать кому-то, учить или давать полезные советы. Такому человеку будут подстать только равные, до тех пор, пока они не станут лучше или хуже. Фактически это стагнация, неспособность меняться, учиться чему-либо или приносить другим пользу.
Противоположностью высокомерия будет милосердие. Милосердие есть равно добродетельное отношение ко всем, которое происходит из осознания тождественности между собой и другими живыми существами. Высокомерие разделяет людей, милосердие их объединяет. Если высокомерие любое достоинство превращает в источник презрения, ненависти и страданий, то милосердие превращает любое достоинство в источник добродетели, счастья и любви.
- Сильный и гордый – притеснитель, сильный и милосердный – защитник
- Деятельный и милосердный – благодетель
- Богатый и милосердный – покровитель
- Образованный и милосердный – спаситель
Милосердие множит добро и является путём к истине. Беспричинное милосердие станет источником любви по отношению к человеку и тот будет лишь убеждаться в том, что он стоит на правильном пути, пусть не всегда легком. Так человек утверждается в добродетели, поэтому милосердие есть основа всякой морали и человечности.
Гордость, тщеславие и высокомерие являются теми грехами, которые убеждают человека в собственном превосходстве и отдаляют от Бога, а значит и от всякой добродетели. Не стоит полагать, что хоть одно из этих качеств на деле является чем-то благостным, этими качествами человек может продвинуться лишь по дурным путям, которые множат страдание, как самому человеку, так и другим людям. Поэтом следует избегать этих качеств и утвердиться в смирении, скромности и милосердии.
Кто любит людей, тот владеет Вселенной.
Рамаяна
Жестокий — силён, но сильнее — смиренный.
Пребудь в милосердии и обуздывай страсти,
Тогда обретёшь ты бессмертное счастье
Основной целью проекта является распространение знаний и духовности, а также повышение культурного и нравственного уровня общества. Подробная информация о помощи проекту на странице «Контакты»
Поддержите наше дело, чтобы мы продолжали сеять добро. Пожертвованные средства пойдут на развитие проекта. Оформите бесплатную карту Альфа-Банка и совершите по ней покупку, если нет возможности поддержать проект финансово.
Спасибо вам за замечательный текст!