Духовные знания

Духовная жизнь человека: начало, развитие и суть духовной жизни

жить и умереть ради Бога, духовная жизнь

Люди привыкли искать счастье во внешнем мире, обретая уверенность и удовлетворенность в разнообразных способах построить комфортную жизнь, полную наслаждений. Мечты о такой жизни являются своего рода успокоением, ведь человек полагает, что достигнув какой-то внешней цели он обретет искомое счастье и удовлетворенность. Но достигнув одной цели, ощущение счастья вскоре пропадает и человек снова принимается искать что-то другое. Такая погоня за наслаждениями может продолжаться бесконечно долго, но когда человек достигает всех своих целей, обнаруживает, что даже на вершине мира, имея все – он остается неудовлетворенным. Таких людей много и причины такой неудовлетворенности неясны для них, но совершенно очевидно становится со стороны, что счастье не во внешних удовольствиях, а в чем-то большем. Можно сказать, что счастье обретается от своего настоящего дела, которым живёт человек, исполняя свое предназначение и реализуя свой потенциал полностью, живя тем, чем он занимается. Но следует взглянуть на фундаментальное обоснование счастья, посредством которого становится возможно обрести полное ощущение удовлетворения. Единственным путем к счастью такого высокого порядка является духовная жизнь.

Духовная жизнь: в чем её суть?

Духовная жизнь – это деятельность и отношения построенные на духовном уровне

Деятельность на духовном уровне, означает что такая деятельность совершается согласно духовным знанием, а мотивом является желание путём бескорыстного служения удовлетворить Бога. Духовные отношения возможно строить только на уровне души, но такая связь между людьми не может существовать, так как материальные отношения строятся на уровне чувственного восприятия с учётом приятного и неприятного, счастья и горя, благоприятного и неблагоприятного. Духовные же отношения безусловны, в них нет корысти или желания получить что-то взамен – они само естество бытия живого существа и они возможны только непосредственно с Богом.

Духовная жизнь направлена всего на два объекта: собственную душу, как объект познания и созерцания, и Бога как объект самопосвящения, любви и служения. Чем больше человек созерцает свою душу, тем естественнее он служит Богу, а чем больше он служит Богу, тем самоочевиднее становится его духовная природа. Таким образом любое погружение в духовную жизнь становится причиной все большего одухотворения. Созерцая собственную духовную сущность, человек переживает духовный опыт и разотождлествляет себя с материальным миром, понимая качественную разницу между вечным и бренным. Фактически, этим он разрушает невежество. Такое созерцание приводит к тому, что приоритет с удовлетворения материальных чувств переходит на углубление переживания духовного счастья, ощущения полной гармонии и умиротворения. В свою очередь, служение Богу даёт духовный вкус, который также выталкивает из человека потребность в чувственных наслаждения и привлекает его к такой деятельности, которая побуждает смотреть на мир глазами знания, то есть через призму духовного понимания мироздания.

Духовная жизнь позволяет проявить духовные качества. Одухотворяя чувства, ум и разум, разрушая ложное эго, человек приближается к своему наиболее естественному и идеальному состоянию бытия – духовному. В этом состоянии он становится невосприимчив к страданиям, ожиданиям, сомнениям, тревогам, привязанностям и прочим проявлениям двойственности материального мира, которые возникают как следствие погони за чувственными наслаждениями. Иначе говоря, такой человек просто не способен воспринимать беды как причину негативных переживаний, они для него становятся лишь совокупность внешних обстоятельств, с которыми можно как-то взаимодействовать. Внутри же всегда сохраняется полная умиротворенность, стойкость и спокойствие, основанное на утверждении в своей духовной природе.

Одухотворенность

Духовные качества проявляются в одухотворенном человеке, как свойства огня проявляются в нагретом железе. Нагретый металл как огонь горячий, излучает свет и способен передать тепло, иногда даже что-то поджечь. Подобно металлу, когда сознание живого существа находится в постоянном созерцании Бога, оно обретает все качества Бога, то есть духовные качества. Среди духовных качеств есть три основных – это вечность, знание и блаженство. Проявление этих качеств приводит к тому, что человек воспринимает все в контексте вечности, а не в рамках материальных, временных критериев, а потому он перестает страдать и отождествлять себя с материей, для него становится самоочевидна Абсолютная истина, а потому он начинает действовать в согласии с духовными знаниями естественно, без принуждения или дисциплины. Это становится просто потребностью, отражением его сущности. И при этом всем он обретает полное счастье, удовлетворенность и блаженство. Помимо этих качеств существует и множество других, таких как бесстрашие, смирение, терпение, решимость, невозмутимость, чистота. При этом все пороки вытесняются духовными качествами, как тьма вытесняется светом.

Рекомендуем также эту статью:  Бог добр или справедлив?

Одухотворенный ум всегда стремиться к деятельности связанной с Богом, так как это вызывает в нём счастье, блаженство, экстаз. Одухотворенный разум естественно придерживается духовных принципов, это в нём не вызывает напряжения. Одухотворенный человек естественно счастлив и естественно проявляет духовные качества, которые всегда превосходят материальные как степенью проявления, так и постоянством основанном не на волевом напряжении в проявлении этих качеств, а в своей естественности. Тот, кто обладает от природы решимостью будет проявлять её сильнее и чаще, тем тот, кто это решимости научился. Точно также, все духовные качества проявляются из природы души, вечной и высшей природы живого существа, а потому всегда будут превосходить во всем материальные качества, даже исходящие от материальной природы.

Отношения с Богом и служение Ему

Служение Богу заключается в посвящении всей своей деятельности Богу. Отношения с Богом заключаются в посвящении всех своих чувств Богу. Таким образом, человек формирует сознание, придает ему форму, которая всегда направлена на Бога. В материальной жизни, сознание человека расплывается на разные сферы жизни: отношения, деньги, наслаждения, увлечения, карьера и так далее. Духовная жизнь неизменно указывает на то, что все сознание человека должно формироваться своим стремлением к Богу. Человек постоянно следует задаваться вопросом: «Как мне удовлетворить Бога своими делами и чувствами?» и таким образом стремиться совершить служение. Важно делать это бескорыстно, не подразумевая, даже в глубине сознания, что мы что-то получим взамен. Только так становится возможно проявление духовной природы.

В материальной жизни, человек привык посвящать свое время тому, что приятно или тому, чем он обязан заниматься, чтобы достичь наслаждения или избежать страдания. Начиная духовную жизнь, человеку следует изменить свое отношение к внешнему, окружающему его миру постепенно переводя его из источника счастья и страданий, в совокупность внешних обстоятельств, которые никак не относятся к его внутреннему состоянию. Иначе говоря, настоящая жизнь происходит внутри человека, в отношениях и служении Богу, а все остальное становится внешним спектаклем, в котором человек участвует понимая свою роль. Не привязываясь к счастью и горю, человек внешне способен сохранить свой уклад жизни, не меняя практически ничего, но внутренне всегда следует быть отрешенным от чего бы то ни было. Причем такая отрешенность должна возникать на основе духовного вкуса, счастья от духовной жизни. В противном случае попытка лишь внешне, на основе волевых усилий отречься от материального мира приведет к подвешенному состоянию, при котором и наслаждаться жизнью уже не получается, и счастья от духовной жизни нет. Привязанности сохраняются, а решимости не хватает. Это как зависнуть посреди каната, не имея возможности повернуть назад, но и не имея сил дойти до конца. Постепенно погружение в духовную жизнь, по мере естественного возникновения вкуса и счастья поможет естественным образом достигнуть состояния одухотворенности.

Рекомендуем также эту статью:  Вера и духовная жизнь: как вера освобождает жизнь человека?

С чего начинается духовная жизнь?

Духовная жизнь человека начинается спонтанно, в момент когда человек случайно соприкасается с духовным знанием, которое побуждает его начать духовный путь. Никогда не бывает так, что человек, сидя в четырех стенах и живя повседневной жизнь, вдруг подумал: «надо стать духовным и постичь Бога». Этой мысли всегда что-то предшествует. Спонтанное посещение одухотворенного места, встреча с человеком, который передает духовное знание или практикует духовную жизнь или обретение духовной литературы. Все это происходит само по себе, вне контроля человека. Из этого следует воспринимать духовную жизнь не как то, что мы сами достигли, а как то, что нам даровано. Наша заслуга лишь в том, что мы это духовное знание смогли воспринять и отдать ему должное.

Духовная жизнь становится для нас милостью, возможностью приобщиться к высшему пути, познать Бога и вступить с Ним во взаимоотношения. Если мы воспринимаем духовную жизнь как нечто, причиной возникновения чего являемся мы сами, то мы фактически ставим себя в роль господина, а саму духовную жизнь как нашу обязанность, а не возможность. Из-за такого неправильного понимания становится невозможно относиться к духовной жизни с благодарностью и смирением. Из-за неправильного восприятия она формализуется, становится лишь набором внешних действий, которые не подкреплены смыслом и глубокими ощущениями, прогрессом. Поэтому нам следует воспринимать духовную жизнь именно как возможно, потому что не мы её начали, она нам была дарована.

Как развивается духовная жизнь?

Духовная жизнь развивается по мере погружения в неё, а погружение возможно тогда, когда человек отбрасывает все внешние мотивы для действия, и внешние объекты для своих чувств. Иначе говоря, чем сильнее человек воспринимает внешние, материальные цели главными, тем дальше он будет от Бога. Связывая свою жизнь, деятельность и чувства с Богом – человек погружается в духовные ощущения, раскрывает духовное восприятие и таким образом получает способность жить соответственно своей истинной природе, проявляя в деятельности высшую, духовную энергию.

Однако начало духовной жизни всегда хаотично, ведь у человека нет чётких представлений о том, что правильно, а что нет. Нет правильной картины мира, ощущения полной принадлежности к духовной стороне жизни, знания на таком уровне ограничены, как и способность получать и реализовывать такие знания. Чтобы систематически и правильно сформировать представления о духовной жизни, человеку нужен духовный учитель, который уже имеет опыт формирования собственных представлений и духовной практики.

Духовная жизнь состоит из деятельности и отношений посвященных Богу. Деятельность в начале строиться вокруг познания себя и представлений о том, что правильно, а что неправильно, а также попытки посвятить свою деятельность Богу. Отношения с Богом начинаются с молитв, посвящения времени и чувств, концентрации на Боге, а также приверженности к духовным принципам, преданности Богу. Постепенно приобретая духовные знания, человек становится очевидно то, каким образом ему следует посвятить себя Богу действием. Обращаясь к Богу в молитве, человек учиться посвящать свои чувства Бога, выстраивая отношения.


Духовная жизнь даёт человеку полное счастье, так как удовлетворенность достигается на самом высшем, духовном уровне. Человек по своей природе существо духовное, а потому он не способен достичь счастья посредством материального наслаждения. Духовная жизнь строиться вокруг Бога, отношений с Ним и деятельности посвященной Ему. Чем глубже человек посвящает себя духовной жизни, тем сильнее одухотворяется, а значит и естественнее проявляет все духовные качества, в том числе и счастье.

(2) комментаря

  1. Иван говорит:

    Бывает ли так, что духовная жизнь начинается с призыва? Часто слышал истории людей, которых влекло к такой жизни и она для них начиналась естественным образом. Является это везением или закономерностью?

    1. Это происходит с теми, кто занимался духовной практикой в прошлой жизни. Это описывается в Бхагавад-Гите:

      Йог, не сумевший достичь совершенства, после смерти долгие годы наслаждается жизнью на планетах, где живут благочестивые существа, а затем рождается в семье праведников или богатых и знатных людей.
      Или [если йог сошел с духовного пути, пройдя бо́льшую его часть] он появляется на свет в семье людей, глубоко постигших духовную науку. Редко кому в этом мире выпадает такая удача.
      Тогда, о потомок Куру, в нем просыпается божественное сознание, которое он развил в предыдущих жизнях, и он снова начинает заниматься йогой, стремясь достичь совершенства.
      Благодаря этому божественному сознанию в нем само собой просыпается влечение к практике йоги. Такого йога, стремящегося к духовному знанию, не привлекают ведические обряды и ритуалы.
      Он усердно занимается практикой йоги и в конце концов, спустя множество жизней, полностью очищается от материальной скверны, обретает духовное совершенство и достигает высшей цели.
      Бхагавад-Гита. 6. 41-45

      Таким образом, духовная жизнь продолжается с того же момента, на которой человек остановился в прошлой жизни

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован.