Яма и Нияма – основные принципы и первые ступени духовного пути.
Духовный путь основывается на принципах. Одним из наиболее фундаментальных и древнейших систем принципов является Яма и Нияма. Эта система упоминается в различных ведических тестах и является авторитетной. Следование этим принципам является обязательным условием прогресса на духовном пути. Какие существуют принципы Ямы и Ниямы? В чем их суть и почему без них невозможно практиковать?
Принципы духовного пути – Яма и Нияма
Для успешности нашего духовного пути нам важно осознавать что делать следует, а что делать запрещено. Яма и Нияма – это принципы духовного пути, которые дают нам возможность узнать какие качества и действия помогут продвижению нашего духовного пути, а какие помешают.
Верховная Личность Бога сказал: Ненасилие, правдивость, нежелание присваивать или красть чужое, отрешенность, милосердие, свобода от чувства собственности, вера в принципы религии, воздержание, молчание, стойкость, прощение и бесстрашие — вот двенадцать первичных ученических принципа — Яма.
Щримад-Бхагаватам. Песнь 11. Глава 19, 33-35 стих.
Внутренняя и внешняя чистота, воспевание святых имён Господа, аскетизм, жертвенность, вера, гостеприимство, поклонение Мне, посещение святых мест, действия и желания только из высших побуждений и служение духовному учителю — вот двенадцать вторичных предписанных обязанностей — Нийама. Эти двадцать четыре принципа даруют все желаемые благословения тому, кто с преданностью культивирует их.
Условия для духовной жизни
Необходимо понимать что не следуя определенным принципам, правилам и предписаниям, идти по духовному пути практически невозможно. Имея знания из авторитетных источников и следуя им, мы способы следовать по духовному пути. Вначале пути человек следует нескольким принципам и на основе этого следования, он может продвигаться. Чем дальше человек идет, тем больше у него духовной силы и тем больше на нем ответственности. Если мы хотим двигаться дальше по духовному пути, но что-то сильно нам мешает — это значит игнорирование принципов. Нам не хватает внимательности для соблюдения предписаний.
Принципы крайне практичны. Они приучают человека думать не чувствами, а одухотворенным разумом. Таким образом, человек может становиться лучше и счастливее. Без сомнения, игнорирование правил духовного пути ведет к страданиям. Если мы возьмем любой грех и рассмотрим долгосрочные перспективы греховного поведения, то обнаружим что становимся просто рабами этих грехов, потому что отказаться от них невероятно трудно, если не следовать регулирующим принципам. Принципы же ведут к свободе, мы становимся независимы от проявления материальной природы и позывов нашего ума.
Совершенный человек безукоризненно соблюдает все правила и предписания. Такого человека в наш век очень трудно встретить. Однако сама идея совершенства заложена в каждом, только каждый видит её по-своему. И часто видит неправильно. Стремясь к бренному или греховному образу жизни, человек просто обрекает себя на разочарование, ведь все в материальном мире, приносит страдания в конечном итоге. Деньги заканчиваются, отношения рушатся, дома стираются в пыль, а имя уходит в небытие. Но то что мы заработали духовным трудом от нас никуда не уйдет.
Тот, кто встал на этот путь, ничего не теряет, и ни одно его усилие не пропадает даром. Даже незначительное продвижение по этому пути оградит человека от величайшей опасности.
Бхагавад-Гита. Глава 2.40.
Яма — регулирующие принципы самоконтроля духовного пути
Яма – ограничительные принципы. Именно с них начинается духовный путь. Если ученик ещё не имеет сил следовать принципам Ниямы, тогда он должен отказываться от греховной деятельности чтобы обрести духовный разум и силу для продвижения. Яма ограничивает деятельность человека там, где больше всего уходит сил и отказавшись от такой деятельности, человек может увеличить количество своей энергии.
1. Ненасилие — непричинение страдания другим живым существам. Ненависть, насилие и гнев — являются большими источниками проблем и потери сил. Насилие — прямое нарушение религиозных принципов.
2. Правдивость — ложь также является нарушением религиозных принципов и также забирает энергию, принося беспокойства не только обманутым, но и самому обманщику.
3. Нежелание присваивать или красть чужое — желание владеть чужим имуществом — проявление жадности и стремления наслаждаться нечестным, то есть легким путем. Также нарушение религиозных принципов.
4. Отрешенность — не привязанность к материальным отношениям, ценностям и идеям. Именно из-за материальной стороны жизни происходит больше всего беспокойств, однако это не отказ от материальной жизни, а не привязанность, то есть спокойное отношение, с пониманием временности всего материального.
5. Милосердие — желание помогать и заботиться о всех живых существах речью, делами, средствами, разумом. Цинизм и эгоцентричность противоположность милосердия и являют собой источник потери энергии, потому что замыкаясь на себе, человек очень быстро деградирует, заботясь только о своем удовольствии.
6. Свобода от чувства собственности — мы должны понимать что некоторые вещи находятся в нашем распоряжении. Однако говорить что мы их хозяева и создатели полная глупость. Не мы выращиваем плоды — их растит земля, не мы создавали полезные ископаемы — мы их просто добываем. Чувство собственности порождает страх, как в отношении вещей, так и в отношении людей. Если у нас можно что-то забрать, то по-настоящему оно нам не принадлежит.
Все живое и неживое во вселенной находится во власти Господа и принадлежит Ему. Поэтому каждый должен пользоваться только тем, что ему необходимо и выделено ему как его доля, и не посягать ни на что другое, хорошо понимая, кому все принадлежит
Шри Ишопанишад. Мантра 1.
7. Вера в принципы религии — без веры, шрадхи, в принципы религии невозможно идти по духовному пути, так как отсутствие веры рождает пренебрежение, а её наличие дарует дисциплину. Человек верящий в принципы религии очень быстро прогрессирует в стремлении к высшей цели, достигая всех плодом религии — кама, артха, дхарма, мокша.
8. Воздержание — неумеренность в удовлетворении потребностей тела, является источником не только потери энергии, рождению таких качества как жадность, тщеславие лень, но и прямым источником заболеваний. Очень трудно не только развиваться, но и просто жить с больным телом. Воздержанность — это отказ от переедания, регулирование половой жизни, умеренность в нагрузках на тело. Разумное регулирование дает очень много сил и телу и разума, а отсутствие регулирование — спускает все силы на восстановление организма после неумеренного потребления.
9. Молчание — контроль речи также является важным аспектом духовной жизни. И молчание для ученика это лучшая форма общения, ведь пока ты молчишь — ты можешь слушать. Слушание дает знание, а знание приводит к Высшей цели. Разговоры отнимают очень много сил, это можно почувствовать после любого диалога на пустые темы — опустошенность, усталость, желание поскорее добраться домой.
10. Стойкость — способность терпеливо переносить такие проявления двойственности как счастье и горе, холод и жара, почёт и бесчестье. Также это постоянство на духовном пути.
11. Прощение — обиды, злоба, чувство того что нам должны отнимаю силы и взращивают в нас гордыню, что ведет к падению. Мы не можем идти с большим грузом, так и продвигаться, не прощая людей, мы не можем. От наших злых мыслей, никому кроме нас хуже не станет.
12. Бесстрашие — совокупность понимая, решимости и готовности жертвовать. Если мы понимаем что мы — вечные души, то мы также должны понимать что нам терять нечего. Решимость позволяет не сворачивать с пути при первых трудностях. Готовность жертвовать означает понимание того, что ради достижения любой серьезной цели, мы что-то будем терять.
Это 12 первичных регулирующих принципа, соблюдая которые, человек получает достаточно сил, чтобы качественно продвинутся по духовному пути и перейти на следующий уровень.
Нияма – предписания духовного пути
1-2. Внутренняя и внешняя чистота — чистота сознания и тела. Также чистота окружения. Очень наивно говорить о совершенстве, о смысле жизни, о святости в храме с грязными полами. Чистота создает радостное умонастроение. Отсутствие чистоты всегда приводит к ссорам, конфликтам и раздраженному уму, который может легко выйти из себя.
3. Воспевание святых имён Господа — воспевание маха-мантры самое благотворное и важное занятие на духовном пути и описать могущество её очень трудно, ведь маха-мантра очень могущественна.
Харе Кришна, Харе Кришна, Кришна Кришна, Харе Харе
Харе Рама, Харе Рама, Рама Рама, Харе Харе«В век Кали нет другого пути, нет другого пути, нет другого пути к постижению себя, кроме повторения святого имени, повторения святого имени, повторения святого имени Господа Хари».
Чайтанья-Чаритимрита. Ади-лила. 17 глава. 21 стих«Результаты тысячелетних аскез, с преданностью совершаемых в Сатья-югу, в Кали-югу с лёгкостью можно обрести благодаря повторению имён Шри Говинды.»
Вишну-рахасья
4. Аскетизм — совершение аскез с целью накопления энергии тапаса, которая помогает на духовном пути.
5. Жертвенность — способность отказываться от собственной выгоды и удовольствий, ради духовного пути и блага других людей. Самоотречение.
6. Вера — непоколебимая вера в Абсолютную истину и следование к ней.
7. Гостеприимство — свобода от эгоизма, способность оказывать должное почтение другим, встречая каждого гостя или встреченного человека очень искренне и радостно. Человек, который следует этому принципу не имеет врагов.
8. Поклонение Господу — процесс бхакти-йоги.
9. Посещение святых мест — святые места дают внутреннюю силу, очищают человека. Они дают возможность для духовных реализаций. Посещение таких мест может изменить судьбу человека в лучшую сторону.
10-11. Действия и желания только из высших побуждений — высшие побуждение это: исполнение своего долга, забота о других. Служение и следование Абсолютной истине.
12. Служение духовному учителю — только духовный учитель может дать нам духовное знание. И отблагодарить его за эту высочайшую ценность, мы можем только служа ему.
Чтобы узнать истину, вручи себя духовному учителю. Вопрошай его смиренно и служи ему. Осознавшие себя души могут дать тебе знание, ибо они узрели истину.
Бхагавад-Гита. 4.34.
Следуя этим 24 принципам, которые представляют Яма и Нияма, духовный путь открывается перед человеком и становится свободным от препятствий. В конце такого пути, человека ждет успех и высшая награда.