Разум человека – субъект познания. Что такое разум и как его понять?

Разум человека – субъект познания. Что такое разум и как его понять?

Разум

Разум – элемент психики человека, выполняющий несколько важных функций. Функции разума включают в себя: анализ, целеполагание, ориентирование, убеждения, контроль чувств и эмоций, достижение целей и интеллектуальную активность.

Анализ

Разум способен анализировать окружающий мир. Эта функция необходима как для прагматичных целей, вроде достижения целей, так и для убеждений человека. Проанализировав обстановку и план, человек может изменить его в лучшую сторону. Проанализировав себя, человек может найти в себе те недостатки, которые приносят ему наибольшие неудобства. Анализ позволяет выявлять слабые и сильные стороны, возможное и невозможное, выгодное и невыгодное. Это наиболее прагматичная сторона разума.

Целеполагание

Целеполагание – это способность ставить правильную цель. Ставить правильную цель – значит ставить цель, которую можно достичь, принеся благо окружающим. Если мы выбираем неправильную цель, то в конце, даже в случае успеха – нас ждет разочарование. Когда мы выбираем цель, которую мы не в состоянии достичь, – нас ждет провал. Поэтому целеполагание как в материальной, так и в духовной жизни, крайне важно.

Ориентирование

Ориентирование – способность выбирать наиболее подходящий вариант наших действий. Разума направляет жизнь человека в то или иное русло. Задаваясь себе вопросами: “что делать?” и “куда идти?“, “где мое место в жизни?“, человек включает функцию ориентирования. Отсутствие способности ориентироваться приведет человека к ошибкам и заблуждениям. Часто можно встретить таких людей, которые потерялись по жизни, не зная своего места.

Убеждения

Убеждения – это мировоззренческий фактор разума, который определяет границы дозволенного. Именно убеждения не позволяют человеку совершить те или иные поступки. Например, отказать в помощи другу или совершить преступление. Убеждения также побуждают человека совершать какие-либо действия и вести определенный образ жизни. Порой, убеждением человека является выживание, тогда это убеждение, заставляет человека жить неполноценной жизнью.

Сильный разум обладает правильным мировоззрение и способен придерживаться ему. Убеждения – это также принципы человека. И обладая убеждением, человек будет придерживаться своему кодексу правил. Не обладая сильным разумом, человек либо не будет иметь какого-то внутреннего стержня, либо будет постоянно его предавать.

Контроль чувств и эмоций

Разум контролирует чувства и эмоции, сдерживая импульсы, такие как гнев. Разум позволяет человеку “держать себя в руках”. Обладая сильным разумом, человек способен действовать исходя из своей воли, а не из побуждений чувств. Не обладая сильным разумом, человек является очень открытым для различного рода манипуляций и провокаций.

Достижение целей

Разум способен поддерживать действия для достижения цели, даже если кажется, что цели уже не достичь. Сильный разум не поддается апатии, лени, отчаянию, а продолжает действовать, даже в крайне трудных условиях. Достижений целей заключается в подержании усилий на пути к цели. Разум также выстраивает наиболее приемлемые пути достижения целей.

Интеллектуальная активность

Интеллектуальная активность – это совокупность когнитивной деятельности: памяти, концентрации, получение и обработки информации, познания, планировании, размышлениях и т.д. Интеллект это не разум, а его функция. Человек может быть очень интеллектуальным и иметь энциклопедический объем памяти, но у него отсутствует твердость и сила разума. Такой человек не способен контролировать себя, даже обладая титаническим интеллектом. Как функция, интеллектуальная активность выражается в форме мыслительного процесса.

Сильный разум направляет интеллект на путь полезной деятельности, в этом заключается правильная активность интеллекта. Интеллект может применяться в пустых делах: в написании бессмысленных текстов, развлечениях или пустой деятельности. Если у человека нет силы разума, то он не сможет закончить дело связанное с интеллектуальным трудом, например, написать книгу.

Сильный и слабый разум

Сильный разум способен выполнять свои функции. Без сильного разума невозможна интеллектуальная деятельность, так как она больше всего требует функций разума. Слабый разум не способен взять ответственность и перебороть страх неизвестности. В этом заключается фундаментальное отличие слабого разума от сильного. Сильный разум направляет человека и позволяет ему действовать исходя из собственной воли, но слабый разум, не обладая качествами сильного, вынужден действовать только по чужой воли.

Именно по способности выполнять функции и по степени их выполнения, следует считать разум сильным или слабым. Разум – это целостный элемент и если он силен в одной области – он будет силен и во всех остальных. Очень легко перепутать функции разума с качествами человека: анализ с обладанием информации, достижение цели – с упорством, интеллектуальную активность – с неконтролируемым умом, убеждения – с приспособляемостью.

Разум испытывается трудностями, ведь именно в трудностях проверяется разум. Когда все в жизни хорошо, разума даже негде действовать. Но в трудностях проявляются все функции разума. Если человек отказывается от своего пути или намеченной цели при первых трудностях – он не обладает сильным разумом. Подверженность сомнениям – показатель слабого разума. Правильные сомнения помогают путем собственной логики и опыта прийти к пониманию. Такие сомнения не останавливают человека, а напротив, побуждают его к разумному действию.

Высший и низший разум

Человек может обладать сильным разумом, но использовать его в эгоистических целях. Тогда такой разум нельзя назвать правильным. Да, он является сильным, но обладание таким разумом, дает человеку широкое поле для деятельности, которое он может направить на благо других. Использование такого совершенного инструмента для удовлетворения своих низменных чувств – равно пороку. Такой разум называется низшим.

Низший разум не обладает знанием. Он способен поставить правильную цель, в соответствии со своими убеждениями и достичь её. Но он сделает это исключительно для себя. Такие люди погружаются в деятельность, но не находит удовлетворения. Так как человек нуждается уже в более высоких потребностях – это самореализация, благотворительность, развитие, совершенствование. Но не находя его в материальном пути жизни, у такого человека возникает одна мысль: “Надо делать больше“. Так, человек попадает в петлю.

Низший разум обречен на страданий. Потребности разума отличаются от потребности чувств. Это уже другой уровень. Основной потребностью разума является самореализация. В обществе – это помощь другим. Наедине с собой – это саморазвитие и духовная жизни. Чем сильнее разум у человека, тем больше  таких потребностей.

Человек обретает высший разум, когда приобретает знания. Получая знания, он обретает покой и новый вектор развития. С одной стороны, такой человек обрел умиротворение, с другой стороны получил новое поле для деятельности. Сильный разум стремится к совершенству, но не к могуществу. Не зная, что совершенство заключается в духовном пути, человек ищет совершенство в его частичных проявлениях: богатстве, могуществе, силе, славе, мудрости, красоте. Но он не находит то, что искал. Совершенство является источником для вышеперечисленных явлений и они исходят из него.

Высший разум побуждает человека действовать из благих намерений, исполнять свой долг, познавать свою истинную природу, искать совершенства и своим примером доказывать что это правильно. Ведя такой образ жизни, человек уже не нуждается в материальных удовольствиях, ибо обретает ещё более сладкий вкус. Он открывает для себя более привлекательные области жизни, продвижение в которых только усилит этот вкус.

Тренировка разума

Теория и практика содействуют развитию разума, но основной фактор его развития – это жизнь человека. Опыт, знания и понимание приходят именно в процессе жизни человека, а не за чтением или размышлениями. Живой опыт духовной жизни – это не только медитации и чтение, это также и реализация полученных знаний, трансформация их в качества и действия. Жизнь тренирует разум постепенно и незаметно, для того кто прикладывает усилия в духовной жизни.

Можно запереться в горах и пытаться практиковать духовную жизнь, но выйдя в мир, полностью деградировать, столкнувшись с наслаждениями. Однако, в отречение люди уходят уже с сильным разумом. Контроль важен, однако, контролировать свои чувства – не означает избегать всего мира, наполненного объектами восприятия. Некоторые вещи заставляют испытывать страх, волнение, разочарование, гнев и вожделение – это обычно новости, изображения, пустые разговоры, бессмысленные действия. Таких вещей лучше избегать.

Духовная практика – это основа поддержания силы, чистоты и возвышенности разума, но он приобретается в процессе жизни. Жизнь – это и общение, и деятельность, и размышления, это вся совокупность деятельности. Неправильная деятельность дает нам опыт того, чего делать не надо. Ложные знания, дают нам понимание того, как не нужно думать.

Правильная деятельность и правильные знания дают нам ориентир для нашей жизни. А правильный ориентир даст нам возможность не сомневаться в нашем пути, что позволит ощутить свободу и счастье. Удачи.

Добавить комментарий

Ваш e-mail не будет опубликован.