Достоинство: что значит обладать и иметь достоинство?

Вопрос достоинства в наше время становится неопределенным и практически забытым. Несмотря на то, что это слово в обществе считается чуть ли не архаичным, вместе с этим люди всячески стремятся показать и доказать свое достоинство. Разрушение традиций становится причиной потери тех ориентиров, на которые опирается понятие достоинства и теперь, задаваясь вопросом: что значит иметь достоинство человек отвечает на него социальным статусом, материальным положением, уровнем жизни и наличием дорогих вещей. Это должно подчеркнуть, что этот человек заслуживает обладать достоинством, потому что имеет набор неких социально одобряемых критериев, которые к настоящему достоинству никакого отношения не имеют.

Внутри каждого человека живет стремление быть достойным. И пусть это стремление приобретает разные формы и направления: до тех пор, пока человек не считает себя достойным, он будет испытывать сомнения в себе, а значит и в окружающих, идеях, знаниях, предназначении и собственной жизни. Сомневающийся человек не может иметь твердую уверенность в выбранном направлении, а потому всегда будет отвлекаться на различные второстепенные и незначительные вещи. Так как основным источником достоинства в нашем обществе стали деньги: то даже преследуя творческую, благородную, самоценную или высокую цель, человек, не обладающий внутренним достоинством, всегда будет склоняться к тому, чтобы продать свои цели в обмен на ощущение достоинства от обладания материальными благами.

Поэтому до тех пор, пока человек не будет в состоянии определить что значит иметь достоинство, он не найдет удовлетворения. Следует знать что значит обладать достоинством, как отделить достоинство от стремления получить одобрение и обладания предметами, и где находится источник достоинства?

Сущность достоинства: что такое достоинство?

Достоинство можно рассматривать как совокупность нравственных качеств, которые составляют высокоморальную личность. Можно рассматривать достоинство как убежденность в праве на действие и принятие. Когда мы говорим о каком-то человеке, что он «недостойный», мы подчеркиваем, что он не обладает необходимым набором качеств, таких как ответственность, решимость, смелость, честность, порядочность и т.д. То есть тот, кто обладает этими качествами – достойный человек, а тот кто не обладает – недостойный.

Если отделить образ достоинства от материальных ценностей, то эти качества почти одинаковы во всех культурах, когда мы говорим о достойной женщине и достойном мужчине – у нас вырисовывается примерно один и тот же образ, который будет меняться только внешне от общества к обществу. Мужчина: сильный, решительный, смелый, щедрый, скромный, спокойный, твердый, добрый. Женщина: смиренная, послушная, верная, заботливая, терпеливая, преданная, мягкая, целомудренная, почтительная. Вне зависимости от социального положения, достойный человек воспринимается положительно.

Говоря о применении понятия достоинства к самому себе, мы говорим об убежденности в праве на желаемое. Вне зависимости от того, чего мы желаем, мы соизмеряем наше желание с совестью критерием достоинства: «достоин ли я того, чего желаю?». Желаемыми могут быть не только деньги, но и одобрение, свобода, любовь, признание, право на действие, выбор или отдых. Ощущая себя достойным, человек будет легко исполнять то или иное дело, и легко принимать положительную оценку. Ощущение себя недостойным будет приводить к неспособности устойчиво достигать желаемого.

Таким образом, мы выводим два определения достоинства:

Достоинство – это убежденность в праве получать желаемое.

Достоинство – совокупность морально-нравственных качеств.

Разница между двумя определениями в том, что одно мы применяем к другим людям, а второе к самому себе. Но, при ближайшем рассмотрении, становится очевидно, что эти определения связаны и могут превратиться в одно:

Достоинство – совокупность морально-нравственных качеств, дающих убежденность в праве получить желаемое.

Применяя критерии достоинства по отношению к другому, мы невольно применяем его к себе. А применяя его к себе, мы проецируем его на другого. Поэтому нельзя отделять восприятие себя, от оценки окружающих, ведь они связаны. Сомневающийся человек, будет сомневаться не только в себе, но и приписывать сомнения другим людям. Но есть более важный критерий, нежели психология. Это совесть.

Совесть – это проявление души, естественный нравственный ориентир, который позволяет нам отличить правильное от неправильного. Обладать достоинством, с позиции совести, означает обладать правом получить желаемое. Иметь достоинство, означает, иметь право на то, чего человек хочет. Поэтому глубокое чувство недостоинства связанное либо с навязанным восприятием недостатка положительных качеств, либо с таковым восприятием самого себя. Сущность достоинство – это соотношения наличия правильных черт, с тем, чего мы заслуживаем.

Что значить иметь и обладать достоинством?

Иметь и обладать достоинством означает обладать морально-нравственным качествами, которые дают право на получение желаемого. Человек соответствует понятию человечности и поэтому обладает внутренней возможностью получить желаемое добродетельно, не надрывая моральную сторону жизни. Можно возразить тем, что многие люди, не задающиеся вопросом морали, получают намного больше, чем те, кто заботится об этом. Если отбросить многочисленные религиозные понятия, которые могут дать ясное пояснение, но не всем, можно сказать, что за успех в разных сферах, который им не полагается, люди также платят: совестью, беспокойствами, страхами, подозрительностью, неудовлетворенностью и отсутствием счастья.

Богатству иных людей не стоит завидовать: они приобрели его такой ценой, которая нам не по карману,-они пожертвовали ради него покоем, здоровьем, честью, совестью. Это слишком дорого-сделка принесла бы нам лишь убыток.

Жан де Лабрюйер

Неудовлетворенная совесть закрывает сердце, и не дает возможности быть счастливым. Поэтому сверх меры богатые люди начинают достигать счастья через чувственное удовлетворение: алкоголь, наркотики, роскошь. Все это превращается в побег от самого себя, зацикливает на достижении новых целей, оставляя их внутри глубоко несчастными. А если, все же, позволить использовать такое понятие как грехопадение, то нарушение границ совести создает такой ад внутри человека, который неизбежно приводит его к греху. Богатство само по себе не является злом, но когда оно не соизмеряется с моральным обликом человека, то становится причиной его деградации. Это же происходит и с властью, красотой, славой, почетом. Поэтому разумному человеку следует избегать чрезмерных материальных совершенств. Получить желаемого сверх дозволенного опаснее, чем недополучить. Если человек недополучает чего-то из одной области жизни, то естественным образом это наполняется в другой. «Не везет в игре, повезет в любви», если совесть чиста.

Рекомендуем также эту статью:  Морально-нравственные качества, принципы и ценности человека

Совесть – основа достоинства. Нет смысла говорить о достоинстве, если человек преступает свою совесть, которая должна направить его не только на путь добродетельной жизни, но и на исполнение его предназначения. Когда человек занимается делом, которое соответствует его природе – совесть удовлетворяется, пусть даже он не исполняет это дело совершенно. Это и есть то счастье, которое человек испытывает, когда выполняет свое призвание, которое для него самоценно.

Таким образом, иметь достоинство означает удовлетворять совесть через соблюдение морально-нравственных принципов и тому занятию, которое соответствует нашей природе. Удовлетворяя совесть, человек живет с чистым сердцем, которому не нужны наслаждения сверх меры, так как оно и без этого удовлетворено. Через довольство малым, достигается умиротворение, а через умиротворение довольство малым превращается в счастье. Человеку, который не удовлетворил свою совесть, всего будет мало и он постоянно будет искать способ разрешить внутренний конфликт гоняясь за миражами, все туже затягивая гордеев узел. Иметь добродетель означает жить в согласии с совестью. Обладать добродетелью можно только внутри себя.

Внутреннее достоинство: личное достоинство человека

Обладать достоинством означает достичь удовлетворения совести правильной жизнью, отказываясь от порочных привычек, дел, речей и мыслей, и культивируя в себе добродетельные. Но откуда человеку следует черпать чувство достоинства? Ощущение достоинства должно исходить из правильной жизни, которая удовлетворяет совесть. Исполняя предназначение, действуя в согласии с природой, и соблюдая добродетель человек достигает правильной жизни. Главная опасность определения достоинства заключается в попытке найти достоинство в глазах других. Когда достоинство становится фактором, который определяется извне – оно теряет суть. Чистая совесть должна быть ориентиром правильной жизни, в вопросе нравственности нельзя опираться на других людей, если это не наши моральные авторитеты, которые направляют нас на этот путь. Мнение людей переменчиво и носит непостоянный характер. То, что им нравится сегодня, завтра им может показаться неприятным. Субъективность же создает двойственность: справедливость в отношении другого это хорошо, в отношении меня – плохо. Поэтому человеку нельзя ориентироваться в определении добродетели и следовании предназначению на общество, только на собственную совесть и тех, кого человек считает авторитетом.

Иметь достоинство означает обладать достоинством внутри, а не пытаться изыскать его в глазах других. Поэтому мудрые говорят, что о собственных добрых делах следует молчать. Когда мы привыкаем не связывать собственное достоинство с мнением других – оно становится устойчивым. Мы приобретаем целостность личности, на которую не может повлиять оценка извне, так как мы будем знать, что мы делаем правильно, а что мы делаем неправильно, ориентируясь на совесть, знание и понимание, а не мнение отдельных людей. В особенности это становится важно потому, что каждый человек обладает своей природой и то, что неприемлемо для одного, будет совершенно свойственно другому. Один решительный, другой – вдумчивый. Один мягкий и сострадательный, второй – твердый и строгий. В применении к природным свойствам не должно быть оценки. Но пороки осуждаемы и в решительном, и во вдумчивом, и в мягком, и в строгом. От пороков следует избавляться ради приобретения достоинства, а не для того, чтобы получать положительную оценку от окружающих.

Личное достоинство человека становится его достоянием, когда не выносится на суд окружающим. Когда человек не просит прямо или косвенно подтвердить то, что он достойный. Именно поэтому следует всячески воздерживаться от объяснений своих достижений, добрых дел, достоинств, положительных качеств, так как они будут вызывать оценку. Если люди примут это, и одобрят – человек потеряет достоинство внутри и станет зависеть в оценке себя от окружающих. Сторонняя оценка всегда искажает правильное понимание достоинства, поэтому его нужно беречь, не применяя слова и оценки других людей по отношению к самому себе. Таким образом развивается устойчивое смирение и отсутствие тщеславия. Эти качества делают восприятие и устремление к правильному образу жизни устойчивыми и твердыми. Суждения людей сопровождаются множеством незримых факторов, которые мы не можем предсказать, при этом они переменчивы, вплоть до того, что человек может давать оценку просто в зависимости от настроения. В вопросе внутреннего достоинства такие подтверждения не нужны. Когда совесть удовлетворяется и в нас теплиться ощущение правильной жизни – это главное подтверждение того, что наше внутренне достоинство развивается и реализуется.

Как уважение делает человека зависимым?

Уважение это самый опасный наркотик: человек привыкает к нему быстро, практически не отвыкает, а его отсутствие быстро создает потребность. Уважение опьяняет, делает зависимым в суждениях и действиях. Человек не хочет лишаться уважения, а потому будет действовать так, чтобы получить уважения ещё больше. Но, так как его уважают за то, каким он является, то любое неестественное действие, нарушающее баланс личности, будет лишать этого уважения. Например, кого-то уважают за смелость. Стоит подметить это и этот некто будет проявлять смелость даже там, где это не нужно, лишь бы получить очередную дозу одобрения. Смелым нужно быть не из-за того, что это одобряемо, а потому что это соответствует внутреннему пониманию достоинства и для некоторых людей, струсить хуже, чем быть в опасности, потому что их подталкивает на это чувство достоинства, совесть. И такую смелость сломить невозможно. Смелость же продиктованная социальным одобрением будет неустойчивой и сломается в тот момент, когда окружающие решат, что сейчас смелым быть не надо, а сейчас надо, а потом снова не надо. Истинное достоинство всегда внутри человека, и никогда вовне. Оно не зависит от мнения и суждений окружающих, а соотносится только с совестью.

Рекомендуем также эту статью:  Качества человека: источники счастья и страданий

Уважения, почета, одобрения следует искать не вовне, а внутри. Когда совесть одобряет действия – это самое лучшее одобрение. Правильная жизнь есть непоколебимая уверенность в своих действиях, основанная на следовании морально-нравственным принципам. Удовлетворенная совесть создает полную уверенность и осознание правильности своих действий. Почет со стороны других делает зависимым, способность отстраняться от почета делает свободным. Непринятие уважения от других есть основа самобытности.

Достоинство характера: нравственное достоинство человека

Достоинство характера определяется способностью следовать морально-нравственным принципам и дает право на получение желаемого, не прибегая к пренебрежению совести. Нравственное достоинство человека даёт возможность быть свободным как от оценочного суждения окружающих, так и от разнообразных сомнений, препятствующих волеизъявлений. У людей часто возникает ощущение, что они недостойны заниматься тем или иным делом. Такая парадигма приобретает форму убежденности и не дает возможности реализовываться. При соблюдении морально-нравственных принципов, сознание естественным образом видоизменяется в сторону поиска возможности реализации своих способностей и талантов на благо всех. Только следуя возвышенным принципам, человек может понять смысл служения, через которое достигается высшее счастье. Наличие пороков и недостатков всегда будет вызывать сомнение, апатию, инертность, отсутствие веры в себя. Правильное и строгое следование принципам приведет к решимости, целеустремленности и отсутствию всяческих внутренних препятствий.

Удовлетворённая совесть позволяет сохранять полное спокойствие и умиротворение, не становится жертвой различных манипуляций, сохранять себя и действовать без лишних размышлений на пути исполнения своего предназначения. Неудовлетворённая совесть, в особенности подавленная, будет становиться причиной несчастливой жизни, ощущения неудовлетворенности, которая никуда не пропадает и причины которой неясны. Чем дальше люди отдаляются от совести, тем сильнее будут страдать и видимой причины этих страданий найти будет невозможно. Поэтому каждому разумному человеку следует искать причины своей неудовлетворенности в отказе следовать морально-нравственным принципам и преступлении против своей совести. Когда возникает понимание того, что такое правильная жизнь и способность ей следовать – неизбежно будет возникать устойчивое, постоянное и независящее от внешних обстоятельств счастье, присутствующее внутри сердца всегда.

Высшее достоинство

Обладать достоинством может каждый – главное найти тот путь, следуя которым возможно достичь необходимого морального уровня. Наилучший из всех возвышенных путей – это духовный путь. Высший этап духовного пути – это служение Богу. Служение Богу есть посвящение всех дел, помыслов и жизни Богу, вне зависимости от того, чем занимается человек. Любое занятие и мысль можно одухотворить, связав с Богом. Только противоречащие морально-нравственным принципам занятия, такие как убийства, воровство, производство наркотиков, алкоголя и т.д. не может считаться служением Богу. Все остальные занятия начиная от уборки дома и заканчивая священными обетами можно и нужно посвящать Богу, чтобы привязывать суть своей жизни к Высшему Началу.

Высшее достоинство обретается через привязанность к божественному, когда в свете обретенной истины всё мирское кажется настолько незначительным, что ни оскорбление, ни хвала не влияют на сознание и внутреннее состояние. Открывается духовная отрешенность, исходящая из отсутствия вкуса к материальному наслаждению. Высшее, чистое счастье проявляется из сердца и становится естественным состоянием сознания. Служение Богу – есть высший моральный принцип, тот кто исполняет его, исполняет все остальные принципы естественным образом. Служение Богу очищает сознание и избавляет от пороков, как дерево осенью избавляется от пожелтевших листьев. Нет надобности в том, чтобы бороться с каждым недостатков или пороком отдельно, если через посвящение себя Богу можно избавиться от всех недостатков разом. При этом все добродетели проявляются сами по себе, становясь чем-то вполне обыденным, к чему не нужно прикладывать усилия.

Духовным путем достигается духовное состояние сознания, которое освобождает от страданий, в том числе связанных с недостатком ощущения достоинства или отсутствия определенных качеств. Такой путь начинается с обращения к Богу через молитвы и посвящение Ему части своей жизни, совершения дел ради Него и изучения священных писаний. Все это должно стать началом духовного прогресса, который неизбежно приведет к счастливой жизни.


Достоинство – совокупность морально-нравственных качеств, дающих убежденность в праве получить желаемое. Обладать достоинством означает соответствовать внутреннему уровню нравственности. Иметь достоинство становится возможно только когда совесть чиста и удовлетворена правильной жизнью. Наилучший путь обретения достоинства – это служение Богу, ведь именно таким образом скорее всего достигается духовная добродетель, которую невозможно приобрести собственными силами. Так обретается совершенное достоинство.