Кали-юга – железная эпоха и век упадка, прославляемый полубогами
Кали-юга – век деградации по ведическому летоисчислению. В это время общество и природа деградируют, продолжительность жизни уменьшается, а нравы разрушаются. Этот век, с одной стороны, является воплощением порока, с другой — Кали-юга прославляется полубогами и мудрецами.
Кали-юга и четыре основы религии
Существует четыре основы религии: милосердие, аскетизм, правдивость и чистота. В Кали-югу присутствует только правдивость, дошедшая до нас через гуру-парампару, цепь ученической преемственности, и шастры, священные тексты. Эти источники знания являются авторитетными, и благодаря им истинные знания сохраняются даже в век Кали. Но остальные религии в Кали-югу уничтожены. Милосердие, аскетизм и чистота отсутствуют в людях. Место милосердия заняло поедание мяса, аскетизма – употребление одурманивающих веществ: наркотиков и алкоголя, а чистоты – повсеместный разврат.
И хотя правдивость в Кали-югу также попираема различными лже-гуру и софистами, разумными людям несложно отличить лжеца от правдивого человека. В Кали-югу такие ложные учителя особенно сильно подвержены влиянию майи, и потому каждый лже-гуру падает. Мы можем часто видеть ситуацию, при которой кажущийся святым учитель на деле спит с ученицами, приобретает предметы роскоши и всячески обогащается, не отказывая себе ни в чем, оправдывая все своим особенным положением. Порядок, согласно которому все лже-гуру падают, был установлен Господом Чайтаньей, чтобы даже обычные люди могли разобраться в том, кто является истинным гуру, а кто простым обманщиком. Таким образом правдивость оберегается в Кали-югу установленным порядком, хотя и повсеместно нарушается различными мошенниками.
Основа чистоты – соблюдение целомудрия, чего мы в нынешний век никак не наблюдаем. Милосердие берет свое начало в отказе от насилия. Трудно назвать современный мир лишенным насилия: преступления, войны и убийства животных уже обычное дело. Аскетизм заключается в ограничении наслаждений ради очищения, но в этот век наслаждения стали главным смыслом жизни, все общество строится вокруг попытки наслаждаться тем или иным видом.
Признаки Кали-Юги
В Шримад-Бхагаватам(12.2) описываются признаки Кали-юги, среди которых: уменьшение продолжительности жизни, падение нравов, отсутствие справедливости, повсеместный обман и преступность. Отношения мужчин и женщин построены на сиюминутном влечении, богатство станет единственным критерием успеха, а общество наводнится варна-санкара – нежелательным потомством. Говорится, что в Кали-югу любой атеист может нарядиться в одежды санньяси и, жонглируя словами, зарабатывать себе деньги.
Особое внимание уделяется тому, кто станет правителем и как они будут править людьми. В Кали-югу править может любой, вне зависимости от происхождения, качеств или компетенции. В то же время правители Кали-юги превращаются в обыкновенных воров, которые, обирая населения, побуждают их совершать преступления, тем самым лишь распространяя порок в обществе. Когда царь неправеден, в обществе начинаются жестокие стихийные бедствия, засухи, катаклизмы, земля не дает всходов, а скот падает. Когда землей правит праведный царь, на дне рек обнаруживаются драгоценные камни, земля обильно кормит народ, а преступления прекращаются. Каждый живет в согласии друг с другом и исполняет свои обязанности не из страха или корысти, а из искреннего чувства долга. Когда миром правит достойный правитель, в государстве не существует раздоров, все, кто занимает руководящие посты, служат общей цели и не опускаются до корыстолюбивых интересов себя или своей семьи.
Считается, что в Кали-югу деградирует и природа. Земля становится менее плодородной, климат ухудшается, растения уменьшаются в размерах. В конце Кали-юги будет голод из-за ухудшения климата: Солнце истощает землю палящими лучами и долгие месяцы длиться засуха, после чего дожди затапливают все, уничтожая оставшийся посевы и урожая. В это время люди окончательно перестанут исполнять обязанности, а основной деятельностью станет ложь и кража.
Кали-юга длится 432.000 лет, из которых прошло около 5000 лет. 10.000 лет в Кали-юге будет присутствовать вкрапление Золотого века, в которой праведность людей будет возрастать, и потому пагубное влияние Кали-юги отступит. Люди будут преданы религиозным предписаниям и будут поклоняться Богу. Но когда этот Золотой век кончится, условия жизни станут настолько невыносимыми, что большинство людей не смогут заниматься духовной жизнью, а ведическое знание будет полностью утеряно.
Почему Кали-юга восхваляется полубогами и мудрецами?
Кали-юга, несмотря на внешне неблагоприятные условия жизни, благотворна тем, что позволяет живому существу освободить из материального мира путем совершения санкиратана-ягьи. В Сатья-югу методом духовного совершенствования была медитация, в Трета-югу – совершение жертвоприношений Верховному Господу, а в Двапара-югу – поклонение божествам. Санкиртана-ягья – это метод совместного воспевания святых имен Господа Кришны. Только Кали-юга позволяет каждому, вне зависимости от кармы, происхождения, уровня достатка, пола, возраста и прочих материальных признаков заняться простой, но невероятно возвышенной практикой прямого поклонения Верховному Господу. Духовное развитие в этот век предназначено для всех и каждого, и каждому доступно достижение духовного совершенства, тогда как в прошлые времена они были ограничены социальным положением человека. Вместе с тем, мудрецы стремятся родиться в Кали-югу, дабы получить возможность общаться с преданными Господа Кришны или стать одним из них.
Мой дорогой Царь, живущие в Сатйа-йугу и другие эпохи стремятся получить рождение в эту эпоху Кали, так как в это время появится множество преданных Верховного Господа, Нарайаны. Эти преданные будут появляться в различных местах, но будут особенно многочисленны в Южной Индии. О повелитель людей, в этот век Кали те кто пьют воду из священных рек, таких как Дравида-деши, Тамрапарни, Критамала, Пайашвини, а особенно Кавери и Пратичи Маханади, почти все будут чистосердечными преданными Верховной Личности Бога, Васудевы.
Шримад-Бхагаватам. 11.5.38-40
Санкиртана-ягья позволяет каждому достичь духовного совершенства, не отказываясь от своего уклада жизни, собственности, семьи и не совершая суровых аскетических подвигов. Достаточно воспевать святые имена Господа, на что способен несомненно каждый. Преданное служение в этот век наиболее чисто, так как лишено ведических социальных условностей. В Кали-югу не существует настоящих санньяси, муни, аскетов и даже брахманов, а потому люди имеют возможность не отвлекаться на формальные пути, которые приводят лишь к увеличению гьяны и мистических совершенств и полностью сконцентрироваться на пути преданного служения.
Большинство жертвоприношений в Кали-югу совершить невозможно из-за отсутствия компетентных брахманов, ведические аскезы и аштанга-йога были крайне труды даже для жителей Двапара-юги и только единицы могли придерживаться этих путей, что уж говорить о жителях Кали-юги? Единственным духовным занятием, которым может заниматься каждый, является преданное служение Кришне, и это является единственным авторитетным и предписанным духовным занятием в Кали-югу.
Величие Кали-юги
Те, кто на самом деле продвинулись в знании, способны понять главную ценность эпохи Кали. Такие просвещенные личности прославляют Кали-йугу, потому что в этот падший век всё совершенство жизни может быть легко достигнуто посредством совершения санкиртаны.
Шримад-Бхагаватам.11.5.36-37
На самом деле, не существует большего блага для воплощенных душ, вынужденных скитаться по всему материальному миру, чем движение санкиртаны Верховного Господа, с помощью которого можно достичь высшего умиротворения и освободиться из круговорота повторяющихся рождений и смертей.
О царь, постоянное повторение святого имени Господа по примеру великих авторитетов избавляет от страха и сомнений и приводит к успеху любого — и того, у кого нет никаких материальных желаний, и того, кто жаждет материальных наслаждений, и даже того, кто, обладая трансцендентным знанием, черпает удовлетворение в самом себе.
Шримад-Бхагаватам. 2.1.11
Кали-юга наилучшее время для преданного служения, воспевания святых имён и поклонению Кришне, а потому она признается лучшей из всех юг, даже несмотря на то, что каждый человек, рожденный в Кали-югу, тонет в океане порока. Взойдя на корабль духовных знаний, каждый имеет возможность простым путем достигнуть духовного мира и самого возвышенного положения – стать преданных Господа Кришны. Именно в Кали-югу Господь наиболее проявлен в своих именах. Уйдя в Двапара-юге, Кришна остался в этом мире в форме своих святых имён и повествований, а потому каждый, кто повторяет святые имена, слушает и повествует о Кришне, получает высшее духовное благо, которое не способны постичь даже величайшие йоги, мистики, аскеты или брахманы.