Отношение ко всему: как человеку следует относиться к жизни?

Познание себя и понимание мира связано с правильным взглядом на жизнь, который позволяет жить наиболее эффективно и счастливо. Человек неизбежно сталкивается с потребностью выработать универсальное отношение ко всему, вместо того, чтобы иметь мнение относительно каждого события, человека, явлений, идеи или дела. Обладать критерием оценки и правильным отношением ко всему – значит отбросить необходимость в сложных системах мировоззрения, запутанность и ситуативность которых ставит под сомнение их практическое применение. Вместо этого остается прямой взгляд на вещи, за которым стоит не сомнения, неуверенность и апатия, а решимость, энтузиазм и бесстрашие.

Нам необходимо выяснить: Как отношение ко всему влияет на жизнь человека? Какие задачи и вопросы следует поставить перед собой, чтобы выработать правильное отношение к жизни? На основе чего формируется правильное отношение ко всему?

Отношение ко всему – отражение самоидентификации. Как оно формируется?

В основе отношения к любому объекту лежит представление о том, насколько этот объект относится к нашему Я. Смерть нескольких тысяч человек в отдаленных землях может волновать нас не так сильно, как болезнь близкого человека. Отношение ко всему отражает глубинный комплекс самоопределения, убежденностей, беспокойств, желаний и стремлений, которые связаны с пониманием Я.

Когда объект не затрагивает то, что относится к нашему Я – мы безразличны к нему. Мы можем относиться безразлично к определенной личности, но стоит ей сделать заявление, которое касается наших взглядов – у нас формируется соответствующее отношение. Поэтому нам следует разобрать каким образом Я влияет на формирование восприятия мира.

Область Я

Все что касается нашего Я, в самых различных формах, будет вызывать у нас особое отношение, которое серьезно отражается на нашей жизни. Когда мы слышим оскорбление в чей-то чужой адрес – это не вызывает у нас внимания. Но когда задевают то, к чему мы относим своё Я – это побуждает нас поступать определенным образом. Такие действия носят практически неосознаваемый, инстинктивный характер. В этих поступках отсутствует сознательность, понимание ответственности и разумных принципов, ограничивающих человека. Неконтролируемое или неосознаваемое отношение к чему-либо становится причиной потери контроля, а значит предосудительных действия или слов.

Подобно тому, как попытка забрать у пьяницы алкоголь будет сопровождаться предсказуемой, но необузданной агрессией, так и любое болезненное действие в отношении Я будет носить неосознаваемый, рефлекторный характер. Шутка над человеком, который во что-то серьезно верит, будет вызывать сильную реакцию, потому что его серьезная убежденность подвергается не только сомнению, но и насмешке. Задеть точно такой же шуткой человека, который в это не верит невозможно, так как вера не соприкасается с Я.

Чем на большее количество вещей мы распространяем своё Я, тем меньше имеем возможность контролировать себя. Мы становимся обусловлены нашей предвзятостью. Отношение ко всему становится определяющим фактором сверх нашей воли, сознательного принятия решений и принципов. Отношение формируется из принятия определенного набора объектов в область Я. Как только мы вымещаем объект, например продаем собственность или разрываем отношение с человеком, наше отношение к нему сразу пропадает, а значит и болезненную реакции возникать не будут.

Значение имеет не внешний разрыв связи между Я и объектом, а внутренний. Украденная вещь будет иметь ту же значимость, как и человек, расставание с которым человек не прожил внутри по-настоящему. Внешние обстоятельства не имеют значения, важно лишь внутренне отношение. Можно обладать собственностью, но потеряв её не придать никакого значения, а можно привязаться к предмету, которым в действительности не обладаешь. Желание и страхи, распространенные на внешние объекты привязывают их к Я и создают отношение.

Как выработать правильное отношение к жизни?

Отношение ко всему формируется из-за распространения своего Я на внешние объекты, которые зачастую к нам не имеют никакого отношения. Мы можем волноваться из-за событий, которые нас не касаются, но при это ничего не делать. Такой пустой стресс будет подавлять сознание, создавать негативный эмоциональный и психологический фон, что сделает жизнь хуже. Важно понять как следует относиться к жизни, именно потому что от нашего отношения зависит степень вовлеченности в те вещи, которые от нас не зависят или влияние на которые мы можем оказать усилиями, вредными для нас.

К примеру, чрезмерная озабоченность мнением окружающих, незнакомых людей есть страх быть отвергнутым целым обществом. Мы распространяем своё Я на мнение других людей, полагая, что мы являемся для них чем-то сверхценным и привлекающим внимание. Почему? Потому что нас привязывает превентивный страх быть осужденным. Когда внутри нет такого страха – нет и привязанности к мнению других, а соответственно нет напряжения. Поведение становится естественным, человек становится способен вести себя не подобострастно, а отстаивать свою позицию, там где это необходимо. Иначе говоря, вместо того, чтобы искать и отстаивать своё Я в глазах и умах других людей, разумнее будет искать своё Я внутри себя и отстаивать его, ради себя.

Таким образом, наибольшую ценность для нас должно играть наше Я, мы должны осознавать с чем мы связываем собственное самоопределение, чтобы понять, как мы будем относиться к жизни. Нам не хватит внимательности и сил, волевым усилием каждый раз выбирать нашу реакцию, поперёк рефлекторного мышления связанного с выработанным отношением. Вместо этого, нам следует изменить то, куда мы вкладываем понятие самоидентификации, и тогда наша естественная реакция будет нам подвластна, настолько насколько искренне мы сможем привязать наше Я к определенному объекту.

На чем основывается отношение ко всему?

Отношение ко всему имеет в основе 4 компонента:

  • Природа
  • Убеждения
  • Опыт
  • Привычка

Природа

Природа – это совокупность врожденных талантов, предрасположенностей, ценностей, качеств, парадигм. Люди изначально обладают характером, который проявляется вне зависимости от культуры или воспитания. Кто-то от природы мягкий, кто-то твердый. Кто-то может быть решительным, а кто-то осторожным. Например, существует врожденное чувство альтруизма и человек, как бы его не воспитывали, будет стремиться помогать другим бескорыстно, не требуя ничего взамен, а зачастую и отказываясь от вознаграждения. Это врожденное стремление, которому могли не воспитывать, а скорее оно проявилось вопреки воспитанию и культуре. Природный альтруизм – это естественная потребность помогать другим. Не восполненная потребность в помощи другим будет вызывать неудовлетворенность.

Убеждения

Убеждения – это набор глубинных установок, лежащим в основе личности. Убежденность может касаться приоритетности славы, богатства, семьи, искусства, совершенствования, безопасности. Иначе говоря – это то, что человек полагает самым важным. Продолжая пример альтруизма, убежденность в альтруизме будет проявляться как сознательное стремление помогать другим. Если природный альтруизм – это потребность, которая может быть и неосознаваемой, то убеждение – это стремление, которое формируется в определенном шаблоне мышления: «Я должен помогать другим, потому что это мой долг» или «Я должен помогать другим, чтобы облегчить чужие страдания».

Опыт

Опыт – это выстроенная взаимосвязь между своим действием и последствиями. Опыт даёт понимание жизни. На собственном примере становится понятно, что можно делать, а что делать нельзя; что приводит к успеху, а что приводит к неудачам. Альтруизм построенный на опыте – это наблюдение, которое демонстрирует, что помощь другим полезна самому себе. К примеру, человек потрудился волонтёром и получил приятные впечатления вовлеченности, пользы, смысла жизни, самоотдачи. Его дальнейшие действия носят характер повторения этих положительных ощущений.

Привычка

Привычка – это наиболее свойственный шаблон поведения. Человек привык поступать, думать, говорить так или иначе, часто не придавая этому значение или не в силах пересилить его. Привычный альтруизм – это импульсивная, почти неосознаваемая помощь другим, порой невостребованная. Это привычка предлагать помощь и оказывать её, в основе чего может не лежать что-то кроме этой самой привычке, выработанной в силу воспитания, культуры, окружения или вежливости.

Как они формируют отношение ко всему?

Отношение ко всему – это процесс проявления природы через убежденность в опыт, который в конце превращается в привычку. Привычка – это и есть отношение ко всему, потому что относимся ко всему мы привычно, автоматически, инстинктивно, не отдавая себе отчёта в том, как мы относимся. Мы реагируем своим отношением, но это проявление отношения часто приходится контролировать также, как склонность, привычку.

Природа обладает набором отличительных характеристик, которые проявляются в виде убежденности. Человек естественным образом выстраивает убежденность вокруг своей природы. Только воспитание, культура, окружение и сознательное изменение своего внутреннего мира могут временно подавить природу. Намного сложнее дела обстоят с убеждениями, потому что они, под влиянием внешним факторов, могут значительно видоизмениться.

Истинный альтруизм заключается в бескорыстном стремлении помочь другим. Но искаженный альтруизм ищет тонкое вознаграждение в виде одобрения, поощрения, хорошего отношения. Почему? В ходе взросления этот альтруизм осуждался и теперь, проявляя альтруизм, человек ищет возможность преодолеть эту негативную оценку через получение вознаграждения от помощи другим. Хотя в основе оно остается бескорыстным. Проблема в том, что ожидание вознаграждение создает чувство неблагодарности, а значит и озлобленность, которая создает конфликт с природным альтруизмом.

Процесс проявления природы нарушен и у человека формируется недоброе, болезненное отношение ко всему. Здоровый процесс проявления природы создает правильное и благодатное отношение ко всему. Убежденность превращается в опыт через действие или реакцию окружающих. Опыт человека, альтруизм которого противоречит среде, будет болезненным, негативным, так как его убежденность не нашла хорошего проявления.

К примеру, ребёнка можно отругать за то, что он так или иначе помогает другим. Если его альтруизм природный – это его не отучит, а только создаст болезненный сценарий опыта ощущения неправильности своей доброты, а значит и самого себя. Через призму этого опыта и будет проявляться автоматическая привычка помогать другим из желания получить восполнение этого ощущения.

Природа и привычка – это начальная и конечная стадия формирования отношения ко всему. Это причина и следствие. Природу невозможно изменить, а работать над привычкой – это как лечить симптом вместо болезни. Природу необходимо осознать и принять, задействовать её потенциал полностью во всех сферах жизни. Нам остается работать с убеждениями и опытом.

Работа с убеждениями в формировании правильной привычки

Работа с убеждениями – это процесс интроспекции и самоанализа для выявления причины болезненной установки. К примеру, понимание того, что за альтруизм или бескорыстную помощь другим должна быть благодарность – это болезненная установка, в основе которой лежит желание услышать от другого, что бескорыстие важно и ценно. Осознав, что в основе любого болезненного убеждения лежит невосполненность – человек может отказаться от такого убеждения или преобразовать его в здоровую убежденность.

Каким образом следует искать эти установки? Любой болезненный момент, ситуация, отношения, положение в жизни должны сопровождаться вопросом: Почему? Почему я попал в эту ситуацию и почему она для меня болезненна? Внимательное и глубокое погружение в эти вопросы с попыткой наиболее точно и чётко ответить на них будет путём к выявлению болезненных установок.

Пример: человек не решается начать осваивать хобби или профессию. Почему? Он считает что у него ничего не получится. Почему? Потому что у него никогда не получалось? Почему? Ему так говорили другие. На деле он может быть талантлив и способен, но убежденность формируется часто от реакции других, а не результатов собственного труда. Люди более склонны сомневаться и критиковать, а потому сомнения во всем это огромная проблема общества.

Выявив болезненную установку её следует заменить на здоровую, которая естественным образом превратиться в продолжение природы. Тот же случай с работой или хобби: вместо мысли о том, что ничего не получиться, следует сделать установку – у меня получиться, если я буду усердно трудиться. Убежденность на основе этой установки будет носить стремление усердного труда, которое преобразуется в опыт успешной деятельности. Опыт подкрепляет привычку и она превращается в отношение к деятельности и делу. Становится привычно относиться к делу положительно. Так вырабатывается правильное отношение ко всему через работу над убеждениями.

Переосмысление опыта

Переосмыслить опыт с одной стороны легче, а с другой труднее. Невоспринятый опыт прошлых переживаний будет преследовать человека, оставляя в нём отпечатки прошлых событий, через которые он будет интерпретировать поведение других людей и обстоятельства. Переосмысление опыта, при правильных убеждениях – это вопрос сознательного отказа от прошлых ощущений и претерпевание их по остаточному признаку. К примеру, человек в прошлом подвергался постоянной опасности или унижениями. Поработав над собой и попав в новое окружение, человек может продолжать действовать настороженно и даже агрессивно реагировать на любые поползновения в его сторону. Но сознательно отказываясь от такой модели поведения и разумно понимая, что это лишь отражение прошлого опыта – ему удастся пересилить неконтролируемые порывы ума интерпретировать настоящие события через предыдущий опыт.

Отношение ко всему через опыт формируется через интерпретацию прошлых впечатлений, полученных в аналогичных ситуациях. К примеру, когда над человеком издевались – над ним подшучивали. Накопленный опыт издевательств будет побуждать воспринимать любую шутку в свой адрес как повторение прошлых событий, что сделает некомфортным пребывание в обществе, где шутить – нормально.

В переосмыслении опыта поможет интроспекция, то есть наблюдение за своими ощущениями, чувствами и мыслями. Эта интроспекция должна быть направлена на болезненный опыт. Отделив прошлый опыт от настоящей жизни, человек может отпустить болезненное восприятие себя и адекватно воспринимать ситуацию.

Проявление природы в конечную привычку через опыт и убеждения – это процесс выработки правильного отношения к жизни, себе, деятельности и другим людям.

Совершенное представление о жизни: какое должно быть отношение ко всему?

Следует разделять внутреннее и внешнее отношение ко всему.

Внешнее отношение ко всему – это совокупность поступков, деятельности и действий.

Внутреннее отношение ко всему – это совокупность переживаний, чувств, ощущений, настроений.

Важно понимать разницу между ними и то, как они должны соотноситься. В любом деле и отношениях, мы должны оставаться внутри спокойными, испытывая контролируемые эмоции, но не погружаясь в них. Внешне следует действовать активно, в соответствии с обстоятельствами. К примеру, человек может очень энергично трудиться, но внутри сохранять спокойствие. Может быть и наоборот: большое количество внутренних переживаний сопровождается полной пассивностью. Очевидно какой из этих вариантов предпочтительнее: следует сохранять внутреннее спокойствие, позволяя себе переживать эмоции ровно настолько, насколько они не вовлекают нас в препятствующие счастью настроения.

Примером таких настроений является любая чрезмерная положительная или отрицательная эмоция. Такие эмоции слишком вовлекают, лишая контроля над ситуацией. Чрезмерное предвкушение победы зачастую оборачивается поражением, поэтому вне зависимости от радости или горя, удачи или несчастья, победы или поражения нам необходимо оставаться внутри полностью умиротворенными. Когда мы научимся отказываться от того, чтобы наш внутренний мир формировался внешним – тогда мы научимся формировать внешний мир исходя из внутреннего. Многие люди, живущие лучше большинства, полагают себя жертвами обстоятельств, на деле же просто допуская состояния неспособности что-то изменить.

Сражайся во имя сражения и не думай о счастье и горе, потерях и приобретениях, победе и поражении. Действуя так, ты никогда не навлечешь на себя греха.

Бхагавад-Гита. 2.38

Нам следует сокращать область своего Я до самой меньшей точки – самого себя. Это не означает отказ от деятельности, ответственности или принадлежности к чему-либо, а лишь отказ от внутренней привязанности, которая формирует болезненные сценарии. Когда мы свободно относимся к делу, то намного легче посвящаем себя ему. Если наше восприятие основывается на отсутствии свободы, то будет возникать тень и в человеке появляется отторжение.

Восприятие, основанное на том, что область нашего Я ограничивается самим собой, позволяет искать проблемы не снаружи, а внутри, сохраняя спокойный настрой при активной деятельности. Избежание ненужных стрессов, беспокойств, переживаний и сомнений облегчает жизнь, а решительное стремление добиться целей приносит результаты. Следует понять свою природу, убеждения, опыт и превратить их проявления в контролируемую привычку, которую мы выработаем из своей воли. Такое состояние сознания следует поддерживать приверженностью избранного пути и практикой, не отвлекаясь ни на сиюминутные желания, ни на прошлое.

Следует не подавлять внутренние переживания, а научиться направлять их. Беспричинные беспокойства и перемена настроений часто свидетельствуют о незадействованном потенциале ума, направив который на деятельность человек ощутит удовлетворенность схожую с ощущением расслабленности после хорошей физической нагрузки.

Правильное отношение ко всему имеет в основе полноценное проявление природы через убеждения и опыт, а также уменьшение области Я. Человек прекращает воспринимать собственность, отношения, прошлое, будущее, принадлежность к социальным группам, как часть самоопределения. Вместо этого следует искать своё Я внутри себя, находя ту основу существования, которая присутствует в каждом живом существе – душу. Опираясь на то, что невозможно отнять, изменить или потерять, человек обретает совершенное внутреннее равновесие. Такая платформа спокойствия позволяет относиться к жизни проще, не придавая значение многим вещам, которые отвлекают других. Полностью сконцентрированный на своей цели, человек выстраивает отношение к миру как к поле деятельности, к месту, где он проявляет свою внутреннюю природу.

Духовное видение мира

Все беспокойства, желания, страхи, внутренние переживания и мотивы следует направлять на своё истинное Я, душу, задействуя её во внешней деятельности. Совершенным видением мира является духовное восприятие. Оно позволяет смотреть на мире не через убежденность в важности временных вещей, а через понимание того, кем мы являемся на самом деле.

В своей основе каждое живое существо является душой. Душа связана с Богом, являясь Его частицей, имеющей свободу, но способную найти полное удовлетворение только в связи с Богом. Занимаясь свою сущность служением Богу, любой человек обретает высшее счастье, покой и удовлетворенность, какие обстоятельства бы его не окружали. Служение Богу заключается в посвящении своей природы божественной воли, в мотиве предложения Богу своих усилий, мыслей, речи, поведения, принципов. Оно не подразумевает отказ от деятельности и отношений, напротив делая их подношением Богу.

Через служение Богу обретается совершенное отношение ко всему. Такое отношение строится на восприятии нашей истинной, духовной сущности и того, чем мы должны заниматься, чтобы исполнить высшее предназначение. Рыба остается неудовлетворенной даже в роскошном дворце, если находится в отрыве от воды. Душа будет всегда неудовлетворенна, если занята служением Богу. Служение Богу заключается в постоянном памятовании о Боге, соблюдению морально-нравственных принципов, изучении священных писаний и предложении Богу как плодов деятельности, так и самого процесса. Все следует делать ради Всевышнего, так как все принадлежит Ему.


Отношение ко всему – это привычное восприятие мира в общем, которое заключается в проявлении природы через убежденность в опыте, естественно проявляющимся как привычка относиться к вещам определенным образом. Имея негативный опыт, болезненные привычки или непонятую природу, отношение ко всему будет наполнено негативом, что делает жизнь несчастной. Чтобы избавиться от негатива, необходимо познать свою природу, задействовать её, работать над болезненными убеждениями и переосмыслить предыдущий опыт.

Отношение ко всему должно основываться на правильном восприятии себя. Если человек вкладывает понятие Я во внешние объекты – то всегда будет обречен на страдания. Поняв свою природу и духовную сущность, живое существо обретает покой и способность действовать не ради плодов труда, а ради самого процесса жизни. Подобно тому, как лотос, хотя и находится в грязной воде, всегда остается чистым, так и человек живущий ради служения Богу, хоть и занят материальной деятельностью всегда сохраняет чистоту внутри. Рай и ад это не место, это состояние бытия. Для человека, чья природа не находит верного отражения в жизни, любое положение в жизни будет адом. Для того, кто способен правильно проявить свою природу – будет раем.