Разум человека – субъект познания. Что такое разум и как его понять?

Разум человека – субъект познания. Что такое разум и как его понять?

Разум

Разум – один из основных элементов психики человека, наряду с умом и ложным эго. Разум выполняет набор важных функций, которые позволяют человеку действовать целесообразно. Сильный разум позволяет человеку контролировать свои чувства и эмоции, не поддаваясь им, находить логические ошибки не только в суждениях других людей, но и в самом себе, оставаться верным своим принципам и не терять голову даже в крайне трудных ситуациях.

Функции разума включают в себя:

  • анализ
  • целеполагание
  • ориентирование
  • убеждения
  • контроль чувств и эмоций
  • достижение целей
  • интеллектуальная активность

Анализ

Разум способен анализировать окружающий мир и других людей, путем выявления определенных свойств, качеств и причинно-следственных связей. В отличии от ума, разум анализирует нейтральные с точки зрения восприятия качества, тогда как сам ум стремиться воспринимать объекты через призму принятия или отторжения, наделяя что-либо оттенком приятного или хорошего и неприятного или плохого.

Функция анализа необходима каждому человеку для выявления определенных суждения. В случае ложного анализа, суждения будут ложными, что не позволит человеку адекватно и верно взаимодействовать с чем или кем-либо. Анализ важен для достижений целей, когда человек этим методом выявляет определенный путь к достижению цели, а также свободно корректирует с помощью анализа свои ошибки и верно совершенные поступки. Проанализировав обстановку и план, человек может изменить его в лучшую сторону. Проанализировав себя, человек может найти в себе те недостатки, которые приносят ему наибольшие неудобства или найти в себе наилучшие качества, которые приносят человеку удовлетворенность. Анализ позволяет выявлять слабые и сильные стороны, возможное и невозможное, правильное и неправильное.

Техника анализа оттачивается по мере развития способности выносить верные суждения. Для вынесения суждений человеку необходимы определенные знания и наблюдательность, а также опыт в таких делах и способность применить эти суждения на практике. Без практики не будет и подтверждения, что делает суждения просто домыслом. Однако, это не означает, что суждения абсолютно всегда должны быть доказаны. Иногда домыслу следует остаться домыслом.

Целеполагание

Целеполагание – это способность ставить правильную цель. Это вообще способность ставить цель. Частая проблема людей – отсутствие цели. Ещё более частая – неправильная цель. С помощью разума человеку следует избавиться от различного рода соблазнов и искажений в восприятии, поставить себе верную цель и достигать её. Однако, чаще всего человеку, из-за слабого разума, суждено ставить либо неправильные цели, либо не ставить их вовсе. Без цели человеку жить достаточно трудно, фактически, это бесформенная жизнь, в ней нет прогресса и нет достижений. Просто набор событий. В то же время неправильная цель часто подводит человека к разочарованию и фрустрации, ведь добиться того, что не соответствует природе конкретного человека часто бывает не только невероятно трудно, но это попросту оказывается ненужным человеку.

Ставить правильную цель – значит ставить цель, которая соответствует природу человека, форме его разума. Правильная цель приводит к эволюции сознания человека, освобождая его и раскрывая потенциал. В свою очередь, неправильная цель приводит к деградации и страданиям, связанными с ней. Неправильная цель вначале кажется очень притягательной, приятной, а в конце оборачивается разочарованием. Правильная цель, наоборот, вначале кажется трудной, непривлекательной и практически невыполнимой, но чем дальше человек продвигается по ней, тем больше он начинает получать удовлетворенность от процесса достижения цели.

Осознание себя, своей природы занимает крайне важную роль в целеполагании. Сильный разум способен осознать себя, тогда как слабый будет ссылаться на мнение других людей относительно себя, чем заранее поставит под вопрос успех своего предприятия.

Ориентирование

Ориентирование – способность выбирать наиболее подходящий вариант действий. В жизни это проявляется в способности выбора не самого привлекательного, но самого действенного и эффективного варианта, который, в долгосрочном промежутке, принесет человеку необходимые плоды. Ориентирование дает человеку способность постоянно действовать в условиях постоянно меняющихся обстоятельств. Таким образом, человек становится сильнее изменчивости мира и превратностей судьбы. Отчасти, разум проявляется в трезвом видении мира, который позволяет видеть мир не через призму оценки, а через восприятие необходимых шагов, для достижения определенной кондиции.

Способность ориентироваться в жизни определенно делает различие между тем, кто обладает ею и тем, кто нет. Обладающий такой способностью будет занят в деятельности сообразно времени, месту и обстоятельствам, ясно осознавая, что следует делать, а чего делать не следует. Придерживаясь определенному плану и ритму, такой человек достигает своих целей. В то же время, человек, которые не обладает способностью ориентирования, будет вынужден либо полностью бездействовать, не понимая что нужно делать, либо действовать очень активно, но хаотично. Подобно тому, как таракан на спине дергается, в надежде изменить своё положение. И тот и другой вариант для человека оборачивается провалом, так как и полное бездействие и максимальное вложение сил в неправильное направление неспособно дать человеку необходимых плодов.

Иногда, ориентирование можно назвать волевой логикой, которая указывает человеку на то, что в случае отсутствия действий определенного порядка, человеку предстоит столкнуться с нежелательными последствиями и именно такой вывод чаще всего подталкивает человека к действию.

Убеждения

Убеждения – это мировоззренческий фактор разума, который определяет границы дозволенного и недозволенного. Разум действует в этой функции как набор твердых принципов, придерживаясь которых, человек избегает большинства опасностей на своем пути. Именно убеждения не позволяют человеку совершить те или иные проступки, о которых он впоследствии может пожалеть. Например, отказать в помощи другу или совершить преступление.

Убеждения побуждают человека совершать определенные действия и вести определенный образ жизни. Сильный разум в совокупности своих функций способен как дать человеку возможность понять какие убеждения являются правильными, а какие нет, так и дать человеку способность придерживаться своих принципов, не отклоняясь от них, ради сиюминутной выгоды. В долгосрочной перспективе это позволяет человеку одерживать намного больших побед и успехов, сохраняя не только свою репутацию, но и свое собственное мнение о себе, даруя человеку истинное уважение к себе.

Слабый разум в функции убеждений не позволит человеку придерживаться принципов. Такой человек не будет иметь чётко сформированной границы между дозволенным и недозволенным, что будет отражаться в неспособности следовать своим принципам. Безволие, порожденной слабым разумом, будет вынуждать человека метаться из стороны в сторону, между тем, что ему хочется и между тем, что ему следует делать. Слабоволие никогда не приводило людей ни к счастью, ни к свободе.

Правильное и чёткое мировоззрение – признак сильного разума, который придерживается своих принципов. Освобождая себя от возможности наслаждаться, человек концентрирует своё внимание на деле, становясь мастеров в нём. Тогда как постоянные развлечение и отказ от принципов дают человеку плохую судьбу и отсутствие внутреннего авторитета, что делает его незначительным не только в глазах остальных, но и в своих собственных.

Контроль чувств и эмоций

Разум контролирует чувства и эмоции человека, не давая им возможности становиться побуждением к неправильному действию. Контроль чувств и эмоций дает человеку возможность поступать разумно, сообразно со своими принципами, по воле души, а не тела. Это дает определенную свободу для человека, свободу от желаний и потворства желаниям. Человек становится волен выбирать что ему делать. Тогда как не способный контролировать свои чувства и эмоции человек будет вынуждает постоянно потакать им, действуя не ради достижения цели, а ради услаждения своих чувств, что сближает таких людей с животным, нежели с людьми.

Контроль чувств и эмоций не только дает человеку возможность быть хозяином своего внутреннего мира, полностью контролируя любое побуждение внутри себя, но и не поддаваться на уловки и манипуляции других людей, не прогибаться под мнением окружающих, оставаясь твердым. Одно из чувств человека – это тщеславие, которое проявляется в стремлении нравиться окружающим. Человек, который способен контролировать это чувство, остается свободным от влияния общества. Воля таких людей сильнее, а потому именно они те, кто влияет на окружающий мир, а не наоборот.

Отсутствие контроля чувств и эмоций делает из человека раба своих чувств, побуждениям которого он вынужден потакать. Контролировать чувства не так просто, так как они не только постоянно требуют наслаждений, но и склоны искажать восприятия в сторону наслаждения чувств, подбирая определенные оправдания для возможности наслаждаться, вместо того, чтобы твердо идти к цели. Слабый контроль эмоций приведет к неспособности строить грамотные отношения, фактически делая из человека марионетку собственного настроения, а также настроения окружающих.

Достижение целей

Достижение целей – это способность разума не только выстраивать, но и твердо придерживаться определенной цели и плана, доводя её до конца, не смотря на трудности связанные с её достижением. В то же время, это не означает закостеневший образ действий, иногда следует менять план на более подходящий месту, времени и обстоятельству. Но функция достижения цели заключается именно в том, чтобы сильным разумом поддерживать свою решимость достигнуть правильно поставленной цели. Ведь даже если человек поставит себе идеальную цель, но не будет способен ею следовать – это будет бессмысленная трата сил.

Рекомендуем также эту статью:  Сознательность – принцип разумного человека.

Сильный разум, таким образом, позволяет человеку действовать исходя не из сиюминутных импульсов и мыслей ,а придерживаясь большой цели, которая направляет жизнь человека. Это дает человеку определенный вкус к жизни, точку отчёта его успехам, а также смысл, который не позволит человеку опустить руки.

Слабый разум будет вынужден постоянно искать новые цели, вместо того, чтобы укрепиться в достижении одной. Такой подход нельзя назвать ни разумным, ни успешным, ведь если надеется, что получаться должно только с первой попытки, то любое дело заранее окажется провальным. Тогда как упорный труд способен дать человеку продвижение на пути. В этом нет сомнений.

Найдётся ли кто-то, кто, бросая целый день дротик, не попадёт однажды в цель?

Марк Туллий Цицерон

Интеллектуальная активность

Интеллектуальная активность – это совокупность когнитивной деятельности, такой как:

  • память
  • концентрация
  • получение и обработка информации
  • познание
  • планирование
  • размышление
  • речь

Интеллект в данном случае – это функция разума, которая позволяет человеку совершать определенные когнитивные вычисления и взаимодействовать с миром посредством логики. Это подобно рукам и ногам человека. Сильные руки и сильные ноги позволяют наиболее полно изменять мир вокруг себя и подобно этому отточенный интеллект позволяет применять всю полноту знаний и силу разума. Интеллект – это механическая сила разума, посредством которой человек способен достигать поставленные задачи. Однако, сама по себе такая сила не может решить проблемы и достичь целей. Интеллект может послужить орудием в таких делах, но не основой.

Если человек активно развивает интеллект, но абсолютно не заботиться о развитии разума в общем, то он становится подобно просто физически сильному человеку, которому в бою мешает массивность его тела. В таком случае, интеллект становится внешне хорошим, но абсолютно не применимым на практике орудием, так как не координируется техникой разума. Как функция, интеллектуальная активность выражается в форме мыслительного процесса.

Сильный разум направляет интеллект на путь полезной деятельности, в этом заключается правильная активность интеллекта. Интеллект может применяться в пустых делах: в бессмысленных спорах, развлечениях или пустой деятельности. Если у человека нет силы разума, то будет наблюдаться совокупность слабой когнитивной деятельности, которая не позволит человеку закончить своё дело, подобно тому, как сломанный инструмент не позволяет закончить начатую работу.

Сильный и слабый разум

Сильный разум способен выполнять свои функции – ставить и достигать цели, а также контролировать рассудок человека. Без сильного разума невозможна интеллектуальная деятельность, так как она больше всего требует функций разума. Слабый разум не способен взять ответственность и перебороть страх неизвестности, что выражается в отсутствии контроля над чувствами и эмоциями. В этом заключается фундаментальное отличие слабого разума от сильного. Сильный разум направляет человека и позволяет ему действовать исходя из собственной воли, но слабый разум, не обладая качествами сильного, вынужден действовать только по чужой воли, становясь объектом для манипуляции.

Именно по способности выполнять функции и по степени их качества, следует считать разум сильным или слабым. Разум – это целостный элемент и если он силен в одной области – он будет силен и во всех остальных. Очень легко перепутать функции разума с качествами человека: анализ с обладанием информации, достижение цели – с упорством, интеллектуальную активность – с неконтролируемым умом, убеждения – с приспособляемостью. Функции разума исходят из понимания, человек способен объяснить свои мотивы и контролировать их, в то время как качества человека присущи ему не по собственной воли или они были выработаны им механически.

Разум испытывается трудностями, ведь именно в трудностях проверяется устойчивость и сила разума, степень его глубины и возможность его применения. Когда все в жизни хорошо, разуму даже негде действовать. Но в трудностях проявляются все его возможности, он раскрывается, активизируется и способен не только действовать, но и прогрессировать. Если человек отказывается от своего пути или намеченной цели при первых трудностях – он не обладает сильным разумом и вряд ли когда-либо его обретет. Подверженность сомнениям – показатель слабого разума. Человеку не следует сомневаться, вместо этого ему следует путем собственной логики и опыта прийти к пониманию. Такой метод не останавливает человека, а напротив, побуждают его к разумному действию.

Высший и низший разум

Человек может обладать сильным разумом, но использовать его в эгоистических целях. Тогда такой разум нельзя назвать правильным. Он может являться сильным, но обладание таким разумом, дает человеку широкое поле для деятельности, которое он может направить на благо других. Использование такого совершенного инструмента для удовлетворения своих низменных чувств – равно преступлению. Это подобно тому, как если бы дикий человек дробил орехи микроскопом. Такой разум называется низшим.

Низший разум не обладает знанием. Он способен поставить правильную цель, в соответствии со своими убеждениями и достичь её. Но он сделает это исключительно из порочных, низменных побуждений. Такие люди погружаются в деятельность, но не находит удовлетворения, так как их мотивы направлены на удовлетворения их собственных желаний. Желания в свою очередь постоянно ненасытны и требуют с каждым разом больше наслаждений. Так возникает замкнутый круг: человек не способен остановиться, но и это не приносит ему счастья, даже несмотря на правильную цель.

Высший разум приводит человек к удовлетворению возвышенных потребностей:

  • самореализация
  • благотворительность
  • развитие
  • совершенствование
  • понимание себя
  • помощь другим
  • раскрытие потенциала
  • обретение духовного блага
  • обретения вкуса к внутреннему счастью

Но не находя его в материальном пути жизни, у такого человека возникает одна мысль: “Надо делать больше“. Так, человек попадает в петлю.

Низший разум обречен на страданий. Потребности разума отличаются от потребности чувств. Это уже другой уровень. Основной потребностью разума является самореализация. В обществе – это помощь другим. Наедине с собой – это саморазвитие и духовная жизни. Чем сильнее разум у человека, тем более возвышены потребности и тем более они отдалены от потребностей чувств.

Человек обретает высший разум, когда приобретает и практикует истинные знания. Получая знания, он обретает покой и новый вектор развития, реализуя который, человек способен обрести умиротворение и ряд положительных качеств, которые послужат причиной счастья. В свою очередь, избавление от негативных качеств, приносящих страдания, также позволит человек стать более счастливым.

С одной стороны, такой человек обрел умиротворение, с другой стороны получил новое поле для деятельности. Сильный разум стремится к совершенству, но не к могуществу. Не зная, что совершенство заключается в духовном пути, человек ищет совершенство в частичных проявлениях совершенства: богатстве, могуществе, силе, славе, мудрости, красоте. Но он не находит то, что искал. Совершенство является источником для вышеперечисленных явлений и они исходят из него.

Высший разум побуждает человека действовать из благих намерений, исполнять свой долг, познавать свою истинную природу, искать совершенства и своим примером доказывать что это правильно. Ведя такой образ жизни, человек уже не нуждается в материальных удовольствиях, ибо обретает ещё более сладкий вкус. Он открывает для себя более привлекательные области жизни, продвижение в которых только усилит этот вкус.

Тренировка разума

Теория и практика содействуют развитию разума, но основной фактор его развития – это жизнь человека. Опыт, знания и понимание приходят именно в процессе жизни человека, а не за чтением или размышлениями. Живой опыт духовной жизни – это не только медитации и чтение, это также и реализация полученных знаний, трансформация их в качества и действия. Жизнь тренирует разум постепенно и незаметно, для того кто прикладывает усилия в духовной жизни.

Можно запереться в горах и пытаться практиковать духовную жизнь, но выйдя в мир, полностью деградировать, столкнувшись с наслаждениями. Однако, в отречение люди уходят уже с сильным разумом. Контроль важен, однако, контролировать свои чувства – не означает избегать всего мира, наполненного объектами восприятия. Некоторые вещи заставляют испытывать страх, волнение, разочарование, гнев и вожделение – это обычно новости, изображения, пустые разговоры, бессмысленные действия. Таких вещей лучше избегать.

Духовная практика – это основа поддержания силы, чистоты и возвышенности разума, но он приобретается в процессе жизни. Жизнь – это и общение, и деятельность, и размышления, это вся совокупность деятельности. Неправильная деятельность дает нам опыт того, чего делать не надо. Ложные знания, дают нам понимание того, как не нужно думать.

Правильная деятельность и правильные знания дают нам ориентир для нашей жизни. А правильный ориентир даст нам возможность не сомневаться в нашем пути, что позволит ощутить свободу и счастье. Удачи.

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован.