Виды аскез: духовная и материальная. Аскеза тела, ума и речи.
Виды аскез
Аскеза – это способность переносить добровольные лишения, ради достижения цели, духовного роста или очищения сознания. Виды аскез определяются в зависимости от того, перенесена она ради достижения материального или духовного прогресса. Если человек совершают аскезу ради материальных наслаждений, славы, почёта или обретения сверхспособностей, то такая аскеза считается материальной, бренной. Аскеза совершенная ради укрепления веры и преодоления препятствий на духовному пути, посвященная Всевышнему является духовной, вечной аскезой.
Аскезы бывают следующих видов:
Эти виды аскез [ума, речи и тела], совершаемые человеком, который обладает трансцендентной верой, не стремится к материальным благам и действует ради удовлетворения Всевышнего, называют тапасьей в гуне благости.
Бхагават-Гита. 17.17-19.
Аскеза, совершаемая из гордости, ради того, чтобы заслужить почет, уважение и стать для окружающих объектом поклонения, является тапасьей в гуне страсти. Такая аскеза не может быть постоянной и длиться долго.
Аскеза, совершаемая по глупости, сопровождаемая самоистязанием либо направленная на то, чтобы принести страдания или гибель другим, является тапасьей в гуне невежества.
Какие аскезы следует совершать?
В Бхагавад-Гите описываются аскезы тела, ума и речи. Совершение таких аскез благоприятно сказывается как на духовном прогрессе человека, так и на способности контролировать собственные чувства и эмоции, оставляя ум умиротворенным.
Aскезой для тела является поклонение Верховному Господу, брахманам, духовному учителю и старшим, например отцу и матери, а также чистота, прямота, целомудрие и ненасилие.
Aскеза речи состоит в том, чтобы говорить людям слова правдивые, приятные, направленные на благо и не вызывающие у людей беспокойств, а также регулярно изучать ведические писания.
Удовлетворенность, простота, сдержанность, самообладание и очищение сознания называются аскезой ума.
Бхагавад-Гита. 17.14-16.
Для чего совершаются разные виды аскез?
Разные виды аскез совершаются для достижения плодов аскезы. Естественными плодами аскез являются обретение могущества, для изменения судьбы, и очищение, для избавления от последствий греховных поступков. Могущество предстает в разных видах: аскеза может дать сильный характера, который проявляется постоянно; в виде некой силы, которая вмешивается в некоторые события и меняет их или в виде исполнения желаний. Очищение же позволяет избавиться от прошлых ошибок, которые заставляют человека страдать. Например, некоторые виды экадаши способы освободить от греха убийства брахмана, отца или духовного учителя. Эти виды убийства являются самыми большими грехами, но экадаши освобождает от них.
От жертвоприношений, благотворительности и аскезы нельзя отказываться, ибо они очищают даже великие души.
Бхагавад-гита. 18.5.
Рассматривая духовную сторону человеческой жизни, аскеза является обязательной для счастливой жизни. Многие люди не любят ограничения, которые мешают им наслаждаться. Но если мы не будем иметь каких-то регулирующих принципов, мы станем рабами своих чувств. Игнорирование аскез одним человеком или обществом в целом, ведет к вынужденной аскезе. Добровольная аскеза даёт плоды, а вынужденная нет. Вынужденная аскеза — это разорение, болезни, катастрофы, разрывы отношений, все бедствия материальной жизни. Таким образом жизнь показывает людям, что они идут неправильным путем.
Правильные аскезы дают не только искупление плохой кармы, могущество и исполнение желаний, но и духовное благо, на котором и будет строиться возможность не сбиваться по духовному пути. Это божественная аскеза. Аскезы только ради материальных желаний, которые не являются греховными, не являются чем-то плохим, ведь аскеза – это благочестивый способ исполнить своё желание. Такая аскеза скорее нейтральна: ни хорошая, ни плохая. И аскеза совершаемая для вреда других, с чрезмерными нагрузками, связанная с самоистязанием — это однозначно плохая аскеза.
Виды аскез: божественная, демоническая, невежественная
Тапа-дивьям – божественная аскеза
Божественная аскеза имеет духовную природу, она направлена на получение вечного блага. Такие аскезы совершали возвышенные души, для удовлетворения Верховной Личности Бога. Так совсем юный Дхрува Махарадж [4 песнь, 8 глава Шримад Бхагаватам], совершил такую божественную аскезу, в результате которой добился высшей цели, огромного могущества и всего чего он хотел. «Дхрува» переводится как «решительный», и для достижения любой цели, в том числе и совершения аскезы, необходима сильная решительность. Дхрува Махарадж не только добился того чего он хотел, но и получил вечное духовное царство — Дхуравалоку.
Божественная аскеза имеет непреходящие, вечные плоды. Совершать такую аскезу значит посвящать её Богу. Делать её для удовлетворения Бога, а не достижения могущества. Духовная аскеза намного превосходит материальную, так как её плоды вечны, и человек их не потеряет никогда. «На ча дайват парам балам» – Никто не превзойдет трансцендентную силу. В результате такой аскезы, мы можем получить божественные качества и свободу от материального плена.
Демоническая аскеза
Назвать материальную аскезу демонической – значит вспомнить что все демоны совершали аскезу именно с целью обретения материального могущества: Равана, Хираньякашипу, Хираньякша. Совершать материальную аскезу – значит ограничивать себя не для продвижения по духовному пути или для блага других живых существ, а для собственной выгоды. Причем от нейтральной аскезы, результатом которой также становится изменение судьбы в лучшую сторону, например возможность изменить судьбу так, чтобы найти подходящего партнера, демоническая аскеза взращивает в человеке такое могущество, которое заставляет его деградировать. Конечными плодами такой аскезы будут демонические качества: гнев, гордыня, тщеславие.
Тот, кто совершает суровую аскезу, не рекомендованную в священных писаниях, делая это из гордости или эгоизма; тех, кем движут вожделение и привязанность, кто по глупости истязает свое материальное тело и находящуюся в нем Сверхдушу, называют демонами
Бхагавад-Гита. Глава 17, 5-6 стих.
«Я самый аскетичный аскет и владею сиддхами, все должны поклонятся мне, я совершенный мистик. Моё могущество не знает границ, и если кто-то пойдет против моей воли, я прокляну его своими мистическими возможностями и он пожалеет об этом«. Такое умонастроение встречается часто и у демонов и йогов-мистиков. Такая форма проведения аскезы не принесет блага, а только поспособствует деградации личности. Правильная аскеза продвигает человека на духовном пути и дает ему божественные качества: смирение, спокойствие и терпение.
Такая аскеза направлена на удовлетворение материальных чувств. Бхактивинода Тхакур пишет что Бог исполняет желания как благочестивые и духовные, так и греховные и материальные. Однако первые ведут к освобождению, а вторые к рабству. Первые очищают живое существо и приводят к вратам рая, а вторые порабощают его, заставляя совершать всё более неприглядные поступки, которые приведут человека в ад.
Невежественная аскеза
Аскеза в гуне невежества – это аскеза направленная на причинение вреда другим; аскеза совершаемая без знания, то есть выдуманная; аскеза в процессе которой наносятся увечья самому себе.
Причинение вреда другим с помощью силы аскезы – темная магия. В Ведах часто встречается описание существ, которые получили могущество путем аскезы и используют его в очень низких целях, но их дальнейшая судьба очень печальна – они попадают в ад или становятся низшими существами. Такими существами в ведическом эпосе являются: ведьмы, ракшасы, якшасы, призраки и прочие демоны.
Аскеза, в процессе которой происходит нанесение увечья себе, также является аскезой в гуне невежества. Поскольку в нас живет частичка Бога, то причиняя себе боль, мы также причиняем боль и этой частице, что является оскорблением. Если мы подходим к человеку и начинаем тыкать в него иголкой — это никто не воспримет хорошо.
Выдуманная аскеза ведёт к нарушению дхармы. Когда аскеза совершается без знания или в неподходящее время, нарушается дхарма и в том обществе где совершаются подобные аскезы, начинаются большие проблемы.
История о Господе Рамачандре и аскете-шудре
Некий брахман пришел к Господу Рамачандре с жалобой. Он жаловался на то, что его сын умер раньше него, и винил в этом государя Айодхьи:
«О царь, Законы природы нарушаются в Твоем царстве. Это значит, что кто-то в Твоем царстве поступает вопреки дхарме, и ответственность за это лежит на Тебе».В то время во дворце Господа Рамачандры гостил Нарада Муни. Опечаленный Рама позвал Нараду и спросил его совета. Нарада ненадолго задумался, а потом вынес свой приговор: «Причина гибели мальчика в том, что кто-то в Твоем царстве вопреки дхарме пытается постичь то, что ему не положено знать».
Недолго думая Рамачандра отправился на поиски преступника. Через какое-то время Он пришел на опушку леса и увидел человека низкого происхождения, который висел на дереве вниз головой. «Что ты делаешь, о шудра?»,- спросил Бхагаван.— Разве Ты не видишь? Я совершаю тапасью, чтобы обрести силы и добиться бессмертия.
— А есть ли у тебя учитель?
— Зачем мне учитель? У меня у самого голова на плечах.
— Похоже, что именно в этом твоя беда, — сказал Рамачандра и с этими словами отрубил шудре голову.Шудра пытался делать то, на что не имел права: в Трета-югу шудры не должны были совершать аскезу, тем более без указания гуру — слишком велик был риск того, что они злоупотребят обретенной силой.
В Сатья-югу аскезу имели право совершать только брахманы.
В Трета-югу аскеза стала также привилегией царей.
В Двапара-югу аскеза стала доступной даже вайшьям.
В Кали-югу любой может совершать аскезу, повторяя Святое Имя.
Совершение аскезы для духовного пути – необходимо. Аскеза не только дает силы, но и очищает живое существо, позволяя ему двигаться дальше по пути. Правильное совершение аскез ведет к обузданию ума, контролю над собой, получению мистических сил и исполнению духовных желаний, но неправильная аскеза приведет к падению на духовном пути. Не стоит отказываться от исполнения аскезы, потому что она слишком обременительна или боясь совершить ошибку.
Тот, кто отказывается выполнять свой долг из-за того, что это слишком обременительно, или из страха, отрекается от него под влиянием под влиянием гуны страсти. Поступая так, он никогда не обретет подлинного плода отрешенности.
Бхагавад-гита. 18 глава, 8 стих.
Различные виды аскез приносят различные результаты, но все они ведут к благу, благодаря которому человек способен заслуженно наслаждаться своей жизнью.
Для чего совершать аскезы в повседневной жизни и стоит ли их совершать каждодневно? Как меняется сознание того, кто совершает аскезы постоянно?
Совершать различные виды аскез в повседневной жизни стоит для того, чтобы ум не привыкал к наслаждениям, а добровольное принятие страданий значительно снижает уровень потребности в наслаждениях и делает с одной стороны человека независимым от внешних источников удовольствия, а с другой стороны страдания и переживания воспринимаются легче. Через аскезы становится возможно контролировать свои чувства и мысли, что важно как в духовной жизни, так и в повседневной