Духовность – высшая цель духовного пути.

Духовность – высшая цель духовного пути.

Настоящая духовность и духовный путь

Под словами «духовный путь» и «духовность», многие люди понимают совершенно разные вещи, несмотря на то, что из древних текстов есть чёткое определение что является духовностью, а то ею не является. Точно также существует и описание того, что есть высшая цель духовного пути.

Сначала, нам необходимо разобраться что такое духовность. Если говорить совсем коротко, то духовность – это такой образ действий и жизни, который позволяет взаимодействовать с духовной природой и энергией. Эта энергия и природа являются высшими и являются Истинным «Я» человека или, как его иначе называют, Истинным Эго в противовес Ложному эго. Ложное эго отождествляет человека с материей, тогда как Истинное эго отождествляет человека с его духовной природой.

Важно понимать, что существует грубая материя и тонкая материя. Об этом также говориться в древних священных писаниях. И говориться что отождествление себя с такими элементами нашей тонкой материальной природы как: разум, ум, желания, опыт, знания и привязанность к ним – являются заблуждением, происходящим из Ложного эго. Вообще, человеку всегда необходимо себя самоотождествлять с чем-то, но так как он не обладает должным опытом взаимодействия со своей духовной сущностью, ему приходится делать вывод о том, что он есть материя. Даже не важно тонкая или грубая.

Отождествление себя с грубой материей является отождествление по телесному признаку: полу, возрасту, нации, цвету кожи и прочему. Плодом такого отождествления является ненависть, разделение и распри, хотя все мы, в нашей истинной сущности равны и идентичные друг-другу. В Бхагавад-Гите сказано, что знание, которое приводит к выводу о качественном различии живых существ между друг-другом – является знанием в гуне тамаса, иначе говоря это невежественное знание.

Привязанность к своему телу, как тонкому, так и грубому – является признаком недостатка духовности человека. Многие учителя предпочитают проповедовать о том, что необходимо находить баланс между духовностью и материальностью, но это то же самое что смешивать сладкий яд и горькое лекарство, поддерживая некий «баланс», который будет больше приятен, чем полезен.

Истинная природа человека

Наша истинная природа – духовная, наше сознание является прямым проявлением этой духовной природы. Известны случаи, когда головной мозг человека подвергался изменениям, однако само сознания оставалось неизменно. Менялся характер, поведение, но само сознание осталось тем же самым. Это говорит о том, что сознание не исходит из головного мозга, ведь даже когда головной мозг работает в штатном режиме, человек может находиться без сознания.

Баланс между духовной и материальной энергией заключается в исполнении своего материального долга и признанию необходимости следовать определенным правилам материального мира. Мы вынуждены есть, спать, отдыхать. Мы вынуждены признавать некие фундаментальные наклонности и таланты, нашу природу. И лучше всего, действовать в соответствии с этой природой. Это тот взгляд на материальную составляющую нашей жизни, который не противоречит истинной философии.

Теперь более конкретно о духовной составляющей. Наша духовная природа, душа, это и есть мы, это наше истинное «Я». И нам важно понимать что это такое и как правильно действовать исходя из этого знания. В порядочном обществе, человек сначала воспитывается своими родителями, а потом помогает им и поддерживает. Можно назвать это служением. Общество, которое отрицает такой подход к отношению к родителям является падшим и идёт к падению.

Духовная практика – это взаимодействие с духовной энергией

Точно также и у нашей души, то есть у нас самих, есть наш Создатель, наш Отец и Повелитель. Подобно тому, как мы отдаём долг за рождение нашего тела своим родителям, мы также должны отдать долг за возможность сознавать и быть нашему Творцу. Источником духовной энергии является Бог. Единый, Верховный Бог. Несмотря на своё единство, в душе каждого человека он представляется по-своему. Так как невозможно найти ко всем людям один подход. Исходя из нашей индивидуальности, из уникальности нашей души, Верховный Господь находит подход к каждому. Такое разнообразие явлений порождает множество видов поклонения и служения ему, которое люди назвали религией.

Взаимодействие с нашей духовной энергией по большей части – это взаимодействие с самим Верховным Господом, нашим Творцом. Можно сколько угодно говорить о материалистичных концепциях, но они, по сути, никуда не ведут, кроме отсутствия смысла, апатии, разложения морали и деградации общества. Учение о духовности напротив, ведёт человека к счастливому образу жизни, в котором живое существо обретает истинный покой и умиротворение, обретая праведность от взаимодействия и служению своему Творцу.

Духовность это всё что напрямую связано с духовной природой самого человека, души, и непосредственно Богом. Никакие косвенные пути, которые «Когда-нибудь» приведут человека к Истине, не могут называться духовными путями. Это очень важно понимать. В наше время появилась мода на духовность и так как это слово стало модным, само глубинное понятие, которое позволяло подобно чёткому ориентиру прийти к этой самой духовности исчезло. Осталось что-то невнятное связанное со странными позами, длинными костюмами и абстрактными размышлениями, а также с замиранием с закрытыми глазами.

Что духовным путем не является

Рассуждения, асаны, медитации, ношения благоприятной одежды – это всё безусловно позитивно влияет на тонкое материальное сознание человека. Но нельзя называть врачом того, кто только одел врачебный халат. Врач – это человек обладающий успешным практическим опытом в медицине. Если у врача было 10 операций, из которых 10 неудачны – это не врач, а убийца.

Этот же пример, мы можем применить к определению духовности человека. Если человек взаимодействует с тонкой материальной энергией посредством огромного разнообразия практик: тантр, йог, медитаций, асан, пранаям, эзотерики и так далее – это ещё не даёт ему бытность духовного человека. Духовным человеком может называться тот, кто имеет практический, успешный и глубокий опыт взаимодействия с духовной энергией. Иначе говоря, с Богом.

Удивителен и тот факт, что люди, применяющие терминологию определенной философии, а чаще всего это терминология Ведической философии, как наиболее распространенной (все виды йог, буддизм, тантры, мандалы, янтры, астрология, аюрведа и так далее). То есть люди, применяют определенные термины, такие как «сансара», «самадхи», «сиддхи», «саддху» применяя их в абсолютно неверном контексте, давая им неверные определения, и поясняя их достижение неверным путём.

Это очень сильно относиться к вопросу «Что такое духовность?». Так как применяя терминологию Ведических писаний, а все термины восточной философии, кроме мусульманского и японского не-буддийского направления, пошли оттуда. Однако, если люди применяют авторитетно и в открытую такие термины, они должны знать о том, что является Высшей целью Вед. А если они не знают, то как они могут им обучать? Высшей целью Вед провозглашается Верховный Господь и постижение своей духовной природы. Но скольких мы слышали «духовных людей» говорящих об этом? Крайне мало.

Мистические практики, энергопрактики, астрология, аюрведа, большинство медитаций – это практики связанные тонким материальным телом. Духовность же провозглашает отказ от материи, как от цели существования и признаёт любые способы взаимодействия с материей, как способом достижения Абсолютной Истины – невозможными. Невозможно копать вниз, и оказаться вверху. Невозможно работать с материей и быть духовным.

Да, с какой-то точки зрения некоторые материальные взаимодействия с тонким телом человека приводят к возможности заниматься духовной практикой. Но это не означает что они являются духовными. Если мы учимся в университете, получая специальность для работы, и приходим на работу, не имея практического опыта, заявляя что весь процесс обучения необходимо причислить к трудовому стажу – это вообще не воспримут всерьез. Это так не работает. Пока мы не занимаемся духовной практикой – мы не занимаемся духовной практикой.

Высшая цель духовного пути

Так теперь встает закономерный вопрос – а что же является духовной практикой? Духовной практикой является взаимодействие, погружение и познание духовной энергии, а также служба нашему духовному Создателю и Господину. «Дживера сварупа нитья хой кришна дас». Естественное положение живого существа – служение Верховному Господу.

Господь является повелителем духовной энергии. Если мы хотим получить очень много денег, мы должны служить повелителю всех денег. Если мы хотим получить власть, мы должны служить самому властному человеку. Если мы хотим заниматься духовной практикой, нам следует служить тому, кто повелевает духовной энергией, а именно Верховному Господу – Кришне. Хотя Он и имеет много имён и в разных культурах представляется по-разному, нам следовало бы взять отправную точку того, какого масштаба личности нам предстоит служить.

Процесс служения Верховному Господу описывается девятью видами преданного служения:

Шраванам – слушание о Господе.

Киртанам – воспевание, описание, прославление Господа.

Смаранам – памятование о Господе.

Пада-севанам – служение лотосным стопам Господа, как выражение наивысшего смирения и признания своего положения слуги.

Арчанам – поколение Господу в виде.

Ванданам – вознесение молитв и принесение поклонов.

Дасьям – служение Господу в качестве Его слуги.

Сакхьям – служение Господу в настроении друга.

Атма-ниведанам – безраздельное вручение себя Господу.

Основными методами, являются слушание и воспевание, описание. Из них исходит памятование. Памятование естественное исходящее из нашей природы. Подобно тому как хорошая мать всегда думает о ребёнке, а успешный купец всегда думает о прибыли, по-настоящему духовный человек всегда думает о Боге.

Духовная энергия это не то, с чем можно взаимодействовать по своей прихоти. Врач не может просто по своей прихоти излечить пациента. Точно также и мы не можем, просто захотев, стать духовными. Для этого нужна практика, опыт, качества, а главное искренность и готовность жертвовать собой и своими радостями обычной жизни, ради достижения духовной.

Сейчас говориться об этом с точки зрения Ведической философии, но обратимся к христианскому мировоззрению, чтобы понять что есть духовность:

Ты, имеющий обитающим внутри себя всего Бога, добре внимай, чтобы не сделать и не сказать чего-либо недостойного святой воли Его; иначе Он тотчас удалится от тебя и ты потеряешь сокровище, сокрытое внутри тебя. Почти Его, сколько можешь, и не вноси внутрь обиталища Его ничего Ему неблагоугодного и чуждого естеству Его, чтоб Он не прогневался на тебя и не убежал, оставя тебя пустым.

Не многословь пред Ним и не обращай к Нему прошений без благоговейной собранности. Не помышляй в себе и не говори: «Дай-ка покажу я Ему преобильную теплоту и превеликую ревность любви, да приимет Он доброе мое произволение и да познает, как люблю я Его и чту», потому что прежде, чем подумаешь ты так, Он уже знает помышления твои и ничего нет сокрытого от Него. Не покусись еще удержать Его мысленными руками, ибо Он неухватим, и как только ты дерзнешь ухватить Его или подумаешь только удержать Его — уже не найдешь внутри себя ничего. Он тотчас удалится от тебя и станет неощутим для тебя.

Симеон Новый Богослов

И обнаруживается, что своими силами, мы не можем удержать Господа. Своими усилиями, мы не можем Его привлечь. Он Сам приходит, если человек праведен. А если нет, то это невозможно изобразить перед Ним. Он Господин нашей души и Ему ведомо всё о нас и целом мире.


И всё-таки, что же такое духовность в самом ясном его понимании?

Подводя итог, мы можем сказать что высшая цель духовного пути – это Бог. Непосредственно, высшая цель достигается служением Ему. Служение можно достичь только в состоянии смирения и признания Господа своим господином. Только так можно постичь вечную душу, свою истинную природу.
Исходя из этого – истинная духовность это понимания себя, как слуги Всемогущего Господа Кришны. А также прямое служение Ему, как своему повелителю. Это есть истинная природа души и её позиция.

Добавить комментарий

Ваш e-mail не будет опубликован.