Авидья – изначальное невежество живого существа

Авидья – изначальное невежество живого существа

Авидья – это одна из разновидностей невежества, заключающаяся в неспособности узреть своё истинное духовное положение, вместо этого отождествляя себя с материальными категориями.

Авидья изначально присуща каждому живому существу, которое попадает в материальный мир. Основное её проявление заключается в отождествлении себя исключительно с материей: умом, телом, разумом, а также в неспособности узреть истину, делая выводы на основе привязанности к своим несовершенным чувствам. Видья – противоположность авидьи, означает «истинное знание», подразумевая под этим чёткое разделение между бренным материальным миром и вечным духовным. Видья даёт буквально видение своей истинной природы и разотождествления себя с материальными объектами: телом, умом, разумом, собственностью, различными отношениями. Тому, кто избавился от авидьи, доступно духовное бытие даже в материальном мире.

Мудрецы, узревшие истину, пришли к заключению о бренности несуществующего [материального тела] и о неизменности вечного [души]. Они сделали этот вывод, тщательно изучив природу того и другого.

Бхагавад-Гита. 2.16

Вечная душа, несмотря на все изменения, которые происходят с телом и умом, всегда остаётся неизменной. В этом разница между материей и духом. По своей природе тело изменчиво, а душа вечна. К такому выводу приходят все те, кому открылась истина.

Комментарий Шрилы Прабхупады

Источник материальных страданий и пороков

Из авидьи, как материального образа действий, естественным образом исходит кама – вожделение. Из вожделения исходит жадность и гнев, а уже из комбинации вожделения, гнева и жадности рождаются все остальные пороки: гордость, зависть, лень, высокомерие и различные виды невежества. Авидья концентрирует внимание живого существа на удовлетворении материальных потребностей: желаний, стремлений, обеспечения безопасности и так далее. Таким образом, у живого существа находящегося под влиянием авидьи просто нет возможности ощущать себя вечной душой. Помимо того, что обусловленное тонкой материей сознание естественным образом отождествляет себя с телом, так ещё и все внимание человека направляется на материальную деятельность, будь то исполнение желаний или избавление от страданий и страхов.

Вожделение, исходящее из авидьи, действует методом желания и страхов. Желание получить наслаждение и страх навлечь на себя страдания. Отсюда и рождается различная материальная деятельность, как благочестивая, так и порочная. Вовлекаясь в процесс материального существования, все сознание человека становится занятым разнообразными хлопотами в попытках поддержать свою жизнь.  Жадность и гнев появляются в ходе деятельности, и проявляются как желание получить больше необходимого и реакция на неспособность достигнуть или получить желаемое соответственно. На этом уровне все упирается в желания и страхи. На основании приобретений живое существо начинает испытывать гордость по материальному признаку. Веды описывают шесть видов материального совершенства: знание, могущество, богатство, молодость, красота и слава. Если живое существо превосходит других в одном из этих совершенств – возникает гордость, а за ней и ощущение превосходства, которое также становится объектом вожделения. Ощущение превосходства само по себе приятно для обусловленного сознания, внушая безопасность и давая возможность использовать превосходство ради исполнения своих желаний, а потому в материальном мире принято стремится занять положение господина, положение власти.

Зависть возникает при восприятии того, как другое живое существо наслаждается тем, чем хотели бы наслаждаться мы. Всё опять же базируется на вожделении. Лень основывается на стремлении наслаждаться покоем или развлечениями, а также избегать труда, который приносит беспокойства. Невоздержанность в пище, сне или сексе – это всё также про наслаждения. Обман начинается тогда, когда достигнуть желаемого честным путём становится невозможно. Также возникает и воровство. Накопительство возникает из страха остаться без средств к существованию, а насилие возникает из гнева, жадности, гордости или зависти. В конечном итоге, даже то, что живое существо отворачивается от Бога, имеет под собой стремление к неограниченному и ничем не регулируемому наслаждению.

Уничтожение авидьи избавляет живое существо от различных пороков и даёт возможность следовать естественной духовной природе. Душа имеет множество трансцендентальных качеств, таких как: бескорыстие, чистота, справедливость, честность. Самые главные качества души – это сач-чид-ананда: вечность, знание и блаженство. Душа вечна и неизменна, она не умирает и её нельзя уничтожить. Душа обладает всей полнотой знания и обладает всеми праведными трансцендентальными качествами. Также, душа постоянно находится в состоянии счастья, блаженства, радости. Пребывание в таком состоянии во всех аспектах превосходит материальное бытие, так как является естественным для живого существа. Как рыба не может быть счастлива на суше, так и живое существо не может обрести счастья в материальном мире. Только кратковременные наслаждения, за которые приходится платить многочисленными страданиями.

Авидья – асмита, рага, двеша, абхинивеша

Основным обозначением влияния авидьи на сознание является проявление четырех обусловленностей: асмита, рага, двеша, абхинивеша.

Авидья – изначальное невежество живого существа

Асмита – это отождествление себя с материальным миром, ложное эго. Сознание живого существа в материальном мире, не обладая знанием не способно отличить чем оно является от того, чем оно не является. Однако, находить точку опоры в определении направления деятельности необходимо, также как необходимо отождествлять себя с чем-то. Так, живое существо на основе эмпирического опыта: боль – это неприятно, наслаждения – это приятно, обуславливает свою жизнь в круговороте избежания боли и стремлением к наслаждению. Таким образом, естественным образом напрашивается вывод: «я – тело». Авидья в форме асмиты таким образом закрепляет положение живого существа в материальном мире.

Рага – это стремление к чувственным наслаждениям, вкус к приятному. Рага занимает сознание живого существа поиском наслаждений – того, что принесет ему «счастье». Занятое получением наслаждений, существо не испытывает страданий и время для него превращается в нечто крайне приятное. Авидья в форме раги обуславливает живое существо в материальном мире подгоняя его искать наслаждения, вместо фундаментальной попытки познать себя и избавиться от всех страданий. Одурманенный рагой человек будет посвящать всю свою жизнь попыткам обрести как можно больше наслаждений, совершенно не обращая внимания ни на время, которое подводит его жизнь к концу, ни то, какими усилиями и страданиями эти наслаждения приходится получать.

Двеша – отторжение, непринятие Истины, отвращение. Противоположная раге двеша напротив обуславливает живое существо построить жизнь таким образом, чтобы испытывать как можно меньше страданий. Всего существует три вида страданий:

  • страдания от собственного ума и тела
    • голод, жажда, сонливость, неудовлетворенность, страхи и т.д.
  • страдания от других живых существ
    • оскорбления от прохожего, попытка ограбления от бандита, укусы от комара, паразиты в теле, смерть от лап тигра – любое страдание причиненное другим живым существом
  • страдания от сил природы
    • жара, холод, наводнения, засуха, град, ураганы, землетрясения и прочее
Рекомендуем также эту статью:  Тапасья – качество, способное изменить всё.

Двеша обуславливает живое существо в попытке занять такое положение, при котором этих страданий не было бы. Найти место, где нет жары, найти место где нет тигров, найти место, где много еды. Проблема в том, что там где нет жары бывает очень холодно. Там где нет тигров, есть волки, а там, где много еды, обычно много людей, которые готовы сражаться за эти земли. Но живое существо не способно понять, что страдания существуют везде и для всех. Вместо этого, двеша внушает необходимость обрести такое существование, в котором нет страданий. Эта картина знакома всем: высокий заботы, охрана, собаки, запасы пищи и другое. Это встречается в повседневной жизни. Также двеша не позволяет живому существу принять Истину, отчасти потому, что принятие Истины сопровождается необходимость глубокой и тяжелой внутренней работы, отчасти потому, что принятие Истины будет означать окончание материального существования.

Абхинивеша – страх смерти и привязанность к жизни. Страх смерти происходит из небольшого эмпирического опыта, как с другими живыми существами, так и с собственным телом. Если живое существо умирает – оно больше неспособно больше наслаждаться, а также пребывать в материальном мире. Для обусловленного сознания мало что может быть хуже смерти. В действительности, смерть материального тела не означает смерть сознания или тем более души. Душа переходит из одного тела в другое, эволюционируя или деградируя. Страх смерти и привязанность к конкретному телу – означает невежество, неспособность понять, что жизнь не ограничивается пребыванием в одном теле. Ограниченное понимание вынуждает живое существо всяческие стараться избегать смерти. Так, человек может попасть в положение премудрого пескаря:

Пескарь, поняв, что кругом его окружает смертельная опасность, решает вырыть себе маленькую нору, чтобы никто, кроме него, не мог там поместиться, и никогда не выходит из норы днём, а ночью, когда все спят, ненадолго вылезает из неё, чтобы выполнить ночной моцион.

Видья и авидья – избавление от невежества

Единственный способ избавиться от фундаментального невежества – это духовный путь. Дело в том, что наш разум, ум и тело находятся под постоянным влиянием невежества, являясь исключительно материальными. Авидья оказывает значительно влияние на наши действия, поступки и образ мышления, что не позволяет нам избавиться от неё на материальном уровне. Практика на уровне тела, ума или разума не способна освободить живое существо из-под влияния майи, материальной энергии. Такая практика способна лишь на время ослабить негативное влияние майи и находиться в более положительном. Например, упражнения на уровне тела могут дать телу ощущение бодрости, здоровья и энергичности, а упражнения на уровне ума – спокойствие, умиротворение и способность не испытывать различные отрицательные эмоции. Упражнения на уровне разума способны сделать разум сильным, за чем последует способность контролировать свою жизнь, следовать принципам, правилам и предписаниям, а также легко преодолевать различные препятствия.

И хотя эти практики с обыденной точки зрения полезны и даже необходимы – их, все же, недостаточно для того, чтобы избавиться от фундаментального невежества и обрести истинное видение. Для избавления от невежества и материалистичного образа жизни, человеку необходимо практиковать духовный путь, который заключается в познании своей истиной природы, того, что такое Абсолютная истина, а также её достижения. Достигнув Абсолютной истины, человек прекращает материальное существование, душа отправляет в духовный мир и там, постоянно пребывает в абсолютном счастье.

Для избавления от авидьи необходимо:

  • познать свою природу
  • понять, что такое Абсолютная истина
  • достигнуть Абсолютной истины

Достижение Абсолютной истины гарантирует ту стадию совершенства, на которой человек уже ясно пребывает в духовном сознании.

Познать свою природу – живое существо по своей истинной природе является вечной душой. Душа не принадлежит материальному миру, но обусловлена телом, умом и разумом.

Абсолютная истина – это то, из чего исходит всё. Джанмади асйа йатаха – «Абсолютная истина – источник всего сущего» (Веданта-сутра, 1.1.2). Таким образом, нам необходимо понять, откуда произошел не только материальный, но и духовный мир. В седьмой главе Бхагавад-Гиты сказано, что Верховный Господь является источником бытия, как материального, так и духовного. Это означает, что Бог является Абсолютной истиной. Это неоспоримый факт, как исходящий из здравой логики, так и утвержденный всеми ведическими авторитетами.

Метод достижения Абсолютной истины. Бог – это личность, Кришна. Методом достижения Верховного Господа является построение с ним отношений на основе правильного распределения ролей. Естественное положение любого живого существа – служение Господу. Это означает, что построение отношений между индивидуальной душой и Господом – это построение отношений между слугой и господином.

Йога – ключевое понятие вокруг которого строится вся ведическая философия, означает «связь». Бхакти-йога – это связь с Верховным Господом, Кришной, посредством бхакти – преданного служения. Положение о том, что Господа можно достигнуть только с помощью бхакти утверждено в восемнадцати пуранах, куда входит и Шримад-Бхагаватам, упанишадах, Бхагавад-Гите и Чайтанья-Чаритамрите, а также другой авторитетной ведической литературе. Так что, нет никаких сомнений в том, что Абсолютная истина, Кришна, достигается путём преданного служения Ему.

  • Живое существо есть душа.
  • Душа – это частица Бога, занявшая положение слуги.
  • Бог – Абсолютная истина.
  • Метод достижения Абсолютной истины – преданное служение Верховному Господу.

Это и есть духовный путь, которым уничтожается авидья. Этим путём живое существо возвращается в духовный мир. Авидья уничтожается под влиянием духовной практики, а соответственно уничтожаются и все страдания материального мира.

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован.