Гьяна – йога философского познания Абсолютной истины

Гьяна – сокровенное знание

Гьяна дословно переводится с санскрита как «знание», но не всякое знание, а только философское знание, связанное с познанием Истины. Таким образом, гьяна – это философское знание, дающее человеку представление о духовном пути, материальной и духовном мире через процесс изучения и анализа.

Гьяна-йога – это одна из четырех разновидностей йоги, целью которой является достижение Абсолютной истины через получение знаний. Знания черпаются из священных текстов, у духовных наставников и авторитетов. Метод гьяна-йоги подразумевает глубокое и ежедневное изучение священных писаний, общение с более компетентными и опытными наставниками и служение им. Через эти методы достигается гьяна.

Игнорирование процесса анализа, изучения, общения или служения мудрецам приведет к невозможности постигнуть знание в правильной форме, что будет выражаться в непонимании, несовершенстве качеств, нераскрытом потенциале знаний. То есть, при нарушении методов гьяна-йоги человек механически получит знание, но не сможет им ни воспользоваться, ни понять его.

Действительность заключается в том, что обрести механически гьяну невозможно. То есть, просто прочитать, проанализировать или даже выучить священный текст наизусть не означает получить знание. Реализованное знание означает естественное следование такому знанию. Понять знание – означает следовать ему без искажений. Такой род знаний можно получить только от мудрецов, от личного служения им. Это знание раскрывается из сердца, из правильного умонастроения, смиренного и почтительного, как к самим знаниям, так и к источнику гьяны. Этот механизм призван обезопасить драгоценное знание от тех, кто не обладая подходящими качествами захочет воспользоваться плодами таких знаний. Только гьяна устроена подобным образом, так как её практическое применение зависит не от знания текстов, а от чистоты сердца, которое возникает как результат совмещения довольства учителей и приобретенного знания.

С гьяной также связан определенный вид кармы, который позволяет намного глубже, легче и естественнее воспринимать знания. Такой вид кармы человек получает как результат смиренного служения мудрецам, по благословениям которых он получает возможность легко понять сокровенное знание. Иначе говоря, если человек легко понимает и от рождения стремиться к обретению знания об Абсолютной истине, не испытывая какого-либо иного мотива, кроме как приверженность к Истине – о таком человеке можно сказать, что в предыдущей жизни он служил мудрецам. По степени стремления к Истине и способности понять знания следует судить о том, насколько хорошо у человека получилось служить мудрецам.

Гьяна – методы достижения

Гьяна достигается совокупностью анализа, изучения, общения, служения и очищения своего бытия:

  • анализ материальной природы
  • изучение священных текстов
  • общение с возвышенными личностями, наставниками, учителям
  • служение наставникам и учителям
  • очищение от нежелательных качеств, дурных привычек и порочных желаний

Анализ материальной природы заключается в том, чтобы методом логики отделить своё духовное существование от бытия материальной природы. Методом анализа возможно достигнуть осознания своей духовной природы и таким образом освободиться от привязанности к материальным объектам, критериям и наслаждениям. Анализ материальной природы заключается в изучении того как влияют на человека карма и три гуны, а также методом наблюдения достичь убежденности в том, что материальная природа бренна и времена, а потому иллюзорна и не заслуживает большого внимания.

Тот, чьё сознание опутано иллюзией, видит множество различий в ценности и значимости материальных объектов, воспринимая их в рамках добра и зла. Погружённый в двойственность, такой человек разделяет деятельность на карму, акарму и викарму.

Шримад-Бхагаватам. 11.7.8

Изучение шастр, священных текстов даёт саму гьяну, в то же время, без служения духовным учителям эта гьяна останется нереализованной и будет присутствовать как неживой объект. Изучение шастр – это основной метод гьяна-йоги. Изучив священные писания и приобретя знания становится возможно анализировать материальную природу и принять факт своего духовного происхождения. Помимо этого священные тексты передают определенное умонастроение смирения, которое дает возможность правильно общаться с духовными учителями.

Общение с наставниками заключается в двух процессах: слушании и вопрошании. Общение с духовными учителями – это не общение с друзьями, родственниками или знакомыми. С духовной точки зрения, общение с осознавшими себя душами – это самое драгоценное время в нашей жизни, потому что в ходе общения с ними мы можем познать Истину и принять её в нашем сердце. Поэтому, в ходе такого общения, не стоит тратить время на второстепенные, странные, шутливые или иные посторонние вопросы, а спрашивать только о самом главном. Разумеется перебивать или высказывать своё мнение, становясь как бы на один уровень с мудрецом, означает оскорбить его. В ведических историях часто можно услышать, что мудрец может благословить человека только за то, что тот искренне и внимательно слушает. Тогда как за нарушение этикета нередки случаи серьезных проклятий. Как минимум, знание полученное от мудреца, в случае нарушения этикета, будет мертвым и бесполезным. Это очень важно.

Чтобы узнать истину, вручи себя духовному учителю. Вопрошай его смиренно и служи ему. Осознавшие себя души могут дать тебе знание, ибо они узрели истину.

Бхагавад-Гита 4.34

Служение фактически означает делать то, что скажет наставник. Важна не форма служения, так как она будет от случая к случаю разной, а то, в каком умонастроении её совершает человек. Если в ходе служения проявляются добродетельные умонастроения ученика: смирение, терпение, послушание, усердие, тогда знание раскроется в сердце. Если же служение совершается с корыстными мотивами приобрести знания, а затем как-то использовать их для собственного наслаждения – знание не раскроется и останется просто внешняя мишура.

Очищение своего бытия, обуздание ума и избавление от дурных наклонностей хотя и не является тем, что само по себе даёт знание, но является условием для раскрытия гьяны. Гьяна в замутненном желаниями уме не раскроется, точно также, как не раскроется в уме, который привязан к большому числу материальных объектов. Все эти дурные наклонности, необузданность ума, порочные качества будут препятствием для обретения гьяны и от них необходимо избавиться. Истинное знание имеет качество «шауча». Это означает, что соприкосновение с таким знанием очищает сознание. Несмотря на это, даже если мы будем ежедневно очищать свое сознание знанием, это будет бесполезно до тех пор, пока мы оставляем в себе наклонность загрязнять свой ум различными дурными наклонностями, качествами, желаниями, действиями или мыслями.

Плоды совершенного знания

Плодов обретения знаний множество и они делятся на прямые и косвенные.

Прямые плоды – это плоды непосредственно проявляющиеся в связи с обретением знания. Избавление от привязанностей и страданий, свобода, счастье, внутренняя самобытность, осознание своей духовной природы, доминирование саттва-гуны, умиротворение. Таких плодов множество, но они сводятся к постоянному счастью, независимому от внешних обстоятельств, и чистому сознанию.

Косвенные плоды – это такие плоды, которые проявляются от прямых плодов. Они могут как проявиться, так и не проявиться, в зависимости от того, какой путь изберет для себя человек. Например, доминирование саттва-гуны дает большинство качеств присущих этой гуне. Совершенствование качеств саттва-гуны даёт возможность обрести сиддхи: например, милосердие даёт возможность видеть сердца людей, понимать их желания. Чистый ум даёт возможность использовать интуицию, правильно и вовремя её интерпретируя. Честность дает словам силу, они фактически сбываются. Это всё происходит от саттва-гуны естественным образом, а саттва-гуна естественным образом возникает от гьяны.

Добродетельные поступки, происходящие от саттва-гуны, становятся причиной возникновения хорошей кармы. Добродетельные поступки исходящие из человека спонтанно, а не из-за желания обрести большие наслаждения, более качественны и способны принести куда большие плоды, чем корыстная деятельность. Таким образом достигается хорошая карма, которая даст множество возможность в будущем продолжать совершенствовать гьяну.

Из гьяны исходит знание законов материального мира, таких как, например, закон кармы, что даёт человеку возможность совершать правильные поступки и не идти на поводу у своих чувств или заблуждений. Таким образом, гьяна освещает путь и не даёт с него сбиться.

Прямых плодов гьяны множество, а косвенных ещё больше. Это похоже на обладание ключом от сокровищницы, где все богатства разложены по сундукам. Раскрывая один сундук, вы обретаете богатство, а раскрывая другой – ещё большее богатство. Истинное знание благоприятно с любой точки зрения, оно способно очистить и возвысить сознание человека до уровня чистого бытия. И только на таком уровне становится доступно настоящее счастье.

Трудности на пути гьяны

Сразу стоит сказать, что обретение гьяны и её плодов – это не теоретический процесс. На деле, часто придется испытывать неожиданные ситуации, возникшие буквально из ниоткуда, которые будут служить экзаменом для того или иного понимания. Таким образом, процесс гьяна-йоги будет заключаться на только в изучении, анализе, общении и служении наставникам, но и в том, чтобы быть способным в любых обстоятельствах применить эти знания. Возможно, вы поймете, что материальные богатства – это источник страданий и бед, и, возможно, у вас украдут деньги. А может быть вас повысят или спонтанно начнут приходить деньги из-за хорошего стечения дел. Предсказать то, как будет испытываться гьяна невозможно, но сказать можно точно, что она будет испытываться и радостями и горем. И если вы останетесь верными знанию в обоих случаях – только это будет означать действительное обретения гьяны.

Первая опасность будет заключаться в ложном ожидании легкого и безболезненного пути, усеянного лепестками розы. Идеализация приводит к разочарованию, а разочарования к отказу от практики. Этот путь труден, но приятен прогрессом и плодами. Это честно и справедливо, добродетель требует труда и лишений, но по итогу даёт ценный плод, в том время как порок сначала очень приятен, легок и быстро иссекает, но за ним будут идти самые неприятные последствия ещё очень долго. И хотя путь гьяны не подразумевает какого-то адского, практически невозможного пути, иногда будет действительно тяжело. Выбирать следует разумно.

Вторая опасность будет заключаться в гордости, которая возникает от прогресса и ощущению причастности к чему-то возвышенному. Это следует пресекать сразу и освобождаться от гордости. Гордость для гьяны – это естественная ловушка, которую трудно заметить. Если же кто-то укажет вам на неё, то гордость не позволит воспринимать совет конструктивно, напротив, собственная возвышенность и «духовность» будет воспринимать советы «обывателя» как глупость, непонимание и заблуждение. От такого следует отказываться и внимательно следить за проявлениями гордости.

Третья опасность будет заключаться в ложном ощущении компетентности. Это будет проявляться в восприятии себя наравне со своими наставниками, склонностью давать другим советы без их просьбы и склонностью искать недостатки даже в старших. Такая манера поведения очень быстро превращается в зацикленность и может стать стилем жизни. Поиск недостатков в других и потребность давать другим советы становится самоцелью, что выражается в том, что целью гьяны становится не собственное совершенствование, а принижение других. Это стоит также пресекать, сосредоточившись на собственном развитии. В действительности, Абсолютная истина – это не настолько мелкая цель, чтобы искренне стремясь достигнуть её, можно было бы ставить дополнительные цели, тем самым отнимая у себя время, возможности и силы.

Четвертая опасность будет заключаться в стремлении «продать» знание. Обменять знание на почет, известность, славу, богатство или престиж. В действительности, знание даёт понимание того, что каждому выделена его доля и просто трудясь можно получить эту долю. Неудовлетворенность будет подталкивать использовать обретенное знание не в духовных, а в материальных целях, тем самым искажая как истинный смысл гьяны, так и её применения. В таком случае, самым ценным станет не настоящее знание, а то, которое можно выгодно «продать». Это искажение цели приводит к плато, на котором человек прогрессирует только внешне, собирая знания, но никак не реализуя их. Определенная природа может подталкивать делиться знаниями, но это стоит делать бескорыстно, как исполнение долга.

Пятая опасность будет заключаться в желании подстроить под себя знания, исказив их. Это случается достаточно часто, когда человеку трудно следовать каким-то высоким стандартам, но при этом, он не желает признавать себя неспособным в чем-либо. Поэтому приходится искать проблему не в себе, а в знаниях, принципах и правилах. Такой человек начинает выбирать не нужный путь, а приятный, тем самым ставя крест на действительном достижении прогресса. Чтобы этого избежать достаточно осознать, что нагрузка должна быть равна уровню, не следует брать на себя слишком большую нощу. Если чувствуете, что неспособны продолжать в таком темпе, отказываться не стоит – достаточно снизить темп или изменить ритм.

Гьяна и Абсолютная истина

Самое важное – это понимать суть знания, то к чему оно должно стремиться. Гьяна должна стремиться к Абсолютной истине. Постигать её и стремиться очистить сознание, для того, чтобы приблизиться осознанию духовной природы и Абсолютной истины – это и есть путь гьяна-йоги. Что же такое Абсолютная истина? 

Гьяна – это ведический термин и определение Абсолютной истины также следует искать в ведической философии. Веды определяются Абсолютную истину не как любовь, знание или высший разум, а как нечто из чего всё исходит.

Он – тот, кто есть все, от кого возник этот мир, тот, кто возник раньше меня; Он – бог всех богов, Он – высшее прибежище высших целей.

Вишну-пурана. 9.41.

Эти стихи произнес Брахма, обращая их к Вишну. Брахма – старейшее существо в материальном мире, его создателем является Вишну. В одной из четырех Вед, написано, что все миры исходят из пор Вишну. Таким образом, Вишну является Абсолютной Истиной. Кто такой Вишну? Вишну – это облик Верховного Господа, созданный для создания и поддержания материальных миров. И хотя Вишну неотделим от Верховного Господа, так как по сути является Им, всё же Верховной Личностью Бога является Кришна.

Многие обладают качествами Бхагавана, но Кришна превосходит всех, ибо никто не может затмить Его. Он – Высшая Личность, а Его вечное тело исполнено блаженства и знания. Он – предвечный Господь Говинда, причина всех причин

Брахма-самхита. 5.1

Шри Рудра сказал: Только Ты — Абсолютная Истина, высший свет, тайна, сокрытая в звуковом проявлении Абсолюта. Тебя видят лишь те, чьи сердца безукоризненно чисты, ибо Ты Сам безупречно чист, как небо. Ты один и только один — изначальная личность, трансцендентная и самопроявленная. Не имеющий причины, Ты причина всего сущего, верховный повелитель. Но Тебя можно увидеть благодаря переменам, которые претерпевает материя под влиянием Твоей иллюзорной энергии, — переменам, которые Ты Сам позволяешь, чтобы все материальные качества могли проявиться полностью. Я, Господь Брахма, все остальные полубоги и мудрецы, чей ум чист, всем сердцем преданы Тебе, нашей самой дорогой Душе и повелителю.

Шримад-Бхагаватам. 10.63.34, 38, 43.

Эти слова к Кришне были обращены Господом Шивой во время битвы при Шонитапуре. Таким образом и Шива признал Кришну Верховной Личностью Бога – Абсолютной истиной. Это же сделал и Брахма. Брахма и Шива являются ведическими авторитетами и отрицать сказанное ими значит не признавать авторитет Вед в целом, а значит и смысла в обретении гьяны совершенно нет.

Таким образом, Абсолютной истиной является Кришна. Достижение Его – это достижение духовного мира, Его обители. Достигается это методом преданного служения – бхакти-йоги. Так постигается Абсолютная истина, которая является высшей целью ведического знания. Поэтому, всякому желающему познать Абсолютную истину следует приобрести знание и практиковать метод бхакти-йоги, который является самым возвышенным из всех путей йоги.

Богдан Казаков
Богдан Казаков

Основной целью проекта является распространение знаний и духовности, а также повышение культурного и нравственного уровня общества. Подробная информация о помощи проекту на странице «Контакты»

Поддержите наше дело, чтобы мы продолжали сеять добро. Пожертвованные средства пойдут на развитие проекта. Оформите бесплатную карту Альфа-Банка и совершите по ней покупку, если нет возможности поддержать проект финансово.