Понимание мира человеком: в чем его суть и как его развить?

Правильная жизнь даёт человеку счастье, ощущение наполненности, удовлетворенности, отсутствия сомнений и тревог. Но для правильной жизни необходимо обладать пониманием. Понимание мира и природы человека даёт возможность правильно взглянуть на положение вещей и реализовывать это знание на практике. Реализованное знание становится основой для счастливой жизни. По сути, понимание мира означает, что человек осознает что является правильным, а что неправильным и действует в согласии с этим знанием. К моменту становления современного общества мы обладаем огромным количеством разнообразия взглядов и мнений, которые каждый раз предоставляют нам новый взгляд на вещи. Однако такие знания чаще всего носят поверхностный или индивидуальный характер, нас же должны интересовать лишь фундаментальные положения человеческой жизни и понимания мира. Откуда брать такие знания и как их правильной развивать и реализовывать?

Как развить понимание мира?

Понимание мира – это способность отличать правильное от неправильного.

Такое определение можно рассматривать с разных точек зрения. То что будет правильно сугубо с точки зрения карьеры и финансов, может быть в корне неверно с точки зрения семьи, личного взгляда и добродетели. Человеку должно иметь более основательный взгляд на жизнь, нежели ориентация на одну из её сфер. Для того чтобы придерживать правильного и отказаться от неправильного следует их определить с точки зрения, которая превосходит все внешние, временные показатели, такие как карьера, деньги, семья, социальное положение, связи и одобрение и так далее. Человек следует искать фундаментальное понимание правильного и неправильного и уже в согласии с этим пониманием выстраивать все остальные сферы жизни. Такой фундамент следует искать внутри себя, в своей собственной природы. Понимание мира должно начинаться с понимания самого себя, с вопроса «кто я есть?».

На этот вопрос можно ответить двумя правильными путями. Можно сказать, что Я есть совокупность качеств, предрасположенностей и стремлений – в таком случае для человека главным будет вопрос работы над собой и реализации своих талантов, как в отношениях, так и в деятельности. Вторым правильным ответом будет, Я – есть сознающее начало, душа. В таком случае вопрос самореализации будет заключаться в полном согласии с этим выводом на практике. Иначе говоря, основной задачей является реализация знания о своей истинной сущности в жизни, то есть жизнь в согласии с представлением о том, что я это не тело и не некий набор характеристик, а душа и первостепенной задачей становится раскрыть эту природу как в своей сознании, так и в повседневной жизни.

Реализация природы человека как совокупности личностных характеристик означает, что человек должен понять эти характеристики и научиться применять их на практике. Кто-то хорошо учит других, кто-то хорошо занимается искусством, кто-то предрасположен к контролю за другими – по сути набор талантов и указывает на призвание людей, то чем им следует заниматься в жизни. Исполняя свое предназначение становится возможно ощутить реализованность, согласие с собой внутри и удовлетворенность от самой деятельности, а не конечного результата. С такой точки зрения правильным будет все то, что приближает к возможности реализовать таланты: определение подходящей деятельности, обучение, знания, деятельности, правильный образ жизни. Неправильным будет все то, что отдаляет от реализации своего призвания: неправильный образ жизни, безделье, ненужные занятия, чрезмерная погруженность во внешние дела, неспособность начать реализовывать себя.

Понимание себя с точки зрения души означает, что человеку следует отказаться от отождествления себя с временными понятиями, которые на самом деле никак к нему не относятся: семья, положение, нация, богатство, слава, наслаждения и так далее. При этом всем, это не означает что человеку следует отказаться от этого всего. Суть такого мировоззрения в том, чтобы не воспринимать себя в рамках этих понятий, а отрешиться от них, действовать так, будто это внешние факторы, которые никак не относятся к самому себе. Подобно тому, как актер, хотя и вживается в роль, не становится тем, кого он играет, так и человек, хотя и должен заниматься деятельностью и поддерживать отношения, не должен отождествлять себя с ними, сохраняя внутри видение себя и других с позиции сознающего начала, то есть души.

В зависимости от того, с какой точки зрения отождествляет себя человек – с такой и следует определять что для него правильно, а что неправильно. Фундаментально мы можем указать на то, что существует лишь два правильных отождествления себя: с позиции природы и с позиции души. Остальные точки зрения приводят к неудовлетворенности, страдания и ощущения нереализованности, а потому являются неправильными в первую очередь для самого человека.

Развитие понимание мира должно иметь отправную точку. Этой точкой является самоопределение. Найдя себя в этом мире человек способен правильно на него взглянуть, а правильный взгляд на мир уже отбрасывает множество вопросов и сомнений, ответить на которые невозможно без понимания себя. Познание себя для большинства людей представляет такую степень познания которой достаточно для того, чтобы прожить счастливую жизнь и реализовывать себя. Знание себя, своего дела и понимание того, какие отношения и в какой форме наиболее предпочтительны – это базовое понимание, которого вполне достаточно для полной удовлетворенности. Основной темой является лишь последовательная и полная реализация данного понимания.

Выше уровнем будет познание себя как души и реализация этого знания. Однако это уже требует духовной практики, знания священных текстов, особого взгляда на мир, который ограничивает человека в наслаждениях, привязывающих к материальному миру. Но только с этого уровня познания человеку раскрывается и его подлинное предназначение, и настоящее полноценное счастье. Такой взгляд на мир побуждает отказаться от внешних представлений о том, кем является человек, обращая его взгляд на свою истинную сущность. Но это не означает, что за этим следует отказ от всякой деятельности и отречение от мира. Напротив, деятельность и отношения продолжаются, но посвящаются целиком Богу. Любой помысел, поступок и желание должно направить на Верховного Господа, а не на удовлетворение личных потребностей или неких представлений о правильной жизни. Посвящая себя духовной жизни, человек проживает жизнь в согласии со священным знанием, которое исходит от Бога.

Это знание — царь знания, самая сокровенная из тайн. Это чистейшее знание, и, поскольку оно дает человеку живой опыт постижения природы своего «я», оно является совершенной религией. Знание это вечно, и постижение его радостно.

Бхагавад-Гита. 9.2

Познание мира начинается с познания себя. Познание себя начинается с базовой рефлексии, самоанализа и способности выделять свои отличительные черты: сильные и слабые стороны, особенности и потребности, желания и страхи и через это понимание прийти к выводу о своем характере и природе. Желание познать себя в совершенстве указывает на путь духовной жизни, стремления служить Богу из желания жить сообразно духовной истине, которая гласит, что человек есть душа, сознающая начало, единственной потребностью которого является Бог, а удовлетворение этой потребности лежит через служение Богу.

Понимание внешнего мира

Дальнейшее понимание вопрос желания, ведь большинству людей достаточно быть счастливыми для того, чтобы ограничить свое познание. Для счастья же достаточно познать себя и действовать в сообразии с этим знанием. В таком случае, человек ощущает себя на правильном месте, а с такого места все кажется достаточно очевидным. Дальнейшее же познание способно не столько стать причиной счастья, сколько расширить способность влиять на мир и изменять его. Каким бы ни был мотив человека, понимание дает возможность реализовывать замыслы в жизнь, если оно не обусловлено сомнениями, которые сопровождают процесс познания. Иногда встречается мысль, что дураку везет больше чем мудрецу, именно потому что он не отягощен сомнениями, возникающими от чрезмерного знания. Истинное понимание мира приобретается не через теоретическое познание, а через практическое действие. Роль теоретического познания – направить, улучшить и ограничить ошибки в практики, а не заменить её. Так и человек, который не решается воплотить свои знания и понимание мира в реальность будет вынуждает считаться не с возможностями, а с препятствиями в собственном сознании.

Если хочешь стать оптимистом и понять жизнь, то перестань верить тому, что говорят и пишут, а наблюдай и вникай.

Антон Павлович Чехов. Записные книжки. Дневники.

Собственный опыт, пускай трудный, болезненный и порой лишний дает в конечном итоге всегда больше чем выхолощенная чужими методами и способами практика. Реализация своей природы во внешнем мире всегда должно носить отражение некоторой индивидуальности, только таким образом, человек способен переложить и свою природу, и понимание мира на внешний мир. Через опыт, знания, понимания и навык, человек как бы проецирует свой внутренний мир на окружающую действительность и преображает её согласно своему замыслу.

Понимание мира следует делить на понимание:

  • людей
  • деятельности
  • устройства мира

Понимание людей

В основе понимания людей знание мотивов, желаний, страхов, которые можно разгадать с помощью изучения себя, интроспекции, эмпатии, анализа, общения с людьми и реализовывать путем выстраивания отношений. Хорошие отношения в различных формах – это то, чего желает каждый человек. Понимание себя и понимание других людей позволит понять какие именно отношения нужна человеку. В голове многих людей лежит ложное представление о том, какие должны быть отношения, что мешает им выстраивать те отношения, которые способны принести счастье, удовлетворенность и гармонию. Поняв себя, человек способен понять с кем он будет совместим, то есть в каких отношениях наиболее естественно, легко и взаимно будет проявляться его природа. Совместимость приносит удовлетворенность обоим, и даёт возможность выстраивать взаимоотношения даже в крайне непростых условиях. Но так как идеальная совместимость встречается крайне редко, отношения должны поддаваться неким правилам, уравновешивающим моменты несовместимости. Работа над собой обоих партнеров позволяет сгладить момент несовместимости, неважно в деловых, семейных, романтических, дружеских, партнерских или иных отношениях. Хотя человек всегда стоит перед выбором – искать идеальные отношения или пребывать в хороших, следует осознавать свою возможность работать над собой и золотое правило жизни: «хорошее – враг лучшего». Иногда бывает и так, что совместимость раскрывается только по мере взаимной работы, а бывает и так, что серьезная работа над собой одного партнера побуждает другого к построению более гармоничных отношений. Понимание людей всегда лежит в построении взаимоотношений, ведь именно в них люди проявляют себя больше всего.

Главным препятствием на пути реализации понимания мира в виде людей является эгоизм. Чрезмерная поглощенность собственными проблемами и ощущениями не позволяет взглянуть на мир глазами другого, а значит и понять, что внутри него происходит невозможно. Попытка понять другого с позиции эгоизма будет создавать иллюзию понимания, техническую подстройку, а не совершенное познание. Такой подход свойственен людям имеющим маниакальные психические расстройства, которые не способны считывать эмоции, но способны легко подстраиваться под других считывать невербальные сигналы, интонации и прочие внешние проявления. Истинное познание другого заключается в способности пережить те же ощущения и эмоции, что испытывает собеседник. При этом такая эмпатия должна быть контролируемой, бывает и так, что человек неволей становится зеркалом другого и живет ожиданиями наилучшего эмоционального состояния своего партнера, забывая о себе. В таком случае эмпатический подход будет проявляться в негативном стремлении сделать как можно лучше, что приобретает формы безвольного потакания, а соответственно очень скоро вызывает если не отвращение, то скуку. Реализация познания других должна происходить через понимание другого, но не через самозабвение.

Понимание деятельности

Понимание деятельности носит характер профессиональной компетенции. Чтобы понять дело – нужно им заниматься, обучаться у мастеров, практиковать. Творческий подход к этому всегда будет в проявлении части своей индивидуальности, нахождению сочетания правильной деятельности и проявления себя. Наибольший результат дает сочетание природы и деятельности, когда человек предназначен для определенного дела. В таком случае он интуитивно понимает что является правильным, быстро обучается, деятельность не вызывает сильной усталости, истощения и потребности в глобальном отдыхе. Чем больше совместимость с делом, тем естественнее ей получается заниматься. Когда дело не подходит – человек необходимо получать различную компенсацию, например алкоголь. Психологическая удовлетворенность строиться именно вокруг сочетания индивидуальной природы и правильного подхода к правильной деятельности. Психологическая неудовлетворенность возникает как результат с одной стороны неправильной деятельности, а с другой неправильного взгляда на деятельность, которая может и подходить человеку.

Понять подходящую деятельность можно просто поддаваясь интуитивному побуждению к делу: я хочу этим заниматься. Можно пойти иным путем: через анализ своей природы и личностных особенностей прийти к выводу о том, что та или иная деятельность подходит и начать ей заниматься. Чаще всего подходит та деятельность которой человек занимался ещё с детства или к которой тяготел. Препятствиями на пути реализации в деятельности являются:

  • Нерешительность
  • отсутствие веры в себя и дело
  • желание быстрых результатов
  • склонность к праздности и тяга к наслаждениям.

Нерешительность не позволит сделать первый шаг и начать что-то пробовать; отсутствие веры очень скоро побудит оставить дело; желание быстрых результатов заставит оставить все из-за завышенных ожиданий; склонность к праздности и тяга к наслаждениям настолько сильно снизят продуктивность, что никаких результатов не будет, что воспринимается к бесплодности дела.

Понимание мира и его устройства

Это касается всех видов знаний, которые непосредственно могут применить только профессионалы, но для человека они могут стать предметом интереса, вдохновения, источника аллегорий, эмоциональной разгрузки и так далее. Это всё: начиная от трактования снов и происхождения человека, заканчивая математикой и садоводством. Также это могут быть общие знания об устройстве общества и том как действует мир. Оторванность таких знаний от необходимости их профессионально использовать побуждает в человеке легкость ассоциативных связей, когда наблюдение за растущим деревом вызывает не обеспокоенность урожаем, а наблюдением за становлением жизни. Когда решение математических задач похоже больше на складывание красивого пазла, что вызывает удовлетворенность, а трактование снов позволяет замечать любопытные ассоциации и значения различных вещей и событий, которые самого сна могут и не касаться. Все это помогает человеку разобраться в себе, черпать из таких дел легкость и естественность восприятия.

Те же знания, что касаются хозяйственных дел, помогают держать быт на достойном уровне. Это понять достаточно легко: такое понимание можно назвать понимание повседневных проблем и способов их решения. Понимание мира может приобретать формы понимания самого мироздания, что позволяет человеку смотреть глобально на свою жизнь, не погружаясь в мелочные, сиюминутные проблемы, ощущать сопричастность как к человечеству, так и ко всему миру в целом. Понимания мир, человек ощущает своё единство, незнание же приводит к ощущению отделенности.

Совершенное понимание устройства мира делает человека невосприимчивым к страданиям и освобождает от всяких привязанностей, что делает его полностью свободным и удовлетворенным. Это знание даёт возможность правильно смотреть на мир, и черпать из такого взгляда возможность жить правильно. Понимание устройства мира дает понимание происходящего, а значит утверждает в невозмутимости, стойкости и способности переносить любые испытания, которые становятся лишь ступенями для дальнейшего совершенствования. Фактически, понимание мира есть инструмент, использование которого позволяет расти, а не воспринимать все в рамках проблемы здесь и сейчас. Отсутствие понимания часто приводит к тому, что восприятие формируется вокруг того, что временные проблемы являются вечными, тогда как то, что действительно важно носит второстепенную роль. Знание должно помочь обратить взгляд на действительно важные вещи, которые являются причиной счастья, а не его следствием.

Откуда брать знания?

Понимание мира следует черпать из наиболее авторитетных и проверенных источников, которыми являются священные тексты, отражающие не временную логику обстоятельств, а направление истинного пути для каждого человека. Философия отражает фундаментальные знания о человеческой жизни и том, как правильно следует жить. Без этих знаний любое общество скатывается в отказ от моральных ценностей, неважно под личиной рациональных воззрений или личной выгоды, но из-за отсутствия понимания мира у каждого человека любое общество обречено на тот или иной сценарий падения.


Понимание мира можно разделить на познание внутреннего мира и окружающей действительности. Следует начинать с познания внутреннего мира, самого себя, так как без понимания себя человек не способен найти точку опоры познания, меру правильного и неправильного. А если нет своего морального ориентира, значит будет чужой. Чужими путями невозможно найти собственное счастье. Важнейшим моральным ориентиром для познания является сознающее начало, душа, а значит и Бог. В своей основе человек не сможет обрести прочное счастье, пока не свяжет себя с Богом преданностью и духовной отрешенность от внешнего мира. В таком свете все становится формальностью, которая исполняется в роли актера, истинной же личностью является душа, которой человек является вечно. Тело же и все составляющие помимо души даны на время, поэтому первичнее познание души и служение Богу, нежели углубление в познание внешнего мира, которое хотя и может быть полезно, но не должно становится основанием для самоопределения и источником от которого мы ожидаем счастья.