Сансара – круговорот рождения и смерти живого существа.
Любой человек, который изучает философию или глубокого задумывается на важные темы жизни и смерти приходит к вполне очевидному и логичному вопросу – «Что будет после смерти?». Ведическая философия, дает на этот вопрос вполне значительный и всеобъемлющий ответ. После смерти человека, наступит его новая жизнь. Так, возникает Сансара – круговорот рождения и смерти.
Сансара – это круговорот рождения и смерти живого существа в материальном мире. То есть, определенный порядок смены тела после смерти предыдущего. Смена тел происходит из фундаментального понятия того, что живое существо – душа, а тело, лишь оболочка.
Заключена душа в сансару по нескольким причинам. С одной стороны, из-за привлеченности к материальным объектам и стремлению наслаждаться обусловленная душа испытывает сильную привязанность к этому миру. С другой стороны, карма, подобно веревке плотно, удерживает душу от ухода в духовный мир, опутывая её кармическими связями, которые ей необходимо отработать.
На первый взгляд всё достаточно просто, человек рождается и умирает. Но для действительного понимания того, чем является сансара этого недостаточно, ведь с этим понятием связано по крайней мере ещё два понятия, которые очень сильно влияют на характер сансары и то, как человек будет в ней рождаться и умирать. Эти два понятия – карма и мокша, которые являются направляющими силами в круговороте рождения и смерти.
Сансара и карма
Карма является двигателем и основной причиной изменения положения человека в материальном мире. В зависимости от кармы, жизнь и судьба будет формироваться определенным образом приближая к освобождению или отдаляя от него.
Хорошая карма
Хорошая карма обеспечивает человеку хорошую судьбу, в результате которой он не только может наслаждаться в этом мире и получать счастье из различных источников, но и продолжать накапливать хорошую карму, обладая достаточно сильным и благочестивым характером. Хорошая карма определяет рождение человека в определенной семье, что, несомненно, невероятно сильно влияет на дальнейшее становление личности человека.
При достижении огромного количества положительной кармы, такого количества, реализовать которое в человеческом теле просто невозможно, человек переселятся на высшие планеты материального мира и становится кем-то вроде полубога, у которого могущество и способность наслаждаться практически безграничные, по сравнению с человеческой жизнью.
Плохая карма
Плохая же карма напротив предопределяет рождение человека таким образом, чтобы тот испытывал как можно больше страданий и неудобств. И не только начало жизни человека будет крайне тяжело для него, но и вся последующая жизнь. Его здоровье будет слабым, возможности ограниченными, а характер не будет наделен теми качествами, которые позволят человеку действительно продвинуться в жизни. Тем более, что накопление плохой кармы ставит человека в такие жизненные условия, при которых единственной возможностью поддерживать достойное существование является порочный образ действий, который только ещё сильнее ввергает человека в эту пучину негативной кармы.
Деградация человека приводит его к рождению в животной форме жизни, а тяжелая карма оставит его там надолго, заставляя переживать множество страданий, а также лишая его возможности избавиться от плохой кармы и накопить хорошую, делая живое существо заложником его собственных поступков.
Чрезмерное количество негативной кармы или совершение крайне греховных поступков приводит человека на различные низшие планеты, где человек подвергается различным суровым наказаниям на протяжении долгого времени, соответствующего тяжести его греха.
Исчерпание кармы
Но примечательнее то, что и после высших планет и после низших, человек снова попадает на Землю, исчерпав запас хорошей или плохой кармы. Так действует сансара на живое существо. В зависимости от того, совершает ли человек благочестивые или дурные поступки, его ждёт определенная судьба в его последующих жизнях, которые заключаются и в определении его рождения и в последующих событиях его жизни. Однако, даже несмотря на предопределенность некоторых событий в жизни человека, за ним все равно остается право выбора между благочестивым и греховным образом действий.
Эволюция и деградация в колесе сансары
Эволюция человека в материальном мире заключается в совершении благочестивых поступков, которое приводят к увеличению его положительной кармы, что позволяет человеку законно и заслуженно наслаждаться материальным миром.
Деградация человека заключается в совершении греховных поступков, которые приводят человека к возникновению огромного количества плохой кармы. Плохая карма, в свою очередь, приводит человека в крайне тяжелые условия жизни, не позволяя ему законно наслаждаться материальным миром. Однако, стремление наслаждения так сильно в человеке, что он будет стремиться наслаждаться и незаслуженно, совершая различные греховные поступки вроде преступлений.
Но следует понимать, что достижение даже наивысшего положения в материальном мире крайне временно и всегда живое существо будет возвращаться с небес на Землю. Однако, время само по себе бесконечно, а любой ограниченный промежуток времени, каким бы огромным он ни был, рано или поздно заканчивается, вынуждая живое существо осознать всю тщетность стремления наслаждаться материальными наслаждениями. Разумный человек, в свою очередь, осознает это и стремиться не к временным материальным наслаждениям, а к кардинальному изменению существования путём достижения духовного мира. Духовный мир достигается путем освобождения.
Мокша – освобождение
Ключевым понятием, которое стоит рядом с понятием «Сансара», является мокша – освобождение от нахождения в материальном мире. Освобождение – это прекращение материального существования и под этим термином понимают как достижение внутреннего освобождения, которое заключается в отказе от материальных наслаждениях и черпании духовного счастья в самом себе, так и прекращение материального существования в прямом смысле, то есть разрыв круговорота рождения и смерти.
Наилучшим видом освобождения считается достижение духовного мира, в котором по определению отсутствуют материальные страдания. И так как природой души является сач-чид-ананда – вечность, знание и счастье, то именно в духовном мире они реализуются для человека в абсолютной форме, то есть душа в духовном мире пребывает вечно, обладает абсолютным знанием и абсолютно и постоянно счастлива испытывая наивысшую степень блаженства. Иным способом освобождения от материального существования служит растворение в небытие, которое заключается в прекращении любого воспринимаемо существования.
Достижение освобождения всегда лежит через отказ от материальных наслаждений и концентрации на внутренней, духовной стороне жизни. Это не всегда носит характер полного отречения от материальной жизни, но обязательно подразумевает под собой отказ от стремления к плодам своего труда. То есть человек, который стремиться к освобождению не должен тяжело трудиться ради материальных достижений и различных наслаждений, ради почёта или славы, ради красоты или могущества, любой материальный стимул будет отдалять человека от настоящего освобождения, побуждая человека лишь погружаться в круговорот рождения и смерти – сансаре.
Мотивом для действия человека может быть долг или стремление поддержать свою жизнь и занятие духовной практикой. Наивысшим мотивом деятельности человека, с точки зрения сансары, является служение Верховному Господу, так как такая деятельность напрямую приводит человека к освобождению в духовный мир, где и обитает Верховный Господь.
Одним из механизмов изменения положения формы жизни человека, является закон согласно которому, человек получает то тело, о котором он думает в момент своей смерти. Так, гусеница, которую убивает оса, с ненавистью думает об осе и в следующей жизни получает тело осы. Оса в свою очередь может быть съедена птицей и получит тело птицы. Птицу может съесть кот, а кота может убить человек. Думать о своем убийце в момент смерти это естественное явление для ума человека, но куда более важно понимать как этот закон будет действовать в те моменты, когда человек погибает мирно.
Основой жизни человека является желания и оно особенно сильно проявляется в отношениях между людьми разных полов. Мужчина очень привязан к телу женщины, а женщина к телу мужчины, так как они друг для друга являются источником разнообразных наслаждений в материальном мире. Так, привязанный к телу женщины мужчина, будет думать в момент смерти о женщине и в следующей жизни получит тело женщины. То же самое происходит и с женщиной. Желание человека наслаждаться определенным телом реализуется через нахождение в этом теле.
Этот закон очень важен для понимания того, как разорвать круговорот рождения и смерти и то, как на самом деле функционирует сансара. Если мы думаем о чём-то в момент своей смерти – мы получаем либо тело, того о ком думаем, либо тело которое будет приближено к определенному объекту, о котором мы думаем.
Но, разумный человек может увидеть определенный способ получить освобождение достаточно простым, с точки зрения духовной практики, путём. Верховный Господь является повелителем духовного мира и также он, в форме Бхагавана, находится в нём. Если, в момент смерти, человек будет думать о Господе – он автоматически попадает в духовный мир. Так, его материальное существование подходит к концу.
Примеров такого освобождения в ведической литературе множество. При том, что влияние смаранам – размышления о Господе настолько благоприятно, что даже если человек думает о Господе с ненавистью, он все равно попадает в духовный мир. Например, так в духовный мир попали Камса и Хираньякашипу. Первый был благочестивым человеком, но из-за дурного влияния превратился в грешника и убивал сыновей своей сестры, ради того, чтобы спасти свою жизнь. Второй был могущественнейшим демоном, который победит царя полубогов и занял его трон. Оба были убиты Верховным Господом и как жертвы, которые размышляли о своем убийце в последний момент своей жизни, попали в духовный мир.
Круговорот рождения и смерти
Круговорот рождения и смерти – Сансара, заключается в бесконечном скитании души человека из одного тела в другое. В зависимости от совершенных поступком, живое существо может приобретать более благоприятную форму жизни или менее благоприятную. Скитаясь по миру, грешный человек может превратиться в праведника, а праведник в грешника, ведь положение живого существа относительно его материального тела очень непостоянно и будет меняться со временем. Нельзя применять понятие вечности относительно материальных объектов и тело живого существа также является материальным объектом. Так что не стоит слишком сильно к нему привязываться.
Поскольку материальное тело обречено на гибель и случиться это может в любую минуту, не стоит восхвалять ни смерть, ни жизнь. Нужно лишь видеть, как живые существа проявляются и исчезают в вечном времени.
Шримад-Бхагаватам. 7.13.6
Сансара: путь освобождения
Сансара очень тяжела для души человека по причине того, что обусловленное тонкой(психикой) и грубой(телом) материей живое существо естественным образом привлекается объектами материального наслаждению, тем самым попадаясь в ловушку сансары. Соприкоснувшись с наслаждением, у человека не возникает желания покидать этот мир, так как перед ним стоит иллюзия возможности получения наслаждения без страдания. Однако, достаточно разумному человеку должно быть очевидно, что это невозможно. За любое наслаждение приходится платить страданием, при том что страданий будет больше.
Освобождение из круговорота рождения и смерти будет разумным путем для человека, который хочет избавиться от страданий. Но это не обозначает немедленное самоубийство, напротив, это обозначает жизнь, но определенным образом. Человеку следует культивировать в себе положительные качества, которые воплощают знания и отказываться от негативных, которые воплощают невежество.
Смирение, отсутствие тщеславия, отказ от насилия, терпение, простота; обращение к истинному духовному учителю; чистота, постоянство, самодисциплина; отказ от того, что приносит чувственное наслаждение; отсутствие ложного эго; понимание того, что рождение, смерть, старость и болезни — это зло; самоотречение, отсутствие привязанности к детям, жене, дому и т.д.; невозмутимость в счастье и горе; непоколебимая, безраздельная преданность Мне; стремление жить в уединенном месте, отстраненность от мирских людей, признание важности самоосознания и склонность к философскому поиску Aбсолютной Истины — это Я объявляю знанием, а все прочее называю невежеством.
Бхагавад-Гита. 13. 8-12.
Приобретение таких качеств и отказ от невежества продвигает человека на пути к освобождению, тогда как развитие дурных качеств и отказ от благочестивого образа действий приводит человека к деградации и отдаляет его от освобождения.
Путь к освобождению лежит через глубокую работу над собой и отказа от восприятия материальных объектов как конечной цели жизни человека. Следует понимать не только бренность материального мира, но и вечность истинной, духовной природы человека. Действуя таким образом, человек достигнет успеха на пути к освобождению.
ХареКршнаРамаИешуаХристос и много ОМ