Морально-нравственные качества, принципы и ценности человека

Морально-нравственные качества, принципы и ценности человека

Морально-нравственные качества – это те качества, которые соответствуют добродетельному осознанию мира и действий в нём. Морально-нравственные качества, как и принципы очень важны для каждого человека и общества в целом, так как именно такой регулятор способен избавить от множества бед: начиная от проявления дурных черт характера до вполне себе преступлений под влиянием аффекта. Несмотря на некоторые ограничения накладываемые этими принципами и качествами, следование им даёт возможность испытывать счастье не от чувственных наслаждений, а от самой жизни, своего внутреннего мира и покоя в сердце.

Умиротворение и покой достигаются только тогда, когда морально-нравственные культивируются человеком и заменяют различные негативные черте характера. Умиротворенность и покой базируются на восприятии мира и себя с определенной точки зрения, если в черте характера есть жадность – то человек будет обречен на беспокойный поиск все новых и новых благ, что не даст ему возможность ощутить покой. В то же время, щедрость, бескорыстие и отсутствие привязанности к материальным благам дают свободу, в рамках которой становится возможно по-настоящему ощутить волю, покой и счастье.

Морально-нравственные качества и принципы: список

Ведическая философия указывает на определенный список морально-нравственных качеств, которые предопределяют быть ли человек действовать в согласии со знанием или будет действовать исходя из своего материального сознания, стремящегося к грубым наслаждениям. В текстах часто приводятся списки морально-нравственных качеств, наиболее популярными являются перечни приведенные в Бхагавад-Гите:

Смирение, отсутствие тщеславия, отказ от насилия, терпение, простота; обращение к истинному духовному учителю; чистота, постоянство, самодисциплина; отказ от того, что приносит чувственное наслаждение; отсутствие ложного эго; понимание того, что рождение, смерть, старость и болезни — это зло; самоотречение, отсутствие привязанности к детям, жене, дому и т.д.; невозмутимость в счастье и горе; непоколебимая, безраздельная преданность Мне; стремление жить в уединенном месте, отстраненность от мирских людей, признание важности самоосознания и склонность к философскому поиску Абсолютной Истины — это Я объявляю знанием, а все прочее называю невежеством.

Бхагавад-Гита. 13.8-12

Верховный Господь сказал: Бесстрашие, очищение своего бытия, совершенствование в духовном знании, благотворительность, владение чувствами, совершение жертвоприношений, изучение Вед, совершение аскезы, простота, отказ от насилия, правдивость, негневливость, самоотречение, спокойствие, отсутствие стремления злословить, сострадание ко всем живым существам, отсутствие алчности, мягкость, скромность, решимость, целеустремленность, способность прощать, стойкость, чистота, отсутствие зависти и стремления к почестям — таковы, о сын Бхараты, божественные качества праведных людей, наделенных божественной природой.

Бхагавад-Гита. 16. 1-3.

Эти качества и отражают морально-нравственные качества, принципы и ценности в жизни человека, которые позволяют очистить своё сознание и достичь счастье не путем поиска наслаждений вовне, а путем поиска счастья внутри.

Как эти качества помогают в жизни? И почему они важны для счастливой жизни?

Правильное отношение к себе и другим

Качества смирения, сострадания, отказа от стремления к почёту, простота, скромность, способность прощать и мягкость дают возможность не испытывать страданий, который причиняют нам другие люди не выражая должное почтения, всячески задевая нас или ведя с нами не в соответствии с нашими представлениями. Такие качества лишают множества беспокойств, связанных с желанием казаться лучше всех и стремлением к почестям со стороны других.

Фактически, эти качества воплощают очень важный принцип независимости от мнения окружающих, воплощая этот принцип в куда большей степени, чем то же самое стремление, но через мысль: «Меня не должно волновать их мнение, потому что я – лучше». Смиренный подход делает человека по-настоящему независимым, так как причина смирения черпается в постоянном осознании своего положения, а не в попытках занять положение лучшего, хотя бы в своем уме. Некоторые люди всячески пытаются казаться лучше других и это достаточно распространено. Они могут делать это открыто или проявлять гордость внутри себя. Но общение с такими людьми часто заканчивается претензиями, обидами, недовольством, так как чувствительная гордость очень ранима к проявлению неуважения, пусть даже ненамеренного или случайного. В то же время смирение, терпение и простота не дают даже беспокоиться о таких вещах. Платон утверждал, что терпение не бывает смешным, и в действительности у людей терпение скорее вызывает приятное впечатление, нежели негативное. 

Способность прощать вообще является одним из самых важных качеств для зрелой личности, так как опыт, накопленный в результате общения, будет неизбежно указывать на наличие различных обид, претензий. Но чем более опытен человек и чем больше ситуаций он встречал в жизни, тем больше обид накапливается. В какой-то момент этого добра становится так много, что осознание привязанности к нему и эффекта, которое обиды накладывают на сознание, даёт возможность не только простить всех за прошлые прегрешения, но и не обижаться вовсе. Так как обида несет вред обиженному больше, чем обидчику.

Избавление от злонравия

Отказ от насилия, ложного эго, гнева, зависти, злословия, алчности, обиды – эти морально-нравственные качества спасают человека от тех поступков, которые приводят к опасным ситуациям и бедственным положениям. Например, насилие самоочевидно может привести человека к преступлению, также как гнев и зависть. Обида очень часто подталкивает на совершение преступлений различной степени тяжести, но за минутную злость порой приходится расплачиваться годами.

Злословие создает крайне негативную репутацию в достойном обществе, а в обычном кругу общения за неправильное слово можно быть и физически наказанным. Избавившись от алчности, зависти и гнева открывает возможность контролировать себя, свои поступки, действия и речь, что несомненно даёт возможность более полноценно претворять планы в жизнь. Жадность очень редко приводит к действительному обогащению, так как чрезмерное стремление заработать часто подталкивает на мошеннические или крайне рискованные схемы, пострадавшим в которых является обычно самый жадный. 

Завистливый человек не может иметь хороших друзей, так как постоянно будет испытывать дискомфорт при любых успехах других людей, что приведет либо к необходимости обесценить их достижения, либо как-то испортить им жизнь. Но зависть никогда не приводит к реальным действиям, которые позволили бы изменить свою жизнь. Эти качества спасают от различных негативных реакций со стороны общества, позволяют посторожить хорошие отношения и обрести контроль над собой и своими действиями.

Способность реализовать себя и достигать целей

Чистота, постоянство, самодисциплина, бесстрашие, правдивость, самоотречение, решимость, целеустремленность – эти морально-нравственные качества дают возможность полностью проявить свою природу и достигать поставленные цели несмотря на трудность.

Рекомендуем также эту статью:  Правильное отношение к людям, миру и живым существам.

Чистота, как известно, даёт здоровье не только физическое, но и ментальное. Когда пространство внутри и снаружи захламлено действовать свободно крайне трудно. Генеральная уборка является одним из самых распространенных и действенных психологических техник. Постоянство является вообще одним из ключевых условий для достижения успеха и получения навыков, так как без постоянства все попытки человека что-то изменить будут тщетны: хаотичные попытки что-то изменить будут потрачены на то, чтобы сделать все сразу одним махом, но это практически всегда невозможно. Постоянство – это ежедневная выработка навыков и привычек. Если мы пропускаем несколько дней, то нам придется не только восполнять пробел, но и прилагать усилия для того, чтобы снова вернуться в поток деятельности. Просто устоять на пути практики намного легче в глобальном смысле, чем прилагать усилия к тому, чтобы вставать после каждого падения.

Победа над трудностями и препятствиями

Бесстрашие, правдивость, невозмутимость, самоотречение и решимость позволяют полностью и безоговорочно ставить цели, которые идут из сердца, из самой природы. Вне зависимости от внешних обстоятельств, от мнения окружающих, от нынешнего положения. Серьезное стремление в достижении правильной цели приводит к триумфальному успеху, но без этих качеств достичь целей крайне трудно.

Если человек испытывать страх – он будет сомневаться, а пока он сомневается, он не будет действовать. Бесстрашие даёт возможность не испытывать страх и избавиться от сомнений, что так важно, когда речь заходит о серьезных целях. Правдивость даёт способность не отказываться от своих целей под влияние мнения окружающих или каких-то сомнений. Честность с самим собой и другими людьми даёт возможность сохранять себя в самом себе в чистом виде, не поддаваясь на попытки общества подменять конкретную личность под себя.

Самоотречение позволяет игнорировать ощущение трудностей и лишений, не давая испытывать страдания от неприятных событий. Это постоянное абстрагирование от ощущения трудностей, боли, страхов и слабостей. Такое качество позволяет добиваться желаемого даже тогда, когда казалось бы идти дальше уже невозможно. И именно абстрагирование от большинства негативных факторов позволяет безапелляционно действовать в согласии с собственной волей. Влияние решимость тут самоочевидно – с неё начинается путь, решимостью путь продвигается и ею приходит к завершению. Решимость – это импульс, который снова и снова толкает вперед, без оглядки на препятствия, а именно это необходимо для постоянного преодоления препятствий.

Успех на духовном пути

Отсутствие привязанностей, обращение к истинному духовному учителю, признание важности самоосознания и поиска Абсолютной истины, преданность Верховному Господу – эти морально-нравственные принципы являются основополагающими для духовного пути человека, Пути осознания себя вечной душой, которая трансцендентна по отношению к материальному миру. Душа не умирает и живёт вечно, полна блаженства и абсолютного знания. Такой путь является высшим путём для каждого разумного человека, так как позволяет достичь высшей цели жизни – достижение духовного рая, находящегося за пределами материального мира.

Остальные качества и принципы такие как изучение вед, совершение благотворительности, жертвоприношений и аскез, стремление жить в уединенном месте и другие – это важные принципы ведической философии, которые позволяют достичь разнообразных целей: знаний, хорошей кармы, возможности исполнить дхарму, освобождение, очищение сознания, достижение счастья и т.д. Но эти же принципы применимы и для всех людей, которые хотят достичь счастья, так как законы кармы и дхармы универсальны и работают вне зависимости от того верит в них человек или нет, подобно тому, как работает закон физики: кто-то может его отрицать, но пойти против него никто не в силах.

Морально-нравственные ценности

Морально-нравственные ценности заключаются в признании определенных принципов выше по приоритету какой-либо выгоды или наслаждений. Для некоторых людей такие ценности заключаются в знании и следовании истине, для некоторых в общественном благе, а для некоторых в собственной чести и достоинстве. На самом деле, для многих людей существуют присущие им морально-нравственные ценности, следуя которым они и двигаются по жизни, достигая своих целей. Ведь без таких ценностей, жизнь человека скатывается в простое потребительство ресурсов для удовлетворения своих чувств. Морально-нравственные ценности складываются из психофизической природы, а также влияния культуры общества, в котором живет конкретная личность.

Универсальные морально-нравственные ценности заключаются в следовании духу доброты, бескорыстия, достоинства, честности, праведности и благочестивому образу действий. Сама доброта лежит в основе природе людей, так как мы склонны бескорыстно помогать другим и не склонны беспричинно доставлять другим беспокойства. На совершение зла необходимы причины, а на совершение добрых поступков их не требуется. Морально-нравственные ценности лежат в основе сознания людей, но совершение зла имеет под собой причину сильного влияния стремления наслаждаться материальными объектами или отношением других людей. Именно под влияние желаний совершается зло. Зло также может совершаться исходя из негативного опыта, который накладывает отпечаток лишающий возможности действовать искренне благим образом. Поэтому мы должны нести ответственность за свои поступки таким образом, что не только самим не совершить зло, но и не подтолкнуть на это других.

Универсальные ценности

Универсальными морально-нравственным ценностями будут сострадание, честность, доброта, стремление помочь другим, искренне осознание себя. Руководствуясь желанием сделать лучше нам всегда следует иметь в виду принцип: «faut cultiver son jardin» – возделывать свой сад. Это означает, что первым делом мы должны искать недостатки в себе и создать внутри себя процветающий сад, лишенный сорняков, паразитов, земля в котором плодородна, а деревья щедро плодоносят. Посвящая время собственному совершенству мы получаем возможность учить других наилучшим способом – собственным примером.

Следование духу морально-нравственных принципов, качеств и ценностей приводит к свободе от низшего, материального сознания, которое стремится удовлетворить корыстные желания. Следуя принципам перед нами открывается возможность смотреть на мир не глазами жертвы или охотника, а Человека, который волен распоряжаться своей жизнью в правильном русле, испытывая счастья не от конкретных событий, а от самой жизни в самых разнообразных её проявлениях.

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован.