Как правильно изучать священные тексты?

Когда заходит речь о духовности, основным источником знаний являются священные тексты. Их изучение есть основа получения не только подлинного знания, но и обретения совершенной картины мира, в рамках которой человек способен посвятить свою жизнь Богу правильным образом. Следует понимать чем отличаются священные тексты от обычных книг и как их правильно изучать.

Чем священные тексты отличаются от обычных книг?

Обычные книги, будь то художественная или научная литература, построены на способности человека передавать свои представления, образы и знания другим людям. Поэтому изучение этих книг и литературы вообще доступно для большинства людей, вопрос только в усердии и способности воспринять эти знания. Священные тексты являются богооткровенными писаниями, которые написаны не человеком и являются проявлением божественной воли для людей. Священные тексты нельзя воспринимать как обычную литературу, а попытка изучить их с научной точки зрения или просто из любопытства не даст никаких результатов. Из такого изучения подчерпываются лишь поверхностные представления о подлинном смысле духовных знаний, изложенных в писаниях.

Итак, священные писания являются богооткровенными текстами, в которых излагается божественная логика, познать которую человек не способен без откровения свыше. Попытка изучить священные тексты, оперируя человеческой логикой, ни к чему не приводит. В смысловом значении это сродно чтению на другом языке, не понимая при этом смысл слов. Человек произносит буквы правильно, однако в его голове это лишь набор символов, не больше. Точно также попытка исследовать отстранено священные тексты приводит к искаженному, поверхностному восприятию изложенных в этих текстах знаний. Религиовед может разбираться в особенностях религии, но не знать их суть. Внешний разбор текстов и попытка проанализировать их с точки зрения мирского склада ума приводят к видимым противоречиям, которые не позволяют выстроить правильное представление о сакральных знаниях. Так как же следует изучать священные тексты?

Как изучать священные тексты?

Священные тексты требуют от человека не просто обычного чтения. Так как это богооткровенное писание, логика в которых превосходит человеческую, человек сам по себе не способен понять священные писания, какими бы развитыми не были его аналитические способности, эрудиция или начитанность. Бывает и так, что люди заучивают наизусть священные писания, так и не попытавшись разобраться в подлинном смысле сказанного там.

Изучение священных текстов требует от человека не только их прочтения, но и жизни, сообразной с прочитанным. Одни и те же стихи писаний могут по-разному раскрываться разным людям, в зависимости от того, насколько человек действует сообразно с изложенным. Праведный человек, изучая священные тексты, получит божественное откровение, произойдет озарение, раскроется знание в сердце, которое навсегда его изменит. Не обладающий праведностью скорее всего увидит набор шаблонов, культуры, догм и историй, практически никак между собой не связанных.

Именно через откровения священных писаний человек получает самые глубокие и действенные знания, которые он способен не только понять, но и применить в жизни. Получив откровение, человек осознает истину через свой опыт, а значит не сможет больше иначе смотреть на мир. Ему раскрывается истина, самоочевидная теперь для него и все противоречия, сомнения, неуверенность развеиваются. Поэтому изучать священные писания не следует с позиции образованности, эрудиции, культуры или мирского любопытства. Священные тексты раскрывают себя ровно настолько, насколько человек этого заслуживает.

Однако, невозможно предугадать когда придет откровение, порой и праведник долгое время не получает глубинных знаний, а грешнику раскрывается истина и он обращается к истине. Важно понимать, что мы не можем требовать божественного откровения, ожидать его за свои заслуги или полагать что мы их несомненно заслуживаем. Следует повиноваться религиозным принципам, таким как смирение, чистота, правдивость, скромность, ненасилие, дисциплина, милосердие и так далее. Самым важным качеством, в изучении писаний, является смирение. Если мы открываем священные тексты в надежде увидеть то, что мы хотим увидеть или полагаем, что знаем и так все что нужно – священные тексты просто не раскроют своего подлинного смысла. Изучая священные тексты с подлинным смирением, мы раскрываем свое сердце к истине, показывая, что мы несовершенны и желаем измениться в лучшую сторону, а потому мы открываемся для милости священных писаний и Бога, который является источником всех священных текстов и духовного знания.

Рекомендуем также эту статью:  Из чего состоит человек? Составляющие элементы человека.

Изучение священных писаний

Изучение священных писаний – это процесс, который затрагивает не только сам процесс чтения, но и практики. Если человека не преображают полученные знания и он сам не прилагает никаких усилий к тому, чтобы измениться, то очень скоро священные тексты покажутся ему пустыми, ветхими и скучными. С этим время от времени сталкиваются люди, которые не со всей серьезностью относятся к полученным знаниям и пренебрегают принципами изложенных в писаниях.

Священные тексты могут как привязать человека к правильной жизни, раскрыть его подлинное назначение и облагодетельствовать его счастьем и удачей, так и отвратить от знаний, в том случае, если человек использует знания для оправдания собственных проступков. Изучающему священные писания следует быть покорным им, не спекулировать знаниями, не трактовать их по своему желанию, не пренебрегать ими и стараться применить их в первую очередь на самом себе. Порой, бывает и так, что вдохновение, полученное от откровения, человек пускает на осуждение других, но и тут священные тексты указывают на правильный образ действий:

Не судите, да не судимы будете, ибо каким судом судите, таким будете судимы; и какою мерою мерите, такою и вам будут мерить.
И что ты смотришь на сучок в глазе брата твоего, а бревна в твоем глазе не чувствуешь?
Или как скажешь брату твоему: «дай, я выну сучок из глаза твоего», а вот, в твоем глазе бревно?
Лицемер! Вынь прежде бревно из твоего глаза и тогда увидишь, как вынуть сучок из глаза брата твоего.

Евангелие от Матфея. 7:1-5

Благо от знаний священных текстов человек получает сам для себя, он очищает свое сердце и возвышает сознание, обретая счастье. Поняв же уроки священных текстов, он способен помогать и другим. Не получив знание до конца, тот кто стремится применить указания священных текстов на других будет подобен врачу, который не способен вылечить самого себя. Знания следует сначала утвердить в своем сердце и когда они прочно закрепятся там, по необходимости делиться ими.

Умеренность в познании

Итак, изучать священные тексты означает смиренно принимать от них знания, будто от старших. При этом тексты следует изучать не умом, а сердцем, быть готовым к откровению, но не требовать его. В каком же темпе следует изучать священные тексты?

Следует изучать их по мере их раскрытия. Последовательное принятие принципов на практике позволит непрерывно погружаться в священные писания. Когда человек игнорирует уроки и знания, стремясь просто наслаждаться текстами, буквально не отрываясь от них, священные тексты просто перестают давать знания человеку и он лишается откровений.

Правильная жизнь, в сообразии с духовными знаниями будет притягивать к священным текстам. Озабоченность материальными вещами и разнообразные прегрешения будут отталкивать от них. Как уже было сказано, сухость, ветхость, пустота и одновременно тяжесть священных писаний не указывает на то, что для человека священные писания закрыты навсегда, а указывают на неправильный образ жизни, преграды, самообман, материалистичность, попытку эксплуатировать знания или отказ от исполнения своего предназначения. В таком случае к священным текстам следует обращаться не со смирением, а с раскаянием и желанием понять в первую очередь свои ошибки. Внутреннее желание получить наставление будет удовлетворено, если человек действительно раскаивается в своих проступках и готов измениться. Если же эта попытка лишь способ избавиться от страданий и воспринимается как таблетка от совести и несчастий, то тем сильнее следует задуматься о своей жизни.

Знание, отделенное от справедливости и другой добродетели, представляется плутовством, а не мудростью.

Сократ

Чрезмерное погружение в священные тексты может вызвать отторжение: человеку должно не жить в священных писаниях, а реализовывать волю и наставления Бога в жизни. Священные тексты являются источником знаний и силой, способной преобразить сердце. Но реализация полученных знаний, исполнение предназначения, поиск себя, помощь другим и вся жизнь происходит вне священных текстов. Применение на практике полученных знаний и принятие религиозных принципов – это служение священным текстам. Подобно тому, как наставники будут довольны, если мы смиренно учась усваиваем уроки, так и священные тексты будут более расположены, если мы очистим свое сердце и будем нести свет в мир, проявляя добродетель и демонстрируя положительный пример.

Рекомендуем также эту статью:  Высокий духовный уровень развития человека

Знать следует и то, что попытка изучить многие священные тексты будет лишать человека подлинного их понимания. Несколько священных текстов можно изучать всю жизнь, постоянно раскрывая для себя все новые и новые знания, будто выстраивая с ними личные отношения. Попытка изучить десятки священных текстов – это лишь попытка взять знания силой, охватить как можно больший объем, не будучи способным хоть как-то понять его. Постигать следует глубину писаний, потому что только на глубине находится все самое драгоценное.

Доверие к священным текстам есть основа их изучения. Человек на собственной практике может убедиться в том, что их наставления никогда не подводят и всегда приводят к лучшему результату. Однако, такой живой опыт доверия приходит со временем, когда человек пройдя через многие жизненные уроки, препятствия, невзгоды и проблемы способен обернуться назад и увидеть, что в те моменты, когда он руководствовался наставлениями священных текстов – он поступал правильно. Когда же он ими пренебрегал и поддавался сиюминутным эмоциям – это порождает сожаления и желание поступить иначе.


Поэтому, следуя указаниям шастр, ты должен понять, в чем состоит твой долг, что можно делать и чего нельзя. Изучив все предписания, нужно действовать так, чтобы постепенно достичь совершенства.

Бхагавад-Гита. 16.24

Изучать священные тексты означает познавать их сердцем и менять самого себя в добродетельную сторону. Познав дух священных писаний, человек получает возможность понимать их глубину и правильно руководствоваться их наставлениями. Изучать их следует усердно, но смиренно, раскрывая сердце к откровению, но не требуя его. Самое главное, получив знание человеку должно жить сообразно с ним и реализовывать на практике, не оставляя эти знания в ранге простой теории. Полученные знания не следует превратно истолковывать или использовать их для обретения богатств или славы. Величайшее богатство это само знание и возможность исполнить свое предназначение, данное самим Богом.