Как достичь саттва-гуны? Как избавиться от раджаса и тамаса?
Знания о гунах материальной природы способно дать возможность человеку не только действовать правильно, согласно истинному знанию, но и обретать в ходе такого образа действий истинное счастье. Для разумных людей очевидно, что раджас и тамас не могут стать целью достижения, так как они приводят живое существо к страданию и заблуждению. В то же время, саттва даёт возможность как испытать сильное счастье внутри себя, так и даёт платформу и необходимые качества для начало духовного пути. До тех пор, пока сознание наполнено многими отрицательными качествами раджаса и тамаса, духовный путь практически невозможен. Начало духовного пути, который является высшей целью, сопровождается состоянием саттва-гуны. И поэтому необходимо не только знать чем различаются гуны материальной природы, но и знать как избежать низших и достичь лучшей гуны.
Гуна благости порождает истинное знание, гуна страсти разжигает алчность, а гуна невежества приводит к глупости, безумию и иллюзии.
Бхагавад-Гита. 14.17
Для того, чтобы понять, как достичь саттва-гуны необходимо понять обрести знание о трёх гунах, а также найти причину, источники, проявления тамаса, раджаса и саттвы. И только сделав вывод из полученных знаний можно уверенно будет двигаться в сторону саттва-гуны.
Причины возникновения и источники саттва-гуны, раджаса и тамаса
Тамас
Причиной возникновения тамаса фундаментально является авидья – изначальное обусловленное состояние живого существа в материальном мире. Попав в материальный мир, душа становится обусловленной материей: ложным эго, разумом, умом и телом. Таким образом, сознание души меркнет, подобно свету свечи накрытой горшком. И живое существо начинает отождествлять себя с материей посредством ложного эго. Основное отождествление – материальное тело. Если моему телу хорошо – значит хорошо мне, если ему плохо – значит плохо мне. Так из авидьи, невежества, возникает вожделение, а из вожделения рождается жадность и гнев. Эти четыре качества обуславливают живое существо полностью без возможности измениться самостоятельно погружая в сансару – круговорот рождения и смерти.
Причиной возникновения тамаса является изначальное невежество обусловленности – отождествление себя с материей. Из этого отождествления исходит и желание и страхи. Желание наслаждения и страх страдания. Так, живое существо погружается в материальное существование. Авидья означает невежество, которое не даёт воспринять знание или почувствовать его. Это подобно незнанию языка, которое не даёт понять речь. Находясь под влиянием авидьи, человек может получать знания, но не может их реализовать. А реализовать он их может только с уровня саттвы, когда приходит гьяна.
Источником невежества являются:
- наслаждения и привязанность к ним
- неправильный образ жизни: питание, сон, деятельность
- заблуждения
- погруженность в материю
- невежество (агьяна)
- отсутствие чистоты внешней и внутренней
- ложь, насилие, стяжательство
- запрещенная деятельность
- азартные игры
- алкоголь, наркотики и прочие одурманивающие вещества
В Шримад-Бхагаватам (5.14.9) приводится пример того, что увидев красивую женщину мужчина сходит с ума и нарушает множество религиозных принципов. Такую женщину называют «прамада». Слово прамада означает «безумие». Так, излишне склонные к половым наслаждения люди становятся жертвами безумия, охваченные слишком сильными желаниями ни о чём другом кроме как о сексе такие люди не думают. Это встречается повсеместно и является одним из главных источников невежества. Привязанность к женскому телу или к наслаждениям вообще вынуждает мужчину действовать определенным образом и этот образ действий всегда будет неблагочестивым. В процессе достижения наслаждений всегда применяется ложь или насилие. Таким образом нельзя достичь чистой саттва гуны, а только лишиться рассудка.
Созерцая объекты, приносящие наслаждение чувствам, человек развивает привязанность к ним, из привязанности рождается вожделение, а из вожделения — гнев. Гнев порождает полное заблуждение, а заблуждение затмевает память. Вслед за памятью пропадает разум, и тогда, лишившись разума, человек снова погружается в пучину материальной жизни.
Бхагавад-Гита. 2.62-63.
Невежество, являющееся источником тамаса, это агьяна, что дословно означает «незнание». В отличие от авидьи, агьяна прямо указывает на то, что человек не только не обладает надлежащим знанием, но и твердо убежден в различного рода заблуждениях, проявляющиеся как в виде различных концепциях, мировоззрениях, так и в виде греховного образа мыслей и поступков
К запрещенной деятельности относиться: викарма и деятельность, которая не соответствует природе человека. Викарма означает греховная деятельность, из собственной прихоти. Это образ действий, при котором человек отказывается действовать исходя из знаний, пренебрегает предписаниями священных текстов и действует так как ему пожелается, только из своего вожделения.
Тот же, кто пренебрегает указаниями священных писаний и действует по собственной прихоти, не достигнет ни совершенства, ни счастья, ни высшей цели.
Бхагавад-Гита. 16.23
Отказ от исполнения своего долга и исполнение чужого также является запрещенной деятельностью. В Бхагавад-Гите сказано: «Лучше исполнять свой долг несовершенным образом, чем исполнять в совершенстве чужой. Ибо следовать чужому пути опасно». Отказ от исполнения своего долга также можно приравнять к запрещенной деятельности, а значит это приводит человека только к невежеству.
Все остальные источники тамаса очевидны и не требуют разъяснений. Питание должно быть вегетарианским, потому что в противном случае мы являемся причиной страданий других живых существ, сон ограниченным ночным временем, деятельность должна соответствовать природе и не причинять страданий другим живым существам.
Раджас
Причиной возникновения раджаса, как движущей силы, является вожделение. Вожделение – это всепоглощающее желание наслаждений. Раджас проявляется в виде чрезмерной активности, причиной которой являются сильные желания. Вожделение и обозначает сильные желания, которые занимают живое существо целиком, отворачивая его от Бога и своей духовной энергии. Сильные желания присущи всем живым существам, даже в духовной жизни, но в силу авидьи, эти желания направлены на материю и удовлетворение своих чувств, тогда как в чистой, духовной жизни они направлены на Кришну.
Источниками раджаса являются:
- созерцания объектов наслаждения
- слабый разум, активный и необузданный ум
- неконтролируемые чувства и эмоции
- наслаждения
- вера в материальные достижения
Созерцая объекты чувственного наслаждения в уме человека зарождается желание, в соединении с вожделением, такое желание порождает неудовлетворенность и стремление удовлетворить это желание. Это в свою очередь является причиной активной деятельности и тяжелого труда. А материальная деятельность имеющая корыстные побуждения сама по себе вводит сознание в состояние невежества, так как в ней проявляются гнев и жадность, а они становятся причиной потери разума, который предостерегает от падения в пучину материального существования. Созерцая объекты развивается желание и привязанность к объектам вожделения, что ещё сильнее обуславливает живое существо. Показательный пример привязанности приведет в 11 песне 7 главы Шримад-Бхагаватам, где рассказывается история о голубе, который был чрезмерно привязан к семье. Эта история оканчивается таким стихом:
Врата освобождения широко открыты тому, кто достиг человеческой формы жизни. Но если человек, подобно глупой птице в этой истории, посвящает себя семейной жизни, то он подобен тому, кто добрался до вершины только для того, чтобы споткнуться и упасть.
Шримад-Бхагаватам. 11.7.74.
Сильный, чрезмерно активный или необузданный ум является источником многих желаний, так как даже не созерцая объекты наслаждения они могут просто всплыть в необузданном уме в любую секунду. В то же время слабый разум подобен распахнутым дверям в богатом доме, мимо которого постоянно проходят грабители. Чувства очень сильны, контролируются они разумом, но если разум слаб – то чувства становятся хозяевами человека и управляют им во всем. Так, неконтролируемые чувства и эмоции становятся причиной многих желаний и поступков, которые являются определенно греховными.
Вера в материальные достижения такие как образование, научно-технический прогресс, высокие титулы, власть, почёт, богатство вынуждает человека искать спасение в них. Веря в то, что некое материальное достижение способно спасти его от страданий, он с неустанной верой начинает добиваться его. Но такая вера приводит лишь к разочарованию и неисполненным ожиданиям. Страдания будут сопровождать человека в материальной жизни всегда, до тех пор, пока он не очиститься от обусловленного состояния. И ни одно материальное достижение не способно изменить этого. Страдали нищие и цари. Страдали в прошлом, страдают сейчас и будут страдать в будущем. До тех пор, пока не обретут духовное знание и не очистят своё сознание от невежества обусловленности.
В корне, раджас – это желание посредством достижения, а не посредством наслаждения. Тамас стремиться к удовлетворению «здесь и сейчас», а раджас предполагает, что наслаждение будет в будущем. Но добившийся успеха раджас приводит к тамасу, а не добившийся – к страданиям. Раджас может быть единственно положительным, когда направлен на достижение саттвы или исполнения долга. Во всех остальных случаях, он достаточно вредоносен для сознания живого существа.
Методы достижения саттва-гуны
Говорить о причинах возникновения саттва-гуны достаточно затруднительно, так как в материальном мире нет фундаментальных причин для того, чтобы живое существо прибывало в саттва-гуне. Вопрос возникновения саттва-гуны заключается в труде, дисциплине, знаниях, следованию этому пути, желанию освобождения. Но нельзя найти той точки, когда человек просто оказывается в этой гуне сам по себе. Для тамаса – это авидья, для раджаса – кама. А для саттва-гуны это может быть знание, гьяна. Потому что только приобретя и воплощая знание можно достичь уровня саттвы. Не обладая знанием, действовать саттвично попросту нет причин, так как саттвичный образ жизни с материальной точки зрения являются тяжелыми и лишенным наслаждения.
Источниками саттвы являются:
- обретение знаний и избавление от нежелательных качеств
- правильные образ жизни: питание, сон, деятельность
- стремление к духовному самоосознанию и знанию
- исполнение долга без привязанности к плодам
- следования принципам: яма-нияма, четыре регулирующих принципа
- ограниченность в наслаждениях и привязанностях
Праведная деятельность в гуне благости приносит чистые плоды. Поэтому мудрецы, свободные от влияния иллюзии, всегда счастливы.
Комментарий Шрилы Прабхупады к Бхагавад-Гите 14.16.
Знания даруют возможность испытать вкус к праведной жизни и отказаться от низкого вкуса, присущего материальным наслаждениям. Знания воплощаются как в виде понимания, так и виде добродетельных качеств, которые становятся источником счастья и отворачивают человека от порочных поступков и мыслей.
Необходимые для обретения саттвы знания находятся в священных писаниях, таких как Бхагавад-Гита и Шримад-Бхагаватам. Чтение и изучение этих писаний способно приблизить человека к саттва-гуне, освободив от влияния раджаса и тамаса, тем самым не только избавить от страданий, но и приблизить начало духовного пути.
Как уже было сказано, питание, сон, деятельность и многие другие аспекты жизни человека должны быть подчинены определенным правилам. Сон должен быть ограничен ночным временем, питание – вегетарианскими продуктами и т.д. Эти правила находятся в священных писаниях таких как Бхагавад-Гита и Шримад-Бхагаватам.
Стремление к духовному осознанию и духовному знанию воплощает возможность начать духовный путь, который не только поможет избавиться от нежелательных качеств, но и дарует высшее благо и достижение высшей цели. Духовное знание содержится в таких священных писаниях, как…ну вы знаете.
Исполнение долга зависит от индивидуальной психофизической природы человека. Соответствие природы и деятельности способно дать все необходимые плоды труда как для поддержания жизни, так и для достижения счастья. Исполнение долга не должно быть корыстным. Знания о каждой психофизической природе и правилах для каждой из них можно найти в этой статье.
Принципы ямы-ниямы:
- отказ от насилия
- воздержание
- отказ от лжи
- нестяжательство
- отказ от присвоения чужого
- чистота
- удовлетворенность
- дисциплина
- познание своей духовной природы
- Преданность Верховному Господу
Четыре регулирующих принципа:
- отказ от употребления одурманивающих веществ (алкоголя, табака)
- отказ от употребления мяса, рыбы, яиц
- отказ от азартных игр
- отказ от недозволенных половых отношений
Особенно благоприятно для сознания слушать священные писания из уст авторитетных духовных учителей – вайшнавов. А также воспевание Святых Имён Господа, молитвы, поклонение и служение Ему.
Все эти методы достижения саттва-гуны серьезны и авторитетны. Но, иногда, тот или иной метод может показаться тяжелым или трудновыполнимым. Ведическая философия не призывает следовать сразу всем принципам и правилам, но постепенно отказываясь от недозволенного и прививая положительные качества, выйти на тот уровень внутреннего развития, на котором становится возможно следование этим принципам. Некоторые люди с большой страстью начинают следовать этим правилам и с такой же большой страстью заканчивают следовать им. Энтузиазм важен и он должен соответствовать способностям. Не следует брать слишком большую нагрузку, просто потому что под большой нагрузкой можно оказаться быть раздавленным. Постепенное развитие и очищение – это разумный метод, но не стоит и воспринимать это то, что можно отложить на потом. Необходимо постоянно прикладывать возможные усилия к культивированию положительных и избавлению от нежелательных качеств.
Вспомогательными методами для достижения саттва-гуны могут быть:
- занятия хатха-йогой, пранаямой и медитацией
- воспевание мантр
- изучение ведической философии и связанных с ней дисциплин
- аскезы, благотворительность и жертвоприношения
- общение с людьми с доминирующей саттва-гуной
- избавление от любого негативизма, критики, оскорблений
Это вспомогательные методы, которые сами по себе не могут поднять человека на платформу саттва-гуны. Для приобретения саттвы необходимо не просто совершать какие-то действия иногда, но постоянно жить чисто, а это требует следованию определенным правилам и отказу от нежелательных качеств и действий. Но эти методы могут помочь, поспособствовать и занять ум саттвичной деятельностью, не оставляя его без дела. Не занятый ум будет естественно склоняться к поиску развлечений, а это приводит к бессмысленным занятиям, которые, в конечном итоге, приводят к апатии и потери драгоценной энергии.
Гуна счастья, знания и света
Саттва-гуна обретается путём приобретения знаний и их реализации. Источником знаний являются священные тексты. Несмотря на то, что мы не способны понять их в полной мере, у нас есть возможность слушать и читать комментарии к ним более авторитетных людей. Подняться до уровня саттвы означает перестать воспринимать мир как источник наслаждений и обратить свой взор внутрь себя, понять себя и обрести знание о своей настоящей природе. И поиск себя и обретение саттва-гуны это трудные и продолжительный процесс, который должен постоянно поддерживаться усилиями и правильными поступками. Это большой труд, но как известно, счастье стяжается трудом.