Ум – что это такое? Какие функции он в себе несёт?

Ум – что это такое? Какие функции он в себе несёт?

Внутри каждого человека находят своё отражение разнообразные стремления, желания, настроения, чувства и эмоции. Центром активности разнообразных проявлений психоэмоциональной сферы является ум. Именно в уме зарождаются все желания и стремления, именно в зависимости от того, в каком состоянии находится ум и насколько он обуздан – будет проявляться степень контроля. Ум является двигателем всякой деятельности, так как побуждает к действию из-за желаний и потребностей, которые он создает с помощью воображения и стремления к наслаждению. И очень важно понять – является ли ум другом или врагом.

Что такое ум?

Для определения правильного способа взаимодействовать со своим умом важно определить как то, чем он является, так и то, какие функции он в себе несёт. Определив это, станет очевидно как можно задействовать активность ума в правильном направлении.

Ум – это элемент психики, который отвечает за восприятие, оценку, мышление, психоэмоциональную сферу, а также за желания и стремления.

6 основных функций ума

Итак, есть 6 основных функций ума:

  • восприятие
  • оценка
  • мышление
  • психоэмоциональная сфера
  • желания, страхи и стремления
  • память

Восприятие – это процесс взаимодействия чувств (осязания, обоняния и т.д.) с окружающим миром. Через органы восприятия человек способен воспринимать разнообразные объекты, что даёт возможность взаимодействовать с ними. В процессе восприятия выделяются определенные качества и свойства предметов, исходя из которых становится возможно взаимодействие с ними определенным образом. Роль ума заключается в том, что он координирует этот процесс, оценивает и делает определенные умозаключения.

Оценка – это способность ума придавать и приписывать воспринимаемому предмету определенные параметры, качества и свойства, исходя из которых становится возможно взаимодействовать с предметом. Также, оценка – это процесс определения значимости предмета. В основном, ум оценивает большинство предметов на три группы

  • способные принести наслаждение
  • способные принести страдания
  • неспособные принести ни того, ни другого.

В зависимости от того, как был расценен предмет, ум рефлекторно будет желать или избегать данный предмет. В результате возникают такие феномены восприятия как принятие и отторжение. Это работает всегда и на достаточно глубоком, почти бессознательном уровне.

Мышление – это когнитивный процесс сопоставления в уме категорий, предметов, феноменов, смыслов или установления причинно-следственных связей. Мышление даёт возможность уму активно принимать участие в принятии решений, апеллируя к чувствам, последствиям, желаниям и прочим вещам, которые ум содержит в себе. Так, процесс мышления человек обладающего определенными страхами и желаниями будет обусловлен этими чувствами.

Психоэмоцильная сфера – это совокупность эмоций, настроений, впечатлений, опыта и прочих факторов, которые могут создать положительный или отрицательный психологический фон. Именно ум, по-разным причинам, создает и регулирует психоэмоциональную сферу и именно в зависимости от его состояния, одна и та же ситуация для одного и того же человека будет восприниматься по-разному. Именно из-за разности фонов и состояния психоэмоциональной сферы. Хорошее состояние этой сферы будет проявляться в положительных состояниях и настроениях:

  • радости
  • счастье
  • удовлетворенности
  • бодрости
  • интересу
  • веселью

Плохое состояние, наоборот, повлечет за собой частые сбои, перемены и негативные состояния:

  • апатия
  • лень
  • печаль
  • депрессия
  • неудовлетворенность
  • инерция

Желания, страхи и стремления являются двигателями, которые направляют человека совершать деятельность или общаться. В зависимости от желаний и страхов рождаются стремления, которые обуславливают жизнь в определенный образ, подводя к необходимости достигать желаемого и необходимого, а также избегать неприятного и вызывающего страх.

Память – это способность сохранять и воспроизводить воспоминания, знания и впечатления. В зависимости от степени силы ума и частоты его применения развивается и память, позволяя хранить больше информации, не забывая иную, также запомнить быстрее и легче.

Ум – друг или враг?

Является ли ум врагом или другом для человека? Ответ на этот вопрос зависит от множества факторов. И следует понимать что для разных людей, которые находятся в разных обстоятельствах, ум, при прочих равных, может быть как другом, так и врагом.

Основными факторами определения полезности или вреда активности ума являются:

  • активное воображение, порождающее страхи и желания
    • если воображение действует таким образом, что приближает человека к счастью и цели – это полезно, а если отдаляет и мешает – это вредно.
  • степень контроля ума и чувств
    • неконтролируемый ум будет управлять человеком, вынуждая его совершать действия исключительно ради удовлетворения своих чувств. Контролируя ум становится возможно направить его активность в полезное русло
  • соответствие стремлений ума с психофизической природой человека
    • если стремления ума направлены в область, которая не соответствует природе человека – это будет увеличивать страдания. Направленные в правильное русло стремления раскрывают потенциал и приносят счастье, умиротворение и комфорт в жизнь
  • качества и действия, которые проявляются при потенциальных наслаждениях и страданиях
    • если в деятельности и общении проявляются гнев, жадность, зависть и т.д. – это означает вредоносность активности ума, если же в деятельности проявляется терпение, честность, воля и т.д. – это признак пользы.
  • увеличение или уменьшение страданий в ходе активности ума
    • если ум побуждает страдать человека как в ходе мышления, так в результате деятельности, к которой побуждает воображение – это вред исходящий от ума. Если же в ходе мышления и деятельности ум освобождает от страданий и даёт положительные состояния – это признак пользы.
  • способность направить ум в определенную деятельность
    • отсутствие или наличие концентрации, а также способность направить желания на достижение определенной цели определяет пользу активности ума
  • возможность, с помощью силы воли, преодолеть страхи и желания
    • воля должна иметь возможность преодолевать влияние ума на побуждение к иррациональному действию, в противном случае, ум определяется как враг человека

Ум, который не поддается контролю, будет побуждать к разнообразной, хаотичной деятельности, порождать множество желаний, которые часто просто невозможно исполнить, а также будет создавать различные настроения, достаточно частые перемены которых негативно сказываются на образе жизни и возможности действовать целенаправленно.

С духовной точки зрения, негативное влияние ума заключается в привязанности к материальной деятельности и процессу наслаждения материальными объектами, что отвлекает от духовной деятельности и привязывает к определенному образу жизни и источникам наслаждения. Быть независимым от наслаждений и страданий – означает быть свободным внутри самого себя.

С помощью ума человек должен освободиться из материального плена, а не деградировать, опускаясь в низшие формы жизни. Ум может быть и другом обусловленной души, и её врагом.

Для того, кто обуздал ум, он становится лучшим другом, а для того, кому это не удалось, ум остается злейшим врагом.

Бхагавад-Гита. 6. 5-6.

Как ум влияет на человека?

Центром нашей деятельности и её источником является ум. Он побуждает нас действовать, создавая стимулы, образы, стремления и желания в нашем сердце. Исходя из этих стимулов, побуждений и настроений человек будет действовать определенным образом, а также будет испытывать неприязнь к иному виду деятельности.

По этой причине нельзя принижать влияние ума на жизнь и деятельности человека. Ведь, в большинстве, человек проводит свою жизнь на “автомате” и именно в этом состоянии ум завладевает человеком. Происходит это потому что человеку, порой, не хватает внимания для постоянного сосредоточения на правильности совершения поступков и слов, и контроля над собой. Бытовые дела и жизнь очень часто схожи день за днём и именно по этой причине уму и самому человеку намного легче выполнять всё на автомате, не задумываясь о правильности или последствиях.

Для того, кто обуздал ум он становится лучшим другом, а для того, кто его не обуздал он становится злейшим врагом.

Если ум является человеку врагом, то он будет побуждать человека к чрезмерным наслаждениям, ради которых человеку придется действительно тяжко трудиться полностью отдавая этому свою жизнь. Ум также будет создавать и страхи, которые также будут побуждать человека окунуться в круговорот деятельности, из которого крайне тяжело выбраться. Желанием и страхом, подобно прянику и кнуту, ум будет контролировать человека, вынуждая его действовать определенным образом. Если ум человека не обуздан, то и в отношениях человек будет постоянно несчастлив испытывая чувство недовольства и неудовлетворенности, постоянно находя в своём партнере недостатки и, соответственно, провоцируя ссоры.

Обузданный ум будет мощным подспорьем для построения гармоничной деятельности и отношений как с окружающими, так и самим собой. Ум, являющийся другом, будет действовать в согласии с волей, разумом и целями, помогая их достигать, убирая преграды и вдохновляя человека изнутри. Активность ума, в таком случае, является естественной причиной появления полезных и важных привычек, делающих человека свободнее и счастливее.

Как ум порождает желания и страхи?

Взаимодействуя с объектами восприятия, в уме рождаются определенные ассоциативные связи. Впечатления, порожденные опытом взаимодействия человека с определенными событиями, людьми, вещами, порождает опыт, исходя из которого человек будет действовать в дальнейшем. Ассоциативные связи всегда будут вызывать приятые чувства при воспоминании о чём-то приятном, и неприятные чувства, когда речь идёт о неприятных вещах.

Тем сильнее усиливается стремление к желаниям, что ум строго разграничивает всё на “приятное” и “неприятное”, то есть способное принести наслаждение и способное принести страдания.

Таким образом появляется двойственность, откуда произрастают такие понятия как: “счастье и горе“, “успех и неудача“, ведь именно смотря на всё через призму ума, мы характеризуем события как хорошие или плохие. И хотя на самом деле сами события не несут в себе какой-то определенной окраски, в зависимости оттого как их воспринимает наш ум, они будут приносит нам разные чувства. Например, склонность ума идентифицировать себя через принадлежность к разным группам будет заставлять нас испытывать счастье и страдание, когда эта группа будет находится в более лучшем или в более худшем положении.

Колебания ума – “хочу” и “боюсь”

Колебания ума – это единичный импульс, из которого зарождается желание, стремление, страх, беспокойство, тревога и так далее. Этот импульс является практически бессознательным и осознается человеком уже как оформленное желание или нежелание что-либо делать. Пример с которым знакомы все – это попытка встать утром с постели. Уму явно неприятна необходимость покидать мягкую, приятную и теплую кровать, ради каких-то там целей или обязанностей. И именно ум, колебаясь, производит множественное нежелание покидать кровать, которое перекрывается страхом, желанием или волевым усилием.

Колебания ума, в самом проявленном виде, это мысли, которые побуждают к действию или бездействию. Сомнения, отвлечения, спонтанные и импульсивные желания – это колебания ума. Колебаниями ума являются и те импульсы, которые побуждают к жадности, гневу, вожделению и прочим интересным вещам.

Рекомендуем также эту статью:  Аханкара – ложное и Истинное эго.

Многие люди находятся под большим влиянием своего ума, которое проявляется в словах: “Хочу” и “Боясь”. К сожалению, многие люди живут этими словом и вся их жизнь обусловлена стремлением удовлетворить свои ненасытные чувства или избежать различных иллюзорных страданий. Такая жизнь не может привести к покою и счастью, ведь чувства и ум всегда будут требовать больше, а избежание страданий приводит лишь к большим страданиям. Это свойство ума – постоянно увеличивать наслаждения и порождать беспокойства. И в Шримад-Бхагаватам говорится: “Невозможно затушить огонь, если постоянно капать в него масло“. И ум является большим источником не только желаний, но и беспокойств, порожденных этими желаниями.

Человек, искренне желающий продвигаться на духовном пути, развиваться, не должен деградировать и опускать до животного уровня, побуждаемый своим умом, а напротив обуздав его, стремится к освобождению от чувств.

Ум может стать причиной рабства, а может и привести к освобождению. Поглощенный мыслями об объектах чувств, ум превращает человека в раба, а отрешенный от этих объектов, освобождает его

Амрита-бинду-упанишад, 2.

Как обуздать ум?

В Ведах описывается четыре метода обуздания чувств: дхьяна, карма, бхакти и гьяна.

Карма

Процесс обуздания ума в процессе карма-йоги заключается в подчинении чувств путем предоставления им деятельности в которых их можно задействовать. Известный принцип: “безделье – кузня дьявола” – иллюстрирует то, что незанятый ум является источником страданий, тревог и беспокойств. Однако, занятый в исполнении своей дхармы человек не испытывает беспокойств, так как постоянно поглощен деятельностью соответствующей его природе. Такой образ действий приносит как умиротворение, покой и радость, так и плоды труда.

Цари, такие, как Джанака, достигли совершенства единственно исполнением предписанного долга. Поэтому, хотя бы ради воспитания людей ты должен исполнять своё дело.

Бхагавад-Гита. 3.20

Исполняя свой долг, свои предписанные обязательства, человек способен достичь совершенства. Разумеется, в понятие совершенства входит и возможность обуздания ума и его контроля.

Дхьяна

Дхьяна – метод механической медитации, которая очищает ум живого существа. Чистое сознание достигается путем упражнения в медитации, которое приводит к способности контролировать мысли и сам ум, а также не воспринимать внешние объекты как источник счастья и страдания. Такой образ действий очищает ум и позволяет его контролировать. В свою очередь, обузданный ум и чистое, незамутненное восприятие, становится источников осознания истины.

Куда бы не устремлялся ум, изменчивый и беспокойный по природе, йог всегда должен возвращать его под власть своего истинного “я”

Бхагавад-Гита.

Контроль чувств происходит с помощью практики медитации и силы воли, которая заключается в сознательном отказе от взаимодействия с объектами чувственного наслаждения. Есть даже архетипичный пример такого действия: “Втягивать свои чувства внутрь, подобно черепахи, которая втягивает свою голову в панцирь“.

Однако, эта практика невероятно трудна и, в полной мере, вряд ли реализуема для человека нашего времени, так как требует невероятных усилий и ухода от внешнего мира.

Арджуна сказал: О Мадхусудана, практика йоги, которую Ты описал, кажется мне непосильно, ибо ум мой беспокоен и неустойчив. Ум неугомонен, неистов, упрям и очень силен, о Кришна, и, мне кажется, укротить его труднее, чем остановить ветер.

Бхагавад-Гита.

Несмотря на то, что полное обуздание ума с помощью практики механической медитации невероятно трудно, это упражнение служит прекрасным подспорьем для возможности подавлять колебания ума и механически контролировать мысли и эмоции. Контроль ума может достигнуть практически полного автоматизма, но для этого следует прилежно упражняться в этом. Полного обуздания ума достичь будет трудно, но большинство проблем эта практика способна решить. Таким образом метод дхьяны – медитации служит хорошим, но не абсолютным инструментом в обуздании ума.

Гьяна

Гьяна – метод аналитического и философского определения Абсолютной истины. Обуздание ума с помощью этого метода объясняется очень просто: человек понял мир и с помощью логики осознал что приносит счастье, а что страдания. Когда мы говорим о обуздании ума, то чаще всего имеем ввиду то, что необузданный ум доставляет множество беспокойств и страданий. С помощью метода гьяна-йоги возможно умиротворить ум путём приобретения знаний.

Знания будут направлены на то, чтобы определить что является иллюзорной материальной природы, а что относиться к вечной духовной жизни. Также метод гьяна-йоги направлен на то, чтобы осознать свою духовную природу через философские знания. Обладая этим знанием, мудрец может видеть всё в истинном свете, а потому воздействие материального мира над ним не властно. Соответственно, ум находится под полным контролем человека именно через осознания неспособности получить счастье от внешних, материальных стимулов и признания прихода к чистому счастья через духовный путь.

Человека, который овладел истинным знанием и, применяя его на практике, обрел полное удовлетворение, считают осознавшим своё “я” и называют йогом, или мистиком. Такой человек находится на духовном уровне и всегда остается невозмутимым. Он не видит различия между булыжником, галькой и золотом.

Бхагавад-Гита. 6.8 .

О могучерукий Арджуна, осознав свое превосходство над материальными чувствами, умом и разумом, человек должен обуздать ум с помощью одухотворённого разума.

Бхагавад-Гита. 3.43.

Этот метод также называют путём “аналитического поиска Абсолютной истины“. Это метод выявления качества материальной и духовной природы в этом мире, таким образом, чтобы стало очевидно чему стоит следовать, а от чего стоит отказаться. Материальная природа является источником как наслаждений, так и страданий. Духовная природа является источником постоянного и устойчивого счастья.

Именно через глубокое понимание рождается возможность свободного отказа от чего-либо, контроля и обуздания своего ума. А также сознательное действие ради достижение высшего блага.

Однако, когда человека озаряет знание, разрушающее неведение, оно открывает ему все, подобно тому, как днем все освещается солнцем.

Бхагавад-Гита. 5.16

Знания, которые можно применить для философского суждения о бренном и вечном, содержаться в священных писаниях. Обретя эти знания становится доступно не только обуздание ума и освобождение от влияния трех гун материальной природы, но и достижение Высшей цели – Абсолютной истины.

Бхакти

Бхакти-йогаметод преданного служения Верховному Господу. Этот метод считается в ведической традиции самым авторитетным и эффективным. Господь считается Повелителем материальной энергии, а для того, кто желает освободиться из-под её влияния и обуздать ум, нет лучшего пути, кроме как возможности получить такое благословление от самого Верховного Господа. Получение такого благословления возможно через практику преданного служения. Хотя, на самом деле, в ходе практики преданного служения человек естественным образом освобождается от влияния материального мира.

Преодолеть влияние материальной природы невероятно трудно. Но тот, кто предался Мне, с легкостью выходит из-под её власти.

Бхагавад-гита. 7.14.

Когда разум, ум, вера и надежда человека сосредоточены на Всевышнем, тогда он полностью освобождается от тревог, благодаря совершенному знанию, и ,таким образом, прямо следует по пути освобождения

Бхагавад-Гита. 5.17

Процесс обуздания ума в преданном служении проявляется как обретение вкуса к чистой, духовной жизни. В ведических текстах часто приводит пример того, как человек, осознавший свою духовную природу, с лёгкостью отказывается от чувственного наслаждения, подобно тому, как вкусивший нектар бессмертия больше не захочет пить из лужи. Трансцендентальное счастье получаемое от процесса преданного служения, осознания своей истинной природы, приводит человека к возможности спокойно отказаться от всяких страхов и желаний.

Именно страхи и желания в уме являются камнями преткновения в процессе обуздания ума. И то, что в остальных методах обуздания ума достигается тяжелым трудом, в преданном служении обретается естественным образом – само собой. Это можно сравнить с обретением тепла холодной ночью – вы можете пытаться прыгать и растирать своё тело, но лучшим вариантом будет разжечь костёр. Костёр является источником тепла, а Господь является источником счастья, знания и бессмертия.

Такого освобожденного человека не влечет к материальным чувственным удовольствиям. Он всегда пребывает в трансе, черпая блаженство внутри себя. Таким образом, самореализованная личность наслаждается беспредельным счастьем, ибо она сосредоточена на Всевышнем.

Бхагавад-Гита. 5.21

Ум – друг или враг человека?

До тех пор пока человек не обуздает ум, все его занятия духовной практикой будут лишь пустой тратой времени. Тот, кто не может совладать с умом, живет бок о бок со своим злейшим врагом и потому впустую проживает жизнь, так и не достигнув её цели.

Комментарий Шрилы Прабхупады. Бхагавад-Гита 6.6.

Дисциплинированный и контролируемый ум становится другом человеку. Находясь под дисциплиной разума, он может помогать достигать цели, исполнять обязанности, заниматься деятельностью. Именно ум может мотивировать человека к развитию и отказу от низших побуждений, стремясь к чему-то более возвышенному и чистому. Когда наши чувства добровольно соглашаются действовать вместе с нами, тогда внутри человека начинается мир и покой. Но до этих пор внутри человека война, ибо он совершает, под влиянием ума, те поступки, которые человек совершать не хочет.

Обуздать чувства – значит быть не подверженным таким эмоциям как гнев, раздражение, вожделение, ненависть, алчность, сомнения, страх, лень, апатия, вина, гордости. Это также значит иметь спокойный ум, обладая которым мы можем иметь хорошую интуицию и здравый смысл. Обузданный ум это также здоровье, потому что от отрицательных эмоций и переживаний возникает очень много болезней. Чувства, которые находятся под контролем, избавляют нас от многих страданий, что дает нам возможность пребывать постоянно в хорошем настроении. Но такой ум надо поддерживать, дисциплинировать и постоянно следить за ним.


Обуздание ума – это очень важная цель, не только на духовном пути, но и в повседневной жизни. Если мы разрываемся от постоянных желаний и импульсивных стремлений, если не находим в себе силы и времени сделать что-то полезное, но всегда находим время для развлечений и отдыха – значит между нами и счастливой жизнью стоят наши необузданные чувства. Только обуздав свои чувства, мы можем стать целостными и действовать решительно, успешно достигая поставленных задач. И несмотря на то, что обуздание ума – это достаточно тяжелый путь, плоды он приносит достойные, в том числе и счастье. А как известно, счастье в обмен на труд – честная сделка. Удачи.

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован.