Внешние впечатления – как наслаждаться чем угодно?
Внешние впечатления составляют основу восприятия окружающего мира, давая нам как приятные, так и неприятные ощущения. Человек по своей сути умеет отличать самоочевидные впечатления будь они приятными или неприятными. Стараясь окружить себя только приятными впечатлениями, многие люди ведут образ жизни, который как в процессе такого образа жизни, так и по итогу приводит их лишь к неприятным впечатлениям. Избежать страданий не в силах для человека, ощутить полную удовлетворенность через достижение чего-то внешнего также невозможно, ведь человеку всего и всегда было мало. Поэтому следует понять не как избежать страданий, а как сделать изменить восприятие таким образом, который бы позволил воспринимать как можно больше приятного.
Внешние впечатления – что это такое?
Внешние впечатления это совокупность восприятия органов чувств: зрения, слуха, обоняния, осязания и вкуса. Получая совокупность таких впечатлений у нас формируется как сознательно, так и подсознательно приятное или неприятное чувство. Если мы находимся в приятном месте или в приятной компании – мы будем скорее испытывать приятные впечатления. Если же место или компания нам неприятны, то и впечатления мы будем испытывать неприятные. И хотя важную роль также играет ум, который формирует внутренние впечатления, нам стоит начать именно с понимания какую роль играют внешние впечатления.
Воспринимая окружающий мир, наши органы чувств передают нам информацию об окружении. Человеку привычно смотреть на мир нейтрально, привычно и обыденно. Большинство информации просто отфильтровывается и игнорируется восприятием, что делает не только само восприятие механическим, но и всю жизнь в целом. То что мы ощущаем может стать обыденностью, которая нас не способна впечатлить. Это приходит со временем и лишает человека способности получать приятные впечатления от чего-либо. Даже источник крайне приятных впечатлений становится скорее наскучивающим, если человек созерцает его постоянно. И проблема такого механизма не в том, что склонность восприятия к уставанию от конкретных объектов существует, а в том, что мы даже не замечаем, что способны это контролировать.
Почему внешние впечатления перестают приносить наслаждение?
Способность контролировать интерес к конкретному объекту есть у каждого человека. Чем внимательнее мы относимся к чему-либо, тем больше сути и разнообразных деталей нам открывается в любом предмете, явлении или человеке. Ведь если смотреть поверхностно на что-либо, то и получить хоть сколько-нибудь значимых впечатлений мы не способны. Внимание – это основа способности наслаждаться всем, главное это внимание уметь определить таким образом, который бы позволил погрузиться в суть, а не просто ожидать приятных впечатлений. К примеру, мы можем смотреть на звёзды глазами человека, у которого нет интереса к звездам, или глазами человека у которого есть ясное восприятия прекрасного в картине звездного неба. Мы можем пить самые дорогие напитки, не воспринимая вкуса, а можем пить воду так будто это настоящий нектар. Наслаждаться в жизни человек может от очень много, если откажется от ожиданий наслаждения.
Ожидание наслаждений заключается не только в том, что мы ожидаем определенных впечатлений от чего-либо, а ещё и в том, что мы постоянно стремимся к впечатлениям в будущем, не замечая их в настоящем. Итак, складывается образ мышления при котором, человек всю жизнь стремиться к будущему, но долго ожидав чего-то у него формируется высокий запрос, ожидание удовлетворенности. Не получив его, человек полагает, что этого не достаточно и стремится к следующему объекту. То время своей ограниченной жизни, которую он потратил на достижение нового наслаждения обернулось неудовлетворённостью. И дело тут не столько в объектах восприятия, будь то машина, дом, отношения или что-либо ещё, сколько в механическом образе мышления.
Не углубляясь в суть вещей, смотря на все поверхностно, человек не может подлинно насаждаться чем-либо, не способен испытывать момент высочайшего удовлетворения от действия или восприятия. Постоянно стремясь к чему-то новому, человек не осваивает старое и так формирует привычку высоких ожиданий и неудовлетворенности. Испытать подлинное наслаждение можно и от стакана воды, и от ощущения ходьбы, если сконцентрировать на этом достаточно внимания. Когда мы с вниманием ощущаем, как наша стопа прижимается к поверхности, как наше тело движется, легкие наполняются воздухом, мышцы держат спину, а шея направляет голову, мы способны наслаждаться самим процессом ходьбы, самим путём. Если же мы просто идём куда-то, где может быть станет возможно получить наслаждение, то наша ходьба превращается скорее в неприятную условность, которую нам следует выполнять ради достижения цели.
Ходьба лишь пример того, как сознание человека естественно склонно направлять внимание не на процесс, который способен принести в десятки раз больше удовольствия, а на конечную цель. Мудрецы сказали: «И мудрый, и глупый говорят «не то», когда получают желаемое. Мудрый говорит так, потому что познал счастье, а глупый потому что несчастлив».
Как же человеку обрести способность наслаждаться чем угодно, даже казалось бы такими неприятными вещами как страдание, холод, жара, голод, усталость, одиночество? Достаточно направить внимание на суть этих вещей. Ощутить их без всякого сопротивления, просто принять их. Стоя под струей холодной воды, человек может сопротивляться ей и оттого чувствовать лишь больший холод, а может дать ощущению холода проникнуть в свою кожу, растворить тревоги, погрузиться в этом ощущение ледяного спокойствия. Наблюдая картину неопытным глазом человек видит лишь образ, а тот кто способен воспринимать картину по-настоящему видит глубину смысла выраженную в совокупности сотен мазков и движений кисти, что придает этому восприятию совершенное чувство.
Как научиться наслаждаться всем?
Наслаждается всем ребенок, который смотрит на мир открыто и непредвзято. Его воображение активно и его интересует все. Каждый человек был ребенком, а потому у каждого есть такой навык, ничего мистического в этом нет. Выработать такой навык можно работая с вниманием. Можно работать с вниманием непосредственно в процессе восприятия и развивать внимание отдельно.
Развивать внимание в процессе восприятия означает стремиться воспринимать проницательней, глубже. Смотреть на движение облаков и видеть движение мира, смотреть на дерево и видеть тысячи листьев, чудо рождения и роста. Есть простой хлеб как деликатес, полностью погружая внимание во вкус хлеба, не отвлекаясь на что-либо другое. Развивая так внимание к одному предмету становится возможно наслаждаться всем. В самом сознании выработается естественная способность наслаждаться всем, но к этому нужно приложить усилие. Когда человек ходит неправильно, у него не работает множество мышц. Отсутствие вовлеченности этих мышц в процесс ходьбы и формирует неправильное движение. Если человек хочет научиться ходить правильно, ему следует тренировать эти мышцы и занимать правильное положение, в котором мышцы начнут работать. Со временем это положение станет естественным. Так и приложив усилия к всестороннему наслаждению простыми вещами, через некоторое время мы будем способны наслаждаться всем автоматически.
Тренировать само внимание означает учиться концентрировать его на каком-то объекте без отвлечения. Это может быть какой-то процесс, звук, ощущение в теле, действие, слово или просто дыхание. По сути, это процесс медитации, который рекомендуется делать именно на дыхании. Потому что дыхание нам доступно в любом момент и происходит в нашем теле без лишнего усилия, что даст возможность лучше сконцентрироваться на нём. Развитие внимания тем примечательно, что нет такого предела развития внимания, когда можно было бы сказать: «достаточно». Развить внимание можно до высокого уровня, чтобы потому обнаружить что ещё есть куда двигаться. И это ещё один положительный аспект, который можно наслаждаться.
Внимание – основа всякого наслаждения
Когда наши внешние впечатления сопровождаются вниманием, мы можем насладиться. Следует вспомнить с каким вниманием один возлюбленный относится к другому, и с каким вниманием студент относится к предметам, к которым он не питает интереса. Но если возлюбленный будет отвлекаться от объекта своей любви, то он не получит наслаждения. А если студент будет проявлять усердие и внимание к предмету, то сможет ощутить интерес к нему. Внимание основа наслаждения и восприятия впечатлений. Если мы много внимания уделяем положительным аспектам разных чувств, то и чувствовать себя мы будем положительно. Даже в негативных чувствах можно найти что-то хорошее, а хороших – что-то плохое.
В счастье можно углядеть страх потери счастья, а в грусти некую светлую печаль дающую освобождение и свободу. Внимание также следует научиться направлять именно на положительные аспекты, касающиеся не только наших внутренних ощущений, но и дел. Исполняя дела прилежно и внимательно, человек может не заметить как он исполнит дело. Когда же человек считает каждое мгновение до окончания дела – оно затягивается. Можно вспомнить как быстро проходили интересные уроки, и как долго тянулись уроки безынтересные, чтобы понять, что внимание порождает интерес.
Таким образом можно подчинить себе и вдохновение. Писатель может выжимать из себя необходимый объем текста, а может просто погрузиться в ощущение того, о чем он пишет и передавать то, что у него внутри. Этот процесс требует предельного внимания, но это даёт серьезнейшую вовлеченность, во время которой работа идёт незаметно, просто и естественно. Эстетика восприятия даёт нам интерес, вовлеченность, само наслаждение, но для этого нам нужно приноровить внимание к объекту восприятия: будь то картина, рабочий процесс, музыка, общение или вид соседнего здания.
Воспринимать с наслаждением можно практически всё, углубляться в суть ощущений которые мы испытываем – это дает подлинное ощущение удовлетворения. Внешние впечатления становятся основой удовлетворенности, когда подкреплены концентрацией продиктованной не сиюминутным желанием, а сознательной способностью удерживать внимание на определённом объекте. Развитие внимание подразумевает, что мы не просто достигаем определенного уровня, а постоянно стремимся развивать внимание, наслаждаясь самим процессом. Ведь наслаждение обучением есть основополагающий фактор интереса к делу.
Развитие самого внимания следует считать не просто инструментом, который мы отложим, когда получим желаемое, а частью нашей жизни, нашего подлинного наслаждения. Раскрывая новые грани восприятия сути и ощущений мы способны победить сопротивление к многим вещам и ощущать наслаждение от тех вещей, которые раньше старались избегать. Таким образом, внимание позволяет не только насладиться тем, что мы раньше не замечали, но и превратить страх или инертность сознания в интерес и энтузиазм. Подлинное же наслаждение раскрывается, когда человек научиться наслаждаться разнообразными простыми вещами и смотреть на них как на чудо. Но и для этого необходимо приложить усилие, которое также может стать источником наслаждения.