Ум – лучший друг или заклятый враг?

Ум – лучший друг или заклятый враг?

Друг и враг обусловленной души

С помощью ума человек должен освободиться из материального плена, а не деградировать, опускаясь в низшие формы жизни. Ум может быть и другом обусловленной души, и её врагом. Для того, кто обуздал ум, он становится лучшим другом, а для того, кому это не удалось, ум остается злейшим врагом.

Бхагавад-Гита. Глава 6, 5-6 стих.

Влияние ума на живое существо

Центром нашей деятельности и её источником является ум. Он побуждает нас действовать, создавая стимулы, образы, стремления и желания в нашем сердце. Потому нельзя отрицать того, что он очень сильно влияет на нашу жизнь. И действительно можно заметить кардинальную разницу между несколькими людьми, которые пребывают в разных умонастроениях. Так как ум является источником желаний и побуждающих мотивов к действию, особенно важно его очистить и обуздать. В таком случае, он поможет нам.

Ум делит все на плохое и хорошее – на то что удовлетворяет чувства и на то, что приносит им страдания. Таким образом появляется двойственность, откуда произрастают такие понятия как: “счастье и горе”, “успех и неудача”, ведь именно смотря на всё через призму ума, мы характеризуем события как хорошие или плохие. И хотя на самом деле сами события не несут в себе какой-то определенной окраски, в зависимости оттого как их воспринимает наш ум, они будут приносит нам разные чувства. Например, склонность ума идентифицировать себя через принадлежность к разным группам будет заставлять нас испытывать счастье и страдание, когда эта группа будет находится в более лучшем или в более худшем положении.

Многие люди находятся под большим влиянием своего ума, которое проявляется в слове: “Хочу”. К сожалению, многие люди живут этим словом и вся их жизнь обусловлена стремлением удовлетворить свои ненасытные чувства. Такая жизнь не может привести к покою и счастью, ведь чувства и ум всегда будут требовать больше. Это свойство ума – постоянно увеличивать наслаждения. И в Шримад-Бхагаватам говорится: “Невозможно затушить огонь, если постоянно капать в него масло“. И ум является большим источником не только желаний, но и беспокойств, порожденных этими желаниями.

Человек, искренне желающий продвигаться на духовном пути, развиваться, не должен деградировать и опускать до животного уровня, побуждаемый своим умом, а напротив обуздав его, стремится к освобождению от чувств.

Ум может стать причиной рабства, а может и привести к освобождению. Поглощенный мыслями об объектах чувств, ум превращает человека в раба, а отрешенный от этих объектов, освобождает его
Амрита-бинду-упанишад, 2.

Как обуздать ум?

В Ведах описывается три метода обуздания чувств: дхьяна, бхакти и гьяна.

Дхьяна

Дхьяна – метод механической медитации, которая очищает ум живого существа. Именно чистое, незамутненное восприятие, становится источников осознания истины. Кришна посвящает описанию этому пути целую главу Бхагавад-гиты, а именно 6-ую главу. И в ней есть стих, описывающий поведение человека, который хочет идти этим путем:

Куда бы не устремлялся ум, изменчивый и беспокойный по природе, йог всегда должен возвращать его под власть своего истинного “я”

Контроль чувств происходит с помощью практики и силы воли. Также необходимо отводить свои чувства от объектов чувственного восприятия.

Однако это невероятно трудно:

Арджуна сказал: О Мадхусудана, практика йоги, которую Ты описал, кажется мне непосильно, ибо ум мой беспокоен и неустойчив. Ум неугомонен, неистов, упрям и очень силен, о Кришна, и, мне кажется, укротить его труднее, чем остановить ветер.

Гьяна

Гьяна метод аналитического и философского определения Абсолютной истины. Обуздание ума с помощью этого метода объясняется очень просто: человек понял бренность мира и свою духовную природу через знания. Обладая этим знанием, мудрец может видеть всё в истинном свете, а потому воздействие материального мира над ним не властно:

“О могучерукий Арджуна, осознав свое превосходство над материальными чувствами, умом и разумом, человек должен обуздать ум с помощью одухотворённого разума…”
Бхагавад-Гита. 3 глава. 43 стих.

“Человека, который овладел истинным знанием и, применяя его на практике, обрел полное удовлетворение, считают осознавшим своё “я” и называют йогом, или мистиком. Такой человек находится на духовном уровне и всегда остается невозмутимым. Он не видит различия между булыжником, галькой и золотом.”
Бхагавад-Гита. 6 глава. 8 стих.

Бхакти

Бхакти-йога – метод преданного служения Верховному Господу. Этот метод считается в ведической традиции самым авторитетным и эффективным. Ведь своими собственными силами невероятно трудно преодолеть влияние материальной природы:

Преодолеть влияние материальной природы невероятно трудно. Но тот, кто предался Мне, с легкостью выходит из-под её власти
Бхагавад-гита. 7 глава. 14 стих.

Друг человека

“До тех пор пока человек не обуздает ум, все его занятия духовной практикой будут лишь пустой тратой времени. Тот, кто не может совладать с умом, живет бок о бок со своим злейшим врагом и потому впустую проживает жизнь, так и не достигнув её цели”
Комментарий Шрилы Прабхупады. БГ – 6.6.

Дисциплинированный и контролируемый ум становится другом живому человеку. Находясь под дисциплиной разума, он может помогать достигать цели, исполнять обязанности, заниматься деятельностью. Именно ум может мотивировать человека к развитию и отказу от низших побуждений, стремясь к чему-то более возвышенному и чистому. Когда наши чувства добровольно соглашаются действовать вместе с нами, тогда внутри человека начинается мир и покой. Но до этих пор внутри человека война, ибо он совершает, под влиянием ума, те поступки, которые человек совершать не хочет.

Обуздать чувства – значит быть не подверженным таким эмоциям как гнев, раздражение, вожделение, ненависть, алчность, сомнения, страх, лень, апатия, вины, гордости. Это также значит иметь спокойный ум, обладая которым мы можем иметь хорошую интуицию и здравый смысл. Обузданный ум это также здоровье, потому что от отрицательных эмоций и переживаний возникает очень много болезней. Чувства, которые находятся под контролем, избавляют нас от многих страданий, что дает нам возможность пребывать постоянно в хорошем настроении. Но такой ум надо поддерживать, дисциплинировать и постоянно следить за ним.


Обуздание ума – очень важная цель, не только на духовном пути. Если мы разрываемся от постоянных желаний и импульсивных стремлений, если не находим в себе силы и времени сделать что-то полезное, но всегда находим время для развлечений и отдыха – значит между нами и счастливой жизнью стоит наш необузданный ум. Только обуздав свой чувства, мы можем стать целостными и действовать решительно, успешно достигая поставленных задач.

Добавить комментарий

Ваш e-mail не будет опубликован.