Кали-юга – железная эпоха и век упадка, прославляемый полубогами

Кали-юга – век деградации по ведическому летоисчислению. В это время общество и природа деградируют, продолжительность жизни уменьшается, а нравы разрушаются. Этот век, с одной стороны, является воплощением порока, с другой — Кали-юга прославляется полубогами и мудрецами.

Кали-юга и четыре основы религии

Существует четыре основы религии: милосердие, аскетизм, правдивость и чистота. В Кали-югу присутствует только правдивость, дошедшая до нас через гуру-парампару, цепь ученической преемственности, и шастры, священные тексты. Эти источники знания являются авторитетными, и благодаря им истинные знания сохраняются даже в век Кали. Но остальные религии в Кали-югу уничтожены. Милосердие, аскетизм и чистота отсутствуют в людях. Место милосердия заняло поедание мяса, аскетизма – употребление одурманивающих веществ: наркотиков и алкоголя, а чистоты – повсеместный разврат.

И хотя правдивость в Кали-югу также попираема различными лже-гуру и софистами, разумными людям несложно отличить лжеца от правдивого человека. В Кали-югу такие ложные учителя особенно сильно подвержены влиянию майи, и потому каждый лже-гуру падает. Мы можем часто видеть ситуацию, при которой кажущийся святым учитель на деле спит с ученицами, приобретает предметы роскоши и всячески обогащается, не отказывая себе ни в чем, оправдывая все своим особенным положением. Порядок, согласно которому все лже-гуру падают, был установлен Господом Чайтаньей, чтобы даже обычные люди могли разобраться в том, кто является истинным гуру, а кто простым обманщиком. Таким образом правдивость оберегается в Кали-югу установленным порядком, хотя и повсеместно нарушается различными мошенниками.

Основа чистоты – соблюдение целомудрия, чего мы в нынешний век никак не наблюдаем. Милосердие берет свое начало в отказе от насилия. Трудно назвать современный мир лишенным насилия: преступления, войны и убийства животных уже обычное дело. Аскетизм заключается в ограничении наслаждений ради очищения, но в этот век наслаждения стали главным смыслом жизни, все общество строится вокруг попытки наслаждаться тем или иным видом.

Признаки Кали-Юги

В Шримад-Бхагаватам(12.2) описываются признаки Кали-юги, среди которых: уменьшение продолжительности жизни, падение нравов, отсутствие справедливости, повсеместный обман и преступность. Отношения мужчин и женщин построены на сиюминутном влечении, богатство станет единственным критерием успеха, а общество наводнится варна-санкара – нежелательным потомством. Говорится, что в Кали-югу любой атеист может нарядиться в одежды санньяси и, жонглируя словами, зарабатывать себе деньги.

Особое внимание уделяется тому, кто станет правителем и как они будут править людьми. В Кали-югу править может любой, вне зависимости от происхождения, качеств или компетенции. В то же время правители Кали-юги превращаются в обыкновенных воров, которые, обирая населения, побуждают их совершать преступления, тем самым лишь распространяя порок в обществе. Когда царь неправеден, в обществе начинаются жестокие стихийные бедствия, засухи, катаклизмы, земля не дает всходов, а скот падает. Когда землей правит праведный царь, на дне рек обнаруживаются драгоценные камни, земля обильно кормит народ, а преступления прекращаются. Каждый живет в согласии друг с другом и исполняет свои обязанности не из страха или корысти, а из искреннего чувства долга. Когда миром правит достойный правитель, в государстве не существует раздоров, все, кто занимает руководящие посты, служат общей цели и не опускаются до корыстолюбивых интересов себя или своей семьи.

Считается, что в Кали-югу деградирует и природа. Земля становится менее плодородной, климат ухудшается, растения уменьшаются в размерах. В конце Кали-юги будет голод из-за ухудшения климата: Солнце истощает землю палящими лучами и долгие месяцы длиться засуха, после чего дожди затапливают все, уничтожая оставшийся посевы и урожая. В это время люди окончательно перестанут исполнять обязанности, а основной деятельностью станет ложь и кража.

Кали-юга длится 432.000 лет, из которых прошло около 5000 лет. 10.000 лет в Кали-юге будет присутствовать вкрапление Золотого века, в которой праведность людей будет возрастать, и потому пагубное влияние Кали-юги отступит. Люди будут преданы религиозным предписаниям и будут поклоняться Богу. Но когда этот Золотой век кончится, условия жизни станут настолько невыносимыми, что большинство людей не смогут заниматься духовной жизнью, а ведическое знание будет полностью утеряно.

Почему Кали-юга восхваляется полубогами и мудрецами?

Кали-юга, несмотря на внешне неблагоприятные условия жизни, благотворна тем, что позволяет живому существу освободить из материального мира путем совершения санкиратана-ягьи. В Сатья-югу методом духовного совершенствования была медитация, в Трета-югу – совершение жертвоприношений Верховному Господу, а в Двапара-югу – поклонение божествам. Санкиртана-ягья – это метод совместного воспевания святых имен Господа Кришны. Только Кали-юга позволяет каждому, вне зависимости от кармы, происхождения, уровня достатка, пола, возраста и прочих материальных признаков заняться простой, но невероятно возвышенной практикой прямого поклонения Верховному Господу. Духовное развитие в этот век предназначено для всех и каждого, и каждому доступно достижение духовного совершенства, тогда как в прошлые времена они были ограничены социальным положением человека. Вместе с тем, мудрецы стремятся родиться в Кали-югу, дабы получить возможность общаться с преданными Господа Кришны или стать одним из них.

Мой дорогой Царь, живущие в Сатйа-йугу и другие эпохи стремятся получить рождение в эту эпоху Кали, так как в это время появится множество преданных Верховного Господа, Нарайаны. Эти преданные будут появляться в различных местах, но будут особенно многочисленны в Южной Индии. О повелитель людей, в этот век Кали те кто пьют воду из священных рек, таких как Дравида-деши, Тамрапарни, Критамала, Пайашвини, а особенно Кавери и Пратичи Маханади, почти все будут чистосердечными преданными Верховной Личности Бога, Васудевы.

Шримад-Бхагаватам. 11.5.38-40

Санкиртана-ягья позволяет каждому достичь духовного совершенства, не отказываясь от своего уклада жизни, собственности, семьи и не совершая суровых аскетических подвигов. Достаточно воспевать святые имена Господа, на что способен несомненно каждый. Преданное служение в этот век наиболее чисто, так как лишено ведических социальных условностей. В Кали-югу не существует настоящих санньяси, муни, аскетов и даже брахманов, а потому люди имеют возможность не отвлекаться на формальные пути, которые приводят лишь к увеличению гьяны и мистических совершенств и полностью сконцентрироваться на пути преданного служения.

Большинство жертвоприношений в Кали-югу совершить невозможно из-за отсутствия компетентных брахманов, ведические аскезы и аштанга-йога были крайне труды даже для жителей Двапара-юги и только единицы могли придерживаться этих путей, что уж говорить о жителях Кали-юги? Единственным духовным занятием, которым может заниматься каждый, является преданное служение Кришне, и это является единственным авторитетным и предписанным духовным занятием в Кали-югу.

Величие Кали-юги

Те, кто на самом деле продвинулись в знании, способны понять главную ценность эпохи Кали. Такие просвещенные личности прославляют Кали-йугу, потому что в этот падший век всё совершенство жизни может быть легко достигнуто посредством совершения санкиртаны.
На самом деле, не существует большего блага для воплощенных душ, вынужденных скитаться по всему материальному миру, чем движение санкиртаны Верховного Господа, с помощью которого можно достичь высшего умиротворения и освободиться из круговорота повторяющихся рождений и смертей.

Шримад-Бхагаватам.11.5.36-37

О царь, постоянное повторение святого имени Господа по примеру великих авторитетов избавляет от страха и сомнений и приводит к успеху любого — и того, у кого нет никаких материальных желаний, и того, кто жаждет материальных наслаждений, и даже того, кто, обладая трансцендентным знанием, черпает удовлетворение в самом себе.

Шримад-Бхагаватам. 2.1.11

Кали-юга наилучшее время для преданного служения, воспевания святых имён и поклонению Кришне, а потому она признается лучшей из всех юг, даже несмотря на то, что каждый человек, рожденный в Кали-югу, тонет в океане порока. Взойдя на корабль духовных знаний, каждый имеет возможность простым путем достигнуть духовного мира и самого возвышенного положения – стать преданных Господа Кришны. Именно в Кали-югу Господь наиболее проявлен в своих именах. Уйдя в Двапара-юге, Кришна остался в этом мире в форме своих святых имён и повествований, а потому каждый, кто повторяет святые имена, слушает и повествует о Кришне, получает высшее духовное благо, которое не способны постичь даже величайшие йоги, мистики, аскеты или брахманы.