Суть равновесия — как человеку сохранять равновесие в жизни?
В эпоху потерянных моральных ориентиров, каждый человек так или иначе чувствует в себе отсутствие равновесия. Несмотря на попытку балансировать между разными сферами жизни, своими и чужими интересами, общепринятым взглядом и индивидуальной парадигмой, человек едва обретает равновесие, которого хватает только на то, чтобы стоять на месте. Равновесие это условие устойчивого продвижения по жизни, вне зависимости от того, куда движется человек.
Нестабильность, возникающая в результате отсутствия равновесия, часто приводит к падению: полному или частичному. После падения, человек тратит огромные силы на восстановление позиций. Эти же силы могли быть потрачены для достижения целей, но отсутствие равновесия приводит к невозможности полной реализации потенциала.
Чтобы избежать падения и создать устойчивую платформу развития, человеку необходимо знать: чем является суть равновесия? В чем причина отсутствия равновесия? Как обрести его равновесие внутри и снаружи? И что есть настоящее равновесие?
Что такое равновесие? В чем суть равновесия?
Равновесие – это способность правильно распределять приоритеты, нагрузку, цели и
сферы жизни таким образом, который бы позволил человеку избежать падения и достичь наилучшего результата.
В основе равновесия разумное лежит распределение приоритетов. Можно ли назвать устойчивым человека, чьи принципиальные цели часто меняются? Нет. Человек всегда вынужден балансировать между отношениями и деятельностью, желанием и необходимостью, полезным и приятным, желанным и нежеланным. Наличие равновесия позволяет правильно распределять нагрузку, что выражается в способности осознать количество напряжения, которое необходимо для долгосрочной нагрузки. К примеру, равновесие теряется в случае чрезмерной или недостаточной нагрузки. Чрезмерная нагрузка ведет к перенапряжению, истощению. Недостаточно нагрузка – к апатии, отсутствию результатов, вялости и сомнениям.
Устойчивая система равновесия, в которой человек чётко осознает границы дозволенного и недозволенного, даёт возможность черпать максимум из своего потенциала, талантов и предрасположенностей, задействуя собственную природу в деятельности и отношениях на максимум. В рамках равновесия выстраивается чёткое понимание себя и того, как и чем должен заниматься человек. Без равновесия, даже идя по правильному пути, неизбежно будут случаться падения. Из-за падений, человек будет ложно формировать понимание того, что есть правильно, а что есть неправильно.
Порой чрезмерный энтузиазм на правильном пути надламывает человека и он падает, выгорает, разочаровывается. Это падение приводит к преставлению о том, что неправильным был путь, а не способ его постижения. Так для него навсегда закрывается то, что могло принести ему счастье и успех. До тех пор, пока он не осознает ошибку, он не будет способен дать себе отчёт в том, что знает правильное направление, но выбрал неправильную стратегию её достижения. Но случается и так, что люди не осознают этой ошибки и принимают изначально правильный путь за ложный.
Суть равновесия в том, чтобы научиться распределять двойственность, возникающую в деятельности и отношениях. В отношениях между людьми могут быть приятные и неприятные моменты, отсутствие внутреннего равновесия приведет к тому, что неприятных будет становиться все больше и больше. Это можно представить как хождение по канату: нарушение баланса в одну сторону – всегда означает падение.
Если приятного слишком много – теряется значимость, счастье воспринимается слишком доступным, а потому не цениться, становится обыденностью. Если неприятного слишком много – это создает снежный ком конфликтов, в котором конфликты ведутся не из-за объективных фактов, а из-за неудовлетворенности отношениями, хотя внешне поводы могут быть разные.
Баланс равновесия
Баланс требует напряжения, сосредоточенности, но не чрезмерного. В этом суть равновесия. Внутренняя сосредоточенность черпается из внимательности и чистого разума, который не замутнён чрезмерными желаниями, беспокойствами, сомнениями, страхами, жадность, а также прочими слабостями и пороками. Чем больше в человеке добродетели, и чем меньше пороков – тем легче ему держать равновесие. Терпение способствует равновесию, а жадность создает дисбаланс, нарушение равновесия. Доброта, милосердие и сострадания создают равновесие; гнев, жестокость и ненависть нарушают баланс. Умиротворенное состояние после молитвы придаёт равновесия, а состояние алкогольного опьянения его лишает.
Человеку всегда следует полагать, что мир двойственен. За приятным скрывается неприятное, а за неприятные – приятное. Вставать с утра на пробежку – неприятно, однако та бодрость, которой сопровождается день после утренней пробежки, однозначно приятное.
Мудрость равновесия в том, чтобы черпать приятное из неприятного и этим уравновешивать те трудности, посредством которых это приятное достигается. День за днём следуя дисциплине, человек, будто канатоходец, будет сохранять равновесие, но стоит ему позволить себе излишества или пропуск намеченного режима – он тут же теряет равновесие.
Причины потеря равновесия
Жизнь — как вождение велосипеда. Чтобы сохранить равновесие, ты должен двигаться.
Альберт Эйнштейн
Основными причинами является пренебрежение, вовлеченность, истощенность, вялость и ложное ощущение успеха.
1. Пренебрежение заключается в невнимательном отношении к балансу. Человек игнорирует значимость того, на чем основывается его счастье, полагая, что счастье это само собой разумеющееся явление. Как земледелец, который подумает, что можно только собирать, но не сеять, также и человек, который пренебрегает дисциплиной и балансом будет вынужден упасть, потеряв равновесие. Такое пренебрежение преодолевается внимательностью и дисциплиной, неотступным следование практике, вне зависимости от обстоятельств.
2. Вовлеченность проявляется как чрезмерное увеличение плодами труда, как настоящими, так и будущие. Вовлеченность нарушает равновесие потому что вместо целостной практики, человек как можно стремиться обрести результаты трудов, а получив – тут же забывает о необходимости и соблюдать равновесие. В его парадигме создается ощущение успешности оторванное от последовательного достижения цели, что порождает пренебрежение или чувство ложного достижения. Например, пациент, едва почувствовавший облегчение, может нарушить предписание доктора, чем не только потеряет результат лечение, но и ухудшит здоровье.
3. Истощенность возникает как следствие чрезмерной нагрузки, которую невозможно поддерживать в долгосрочной перспективе. Любой значительный путь является продолжительной дорогой, и если взять слишком большой груз, то равно или поздно человек надломиться. Тем более что чем дальше человек идёт по пути, тем сложнее может становиться. Нагрузка растет по мере совершенствования, но если изначально взята слишком большая планка, любая следующая ступень может стать соломинкой, что переломит верблюду спину.
4. Вялость, напротив, возникает от недостатка напряжения. В таком случае потеря равновесия будет выглядеть как отсутствие заинтересованности, слабость, непоследовательность, нежелание продолжать путь. Все это вызвано недостатком напряжение, за которым следует отсутствие результатов, чувства причастности, недостаток психологической вовлеченности в процесс достижения цели. Возникает апатия, за которой следует полное игнорирование важности последовательного постижения пути.
5. Ложное ощущение успеха связано с преждевременен ощущением того, что цель уже достигнута. Это случается, когда образ в голове человека сформирован ложно или мотив деятельности изначально был неправильный. К примеру, человек желающий овладеть боевыми искусствами из желания кому-то отомстить будет заниматься или ровно до того, пока его месть не будет свершена. Месть является мотивом, когда она будет удовлетворена, то и причин заниматься чем-то больше не будет. Следует выбирать не только долгоиграющий мотив, но и правильный образ успеха. Этот образ успеха всегда должен лежать чуть поодаль, чтобы было стремление двигаться вперед. Слишком близкий образ успеха обесценит путь, а слишком далёкий – ввергнет в ступор, это станет в сознании непреодолимой преградой.
Быть в равновесии: как обрести внутреннее равновесие?
Обретение внутреннего равновесия зависит от способности постоянно поддерживать баланс. Такая способность, в свою очередь, основывается на принципах, которые служат сводом предписаний относительно того, что делать можно, а что делать нельзя. Без них, человек полагается на субъективное восприятие, а потому будет вынужден сталкиваться с двойственностью не только внешних обстоятельств, но и внутренних суждений. Обретя способность отличать правильное от неправильного, следуя моральным принципам, человек обретает равновесие основанное на твердой принципиальности, а не сиюсекундной оценке, которая под влиянием эмоций и желаний зачастую бывает ошибочна.
Принципы – основа твердой личности и равновесия. Представим себе попытку сбалансировать любой предмет на ребре монетки. Это будет крайне тяжело со всем, что больше монетки. К примеру, ручку практически невозможно долго балансировать таким образом. Мы не должны забывать и о том, что жизнь человека это не статическое положение, а постоянно изменяющиеся обстоятельства, поэтому балансировать становится ещё сложнее.
Но возьмем ту же ручку и положим её на что-то более основательное, например, на кирпич. Ручка не будет колебаться, она будет покоиться на кирпиче, просто потому что он больше ручки и даёт её такую площадь соприкосновения, которая позволяет ручки не колебаться, а лежать на поверхности кирпича. Чем больше наши принципы, тем легче нам сохранять равновесие в различных ситуациях. Чем сложнее ситуация, тем больше предмет, но чем сильнее наши принципы, тем сильнее тот фундамент на котором основывается равновесие.
Таким образом, развитие равновесие зависит от следования фундаментальным принципам. Какие же это принципы? Как уже было сказано ранее, порок нарушает баланс, а добродетель его поддерживает. Поэтому человеку следует придерживаться добродетели, чтобы сохранять внутреннее равновесие.
В чем заключается настоящее, высшее равновесие?
Подлинное равновесие заключается в таком состоянии сознания, в котором ни одно событие не может поколебать разум. Мы говорили о том, что равновесие основывается на добродетели, но может ли человек обладать такой степенью добродетели, которую не смогла бы преодолеть ни одна трудность? Нет, ведь откуда в человеке взять такой силе? Однако, в своей сущности человек уже обладает совершенной добродетелью, но не в своем разуме, а в своей душе. Душе отличается совершенной справедливостью, добротой, любовью, нравственностью, чистотой, постоянством. Все добродетели проявляются в состоянии сознания, когда духовная сущность проявляется в разуме, уме и чувствах. Одухотворенный человек без сомнения проявляет совершенную добродетель, которая является причиной совершенного равновесия. Но как проявить духовную природу?
Духовный баланс
Для проявления духовной природы необходима духовная практика. Духовная практика заключается во взаимодействии с духовной сферой жизни человека. Но для такого взаимодействия доступно лишь два объекта – собственная душа и Бог. Человек не может воспринимать духовную сущность других живых существ, так как его восприятие обловлено материальным видением. Познавая себя как душу и обращаясь к Богу в молитвах, человеку раскрывается суть его высшего предназначения. Высшее предназначение души – служение Богу.
Служение Богу означает посвящение всего, что есть у человека Богу. В первую очередь, речь идёт о внутреннем состоянии, мотивах. Следует направить все свое желание на Бога, устремиться посвятить Ему плоды своего труда, мысль, речи, жизнь. В таком служении сознание живого существа одухотворяется и через эту одухотворенность проявляются все совершенные добродетели и наилучшие качества. Так достигается не только равновесие, но и достоинство, сдержанность, принятие жизни, отсутствие беспокойств, естественность и иные необходимые для счастливой жизни качества.
Духовное равновесие означает, что мы черпаем наши принципы от высшего источника – Бога, а потому мы всегда полагаемся на Него во всех делах, начинаниях и целях, осознавая, Кто является причиной всех причин. Это лишает ненужных беспокойств и даёт свободу для исполнения своего предназначения ради Бога.
Когда твой разум выберется из дебрей иллюзии, ты станешь безразличным ко всему, что тебе доводилось слышать и что еще предстоит услышать.
Бхагавад-гита. 2.52
Равновесие – это способность правильно балансировать между двойственностью мира: приятным и неприятным, правильным и неправильным, хорошим и плохим, отношениями и деятельностью, силой и слабость. Совершенное равновесие есть занятие себя правильной деятельностью, которая заключается в исполнении предназначения ради Бога. Равновесие основывается на принципах, чем сильнее принципы – тем большие испытания способен перенести человек не теряя баланса. Опираясь на собственные силы, мы получаем лишь ограниченное равновесие, при котором обстоятельства могут нас пересилить. Если мы опираемся целиком на Бога, занимаясь преданным служением Ему, то наше равновесие основывается на духовных, божественных принципах, которые являются непоколебимыми для любых жизненных обстоятельств.