Двойственность материального мира и характера человека.

Двойственность материального мира и характера человека.

Двойственность материального мира

Двойственность материального мира заключается в разделении природы на материальную природу, которая подвержена изменению, и духовную природу, которая, по своей сути, неизменна. Двойственность материального мира заключается в противопоставлении этих двух природ относительно человека, подобно тому, как не может быть на небе двух солнц, так и человек не может придерживаться этих двух природ и ему приходиться выбирать между духовной и материальной природой.

Мудрецы, узревшие истину, пришли к заключению о бренности несуществующего [материального тела] и о неизменности вечного [души]. Они сделали этот вывод, тщательно изучив природу того и другого.

Бхагават-гита. 2.16

Двойственность

В нашей жизни присутствует разделение на духовную и материальную сферу жизни. Материальная сфера жизни – это всё что связанно с нашим телом, тонким или грубым. Это наше социальное положение, экономический статус, также это и родственные связи. Мы строим много материальных планов, однако это вполне закономерно, ведь мы живем в материальном мире и живем материальной жизнью. Духовная сфера – относится к нашей душе. То есть духовные знания, прогресс, постижение себя. Это то, что мы не теряем в момент смерти и проносим за собой сквозь жизни.

Мы проносим с собой последствия своих хороших и плохих поступков, но и они стираются – хорошими мы наслаждаемся в виде удачного рождения, успеха, удачи, а плохие оборачиваются для нас болезнями, неудачными рождениями, потерями, катастрофами. И так карма уничтожается, она тоже имеет временную природу. Однако, духовная жизнь отличается вечностью – мы не теряем плоды этой деятельности никогда и они будут с нами на протяжении всех жизней. Приложив даже маленькое усилие на этом пути, живое существо получит возможность для значительного прогресса, так как получит возможность прогрессировать в глобальном плане.

Мудрецы, узревшие истину, пришли к заключению о бренности несуществующего [материального тела]” – бренность, означает что тело не вечно, как бы мы этого не хотели. Оно распадается каждую секунду и преобразуется. По данным ученных, тело полностью обновляется за семь лет, старых клеток организма больше нет и фактически это новое тело, старое мы уже потеряли. Но сознание наше осталось. Само наличие в теле живого сознания – это признак души. Вопрос о нашей смерти был решен в момент нашего рождения, так стоит ли так беспокоиться о том, что мы и так потерям?

То, что мы потеряем

Все что можно убить, отнять, потерять, прогнать – не принадлежит нам. Иногда, мы думает, что дом который мы построили будет стоять вечно, но через несколько лет ему потребуется ремонт. Если ремонта не будет – он развалится и превратиться в пыль. Иногда, мы думаем что встретили человека с которым будем вечно, но через некоторое время происходят события, в результате которых мы расстаемся с близкими людьми. Мы можем заработать миллион и у нас его могут украсть или отобрать. Мы привязываемся к бренному, где-то в глубине души понимая, что мы потеряем это, но упорно говоря себе: “Нет, это будет всегда”.

Бренность наших планов и надежд на определенный порядок жизни также очевиден. Могли бы вы сказать год назад или два года назад, что вы будете так жить? Часто люди очень удивляются, насколько сильно их нынешняя жизнь, различается с планами, которые они строили несколько лет назад. Бывает что это хорошо, а бывает что плохо.

Проблема нашего отношения к бренному – это упорное непонимание преходящей природы этого явления. Если мы примем сам факт того, что большинство своей жизни мы тратим на вещи, которые нам абсолютно будут бесполезны даже завтра, не говоря уже о годах спустя или других жизнях, мы сможем увидеть возможность жить иначе. Как раз эгоистичная жизни означает – “жить одним днем“, “живем один раз“, “надо все попробовать“.

Мы просто пытаемся имитировать вечную природу, строя что-то хоть на какое продолжительное время. Душа имеет вечную природу, и мы как-то пытаемся создать всё навечно, потому что это наша суть – быть вечными. Когда нам скажут: “Дом, который ты построишь, развалиться через месяц“, и это информация будет достоверна, то мы задумаемся о целесообразности такой деятельности. Но нам никто не говорит, о том что потраченная жизнь на постройку таких домов, не принесёт никаких плодов. Мы должны поддерживать своё материальное существование, ведь мы живем в материальном мире, но стараться строить большой замок, который мы потеряем через 40-60 лет, отдав на его постройку 30 лет. Не выглядит разумно.

“Что вы зовете Меня: «Господь, Господь», а не делаете того, что Я говорю? Я скажу вам, с кем можно сравнить того, кто приходит ко Мне, слушает Мои слова и исполняет их. Он похож на строителя дома, который выкопал глубоко и заложил фундамент на камне. Когда случилось наводнение и на дом обрушилась река, она не пошатнула его, потому что он был крепко построен. А того, кто слушает Мои слова и не исполняет их, можно сравнить с человеком, который построил дом на земле без фундамента. Как только река обрушилась на дом, он тут же рухнул, и падение его было великим.”
Евангелие от Матфея, 7:24-27

Все события нейтральны

Мы придаем окраску нейтральным событиям, воспринимая их своим умом, как нечто плохое ил нечто хорошее, только из-за отождествления себя с определенными материальными критериями, которые относяться к нашему телу: будь то принадлежность к определенной группе людей, обладание деньгами или собственная гордость.

Плохим человек считает то, что вредит его собственному “Я” – пропали его деньги или случилась беда с его родственником – это зло. Однако, чужие деньги, родственники и беды остаются для нас безразличными, потому что мы не считаем себя частью их, не отождествляем себя с ними. Так порой жена может отождествлять себя с деньгами мужа, также страдая по причине их отсутствия, но это всё проявления ума, иллюзия, которая ничего кроме страданий, в конечном счете не несёт. Двойственность, в этом случае, заключается в чрезмерной привязанности к материальным аспектам жизни, которые не имеют такой ценности, которой наделило их общество.

История о сбежавшей лошади

В одной деревне жил очень бедный старик, но ему завидовали даже цари, потому что у него был прекрасный белый конь. Цари назначали невероятные цены за коня, но старик всегда отвечал: “Этот конь – не просто конь, для меня он как человек. А как можно продать человека, друга”. Этот человек был беден, но коня не продавал.

Однажды утром он обнаружил, что коня нет в конюшне. Вся деревня собралась, и люди говорили: “Какой ты глупый! Мы знали, что коня когда-нибудь украдут. Надо было его продать. Какое несчастье!”

Старик сказал: “Не надо так говорить. Просто скажите, что коня нет в конюшне. Это факт, все остальное – суждения. Я не знаю, несчастье это или счастье, потому что это всего лишь эпизод. Кто знает, что будет дальше?”

Люди смеялись над стариком. Они всегда знали, что он не совсем в своем уме. Но спустя пятнадцать дней, ночью, конь вдруг вернулся. Его не украли, он просто убежал на волю и, мало того, он привел с собой дюжину диких лошадей.

Люди вновь собрались и сказали: “Старик, ты был прав. Это не было несчастьем, напротив, это оказалось счастьем”.

Старик сказал: “Вы опять заходите слишком далеко. Просто скажите, что конь вернулся… кто знает, счастье это или нет? Это только эпизод. Вы прочли одно слово в предложении, как вы можете судить обо всей книге?”

На этот раз люди ничего не сказали, но подумали, что он не прав. Как же, появилось двенадцать прекрасных лошадей!

У старика был единственный сын, который стал объезжать диких лошадей. Через неделю он упал с лошади и сломал ноги. Люди вновь собрались и стали судить. Они говорили: “Ты опять оказался прав! Это было несчастье. Твой единственный сын не может ходить, а ты такой старый, и он был твоей единственной опорой. Сейчас ты беднее прежнего”.

Старик сказал: “Вы одержимы суждениями. Не заходите так далеко. Просто скажите, что мой сын сломал ноги. Никто не знает, несчастье это или счастье. Жизнь состоит из событий, а увидеть все сразу вам не дано”.

Случилось так, что через несколько недель страна вступила в войну, и всех юношей деревни забрали в армию. Оставили только сына старика, потому что он был калекой. Вся деревня плакала, потому что страна потерпела поражение, и люди знали, что большинство юношей не вернется. Они пришли к старику и сказали: “Ты был прав, старик, это оказалось счастьем. Твой сын калека, но он с тобой. Наши сыновья ушли навсегда”.

Старик опять сказал: “Вы все судите и судите. Никто не знает! Скажите только, что ваших сыновей забрали в армию, а моего нет. Но только Бог, только мироздание знает, счастье это или несчастье”.

Двойственность человека

“Неожиданно вы понимаете, что всю свою жизнь вы только и делаете, что плывете по течению. Вы сохраняете присутствие духа, вам удается сводить концы с концами и неплохо выглядеть со стороны. Но в глубине души у вас сохраняется это периодически возникающее отчаянье, когда вы чувствуете, что все рушится. Вы в замешательстве, вы прекрасно это знаете, но великолепно скрываете. А между тем где-то глубоко внутри у вас возникает ощущение, что должен существовать какой-то иной образ жизни, что можно как-то иначе смотреть на мир, что есть какой-то Путь, позволяющий жить более полной жизнью.”
Гунаратана Хенепола

Проявления двойственности человека в мире разные, но все они вызваны умом. Ум делит всё на две категории: “это мне приятно“, “это мне неприятно“. Можно часто заметить, как под влиянием ума, человек действует не то что неразумно, а даже неадекватно. Под влиянием ума, человек совершает поступки, идет на поводу у низких побуждений, теряя всё хорошее, что он накопил своим трудом. В этом двойственность человека: хотеть одного, а делать другое. Всё это возникает от ума и его порождений: страха, желаний, иллюзий, стремлений, импульсов воображения. Иногда достаточно одной мысли или нескольких слов, чтобы человек забыл о своих обязанностях и совершил много ошибок.

Человек всегда стремится к счастью. И он также убегает от страданий. В этом также двойственность человека. Он не может ни бежать за счастьем и не может ни убегать от страданий. Потому что счастье – это хорошо, а страдания – плохо. Не в силах остановить эту погоню, человек никогда не сможет догнать счастье и убежать от страданий. Пока страдания гоняться за человеком, а счастье убегает, человек не сможет быть удовлетворен. Стоит остановить эту погоню и просто пойти навстречу страданиям, понимая что это последствия наших ошибок или заблуждений. Очень часто такие уроки помогают нам осознать многое. И в этот момент, счастье пойдет за нами.


Исходя из понимания того, что такое двойственность, нам следует понимать своё положение, нашу жизнь и действовать, так как нам следует действовать. Иногда мы стремимся быть чрезмерно духовными, забывая о своих обязанностях. Иногда чересчур стремимся к материальным наслаждениям и заработку денег, забывая о душе. Чрезмерный перекос в ту или иную сторону – это тоже проявление двойственности, поэтому разумным отношением к жизни будет такое отношение, при котором человек твердо осознаёт ценность духовной жизни, продолжая поддерживать свою материальную жизнь.

Полное посвящение себя материальной – просто пустая трата времени, так как мы уплатим своей жизнью то, что будет вскоре разрушено, при этом совершим бесчисленное количество плохих поступков ради того, что в какой-то момент прекратит нас касаться. По этой причине следует спокойнее относиться к преходящим радостям и печалям, что позволит человеку спокойно относиться к жизни, А это в свою очередь принесёт мир и покой в жизнь человека. Удачи.

Добавить комментарий

Ваш e-mail не будет опубликован.