Яма и Нияма – основные принципы и первые ступени духовного пути.

Яма и Нияма – основные принципы и первые ступени духовного пути.

Принципы духовного пути – Яма и Нияма

Для успешности нашего духовного пути нам важно осознавать что делать следует, а что делать запрещено. Яма и Нияма – это принципы духовного пути, которые дают нам возможность узнать какие качества и действия помогут продвижению нашего духовного пути, а какие помешают.

Верховная Личность Бога сказал: Ненасилие, правдивость, нежелание присваивать или красть чужое, отрешенность, милосердие, свобода от чувства собственности, вера в принципы религии, воздержание, молчание, стойкость, прощение и бесстрашие – вот двенадцать первичных ученических принципа – Яма.
Внутренняя и внешняя чистота, воспевание святых имён Господа, аскетизм, жертвенность, вера, гостеприимство, поклонение Мне, посещение святых мест, действия и желания только из высших побуждений и служение духовному учителю – вот двенадцать вторичных предписанных обязанностей – Нийама. Эти двадцать четыре принципа даруют все желаемые благословения тому, кто с преданностью культивирует их.

Щримад-Бхагаватам. Песнь 11. Глава 19, 33-35 стих.

Условия для духовной жизни

Необходимо понимать что не следуя определенным принципам, правилам и предписаниям, идти по духовному пути практически невозможно. Имея знания из авторитетных источников и следуя им, мы способы следовать по духовному пути. Вначале пути человек следует нескольким принципам и на основе этого следования, он может продвигаться. Чем дальше человек идет, тем больше у него духовной силы и тем больше на нем ответственности. Если мы хотим двигаться дальше по духовному пути, но что-то сильно нам мешает – это значит игнорирование принципов. Нам не хватает внимательности для соблюдения предписаний.

Принципы крайне практичны. Они приучают человека думать не чувствами, а одухотворенным разумом. Таким образом, человек может становиться лучше и счастливее. Без сомнения, игнорирование правил духовного пути ведет к страданиям. Если мы возьмем любой грех и рассмотрим долгосрочные перспективы греховного поведения, то обнаружим что становимся просто рабами этих грехов, потому что отказаться от них невероятно трудно, если не следовать регулирующим принципам. Принципы же ведут к свободе, мы становимся независимы от проявления материальной природы и позывов нашего ума.

Совершенный человек безукоризненно соблюдает все правила и предписания. Такого человека в наш век очень трудно встретить. Однако сама идея совершенства заложена в каждом, только каждый видит её по-своему. И часто видит неправильно. Стремясь к бренному или греховному образу жизни, человек просто обрекает себя на разочарование, ведь все в материальном мире, приносит страдания в конечном итоге. Деньги заканчиваются, отношения рушатся, дома стираются в пыль, а имя уходит в небытие. Но то что мы заработали духовным трудом от нас никуда не уйдет.

Тот, кто встал на этот путь, ничего не теряет, и ни одно его усилие не пропадает даром. Даже незначительное продвижение по этому пути оградит человека от величайшей опасности.

Бхагавад-Гита. Глава 2.40.

Яма – регулирующие принципы самоконтроля духовного пути

Яма – ограничительные принципы. Именно с них начинается духовный путь. Если ученик ещё не имеет сил следовать принципам Ниямы, тогда он должен отказываться от греховной деятельности чтобы обрести духовный разум и силу для продвижения. Яма ограничивает деятельность человека там, где больше всего уходит сил и отказавшись от такой деятельности, человек может увеличить количество своей энергии.

1. Ненасилие – непричинение страдания другим живым существам. Ненависть, насилие и гнев – являются большими источниками проблем и потери сил. Насилие – прямое нарушение религиозных принципов.

2. Правдивость – ложь также является нарушением религиозных принципов и также забирает энергию, принося беспокойства не только обманутым, но и самому обманщику.

3. Нежелание присваивать или красть чужое – желание владеть чужим имуществом – проявление жадности и стремления наслаждаться нечестным, то есть легким путем. Также нарушение религиозных принципов.

4. Отрешенность – не привязанность к материальным отношениям, ценностям и идеям. Именно из-за материальной стороны жизни происходит больше всего беспокойств, однако это не отказ от материальной жизни, а не привязанность, то есть спокойное отношение, с пониманием временности всего материального.

5. Милосердие – желание помогать и заботиться о всех живых существах речью, делами, средствами, разумом. Цинизм и эгоцентричность противоположность милосердия и являют собой источник потери энергии, потому что замыкаясь на себе, человек очень быстро деградирует, заботясь только о своем удовольствии.

6. Свобода от чувства собственности – мы должны понимать что некоторые вещи находятся в нашем распоряжении. Однако говорить что мы их хозяева и создатели полная глупость. Не мы выращиваем плоды – их растит земля, не мы создавали полезные ископаемы – мы их просто добываем. Чувство собственности порождает страх, как в отношении вещей, так и в отношении людей. Если у нас можно что-то забрать, то по-настоящему оно нам не принадлежит.

Все живое и неживое во вселенной находится во власти Господа и принадлежит Ему. Поэтому каждый должен пользоваться только тем, что ему необходимо и выделено ему как его доля, и не посягать ни на что другое, хорошо понимая, кому все принадлежит

Шри Ишопанишад. Мантра 1.

7. Вера в принципы религии – без веры, шрадхи, в принципы религии невозможно идти по духовному пути, так как отсутствие веры рождает пренебрежение, а её наличие дарует дисциплину. Человек верящий в принципы религии очень быстро прогрессирует в стремлении к высшей цели, достигая всех плодом религии – кама, артха, дхарма, мокша.

8. Воздержание – неумеренность в удовлетворении потребностей тела, является источником не только потери энергии, рождению таких качества как жадность, тщеславие лень, но и прямым источником заболеваний. Очень трудно не только развиваться, но и просто жить с больным телом. Воздержанность – это отказ от переедания, регулирование половой жизни, умеренность в нагрузках на тело. Разумное регулирование дает очень много сил и телу и разума, а отсутствие регулирование – спускает все силы на восстановление организма после неумеренного потребления.

9. Молчание – контроль речи также является важным аспектом духовной жизни. И молчание для ученика это лучшая форма общения, ведь пока ты молчишь – ты можешь слушать. Слушание дает знание, а знание приводит к Высшей цели. Разговоры отнимают очень много сил, это можно почувствовать после любого диалога на пустые темы – опустошенность, усталость, желание поскорее добраться домой.

10. Стойкость – способность терпеливо переносить такие проявления двойственности как счастье и горе, холод и жара, почёт и бесчестье. Также это постоянство на духовном пути.

11. Прощение – обиды, злоба, чувство того что нам должны отнимаю силы и взращивают в нас гордыню, что ведет к падению. Мы не можем идти с большим грузом, так и продвигаться, не прощая людей, мы не можем. От наших злых мыслей, никому кроме нас хуже не станет.

12. Бесстрашие – совокупность понимая, решимости и готовности жертвовать. Если мы понимаем что мы – вечные души, то мы также должны понимать что нам терять нечего. Решимость позволяет не сворачивать с пути при первых трудностях. Готовность жертвовать означает понимание того, что ради достижения любой серьезной цели, мы что-то будем терять.

Это 12 первичных регулирующих принципа, соблюдая которые, человек получает достаточно сил, чтобы качественно продвинутся по духовному пути и перейти на следующий уровень.

Нияма – предписания духовного пути

1-2. Внутренняя и внешняя чистота – чистота сознания и тела. Также чистота окружения. Очень наивно говорить о совершенстве, о смысле жизни, о святости в храме с грязными полами. Чистота создает радостное умонастроение. Отсутствие чистоты всегда приводит к ссорам, конфликтам и раздраженному уму, который может легко выйти из себя.

3. Воспевание святых имён Господа – воспевание маха-мантры самое благотворное и важное занятие на духовном пути и описать могущество её очень трудно, ведь маха-мантра очень могущественна.

Харе Кришна, Харе Кришна, Кришна Кришна, Харе Харе
Харе Рама, Харе Рама, Рама Рама, Харе Харе

«В век Кали нет другого пути, нет другого пути, нет другого пути к постижению себя, кроме повторения святого имени, повторения святого имени, повторения святого имени Господа Хари».
Чайтанья-Чаритимрита. Ади-лила. 17 глава. 21 стих

“Результаты тысячелетних аскез, с преданностью совершаемых в Сатья-югу, в Кали-югу с лёгкостью можно обрести благодаря повторению имён Шри Говинды.”
Вишну-рахасья

4. Аскетизм – совершение аскез с целью накопления энергии тапаса, которая помогает на духовном пути.

5. Жертвенность – способность отказываться от собственной выгоды и удовольствий, ради духовного пути и блага других людей. Самоотречение.

6. Вера – непоколебимая вера в Абсолютную истину и следование к ней.

7. Гостеприимство – свобода от эгоизма, способность оказывать должное почтение другим, встречая каждого гостя или встреченного человека очень искренне и радостно. Человек, который следует этому принципу не имеет врагов.

8. Поклонение Господупроцесс бхакти-йоги.

9. Посещение святых мест – святые места дают внутреннюю силу, очищают человека. Они дают возможность для духовных реализаций. Посещение таких мест может изменить судьбу человека в лучшую сторону.

10-11. Действия и желания только из высших побуждений – высшие побуждение это: исполнение своего долга, забота о других. Служение и следование Абсолютной истине.

12. Служение духовному учителю – только духовный учитель может дать нам духовное знание. И отблагодарить его за эту высочайшую ценность, мы можем только служа ему.

Чтобы узнать истину, вручи себя духовному учителю. Вопрошай его смиренно и служи ему. Осознавшие себя души могут дать тебе знание, ибо они узрели истину.

Бхагавад-Гита. 4.34.

Следуя этим 24 принципам, которые представляют Яма и Нияма, духовный путь открывается перед человеком и становится свободным от препятствий. В конце такого пути, человека ждет успех и высшая награда. Удачи.

Добавить комментарий

Ваш e-mail не будет опубликован.