Невежество человека – значение силы, разрушающей жизнь человека.

Невежество человека – значение силы, разрушающей жизнь человека.

Невежество лишает рассудка.

Каким образом невежество человека лишает его рассудка и вынуждается его совершать действия, которые приводят человека к деградации?

Решимость, которая не может избавить человека от сновидений, страха, скорби, подавленности и иллюзий, – такая решимость, лишенная рассудительности, о сын Притхи, относится к гуне тьмы.

Бхагавад-гита. 18.35.

Невежество лишает человека разума, путем внушения ему определенных идеи. Вообще “невежественный” и представляется как человек, который обладает сомнительными идеями, которые далеки от истины, также может означать человека, глупость которого доходит до полной безыдейности.

Невежество человека заставляется его думать определенным образом, больше похожим на образ мышления животного, ведь человека в таком образе жизни интересует всего лишь несколько вещей – те же самые, что интересуют и животное. А именно: еда, сон, секс, развлечения и защита. Эти пять видов деятельности, преследует человек, который погружен в невежество. Других целей у такого человека нет.

Невежество приводит человека к решительному стремлению наслаждаться этими пятью видами деятельности, не смотря на остальные вещи. Труд, исполнение обязанностей, работа на собой и прочие вещи, стоящие между человеком и его наслаждениями, невежественный человек предпочитает избегать или игнорировать. Так получается образ действий, при котором человек с одной стороны отказывается от действительно важных вещей, ради удовольствий, а с другой не имеет в себе силы действовать под влиянием невежества, которое отвлекает его от целостного труда, привлекая его к мимолетным удовольствиям.

Привязанность к невежеству означает страх потерять объект привязанности. Пусть та область, к которой человек привязан приносит ему неимоверные страдания. Однако, ему кажется что это единственно возможный путь и потеряв его, найти замену будет крайне затруднительно. Привязанность к комфорту является такой привязанностью. Ведь желание наслаждаться течением невежества, уносящим разум в пространство “удобного“, но зачастую абсолютно неконтролируемого и слабого, состояния, кажется простым способом отвлечься от реальности. Возвращаясь же в реальность, обнаруживается склад проблем: начиная от предстоящей контрольной в школе и заканчивая бессмысленно прожитой жизнью.

Невежество для духовной жизни необходимо для отвращения от бессознательного состояния жизни и привязанности к тому, что забирает у человека возможность идти по Пути. Вкусив первый плод духовной жизни, человек, оборачиваясь, обнаруживает что прошлая жизнь была полным невежеством и вернувшись в неё хоть на миг, понимает что к такому уровню жизни он возвращаться не хочет. Это естественное стремление.

Как выглядит невежество?

Невежество не всегда легко различить, так как множество видов привлекательной для человека деятельности скрывают в себе плоды этого самого невежества. Для точного знания о невежестве, необходимо определить плоды невежества, которые возникают во время и после такой деятельности. “Знание – сила, неведение – блаженство”. Стремление к разному рода материальному блаженству – это невежество, а сам процесс наслаждения порождает:

1) Слабость разума. Невозможно встретить человека, который способен ясно размышлять после того как переел, выпил спиртные напитки или занялся сексом. Даже после того, как человек поиграл в разного рода игры, его разум всё ещё нельзя назвать разным, это можно заметить на собственном опыте.

2) Лень и стремление вернуться в это состояние. Из невежества трудно выбраться каким-то легким способом именно потому что нам не сильно хочется выходить оттуда. Возможно, нас выводит из этой тьмы наша собственная совесть, кто-то другой или желание стать лучше. Это трудные пути, просто потому что в нас есть желание наслаждаться развлечениями, едой, половыми отношениями. А также полностью пропадает желание трудиться как духовно, так и физически.

3) Раздражительность и ненависть к объектам препятствующим процессу наслаждения. Это могут быть другие люди, обстоятельства или какие-то правила, но ненависть всей душой к препятствиям, которые так мешают нашим “высоким” порывам – это признак невежественной деятельности. В страсти – это выглядит как активное устранение препятствий, но так как невежество забирает разум и возможность активно действовать – человеку ничего не остается как быть недовольным и тихо ненавидеть всё вокруг.

4) Неконтролируемое стремление к этой деятельности и чувство усталости. Можно заметить что после тренировки или активного дня усталость приходит намного слабее, чем после целого дня отдыха. Даже после похода в кинотеатр или ресторан нам необходим отдых. Усталость после отдыха – это парадоксальная глупость, которой следуют многие люди. Также, вы можете хотеть избавиться, например от вредной привычке или иного времяпрепровождения, хотите, как часто говорится “начать новую жизнь”, но вас тянет назад – признак невежественной деятельности.

Решимость невежества

Решимость человека, погруженного в невежество заключается в одном – в возможности и дальше наслаждаться тем образом жизни. Часто это аффективное состояние, в котором человек находится после или во время такой деятельности. Попытайтесь оторвать человека от развлечений, и вы увидите полное отсутствие разума и агрессию. Решимость человека, посвятившего себя невежеству заключается в сохранении такого состояния, такой стагнации. Иначе говоря – это привязанность к собственному комфорту.

Для людей в которых есть невежество – защита своей возможности деградировать будет святой обязанностью. Для людей в которых много энергии, “зона комфорта” – будет врагом номер один. Раджас предпочтительнее тамаса. Поэтому отказываться от определенной деятельности, ради возможности сохранять свой покой, без понимания различия между тамасом и саттвой, не стоит. Скорее всего, это просто возможность сохранять своё равновесие комфорта, а не глубокого внутреннего покоя и состояния полной удовлетворенности. Даже в состоянии внутреннего мира и для деятельности находится место.

Невежество однозначно не даёт возможности заниматься духовной практикой. Умонастроение и способность сохранять чистый разум отсутствуют при определенном количестве невежества в человеке. Если я больше хочу больше поспать или поиграть, чем заняться медитацией – то шанс моей медитации колеблется от 1 до 5 процентов. Такая непостоянная практика, в конечном итоге, не приносит плодов и является простой пустой тратой времени. Серьезность заключается в способности отказываться от того, что ведет к деградации, ради своего счастья.

Через внутренний труд и контроль добиться счастья легко и в этом и заключается свобода – в способности заниматься тем, что приносит хорошие плоды. Однако инертная жизнь не приносит ничего, кроме страданий, так как обязывает нас защищать свою собственную слабость, которую все замечают в нас.


Несмотря на то, что избавиться от невежества достаточно трудно, это сделать всё же возможно. Да, наслаждения приятны, а работа трудна, однако человеку не стоит поддаваться на провокации его ума и твердо решить отказаться от невежества и начать действительно жить. В таком важном вопросе, как борьба с невежеством, человеку не стоит проявлять излишнюю гордость, ведь этот вопрос слишком важен для того, что человек мог рассчитывать исключительно на свои силы. Это требует и помощи со стороны, причем людей опытных и мудрых, которые на своём примере могли бы показать человеку, что существует действительно более счастливая жизнь, нежели жизнь в невежестве. А для того, чтобы дойти до такой жизни, человеку стоит потрудиться и много работать над собой и своим образом действий. Однако это того стоит. Удачи.

Добавить комментарий

Ваш e-mail не будет опубликован.