Главный порок человека

Многие религиозные, философские, общественные и даже политические течения призывают человека приобретать добродетели и бороться с разного рода пороками. В зависимости от мировоззрения того или иного учения, главной добродетелью могут объявляться различные качества. Ровно также будет существовать и главный порок человека, избегать который надо всеми силами. Человеку, который желает счастья, следует понимать, что всякая добродетель приближает к внутреннему благоденствию, а всякий порок отдаляет. Но среди всех пороков есть такой, который является особо опасным и нам следует его определить.

Главный порок человека

Возьмем наиболее известный и распространенный список пороков: семь смертных грехов.

  • Гнев
  • Жадность
  • Зависть
  • Обжорство
  • Вожделение
  • Лень
  • Гордость

Всё это безусловно пороки, которые приводят человека к грехопадению. Но среди них нам следует вывести главный порок и понять почему он является таковым. Определение такого рода порока не должно строиться на излишней гиперболизации, то есть на пиковом проявлении порока. Мы должны определить то, что именно в повседневной жизни оказывает наиболее негативное влияние. Если же мы будем рассуждать с позиции максимального проявления порока, то это будет гнев. Впав в состояние неконтролируемой ярости, человек моментально начинает убивать всех без разбору. Но такое мы видим крайне редко, если вообще видим, и речь тут будем заходить даже не о пороке, а о психическом недостатке, болезни.

Нам же следует определять главный порок не по воображаемому максимуму, а по эффекту, который он оказывает на человека в повседневной жизни. Безусловно, все пороки – это ужасные недостатки и их не следует оправдывать. Попытка отыскать главный порок не будет означать, что все остальные пороки будут безобидны. Но все же именно этот порок будет играть наиболее негативную роль не только в моменте, но и на протяжении всей жизни. С одной стороны проявляясь в конкретных действиях и образе мышления, с другой стороны, ограничивая человека и отстраняя его от добродетели. Отстранением от добродетели этот порок будет зацикливать человека внутри самого себя, так как иного пути он выбрать не сможет. Итак, следует разобрать вкратце каждый порок и определить самый главный из них и то, почему он заслуживает свое почетное первое место.

Гнев

Гнев – это порок, побуждающий человека испытывать состояние крайнего раздражения в те моменты, когда его ожидания не соответствуют действительности. Гнев наиболее просто трактовать, так как образ и проявления гнева видел каждый человек либо у другого, либо в самом себе. Это может быть и не слепая ярость, но все же понять этот грех может почти каждый. Гнев испытывает и начальник, который ожидает подчинения, но не получает его, и ребёнок, который ожидает подарка, но не получает его.

Этот порок опасен тем, что во время него человек теряет контроль над собой и может причинить насилие словом или делом, вплоть до убийства. Порой случается и так, что в порыве гнева кто-то убивает близкого и дорогого человека, не имея возможности контролировать себя. И само состояние гнева, и его последствия являются страданиями, но не только для разгневавшегося, но и для окружающих.

Однако гнев не является главным пороком по той причине, что его достаточно просто заметить в себе и научиться контролировать. Несмотря на то, что уже возникший гнев контролировать трудно, его можно успокоить ещё до возникновения. В этом можно убедиться на собственном опыте, если внимательно наблюдать процесс возникновения гнева. Он, до какой-то поры возрастает внутри, а затем взрывается. Но если мы отведем мысли от причины гнева ещё даже до того, как он успеет начать нарастать – мы просто не испытаем гнева. Главное понять какие моменты побуждают нас гневаться и иметь внимание к движениям своего сердца.

Некоторое время практики позволит научиться контролировать свой гнев, а если усердно подойти к практике, то можно контролировать и сам процесс нарастания и вспышки. Таким образом гнев может стать орудием, например в борьбе с пороками. Гнев, даже контролируемый, все равно остается опасным чувством. Это чувство будет подобно строптивому коню, который способен сбросить даже опытного всадника. Поэтому предпочтительнее избегать даже возникновения гнева.

Обжорство

Обжорство – это неумеренность в пище и напитках, чрезмерное стремление наслаждаться едой. Эту неумеренность можно распространить и на алкогольные напитки, хотя само по себе пристрастие к алкоголю, в отрыве от обжорства, также считается пороком. Поэтому мы будем определять обжорство именно как неумеренность в наслаждении пищей.

Обжорство представляется двояким пороком, так как с одной стороны оно указывает на то, что человек ест много, а с другой стороны он стремится к роскошной пище. Умеренность – это добродетель. И тот, кто способен удовлетворяться малым количеством простой пищи обретает счастье. Обжорство побуждает человека наслаждаться едой чрезмерно, как количественно, так и качественно. Это порождает неудовлетворенность, постоянное стремление потреблять и испытывать впечатление от поедания чего-либо.

Порок обжорства, по сути, в неудовлетворенности и чрезмерной концентрации на потребностях собственного тела. Человек таким образом опускает свое сознание и жизнь до уровня банального потребления, без всякой мысли о чем-то более возвышенном. Опасность в пристрастии заключается в том, что стремление к наслаждению пищей может стать источником других пороков, например гнева, если кто-то препятствует трапезе или лени, как следствие ослабевающего здоровья. Но обжорство нельзя назвать главным пороком, если рассматривать его в отрыве от наркотиков и алкоголя.

Да, если мы будем прибавлять к понятию «обжорство» наркоманию и алкоголизм – это становится ужасным пороком, который разрушает жизнь множества людей. Причем не только тех, кто потребляет наркотики и алкоголь, но и их близким. Однако этот порок избежать достаточно просто – можно просто не начинать пить или употреблять вещества.

Рекомендуем также эту статью:  Дисциплина и принуждение – в чем разница?

Лень

Лень является пороком отказа от деятельности из желания наслаждаться отдыхом, бездельем или нежелание трудиться. Порочность лени заключается в том, что она разрушает жизнь человека, ведь без труда невозможно обеспечить себя даже самыми простыми вещами. Желание же выжить будет неизбежно приводить к легким поискам заработка – к различному рода мошенничеству или преступности.

Опасность лени и в том, что она препятствует всяческому осмыслению своей жизни, ведь апатия не позволит проявить хоть какие-то усилия для изменения самого себя или жизни в целом. Вредные привычки растут на ленивом словно грибы, а большинство добродетелей просто не могут прорасти, так как требуют усилий.

Она все ещё является опасным пороком, но в повседневной жизни человек вполне может совмещать лень и быть более-менее обеспеченным и счастливым. Вопрос только в том, что лень сама по себе является источником страданий, так как через её призму любой труд, который является неизбежным, становится злом. Трудолюбие, напротив, побуждает человека не только заниматься, но и наслаждаться трудом, работать с энтузиазмом. Это позволяет достичь значительных плодов, что лишь сильнее мотивирует.

Вожделение

Вожделение – неконтролируемое стремление к всякому наслаждению, к обладанию источником наслаждения. Чаще вожделением обозначают именно половое влечение. Вожделение представляется более опасным, чем предыдущие пороки, так как вызывает сильнейшее желание наслаждаться источником удовольствия, теряя при этом всякий контроль над сознанием.

Привязываясь к источнику наслаждения, человек поступается своими принципами, нарушает обещания, поступает непредсказуемо и непоследовательно. Ради наслаждения он готов потратить значительные суммы, которое были заработаны годами честного и не очень труда. Счастье от наслаждения сменяется страданиями от разочарования или прекращения наслаждения. И это страдание порой побуждает человека причинять страдания другим, он становится излишне раздраженный, апатичный, печальный, эти настроения перемежают друг друга заставляя страдать.

Движимый вожделением человек готов совершить любое преступление или преступить любые принципы, чтобы получить желаемое. Слон завидев слониху теряет всякий рассудок и попадает в яму, которуе вырыли для него охотники. Поймать слона иным способом невозможно, он слишком силён, но самка лишает его всякого разума. В древнем Китае существовал приём, называющийся «Красавица». Суть этого приему был, а в том, что если у противника великолепная армия и непобедимый генерал, но он падок на женщин – достаточно преподнести к нему в дар прекрасную девушку. Тогда, как полагается, военачальник потеряет рассудок, начнет невнимательно относиться к своим обязанностям, потеряет авторитет среди солдат и станет возможно одержать над ним победу.

Вожделение имеет и свои плюс. Например, будучи в сердце благородного и чистого человека, вожделение будет побуждать стать лучше, чтобы достичь желанного. С другой стороны, вожделение часто пропадает, так как совокупность страданий, разочарований, потери страсти или желания просто лишают человека вожделения.

Но следует понимать, что этот порок возникает не только в конкретных обстоятельствах, но и присутствует всегда. Человек постоянно стремится наслаждаться и избегать страданий, и потому его можно назвать зависимым от собственных чувств. До тех пор, пока свобода не будет обретена, невозможно быть счастливым.

Жадность

Жадность – это неконтролируемое стремление добывать, накапливать, приобретать и хранить материальные блага. Этот порок особенно ясен нам в современных реалиях и он является уже более опасным чем предыдущие. Потому что жадность внушает такое корыстолюбие, которое позволяет достигать значительных высот, с которой человек проявляет свою жадность во все более темных проявлениях.

Гнев проходит после вспышки. Обжорство само демонстрирует свою порочность, разрушая здоровье. Лень может даже уберечь от некоторых пороков, так как присутствует некоторое апатичное безразличие. Вожделение можно просто удовлетворить и оно само по себе приносит такую сердечную боль, что человек сам будет отторгать его или пытаться контролировать. Жадность позволяет стать успешным и реализовать эту успешность порочным образом. При этом она не имеет конца. Как только человек что-то приобрел, он будет желать больше и больше, до бесконечности. То есть это порок, который поддерживает сам себя, с одной стороны даруя человеку такую мотивацию, благодаря которой он может стать успешным, а с другой самовоспроизводясь, оставляя жадного неудовлетворенным и побуждая его снова и снова зарабатывать, копить, покупать и потреблять.

Жадный человек становится подозрительным и боязливым. Этот порок подтачивает человека ментально, внушая ему не только стремление приобретать, но и не прекращающий страх потерять. В этом можно убедиться, если пройтись по богатым районам. Там люди возводят крепостные стены, стальные ворота, нанимают охранников, заводят собак и уставляют все видеокамерами, лишь бы их драгоценности никто не похитил. Жадный не знает покоя в благоденствии, так как желает больше, когда же теряет – страдает вдвойне. Страдание от жадности становится источником гнева, ведь присутствует действующее ожидание прибыли.

Зависть

Зависть – это желание наслаждаться тем, что приносит счастье другому. Если дом моего соседа лучше и он рад этому – я буду завидовать. Если его дом лучше, но по каким-то причинам он приносит ему несчастья – я буду радоваться. Это логика зависти. Она направлена на то, что не принадлежит человеку, на то, что является чужим. Это вполне ясное чувство, важно определить его проблематику.

Зависть побуждает человека не строить свою жизнь и достигать чего-то, а привязывает к счастью другого, при это стремясь его отобрать, уничтожить. Завистливый не способен испытывать радость от чужих успехов или посочувствовать чужим неудачам. Чужой успех для него будет укором. Чужая неудача будет источником радости. Это нравственно разлагает, лишает милосердия, сострадания, сочувствия, при этом центрируя свою жизнь вокруг других, завистливый не может обрести решимость, целеустремленность, последовательность. Его образ мышления и желания являются последствием чужой жизни. О какой свободе или счастье может идти речь?

Рекомендуем также эту статью:  Практическая философия – теоретическое и прикладное знание

Опасность зависти тонка и заключается в том, что она никак не помогает человеку, а только подтачивает его жизнь. Любой порок можно обернуть на пользу, если уметь. Но не зависть. Даже обжорство, как стремление наслаждаться пищей, можно обернуть на пользу, если понять, что наибольшее наслаждение пищей получает голодный, или, например, обжорство может побудить заниматься физической активностью и спортом, чтобы хоть как-то поддерживать здоровье. Зависть в этом плане это созерцание счастья другого с ненавистью, с желанием увидеть крах этого счастья. Завистливый не может быть искренним, ему неприятно даже находиться рядом со счастливыми людьми.

Зависть не позволяет понять свой путь, предназначение, свою индивидуальность и принять самого себя. Она будет побуждать идти по тому пути, который приведет не к собственному, а к чужому счастью, что является путем в никуда, заблуждением, обманом.

Но у зависти есть один плюс. Её очень просто заметить и она практически всегда вызывает стыд. Человеку свойственно стыдиться своей зависти и осознавать её. А потому с ней возможно бороться. Следует понять себя и то, что каждое «Я» неповторимо и имеет как своё счастье, так и своё страдание. У каждого есть только понятные ему радости и несчастья, осознание уникальности как собственной, так и других поможет избавиться от зависти, найдя свой путь и отрекаясь от всякого стремления чужого счастья.

Гордость

Гордость – это убежденность в превосходстве. Человек стремится гордиться всем, что относится к его «Я»: достатком, семьей, страной, обществом, профессией, знаниями, способностями, талантами, красотой.

В прежнем твоем письме упоминаешь не раз о самолюбии своем и будто уважаешь оное, красуешься им, как некоей утварью. Надобно его истреблять из себя всеми мерами, оно то причиною есть всех наших зол и пороков. Мирские люди еще считают оное добродетелью и благородством – и это по неведению или от помрачения страстей; а нам надобно во всём противиться ему смирением и самоотвержением

Макарий Оптинский

Опасность гордости тоньше всех, потому что гордость никто не способен заметить и помыслить о том, что она является чем-то плохим. Внушенное превосходство удовлетворяет человека и он только сильнее убеждает себя в нём, как бы цементируя этот порок в сердце. Но не только его. Любой порок вкупе с гордостью становится невозможно уничтожить. Гнев без гордости будет вызывать стыд, осознание того, что так следовало поступать. Гнев с гордостью будет убежден в том, что ему следовало ещё сильнее впасть в ярость и в следующий раз так и будет. Лень – это, порой, простое отсутствие мотивации. Гордость с ленью это сознательное презрение к труду и всем кто трудится. То есть гордость не только закрепляется в сердце, но закрепляет другие пороки, от которых становится невозможно избавиться, пока присутствует гордость.

Именно поэтому это самый главный порок: его трудно заметить, он внушает уверенность в своей правоте, а значит и убежденность в том, что любой собственный недостаток – это достоинство. При этом избавиться от гордости крайне трудно, так как сам человек ни за что с ней не расстанется, а любое указание извне будет воспринято как оскорбление. Порочный круг, который зациклен внутри себя. В конечном итоге гордость приводит к разобщению и ненависти: есть Я, а есть вы.

Избавиться от гордости возможно только стихийно, если человек выпадет удача как осознать себя гордым, так и осознать то, что это его недостаток, слабость. Для этого нужен разум и внимательность, что есть не у каждого.

Самый главный порок

Помимо гордости, есть ещё один порок, который превосходит даже её. Это невежество. Фундаментальное значение невежества заключается в том, что человек принимает вечное за бренное, а бренное за вечное. Своё тело, семью, страну, достаток, проблемы и достижения он принимает за вечное, за то, что будет существовать всегда. Собственную душу он принимает за нечто эфемерное, нечто практически не существующее в действительности, а значит и не заслуживающую внимания.

Из невежества происходит обусловленность – убежденность в превосходстве материального над духовным. Из обусловленности и невежества возникают все пороки. До тех пор, пока человек обусловлен своим невежеством он будет полагать важным то, что эфемерно, временно. Весь этот мир подобен замку на песке – в любой момент его может смыть волна, которую никто не в силах сдержать. Материальное не имеет никакого фундамента, великие государства падали в года, месяцы, недели и даже дни, что уж говорить о жизни обычного человека? Положение в материальном мире непостоянно, даже тело, которым владеет человек, меняется: сначала ребенок, юноша, затем взрослый, а в конце старик. Контролировать это у человека нет сил, но есть возможность контролировать то, что внутри нас.

Абсолютное знание означает принятие вечного за вечное, а бренного за бренное. Когда мы примем нашу душу, как основу нашего существования, а тело, как временное прибежище, когда мы увидим все в свете истины, глазами знания – все пороки потеряют свою причину и исчезнут, как дерево, корень которого уничтожили. Дерево не может существовать без корня, а порок без невежества. Победив невежество, мы раскроем нашу духовную суть, которая сама по себе совершенна и наделена всей полнотой совершенной добродетели. Вместе с духовной добродетелью придет и абсолютное счастье, которое изначально свойственно каждой душе, но в силу обусловленности его невозможно испытать.

Победить невежество значит приобрести знание о своей душе и Боге, встать на духовный путь и познать Абсолютную истину. Только таким путём можно обрести непреходящее счастье и достигнуть совершенства.