Слушать и слушаться – как правильно воспринимать информацию?

Слушать и слушаться – как правильно воспринимать информацию?

Вербальное общение продолжает оставаться самым популярным методом общения даже несмотря на влияние распространения доступа к социальным сетям и возможности вести переписку. В процессе вербального общения, мы воспринимаем информацию методом слуха. Во время общения мы слушаем речь других людей, и даём возможность послушать нас другим. На этом строиться общение, это её основа. Если мы правильно слушаем человека и даём ему правильно услышать нас – наше общение становится успешным. Но есть разные формы слушания, каждая из которых предназначена для определенного вида разговора. Слушать и слушаться – в чем различие и что нам необходимо больше?

Слушать и слушаться – в чем различие?

На санскрите «слушать» переводится как «шру». Шру – это основной глагол для разных форм слушания, например, сборник четырех Вед, в общем смысле, называется Шрути, что переводится как услышанное. Слушать – означает воспринимать информацию на слух без каких-либо серьезных усилий. Таким образом, мы ведем повседневные беседы, слушаем радио и музыку. Такая форма слушания означает, что мы принимаем к сведению то, что нам говорят, но совершенно не означает, что мы действительно что-то изменим на основании полученной информации. Такой формат слушания больше подходит для повседневных коммуникаций и развлечения, нежели чего-то более серьёзного.

Для чего-то более серьезного есть «шушрума» – слушаться. Шушрума употребляется в отношении той информации, получив которую, человек становится в ней убежден и привержен ей. Так Арджуна, В Бхагавад-Гите(1.43), произносит анушушрума, когда объясняет природу греха относительно убийства родственников – «Я слышал об этом от наставников, принадлежащих к цепи ученической преемственности». И он произносит это как истину, которая утверждает, что родственников убивать нельзя, потому что услышал это от авторитетов. Глагол шушрума использовали и ямадуты, которые объясняли законы религии вишнудутам, они говорили шушрума – «Мы слушали это от нашего господина, Ямараджи, и поступаем в соответствии с его наставлениями». Таким образом, шушрума употребляется в отношении важных знаний от серьезных авторитетов. Такие знания не должны просто приниматься к сведению или быть средством развлечения. Если мы слышим истинные знания от настоящего авторитета мы должны не просто слушать, а слушаться, только так знание дойдет до нашего сердца, и даст нам возможность изменить жизнь в лучшую сторону. Если мы просто слушаем, мы таким образом развлекаемся и упускаем из виду самое важное.

Те важные знания, которым мы должны слушаться лишь тогда остаются в нас, когда мы делаем их основой своей жизни. Если мы слушаем: «Греховный образ жизни приводит к страданиям», мы будем продолжать совершать разнообразные проступки, потому что знание не доходит до сердца. Если мы слушаемся наставлениям о том, что грехи приводят к страданиям – мы прекращаем грешить и падаем теперь только случайно, а не намеренно. Люди, которые не принимают всерьез знания, не могут в действительности следовать ему. Многие курящие люди говорят: «Курить вредно», но они не понимают этого в действительности, так как сами курят. Подобно этому, просто слушать означает получить знание и не применять его, просто пополнить библиотеку знаний очередными бесполезными сведениями. Так поступают люди, которые не хотят прикладывать усилия к реализации этой практики и надеются практику заменить на объем знаний, но это, по сути, бесполезно. Даже если это самое полезное знания, в уме просто слушателя такое знание становится бессмысленным, так как он явно не будет его применять. Конечно, просто слушание все равно приносит пользу, так как где-то в сознании проявляется знание, но тем, кто в действительности хочет прогресса в любой области жизни, следует именно слушаться правильных наставлений от мастеров.

Правильное слушание для ученика

Если мы хотим хорошо владеть боевыми искусствами нам недостаточно слушать, как мастер рассуждает о них, нам нужно слушаться его. А слушаться его – означает идти и тренироваться. Он говорит: «Без практики нет результата», на основании этого можно сделать два вывода: 1) Кто не тренируется, тот не становится лучше; 2) Чтобы достичь успехов в боевых искусствах, необходимо практиковать их. Второй пример – это шушрума: «Я услышал от мастера, что без тренировок невозможно добиться успеха и поэтому я тренируюсь». Такая информация кажется вполне самоочевидной, но, как и во многих областях, есть множество людей которые просто предпочитают слушать и ничего не делать, но при этом считают себя компетентными в области единоборств. Это распространено повсюду, от простого слушания рождается множество «знатоков» всех мастей.

Отсутствие понимания того, чем различается слушать и слушаться приводит к феномену большого накопления теоретических знаний, которые лежат простым грузом на сознании человека, так как не применяются. В действительности, процесс обучения заключается не в том, чтобы впитывать бесконечное количество информации, а в том, чтобы применять небольшое количество информации на практике. Воин, который посвящает себя только тому, что изучает новые приемы, вряд ли преуспевает хоть в одном из них. А «ученый» человек во всех областях, это почти всегда профан во всех областях знаний. Слушаться, означает сделать услышанное основой своей жизни или практики. Ученик слушается учителя, когда тот говорит: «Ты делаешь это не так, делай так», и так он становится лучше, но если он продолжает делать по-своему говоря: «Ну ладно, я тебя услышал, но буду делать как мне нравится», он продолжит совершать ошибки и никогда не достигнет успеха. У одного знакомого математика, который преподает на частной основе, был ученик, который совершенно не знал предмета, но при этом спорил с ним относительно способов решения примеров. Решать примеры у него не получалось, но он был убежден в том, что он лучше знает. В итоге, от такого ученика пришлось отказаться, так как он был совершенно не обучаем. Если мы просто слушаем учителей, но продолжаем сохранять положение «Я знаю лучше, но послушаю, вдруг чего умного скажет» – то это проблема не учителей, а наша, ведь в таком случае лично мы прекращаем своё рост и развитие, оставаясь глупцами.

Рекомендуем также эту статью:  Мудрость – понимание знания и жизни человека.

Слушать мы можем что-то для отдыха, расслабления, развлечения или ведя какие-нибудь незначительные беседы, но в отношении обучения, особенно в духовной сфере, нам следует исключительно слушаться тех, у кого мы учимся. Только тогда мы достигнем успеха.

В отношениях между людьми также возникают разного рода проблемы из-за неспособности правильного слушания. Иногда, необходимо просто выслушать человека, не делая никаких серьезных выводов, а иногда нужно прислушаться к нему и что-то изменить. Когда мы делаем серьезные выводу из малозначимых действий или высказываний, но совершенно игнорируем действительно большие проблемы, просьбы или того, что вызывает недопонимание уже продолжительный промежуток времени – мы просто неправильно слушаем. В основном, люди строят свою жизнь таким образом, чтобы испытывать как можно меньше страданий и испытывать как можно больше счастья. Недопонимание и проблемы – это болезни отношений и лечить их бывает болезненно. Но люди, которые склонны к тому, чтобы действовать исключительно там, где есть счастья, не будут решать эти проблемы правильно. Если проблема будет заключаться в них – они будут её игнорировать, но если проблема в партнере – они будут первыми, кто её увидит. Это философия игнорирования собственных ошибок, фундаментальная ошибка атрибуции, приводит к действительно серьезным конфликтам, которые произрастают из, порой, совершенно незначительных проблем, которые решить можно быстро. Ведическая философия утверждает, что три вещи необходимо устранять как можно быстрее: пожар, долги и болезни. Болезни отношений имеют свойство прогрессировать, подобно тому, как прогрессирует зубная болезнь. Если её вовремя не вылечить, можно потерять зуб, а если вовремя не услышать человека, с которым вас связывают родственные, дружеские или романтичные отношения – можно потерять человека. Игнорирование проблемы приводит к её усугублению, а неспособность слышать – к невозможности что-либо изменить. Но избавиться от проблемы – означает построить те крепкие отношения, о которых все давно мечтают.

Слушать – это воспринимать информацию, оставаясь независимым. Такой формат слушания необходим в повседневной жизни, особенно в общении с не очень разумными людьми с которыми нас порой связывают разные отношения. Такой формат слушания подразумевает, что слушатель остается при своем и не намерен что-либо менять по причине слова своего собеседника.

Слушаться – означает принимать полученное знание полностью, без сомнений или попыток остаться независимым. Когда врач говорит нам принять горькое лекарство или сделать болезненную операцию, недостаточно просто послушать его, необходимо делать то, что он скажет. Так происходит процесс выздоровления. Если мы правильно разделим тех людей, которых следует слушать и тех, кого следует слушаться – мы, с одной стороны, сохраним свой рассудок от негативного влияния не самых разумных людей, а с другой научимся в полноценном объеме принимать знания от действительно разумных людей. Правильное определение того, что следует слушать и слушаться в отношениях однозначно позволит оздоровить их, вне зависимости от того, являются ли они романтическими, дружескими или родственными.

Итак, возможность различать что необходимо слушать, а чему слушаться не только сохранит наше сознание в чистоте, но и позволит серьезно прогрессировать. Вместе с тем, правильное слушание позволяет понять человека и построить с ним правильные отношения, проблемы в которых будут решаемы. Для правильного слушания необходима определенная чистота сознания, осознанность, которая очень просто достигается посредством медитации. Но слушание – это также навык, развитие которого зависит от нашего применения этого навыка.

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован.