Представления о жизни: как формируют образ жизни человека?

Представления о жизни: как формируют образ жизни человека?

Что такое представления?

Когда мы говорим о разумной сознательной жизни, мы подразумеваем, что наши действия, поступки, выборы делятся на правильные и неправильные. Такое восприятие мира побуждает к определенному образу жизни, который и отражает наши представления о ней.

Говоря простым языком, представления – это то, что в системе мировоззрения человека является правильным; то, что человек таковым считает. Один человек будет иметь представления о том, что хорошо иметь семью, а другой – о том, что хорошо иметь власть. Таким образом, образы жизней этих двух людей будут естественным образом направлены в разные стороны. Представления являются как бы руслом реки, где сама река – это воля, направленная на цели, которые связаны с представлениями. Человек, стремящийся к власти, будет естественно и добровольно направлять усилия на то, что он считает правильным. Но если мы перед такой личностью поставим цель, которая не соответствует его представлениям, он будет сталкиваться с сильным нежеланием и большим количеством преград. Отчасти поэтому человек не может стать кем угодно, так как ограничен собственным понятием о том, что есть правильно и что есть неправильно. И это даже хорошо. Так как мы знаем, что случается с реками, у которых нет русла. Таких просто не существует. И человек, который не имеет четких представлений о жизни, скорее всего, будет преследовать слишком широкие и необозначенные цели, которые могут либо меняться, либо не иметь критериев их достижений, а это значит, что прогресса и не будет.

Представление имеет направление и силу. Направление – это конкретно то, что человек считает правильной целью и те методы, которыми их дозволено или следует достигать. Сила – это, непосредственно, воля, которая позволяет направлять свои усилия на достижение цели. Если немного отвлечься, то представлениям противопоставляют побуждения – единичные стремления достичь какого-либо впечатления. Побуждения от представлений отличаются тем, что, как правило, представления связаны с сознательными, разумными критериями, а побуждения – с чувственными. Они противопоставляются друг другу, потому что одно мешает другому. Например, в моем представлении иметь сильное тело – это правильно. Но мои чувства будут побуждать меня спать больше, избегать упражнений и нарушать диету. Почему? Потому что это приятно для чувств. Однако достигать цели, связанные с представлениями, также приятно, но приятно для разума. Чувство удовлетворения происходит от ощущения прогресса, совершенствования и реализации, конечный итог этих чувств – плоды деятельности. Спортсмен, который игнорирует представления о том, что ему нужно совершенствовать свою технику, будет сталкиваться хотя и со множеством приятных моментов, но не обретет конечного плода – он не станет чемпионом. Мы могли наблюдать множество раз то, как после достижения вершины чемпионы стали предаваться разным наслаждениям, так как чувства побуждали их к этому. В итоге они теряли силу, так как их воля была направлена не на соответствие представлениям, а на наслаждения.

Сознательная деятельность ради осуществления какой-либо задачи или достижения цели будет деятельностью, связанной с представлением. Деятельность ради получения чувственного наслаждения будет следствием побуждения.

Итак, чувства становятся препятствием для достижения целей, так как волевое усилие неприятно для чувств, а отсутствие такого усилия приятно.

Этому даже посвящен отдельный сюжет древнегреческой мифологии – «Геркулес на распутье». Перед героем встал выбор – Добродетель или Порок. То, что правильно или то, что приятно. Добродетель – это путь тяжелый, ведущий к достижению цели и славе, а Порок — путь притягательный и легкий, но ни к чему не ведущий, кроме как к падению. В древнерусских былинах также встречается подобный сюжет, хотя и представляется там для героя другой выбор – «Витязь на распутье»:

Как пряму ехати — живу не бывати — нет пути ни прохожему, ни проезжему, ни пролетному. Направу ехати — женату быти. Налеву ехати — богату быти.

Как известно, витязь выбрал путь вперед. Почему? Потому что он воин и в его представлении правильно сражаться и погибнуть в бою. На что ему молодая жена и богатства? Это лишь приятные пути забвения, но он выбирает смерть в бою – самый славный конец для настоящего воина. И этим обретает славу свободного от побуждений собственных чувств человека, который действует не как простой обыватель, продающий свою свободу и жизнь ради примитивных материальных благ, а как человек, который полностью реализовал себя как личность, нашел своё место в жизни, свой путь и полностью ему предался.

Свойства представлений

Представления индивидуальны, поддаются изменениям, имеют интенсивность и направленность в сознании.

Представления различаются от человека к человеку и формируются по множеству субъективных и объективных причин. Объективными причинами формирования представлений являются культура и воспитание. Субъективными – опыт, полученный в следствие случайных событий. Очень трудно найти имеющих полностью одинаковые представления о жизни людей. Надо сказать, что большинство объединений — политических, религиозных, философских и других распадались потому, что в обществе существовало множество людей, которые имеют разные представления. Не стоит говорить и о том, что представления есть отдельно у культур и народов, и то, что приемлемо и даже ценно у одного народа, в глазах другого может быть недопустимым. Представления индивидуальны, а потому всегда находятся инакомыслящий, который объединяет вокруг себя таких же инакомыслящих и те отделяются, становясь новым объединением, внутри которого также найдутся люди с собственными представлениями. Таким образом, любая идея преобразуется под влиянием культуры и воспитания. Прибавить к этому личный субъективный опыт и встретить одинаковых представлениями людей невозможно.

Представления поддаются изменениям, и это даже закономерно. Самое большое влияние на изменение представлений оказывает предрасположенность, природа человека. Если у человека природа направлена на обретение материальных благ, то все что можно изменить – это представление о том, как эти материальные блага можно добывать. Можно внушить человеку беспринципность, а можно дать ему добродетельное понимание того, как следует накапливать богатства. Но заставить его отказаться от обретения богатства – невозможно. Это его естественная природа и она, как и всякое представление, является сама по себе целью. Следует добавить уточнение о противопоставлении чувств и представлений. Деятельность из чувств может приобретать характер целей: например, достигнуть богатств, чтобы наслаждаться жизнью. Так чем это отличается от представлений? Тем, что цели представлений являются целями сами в себе. Человеку нужно богатство, власть, знание или что-то ещё не ради того, чтобы посредством их достигнуть чего-то – а ради их самих. Ученые часто любят заниматься бессмысленными исследованиями, которые не приносят ощутимых благ, но следует сказать, что это и есть настоящая чистая наука, потому что из таких «бесполезных исследований» мы получили все самые значимые технические достижения. При том, что такая наука ещё и в какой-то степени бескорыстна, она, как и настоящее искусство, делается ради самой себя.

Рекомендуем также эту статью:  Страдания в жизни человека. Для чего и зачем нужны страдания?

Итак, представления меняются только в рамках природы. Если мы возьмем воина, то можно убедить его в том, что быть преступником – это нормально. Возьмем ту же личность и привьем ему добродетельные мотивы. Получим святого защитника обездоленных. Природа воина – причинять насилие, вопрос в том, куда он будет его причинять и ради чего. Правильное представление будет давать ему возможность быть героем, а неправильное – преступником.

Представления меняются с приобретением опыта, знаний и влиянием других людей. Мы отчасти зависим от других, особенно от тех, кто оказывает на нас влияние, тем, что пример мы всегда перенимаем от тех, кого считаем лучше. Поэтому очень важно правильно выбирать объект подражания. В ведической философии даже есть такое понятие, согласно которому воспоминание или размышление о человеке приводит к перениманию его качеств. «Мы просим благословений у тех, кого вспоминаем». Думаем о преступниках – либо хотим жить также, либо, думая о них с ненавистью, привязываемся к образу и постоянно о них размышляем. В нас просыпается желание возмездия и начинается феномен, при котором любая оплошность другого человека воспринимается преступлением, которое надо покарать. Человек становится преступником. Но если мы размышляем о герое, то все что мы можем делать, подражая ему – это быть сильным, помогать людям и стремиться совершать правильные поступки. Но делать это также следует с осторожностью. «В руках глупца клинок – нетерпелив. В руках у мудреца – нетороплив».

Интенсивность представлений – это то, что побуждает следовать представлениям вне зависимости от внешних условий. Например, человек может быть сторонником трезвенности, но постоянно пить. Почему так происходит? Потому что недостаток интенсивности, убежденности в своих представлениях побуждает игнорировать попытки употребить волю тогда, когда представления противопоставляются побуждениям. В итоге человек очень любит говорить о трезвенности, но совершенно не употребляет волю тогда, когда следует воздержаться от алкоголя.

О направлении мы уже говорили как о способах и методах достижения целей, связанных с представлениями. Какие-то методы запрещены и недозволенны, а какие-то — напротив, являются обязательными.

Развитие правильного представления

Развитие правильного представления – это всегда вопрос соответствия природы с представлением. Самый эффективный, разумный и естественный метод – это развивать те представления, которые соответствуют природе. Задайте себе вопрос: хотите ли вы стать тем, кем вы не хотите стать? Это и есть суть соответствия природы и деятельности. Развивая этот вопрос, можно продолжать очень долго: как долго можно заниматься делом, которое всей душой считаешь неправильным, неподходящим? Недолго или очень неприятно. Достичь чего-то в том деле, где нет предрасположенности на самом деле — почти невозможно. Возьмите случайную профессию, к которой вас не тянет совершенно и представьте свой путь на этой стезе. Вам будет неприятно. А теперь представьте, что есть некое дело, которое настолько приятно в своем труде, что станет для вас целью, а не средством. Вы будете получать удовлетворение от самого дела, а не от денег или положения, полученного за него. Это и есть соответствие представлений и природы.

Таким образом, в первую очередь сознательное развитие представлений – это понимание себя. И только потом движение в определенную сторону. Психика человека очень похожа на позвонок – достаточно поставить его на правильное место, и вся спина начнет функционировать здоровым образом. Достаточно поставить человека на правильное место, и он будет работать и жить правильно.

Поняв природу, следует искать примеры личностей, которые добились успеха в той сфере, которая присуща вашей природе. Притом будет особенно хорошо, если и направления ваших представлений будут схожи. То есть вы не станете испытывать дискомфорт от того, что ваш учитель будет побуждать вас достигать цели методами, которые вам претят. Найдите объект подражания, и всё естественно пойдет по течению. Вы будете приобретать и компетенцию в сфере, и представления. Одному развивать представления невероятно трудно, так как нет опыта и некого культурного понимания, субъективного восприятия дела. То, что новичку кажется очевидно правильным, мастеру может казаться в корне неверным. Но новичок не станет мастером, пока не начнет перенимать методы, знания, навыки и некоторые представления. Самообучение возможно в отдельных сферах, но целостное и качественное образование личности без примеров подражания – невозможно. Преобразование – это культурное изменение, но если человек изолирован в психике от правильных ориентиров, он будет вынужден метаться в кругу своих проблем, причем с определенной закономерностью.

Метод развития представлений, как фундаментальной причины естественного возникновения мотива, побуждающего к целесообразному действию, один и состоит из двух шагов. Это два шага – понимание себя и обретение человека, который даст правильные представления и опыт. То есть обретение наставника.

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован.