Ум – лучший друг или заклятый враг? Конфликт человека и ума.

Ум – лучший друг или заклятый враг? Конфликт человека и ума.

Друг и враг обусловленной души

Кем является ум для человека? Ответ на этот вопрос будет разниться от человека к человеку, ведь для того кто не обуздал ум, он будет заклятым врагом, но тот кто может его контролировать, способен создать себе лучшего друга.

С помощью ума человек должен освободиться из материального плена, а не деградировать, опускаясь в низшие формы жизни. Ум может быть и другом обусловленной души, и её врагом.

Для того, кто обуздал ум, он становится лучшим другом, а для того, кому это не удалось, ум остается злейшим врагом.

Бхагавад-Гита. 6. 5-6.

Как ум влияет на человека?

Центром нашей деятельности и её источником является ум. Он побуждает нас действовать, создавая стимулы, образы, стремления и желания в нашем сердце. Исходя из этих стимулом, побуждений и настроений человек будет действовать определенным образом, а также будет испытывать неприязнь к иному виду деятельности.

По этой причине нельзя принижать влияние ума на жизнь и деятельности человека. Ведь, в большинстве, человек проводит свою жизнь на “автомате” и именно в этом состоянии ум завладевает человека. Происходит это потому что человеку, порой, не хватает внимания для постоянного сосредоточения и контроля над собой, а бытовые дела и жизнь очень часто схожи день за днём и именно по этой причине разумнее всего было бы переключиться на автомат.

И тут мы подходит к вполне закономерному вопросу – лучший друг или заклятый враг? Для того, кто обуздал ум он становится лучшим другом, так как, в таком случае, ум создаёт такое умонастроение и стремление которое улучшает жизнь человека, позволяя ему продвигаться вперёд и становиться счастливее. То есть, человек, находясь в хорошем настроении и гармонии с самим собой, будет стремится реализовать себя в деятельности, а также в гармоничных отношениях.

Если ум является человеку врагом, то он будет побуждать человека к чрезмерным наслаждениям, ради которых человеку придется действительно тяжко трудиться полностью отдавая этому свою жизнь. Ум также будет создавать и страхи, которые также будут побуждать человека окунуться в круговорот деятельности, из которого крайне тяжело выбраться. Так, желанием и страхом, как пряником и кнутом, ум будет контролировать человека, вынуждая его действовать определенным образом. Если ум человека не обуздан, то и в отношениях человек будет постоянно несчастлив испытывая чувство недовольства и неудовлетворенности, постоянно находя в своём партнере недостатки и, соответственно, провоцируя ссоры.

Роль и определение ума

Ум – активное орган восприятия, которые воспринимает все не по факту, а делит все на плохое и хорошее. На то что приятно чувствам и на то, что им неприятно. Прикосновение к мягкому и гладкому объекту само по себе ни хорошее, ни плохое, но именно ум определяет его как приятное. Точно также происходит и с остальными способами восприятия мира: зрением, вкусом и т.д.

Таким образом появляется двойственность, откуда произрастают такие понятия как: “счастье и горе“, “успех и неудача“, ведь именно смотря на всё через призму ума, мы характеризуем события как хорошие или плохие. И хотя на самом деле сами события не несут в себе какой-то определенной окраски, в зависимости оттого как их воспринимает наш ум, они будут приносит нам разные чувства. Например, склонность ума идентифицировать себя через принадлежность к разным группам будет заставлять нас испытывать счастье и страдание, когда эта группа будет находится в более лучшем или в более худшем положении.

Главное слово ума – “Хочу”

Многие люди находятся под большим влиянием своего ума, которое проявляется в слове: “Хочу”. К сожалению, многие люди живут этим словом и вся их жизнь обусловлена стремлением удовлетворить свои ненасытные чувства. Такая жизнь не может привести к покою и счастью, ведь чувства и ум всегда будут требовать больше. Это свойство ума – постоянно увеличивать наслаждения. И в Шримад-Бхагаватам говорится: “Невозможно затушить огонь, если постоянно капать в него масло“. И ум является большим источником не только желаний, но и беспокойств, порожденных этими желаниями.

Человек, искренне желающий продвигаться на духовном пути, развиваться, не должен деградировать и опускать до животного уровня, побуждаемый своим умом, а напротив обуздав его, стремится к освобождению от чувств.

Ум может стать причиной рабства, а может и привести к освобождению. Поглощенный мыслями об объектах чувств, ум превращает человека в раба, а отрешенный от этих объектов, освобождает его

Амрита-бинду-упанишад, 2.

Как обуздать ум?

В Ведах описывается три метода обуздания чувств: дхьяна, бхакти и гьяна.

Дхьяна

Дхьяна – метод механической медитации, которая очищает ум живого существа. Чистое сознание достигается путем упражнения в медитации, которое приводит к способности контролировать мысли и сам ум, а также не воспринимать внешние объекты как источник счастья и страдания. Такой образ действий очищает ум и позволяет его контролировать. В свою очередь, обузданный ум и чистое, незамутненное восприятие, становится источников осознания истины.

Куда бы не устремлялся ум, изменчивый и беспокойный по природе, йог всегда должен возвращать его под власть своего истинного “я”

Бхагавад-Гита.

Контроль чувств происходит с помощью практики медитации и силы воли, которая заключается в сознательном отказе от взаимодействия с объектами чувственного наслаждения. Есть даже архетипичный пример такого действия: “Втягивать свои чувства внутрь, подобно черепахи, которая втягивает свою голову в панцирь”.

Однако, эта практика невероятно трудна и, в полной мере, вряд ли реализуема для человека нашего времени, так как требует невероятных усилий и ухода от внешнего мира.

Арджуна сказал: О Мадхусудана, практика йоги, которую Ты описал, кажется мне непосильно, ибо ум мой беспокоен и неустойчив. Ум неугомонен, неистов, упрям и очень силен, о Кришна, и, мне кажется, укротить его труднее, чем остановить ветер.

Бхагавад-Гита

Гьяна

Гьяна метод аналитического и философского определения Абсолютной истины. Обуздание ума с помощью этого метода объясняется очень просто: человек понял бренность мира и свою духовную природу через знания. Обладая этим знанием, мудрец может видеть всё в истинном свете, а потому воздействие материального мира над ним не властно. Соответственно, ум находится под полным контролем человека именно через осознания неспособности получить счастье от внешних, материальных стимулов и признания прихода к чистому счастья через духовный путь.

Человека, который овладел истинным знанием и, применяя его на практике, обрел полное удовлетворение, считают осознавшим своё “я” и называют йогом, или мистиком. Такой человек находится на духовном уровне и всегда остается невозмутимым. Он не видит различия между булыжником, галькой и золотом.

Бхагавад-Гита. 6.8 .

О могучерукий Арджуна, осознав свое превосходство над материальными чувствами, умом и разумом, человек должен обуздать ум с помощью одухотворённого разума.

Бхагавад-Гита. 3.43.

Бхакти

Бхакти-йогаметод преданного служения Верховному Господу. Этот метод считается в ведической традиции самым авторитетным и эффективным. Господь считается Повелителем материальной энергии, а для того, кто желает освободиться из-под её влияния и обуздать ум, нет лучшего пути, кроме как возможности получить такое благословление от самого Верховного Господа. Получение такого благословления возможно через практику преданного служения. Хотя, на самом деле, в ходе практики преданного служения человек естественным образом освобождается от влияния материального мира.

Преодолеть влияние материальной природы невероятно трудно. Но тот, кто предался Мне, с легкостью выходит из-под её власти.

Бхагавад-гита. 7.14.

Ум – друг человека

До тех пор пока человек не обуздает ум, все его занятия духовной практикой будут лишь пустой тратой времени. Тот, кто не может совладать с умом, живет бок о бок со своим злейшим врагом и потому впустую проживает жизнь, так и не достигнув её цели

Комментарий Шрилы Прабхупады. Бхагавад-Гита 6.6.

Дисциплинированный и контролируемый ум становится другом живому человеку. Находясь под дисциплиной разума, он может помогать достигать цели, исполнять обязанности, заниматься деятельностью. Именно ум может мотивировать человека к развитию и отказу от низших побуждений, стремясь к чему-то более возвышенному и чистому. Когда наши чувства добровольно соглашаются действовать вместе с нами, тогда внутри человека начинается мир и покой. Но до этих пор внутри человека война, ибо он совершает, под влиянием ума, те поступки, которые человек совершать не хочет.

Обуздать чувства – значит быть не подверженным таким эмоциям как гнев, раздражение, вожделение, ненависть, алчность, сомнения, страх, лень, апатия, вины, гордости. Это также значит иметь спокойный ум, обладая которым мы можем иметь хорошую интуицию и здравый смысл. Обузданный ум это также здоровье, потому что от отрицательных эмоций и переживаний возникает очень много болезней. Чувства, которые находятся под контролем, избавляют нас от многих страданий, что дает нам возможность пребывать постоянно в хорошем настроении. Но такой ум надо поддерживать, дисциплинировать и постоянно следить за ним.


Обуздание ума – это очень важная цель, не только на духовном пути, но и в повседневной жизни. Если мы разрываемся от постоянных желаний и импульсивных стремлений, если не находим в себе силы и времени сделать что-то полезное, но всегда находим время для развлечений и отдыха – значит между нами и счастливой жизнью стоят наши необузданные чувства. Только обуздав свои чувства, мы можем стать целостными и действовать решительно, успешно достигая поставленных задач. Удачи.

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован.