Вера в Бога – в чем её суть? 3 уровня веры в Бога

Основой духовной жизни является вера в Бога, посредством которой человек очищает свое бытие и предоставляет себя Богу как слуга предоставляет себя Господину. Важно знать суть веры в Бога, не только чтобы правильно заниматься духовной практикой, но и для правильного выстраивания взаимоотношений с Богом, таким образом, чтобы они не превратились в формальность или не исказились под влиянием неправильных представлений. Представления и чувства могут со временем меняться, в жизни человека меняются места и обстоятельства, все это может привести к изменению отношению к Богу, но оно будет малозаметным, однако достаточным, чтобы духовная практика и жизнь потеряли свой вкус и блеск и превратились в нечто обыденное, обязательное, даже отягчающее. Знание того, чем по сути является вера в Бога помогает сохранять правильное представление даже в условиях быстро изменяющийся окружающей действительности, что случается с каждым из нас.

3 уровня веры в Бога

Прежде чем разбираться в сути веры в Бога следует пояснить, что существует 3 уровня веры в Бога, согласно духовному уровню развития человека. Чем выше духовный уровень развития, тем отчетливее, яснее и сокровеннее становится вера в Бога. Она превращается в нечто личное, даже интимное, то что касается только самого человека и Бога. Чем выше уровень тем более тесные и доверительные взаимоотношения становятся между человеком и Богом. Бог доверяет человеку, а человек доверяет Богу, так они взаимодействуют друг с другом как слуга и Господин, хотя это может приобретать различные формы отношений.

Вера в Бога: ступени развития отношений с Богом

3 уровня веры в Бога:

Убежденность

На этом уровне человек признает свою веру предметом убеждений. Человек верит в те или иные идеи, и Бог оказывается среди них. «Да, Бог существует, я верю в это» – говорит такой человек. Чаще всего такое убеждение не привязывает человека к Богу в действии, то есть вера существует только как предмет убежденности и мнения в голове, но не в сердце. На этом уровне человек не связывает свой путь с духовной практикой, хотя может быть внешне религиозным, соблюдая внешние признаки веры: обряды, ритуалы, посещение храмов, иногда заученные молитвы и редкие посты. Все это благоприятно сказывается на человеке, приучает к духовной культуре, но оставляет её предметом общественной идеи, внешней, не затрагивающей внутреннюю жизнь человека. А именно во внутренней жизни, в своем сердце человеку должно связывать себя с Богом, ощущая свою сопричастность к Нему, не как к элементу религии, а как к живой личности, с которой его связывают вечные отношения.

На этом уровне молитвы носят характер просьб об успехе, здоровье, деньгах, отношениях, по сути воплощая Бога как дарителя материальных благ и успокоителя. С одной стороны такое отношение к Богу нельзя назвать чем-то истинно духовным, с другой стороны обращение к Богу указывает на веру в милость и помощь Бога, что часто происходит на деле. Однако дело не в решении материальных проблем, а в построении отношений с Богом, которые невозможно выстроить одними просьбами и молитвами о своем благе. Для таких отношений требует некая жертвенность заинтересованность в том, чего хочет не только человек, но и чего хочет Бог. Последовательная и постоянная убежденность в Бога, которая носит действенный характер молитв, походов в храмы, посты, участия в обрядах, чтения священных текстов позволяет естественным образом возвысить уровень отношений с Богом до уровня знания.

Знание

Следующий уровень есть уже не убежденность в существовании Бога, но знание об этом. Человек проникнутый собственной верой и испытавший духовные переживания в молитвах начинает на личном опыте осознавать существование Бога в различных проявлениях. С этого уровня открывается возможность обращения взгляда не на внешние обряды, а на морально-нравственные принципы, которые лежат в основе всех религий и воплощают волю Бога для всех людей. С этих пор, человек становится озабочен не столько собственным благом, сколько правильностью собственной жизни и жизни других людей. Знание Бога внушают потребность знать священные тексты, правила жизни, суть морали и нравственности. Глубокие изменения начинаются именно с духовного переживания, которое высвечивание недостатки, пороки и слабости. На фоне духовного переживания контакта с Богом и ощущения духовной чистоты, человек начинает воспринимать себя неправильным, а потому погружается в изучение священных текстов и понимания правильной жизни.

С этих пор внешняя сторона веры, то есть посты, обряды, посещение храмов, становятся не путем к Богу, а инструментом к очищению сознания для Бога и соответствию понятию правильности. Человек стремиться реализовать волю Бога не через внешние проявления убежденности, а в представлении о том, что человек должен быть совершенным перед лицом Бога, чистым сердцем и готовым на все. На этом уровне молитвы носят характер просьб об искуплении грехов, но не для того, чтобы избежать ада, а для того, чтобы эти грехи не пятнали душу человека, не побуждали к порокам и ошибкам. Человек молит о своем совершенстве, потому что ощущает себя неправильным. Это помогает серьезно измениться в лучшую сторону, обратить взгляд внутрь и очистить сознание для отношений с Богом.

Человек руководствуется знаниями священных текстов и пытается организовать свою жизнь, исполнить долг и воплотить морально-нравственным принципы, отчего ощущает счастье и достаток. Он становится уже не просителем перед царем, который уйдет как только будут решены его проблемы, а слугой, который исполняет свой обязанности и соответствует требованиям представляемым слугам царя. С этого уровня смирения, человеку открываются большие блага в жизни, которые даруются ему естественно, так как он занят исполнением своего предназначения, указанного ему Богом. На этом уровне человек принадлежит Богу и проявляется преданность, соблюдая правила и предписания священных текстов, но это ещё не наивысший уровень.

Истинная вера

Но даже уровень знания представляет собой некую формальность. «Да, Бог существует, поэтому я буду делать, то что Он хочет и стану счастливым, потому что я правильный». На совершенное понимание Бога и отношений с Ним бросает тень представлений о том, что есть правильно и неправильно, которые несколько формализуют отношения индивидуальной души и Бога. Человек строит отношения с Богом и служит Ему потому что это правильно, так написано в священных текстах и так говорят духовные авторитеты. Но представление о том, что причиной служения Богу должно становится знание верно не до конца. Человек на уровне знаний верит в представления о Боге через призму священных текстов. Но Бог в священных текстах проявляет себя как Законодатель, Спаситель, Защитник, Опора, но не как Личность. Личность раскрывается только в личных отношениях между двумя, там где нет месту представлениям о правильном и неправильном, а остается только любовь.

Любовь к Богу проявляется в единственном желании – удовлетворить Бога, иначе говоря посвятить себя Ему. Это желание является самоценным и конечным: человеку ценно удовлетворить Бога, потому что это удовлетворит Бога, а не потому что это правильно или можно что-то получить за это. На этом уровне вера в Бога предстает потребностью делать что-то для Бога, отдавать, посвящать себя Ему, игнорируя такие вещи как привязанность, выгодна, корысть, наслаждения. Превосходящее все стремление сделать Бога счастливым подавляет всё: страхи, сомнения, лень, тоску и зависимости. Человек становится зависим только от Бога, ища в Нём все то, что остальные люди ищут во внешнем мире: безопасность, счастье, реализованность, любовь, дружбу, спокойствие. Что бы не искал другой человек вовне, обладающий истинной верой находит в Боге и черпает из этого полную удовлетворенность.

Подобно тому, как на уровне знаний теряется интерес к внешним проявлениям веры, так и на уровне истинной веры теряется интерес к знаниям и представлениям как самоценным вещам. Они становятся лишь инструментами для лучшего удовлетворения Бога. Священные тексты становятся не законом, а способом лучше понять, чего хочет Бог. Мораль и нравственность соблюдаются из желания удовлетворить Бога, предназначение исполняется из желания удовлетворить Бога, любое действие, мысль и речь внутри обращаются к Богу, хотя внешне могут касаться мирских дел или других людей. Вера в Бога на этом уровне побуждает направлять свои чувства не на внешний мир, как на уровне убежденности, или самого себя, как на уровне знания, а только на Бога.

«Люби Бога и делай что хочешь» – эта цитата Августина Блаженного как раз обращена к такому типу веры. Люби Бога и через эту любовь раскроется смысл каждого действия, мысли и слова, так как они будут обращены только к Богу. В свете любви к Богу вся философия и внешние предписания становятся лишними умозаключениями, так как живой опыт посвящения себя Богу лишает человека потребности в дисциплинированном следовании правилам. На этом уровне, человек следует правилам и предписаниям естественно, потому что только в их рамках можно удовлетворить Бога. А также потому что сознание настолько фокусируется на Боге, что является естественным отражением божественной воли, в числе которых и морально-нравственные предписания.

Предметом всех желаний становится лишь служение Богу, которое является естественной потребностью человека, его единственным серьезным устремлением. К этому побуждает и любовь к Богу, и высший духовный вкус, который дарует полное удовлетворение. Такая вера в Бога побуждает помнить о том, что Бог желает блага всем живым существам, но логика Его деяний не всегда понятна человеку, который живет критериями «приятно/неприятно». Воля Бога направлена на духовную жизнь человека и имеет под собой единственное основание – привести живое существо обратно к Богу, потому что это естественное положение живого существа. Подобно тому, как выбивание из стада для отдельной овцы может казаться ей благом, на деле же является смертельной опасностью. Человек не всегда осознает опасность тех или иных событий, действий или наслаждений, которые уводят его от Бога. Даже тяжелые испытания, лишения и трудности исходящие от Бога на самом деле являются высшим благом и особой милостью, которая хоть и лишает человека временного, но дарует вечное. То, что живое существо не теряет со смертью своего тело, это благо остается с ним навсегда и никогда не будет утеряно. Однако увидеть это в действительности возможно только на уровне истинной веры, когда восприятие мира строиться вокруг отношений с Богом, а не сиюминутных желаний или представлений о жизни.

Единственным желанием и стремлением является служение Богу, которое приносит высшее благо, совершенство, удовлетворение душе, разуму, уму и телу, а также позволяет человеку исполнить его высшее предназначение. Но самое главное – это удовлетворяет Бога, а значит является наиважнейшей и самой правильной из всех деятельностей. Служение Богу исходящие из чистой веры – есть благоприятнейшее занятие во всем мире.

Приводя пример с царем можно сказать, что на этом уровне для царя такой человек является не слугой или просителем, но личным другом, с которым у него глубокие отношения. Друг испытывает большие чувства, чем слуга, чья преданность обрамлена формальным почтением. Друг же лишен этого и потому может испытывать весь спектр эмоций и привязанности по отношению к своему другу. Самой важной потребностью души является потребность в Боге и отношений с Ним. Неважно насколько роскошными будут условия для рыбы на суше – она не обретет покоя, пока не вернется к океану.

Что такое вера в Бога?

Разобрав 3 уровня веры в Бога мы можем сказать, что такое вера.

Вера в Бога – это степень отношений с Богом

Первый уровень веры носит формальный характер отношений с Богом, отношение к Нему, как к идее. Второй уровень побуждает смотреть на Бога как на меру правильного и неправильного, Судью и Господина, который определяет что и как следует делать, а что и как не следует делать. Третий уровень отношений – это личные отношения, восприятие Бога как Личности с которой строятся отношения. Как только глаза человека раскрываются на этот факт через духовную практику и приобретение духовного опыта – он уже не сможет воспринимать мир как раньше и будет по-настоящему привязан к служению Богу. Как говорится, это то место, откуда не возвращаются. Однажды попробовавший нектар не станет пить из грязной лужи. Точно также и человек вкусивший нектар преданного служения Богу не станет желать чувственных наслаждений.

Но важно понимать, что достижение этих уровней это результат приходящий естественно в ходе духовной практики. Неразумно будет стремиться занять одно положение, не соответствуя действительному уровню. Попытка взять на себя больше своих возможностей приведет к отсутствию желания практиковать духовную жизнь, а значит и служить Богу. Если человек может поднять максимум 100 килограмм, то попытка поднять тонну будет если не опасной, то точно бесполезной.

К вере следует подходить не с формальным ощущением обязанности, а с живым интересом. Ведь духовная практика это не то, что человек берёт сам, но то, что ему даровано Богом как возможность приобрести высшее благо. А потому к служению Богу и духовной жизни в целом следует подходить как к шансу, где мы можем реализовать свои духовные потребности и свой духовный потенциал, исполняя высшее предназначение, плоды которого благи и вечны.