Жадность всякому горю начало. Бесконечный грех человека.

Жадность всякому горю начало. Бесконечный грех человека.

Жадность человека невозможно удовлетворить

Жадность человека невозможно удовлетворить, так как она будет постоянно ставить все новые и новые границы своего удовлетворения, которым не будет конца.

Они [демоны] убежденны, что главное для человека – услаждать свои чувства. Поэтому их до конца дней преследуют бесчисленные тревоги. Связанные путами сотен желаний, снедаемые вожделением и гневом, они неправедными путями добывают деньги на чувственные наслаждения.

Бхагавад-Гита. 16. 11-12.

Жадность всякому горю начало

Для человека жадность – очень опасное явление, так как ставит под вопрос саму сущность человека. В тот момент, когда жадность вынуждает человека жертвовать принципами и нормами морали ради приобретения каких-либо материальных благ – она становится тем катализатором, который постепенно превращает человека в животное, цель жизни которого удовольствия и безопасность, а главное зло для которого что-то потерять.

Жадность заключается не только в стремлении приобретать и обладать вещами, деньгами или иными материальными объектами, но и в стремлении тотально контролировать их. Человек начинает беспокоиться о своих богатствах, думать о них и беспокоиться. Такой образ мышления зацикливает человека. Это, в свою очередь, заставляет видеть человека только негатив связанный с материальными объектами. Так, человеку может казаться что все вокруг хотят завладеть его деньгами, а потом ему необходимо защититься, построив гигантские крепостные стены вокруг дома, установив решетки, а ещё лучше завести бешенную собаку во двор.

Жадность проявляется и в отношении человека к другим людям, а так же к тому, чем они обладают. Жадный человек не только будет стремиться “обладать” другим человеком, то есть контролировать его и ревновать к другим, посягая на его свободу, тем самым ограничивая его свободу, но и будет претендовать на его внутреннюю жизнь, обижаясь и гневаясь за несоответствие его мысли и мысли другого человека. То есть, жадный человек будет стремится обладать другим человеком в формате: “Думай как я, делай как я, будь моим, ты – моя собственность, поступай так, как хочу я”. Это все приводит к, действительно, ядовитым и крайне негативным формам отношений между людьми.

Таким образом, жадность вредит как самому человеку, так и отношению человека к другим людям. И в делах и в отношениях с другими, жадный человек будет страдать от бесконечных беспокойств и стремления всё контролировать. Жадность – это проявление невежества человека и его крайней степени непонимания мира и других людей, ведь посягать на свободу человека отказывается сам Бог, давая человеку свободу выбора. Ограничивать другого, свободного человека, манипулируя им, означает ставить себя выше Того, кто не может претендовать на свободу другого. Это очень опасное явление ведущее исключительно к страданию человека.

Духовная жадность

Если материальная жадность, относящаяся к объектам вполне понятна и знакома каждому человека, так как, чаще всего, она очень очевидна, то духовная жадность имеет ещё более опасную, но куда более скрытую природу. Духовная жадность заключается в осознании своего превосходства и нежелании делиться им с другим человеком, который способен к прогрессу. То есть, в таком случае, для человека знания и собственное совершенство является инструментом, который позволяет превосходить другого человека, иногда даже манипулировать и управлять им. Это приобретает неявные и тонкие формы, ведь и человек, обладающий знанием, себя может обманывать, а другой может этого и не понимать. Но суть в том, что духовные знания не могут принадлежать одному человеку, а должны передаваться по мере возможности, ради помощи другим, а не ради тщеславия.

Я узнал что-то, но делиться с другими я не буду, так как пока я один знаю что-то, я выше остальных. Это моя привилегия“. Это жадность и она порождает гордость. Также и в материальном мире, мы не склонны делиться тем, чем хотим наслаждаться сами. Будь это деньги, почет или положение, мы так просто этим не поделимся. Неспособность отдавать другим, то что заработано трудом, неспособность заниматься благотворительностью – это жадность. Когда мы действуем только для себя, нам невыносимо трудно отдавать другим. В Бхагавад-гите сказано[5.12]:

Душа, непоколебимо преданна Мне, обретает истинный мир и покой, ибо отдает Мне все плоды своего труда. Тому же, кто не находится в союзе со Всевышним, кто движим желанием наслаждаться плодами своего труда, уготовано рабство.

Но если мы не отдаем плоды труда, а оставляем их себе, что происходит? Мы ими наслаждаемся, тогда мы привязываемся к ним и это вызывает много проблем. Мы хотим больше и больше, появляются тревоги, связанные с нехваткой чувственного наслаждения, зависть, когда у кого-то этих наслаждений больше. Много чего, но когда мы посвящаем плоды нашего труда кому-то, отдаем их и не привязываемся, как можем мы беспокоиться о них? Мы действуем из чувства долга и любви, тогда наступает мир и покой. Когда мы беспокоимся только о себе или только о своей семье – это вызывает много беспокойств.

Но щедрость в расчете на получение прибыли или сделанная напоказ, это не щедрость, это инвестиция в свой почет или возможность насладиться плодами благотворительности в будущем. Тогда как бескорыстие покоряет сердца. Человек, для которого искренне что-то сделали, чувствует себя обязанным и желает отблагодарить хоть как-то. Однако, корыстная помощь не приносит ничего хорошего – так мы растим паразитов.

Тревоги

Самым большим плодом жадности являются тревоги. Жадность в конечном счете это получение способности наслаждаться.

Иногда обусловленную душу манят желтые испражнения, которые называются золотом, и она готова бежать за ними на край света. Золото – это символ материального богатства, а также причина вражды между людьми. Тех, чей ум охвачен гуной страсти, привлекает цвет золота, и они охотятся за ним, подобно тому как человек, которому холодно в лесу, бежит за мерцающим на болоте огоньком, думая, что это костер

Шримад-Бхагаватам 5.14.7

Так в погоне за наслаждением, которое можно получить с помощью богатства, живое существо готово преступать все моральные принципы, обманывая, воруя или просто зарабатывая нечестным путем. Каждый человек имеет определенный уровень жизни, который позволяет наслаждаться. Есть много еды, комфорт, украшения, путешествия и люди не готовы отказываться от этих благ, не понимая что эти так называемые блага, ставят их в зависимость и ведут к страданиям.

Если лишить человека возможности наслаждаться, он готов будет совершить любое зло, лишь бы иметь возможность вернуть себе эти наслаждения. Тревога, возникающая от мысли ухудшения уровня жизни, заставляет человека трудится подобно ослу, терпя всяческие унижения от всех людей. Он готов заниматься самой низкой и порочной деятельностью, лишь бы несколько мгновений насладиться плодами своего труда. Такая жизнь ведет к рабству, а конец жизни будет похож на ад, так как возможности удовлетворять, все более увеличивающиеся, потребности не будет.

Одержимость и вражда

Конечным плодом жадности является удовольствие. Оно может быть более грубым или более тонким. Наслаждаться можно и положением и количеством заработка и почетом. Но жадность рождает неудовлетворенность, которая находясь в гуне страсти, заставляет человека действовать. И в лучшем случае, что редко встречается, это деятельность будет выгодна всем. Но что чаще всего встречается, легче просто отобрать что-то или присвоить себе. Так бесконечное желание наслаждаться плодами своей деятельности ведет к нарушению моральных и религиозных принципов.

Когда есть два брата царевича, которые правят страной вместе, но один из них жадный – результатом этого будет убийство. Так и Махабхарата повествует об этом. Царь Дурьодхана хотел править всем, он не был удовлетворен половиной, но когда добродетельный и щедрый царь Юдхишхира попросил у него несколько деревень, чтобы избежать войны и найти компромисс, Дурьодхана отказался. Итог – он потерпел поражение. Вообще Махабхарата итогом своим – затоплением Двараки, показывает что все материальное подлежит полному уничтожению, каким бы величественным оно не было. И небольшой миг наслаждения материальным, не стоит того, чтобы нарушать религиозные принципы.

Одержимость порождается привязанностью. Навязчивая идея полностью обладать одним предметом или человеком называется ревностью, которая приносит очень много беспокойств окружающим, но больше всего она приносит страданий самому ревнивцу. Так по любому поводу его день может быть испорчен, а его отношения будут всегда висеть на волоске. Одержимость это крайняя степень привязанности, которая всегда ведет к страданиям. “Моё должно быть моим и это нормально” – наслаждения от этого нет.

Жадность между людьми, в конечном итоге, приводит либо к вражде, либо к унижению, либо к разрыву отношений. Жадность это не то качество, которое нужно культивировать, хотя бы потому что у жадного человека все меряется в деньгах и возможностью наслаждаться. А это не жизнь.

Бесконечность жадности

Когда человек, одолеваемый голодом и жаждой, принимает пищу, его сильное желание есть ослабевает. Подобно этому, разгневанный человек может успокоиться, наказав и отругав того, кто его разгневал. Но одержимый жадностью, даже покорив все страны света и изведав все мирские наслаждения, все равно не будет удовлетворен.

Шримад-Бхагаватам. 5.15.20.

Жадность – это единственный порок, который не может быть удовлетворен. Вожделение можно удовлетворить на время, когда человек может отдохнуть от него, гордыню удовлетворить можно почетом. Но жадность невозможно остановить. Это все более увеличивающееся потребность в больших наслаждениях: в большем почете, в больших заработках, в больших амбициях. “Я не могу остановиться, мне мало”. Жадность подобна лесному пожару, чем больше деревьев огонь поглощает, тем больше он становится.

Жадность это качество демонов, и они претендуют на титул Всевышнего. Потому что быть просто повелителем мира им мало. Они хотят быть повелителем всего. Так все демоны, которые были побеждены Верховной Личностью Бога или Его экспансиями, всегда хотели стать Богом. Само желание стать Богом означает демонических масштабов гордость и жадность. Одного такого желания хватает чтобы остановить на всю жизнь духовный путь.

Нет надежды на то, что амбициозный до жадности человек, не захочет ещё большего, а потому он очень опасен. В своем желании обладать, наслаждаться или повелевать, такой человек может нарушить все правила и обещания. Если мы посвящаем свои амбиции благородным, полезным или духовным делам, тогда это называется “сваргйам” – ведущее в рай.

Щедрость

Щедрость имеет только один недостаток, который для разумного человека является скорее преимуществом. Это меньшее количество наслаждений. Хотя и это можно оспорить, так как благотворительность вознаграждается в будущем. Щедрый человек меньше наслаждается, но у него нет врагов, он спокоен, счастлив и богат. “Не оскудеет рука дающего”.

Дающий нищему не обеднеет; а кто закрывает глаза свои от него, на том много проклятий.

Притчи. 28:27

Помогать тем, кто имеет меньше – это долг цивилизованного человека. Если мы заботимся только о своих насаждениях, то чем мы отличаемся от животного. Некоторые животные настолько жадные, что если им положить слишком много еды, они умрут от переедания. Так бывает и с человеком. Щедрость – обязанность разумного человека. Если у меня есть что-то ценное, я должен этим поделиться, иначе появится страдание, в виде привязанности. Высшей благотворительностью является посвящение плодов своего труда Богу. Бог принимает не плоды – их он оставляет, а ту любовь и преданность, с которыми они подносятся.

Только один недостаток – меньше наслаждений. Но сколько преимуществ? Сосчитать их нельзя. Один гостеприимный прием и враг становится другом. А иметь хорошего друга, это лучше чем убить врага. Итак, щедрый человек одерживает победу без боя, да ещё и союзников привлекает. Чаще всего, в материальном мире постоянное состояние войны, вызвано в первую очередь жадностью, а щедрость создает мир.


В итоге жадность – это просто огромное желание наслаждений. Но так как желание наслаждаться всегда растет, вместе с этим растет и жадность. И она не имеет никаких последствий, кроме рабства, одиночества, ненависти и неудовлетворенности. Быть щедрым куда выгоднее. В конце-концов, жадного человека невозможно представить по-настоящему счастливым, но образ щедрого человека – это образ счастливого человека. Хоть сама жадность и находится в гуне страсти, но плод труда – наслаждение, повергает живое существо в невежество, которое ставит в одну из самых больших зависимостей. И в ад всего три дороги, одна из которых – жадность.

Добавить комментарий

Ваш e-mail не будет опубликован.